В течение всей жизни человек находится в процессе активного взаимодействия с другими членами общества.
Со временем меняются коллективы, близкое окружение и список знакомых каждого отдельно взятого индивида.
Поэтому происходит непрерывная социализация, которая позволяет адаптироваться к новым условиям.
Каковы основные направления и задачи социальной психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Понятие и суть
Что называется социализацией личности? Что означает процесс социализации? Кто ввел это понятие?
Социализация — это процесс, в ходе которого индивид вливается в общество, обучается, усваивает социальные ценности, нормы, установки, роли и модели поведения, принятые в конкретном обществе.
Автором понятия является американский социолог Ф.Г. Гиддингс.
Благодаря социализации человек становится полноценным членом общества, к которому он принадлежит.
Суть естественного и непрерывного процесса заключается в ознакомлении индивида с моральными, индивидуальными и даже физическими идеалами, которые пропагандируют окружающие.
Затем индивид усваивает эти нормы и необходимость их соблюдения, вступает в контакт с людьми, руководствуясь приобретенными знаниями. Процесс социализации личности исключает изоляцию индивида.
Виды и примеры
Наука выделяет несколько видов социализации:
- Первичная. Выступает в качестве основы для дальнейшего процесса социализации и протекает с момента рождения и до становления личности. Ребенок перенимает от родителей мнение, оценку и отношение к тем или иным явлениям в обществе, что в дальнейшем станет для него базовой установкой.
- Ресоциализация (вторичная). В ходе ресоциализации индивид замещает ранее усвоенные модели поведения и реакции на новые модели. Этот процесс длится все жизнь и запускается сразу после того, как завершается первичная социализации. Изменения в убеждениях могут быть незначительными, но могут быть и радикальными (если человек меняет свою систему ценностей под воздействием внешних факторов или самостоятельной обработки и оценки поступающей информации).
- Групповая социализация. Это социализация внутри той группы, в которой состоит индивид.
Пример: Подростки, большое количество времени проводящие с одноклассниками, перенимают в основном те нормы и ценности, которые приняты внутри группы одноклассников.
При этом родители (которые проводят с ребенком меньше времени, чем его сверстники) имеют меньшее влияние на социализацию подростка.
- Половая социализация. Процесс, в ходе которого представители мужского и женского пола принимают и усваивают модели поведения, знания и навыки по гендерному признаку.
- Трудовая социализация. После того, как человек устраивается на работу или меняет место работы/сферу деятельности, происходит адаптация в двух направлениях (профессиональная и коллективная). Профессиональная адаптация заключается в приобретении человеком новых качеств и черт характера, необходимых для успешной работы.
- Досрочная социализации. Это социализация с позиции гипотетической оценки. Т.е. человек как бы репетирует социальную роль, которая в данный момент ему не присуща.
Пример: Если родители активно принижают и критикуют какую-либо социальную группу, ребенок в дальнейшем будет воспринимать ущемление данной группы как нормальное и естественное явление.
Пример: Если человек родился и долгое время прожил в одной стране, а затем переехал на постоянное место жительство в другую страну, произойдет адаптация поведения и взглядов за счет плотного контакта с людьми другого менталитета.
Пример: Девочки учатся быть женственными и следят за внешностью, а мальчики не проявляют своих чувств (не плачут) и пытаются доказать преимущество на базе силы.
Пример: Если человек долгое время работал в коллективе, где сотрудники активно обсуждают рабочие моменты, а сама работа требовала усидчивости, то у него выработались соответствующие привычки.
Когда этот же индивид получит повышение и попадет в коллектив, где коллеги ведут себя очень скрытно (бояться конкуренции), а работа требует мобильности, произойдет трудовая социализация под новые условия.
Пример: Дети играют в «семью», примеряя на себя роли жены и мужа.
Это интересно: Структура и особенности портрета социальной личности
Чем отличается от воспитания?
Понятие социализации и воспитания находятся очень близко, так как влияют на становление личности. Но если воспитание — это контролируемый и направленный процесс, то социализация имеет стихийную природу.
Отличия кратко в таблице:
Воспитание |
Социализация |
В процессе участвуют два субъекта (конкретный воспитатель и тот, кого воспитывают) |
В процессе участвуют две стороны (человек и общество), но субъектом является лишь человек |
Процесс является целенаправленным и искусственно контролируемым |
Процесс является спонтанным и не поддается контролю со стороны |
Процесс является прерывистым и происходит только в момент контакта с воспитателем |
Процесс является непрерывным |
Человек как объект и субъект
Человек выступает в качестве объекта социализации, так как он подвергается воздействию общества. Индивид впитывает общественные установки и ценности, в процессе взаимодействия со значимыми людьми.
Общество же в свою очередь стремится превратить людей в «стандартных» и «нормальных» представителей социума и активно работает над этим.
Однако можно рассматривать человека и как субъекта социализации. Ведь индивид является не просто пассивным наблюдателем. Во время процесса адаптации он выполняет определенные задачи, проявляя активность и субъектность:
- естественно-культурные задачи;
- социально-культурные задачи;
- социально-психологические задачи.
Это интересно: Классификация и виды эмоций в психологии
В чем заключается процесс социализации?
Социализация подразумевает интеграцию человека в общество. Но этот процесс, при подробном рассмотрении очень сложен и многогранен, несмотря на свою стихийность.
Формирование личности
Социализация, если рассматривать ее как предпосылку к формированию личности, представляется противоречивым явлением, так как может быть интерпретирована по-разному:
- Усвоение внешних норм, способов взаимодействия и поведенческих моделей (выработанных в данном социуме), чтобы затем превратить эти навязанные установки в личные. Подчинение внешнему воздействию имеет добровольный характер, и индивид перенимает нормы интуитивно, часто не прибегая к анализу.
- Стремление членов общества доказать свой статус и поднять самооценку, в результате чего каждый отдельно взятый человек подводит свои действия к принятым нормам, желая соответствовать ожиданиям окружающих.
Благодаря этому механизму и происходит социализация.
Составляющие
Процесс социализации включает в себя:
- Стихийную социализацию. Индивид попадает под влияние жизненных обстоятельств и своего окружения, общества в целом, благодаря чему происходит социализация, подходящая именно для данной среды.
- Направляемая социализация. Государственный аппарат разрабатывает и принимает меры, законы и предписания для решения масштабных задач, в результате чего человек проходит социализацию по заранее установленному сценарию (армия, детские сады, институты, школы и т.д.).
- Социально контролируемая социализация. Общество и государственный аппарат преднамеренно создают условия для социализации (экономические, правовые, духовные, организационные и т.д.).
- Самоизменение индивида. Человек работает над самосовершенствованием или саморазрушением, несмотря на внешние факторы или исходя из этих внешних факторов.
Этапы, стадии, периоды, уровни и фазы
В качестве основных этапов социализации выделяют первичную и вторичную адаптацию.
Но есть и более подробная классификация, основанная на возрастных критериях:
- детство (в этот период личность формируется на 70% и закладывается определенный базис);
- подростковый возраст (в этом возрасте в организме происходит множество изменений, начинается половое созревание и индивид может брать на себя ответственность за большую часть собственных действий и решений);
- ранняя зрелость (в 16 лет наступает переломный момент, когда человек достигает зрелого возраста и получает возможность самостоятельно выбрать общество, в котором он будет пребывать);
- старший возраст (человек получает профессиональный, сексуальный опыт, а также опыт дружбы, вражды, отношений, чтобы освоить механизмы взаимодействия с членами общества, а затем направить силы на самореализацию в какой-либо сфере).
Стадии социализации:
- Стадия подражания взрослым и копирования их поведения.
- Стадия игры, когда дети примеряют на себя те или иные роли исходя из собственных сформировавшихся представлений о данных ролях.
- Стадия групповых игр, когда участие в ролевых спектаклях принимают несколько человек.
Уровни социализации:
- Биологический (связь человека с окружающей средой и подверженность влиянию этой среды).
- Психологический (внутреннее развитие, проявляющееся в виде самореализации; внешнее развитие, проявляющееся в преобразующем воздействии на мир).
- Социально-педагогический уровень (индивид ищут социальные роли, а общество диктует предписания).
Фазы социализации:
- Адаптация индивида (приспособление к обществу и отказ от индивидуальности).
- Персоциализация индивида (человек стремится повлиять на окружающих, занять сильную позицию в обществе).
- Интеграция индивида (человек не растворяется в социуме, но при этом уже может успешно взаимодействовать с окружающими согласно усвоенным стратегиям поведения).
Результат
Чем завершается процесс социализации?
Нельзя рассматривать социализацию как процесс, который подразумевает завершение.
На том или ином этапе интеграция человека в социум приводит к формированию новых установок, разрушению старых.
При этом актуальную систему ценностей, сформировавшуюся у индивида к любому этапу адаптации, можно назвать временной.
Условия
Факторы или условия социализации выделяют в отдельные группы исходя из того, насколько обширно влияние этих факторов:
- мегафакторы (космос, мир, Земля);
- макрофакторы (государство, общество, нация и т.д.);
- мезофакторы (субкультура, место и тип поселения и т.д.);
- микрофакторы (семья, друзья, близкое окружение, коллеги, различные организации);
Средства
Средства социализации индивидуальны для каждого отдельно взятого социума и группы.
К таким способам можно отнести способы вскармливания ребенка, привитые в семье бытовые умения, духовная культура и популярные движения, распространенные темы для общения и методы общения.
Цели и функции
Основная цель социализации — это усвоение человеком норм и правил, позволяющих успешно интегрироваться в общество и взаимодействовать с другими людьми, поддерживать продуктивный контакт.
Функции:
- нормативно-регулятивная;
- личностно-преобразовательная;
- ценностно-ориентационная;
- информационно-коммуникативная;
- творческая;
- функция воспроизводства или прокреация;
- компенсаторная.
Если хотя бы одна из функций не была выполнена, социализация не может считаться успешной, т.к. ситуация может перекоситься в сторону десоциализации или ресоциализации.
Механизмы
Существует несколько механизмов социализации, которые имеют социально-психологическую структуру.
- Идентификация. Человек осознает себя через принадлежность к той или иной группе/роду, благодаря чему он перенимает формы поведения и нормы отношений.
- Подражание. Копирование чужих моделей поведения, манер, поступков и даже движений на сознательном или бессознательном уровне.
- Внушение. Восприятие информации в чистом виде, без сопутствующего анализа и критики, с целью дальнейшего воспроизведения полученных установок и переноса их на свою жизнь.
- Фасилитация. Стимуляция деятельности одних людей, за счет контролируемого поведения других людей.
- Конформность. Проявление покорности в плане социально одобряемых моделей поведения, но внутреннее и осознанное несогласие с мнением окружающих.
Традиционный механизм
Выделяют и другие механизмы социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный).
Наиболее распространенным и комфортным механизмом является традиционный механизм.
Его суть заключается в усвоении ребенком типов поведения, идеалов, взглядов и норм, присущих семье и близкому окружению индивидуума.
Такое усвоение происходит неосознанно, на почве слепой веры в доминирующие стереотипы.
Факторы
Факторы социализации — это условия, при которых протекает процесс социализации. Они напрямую влияют на формирование личности. В числе основных факторов можно выделить семью, учебные заведения, место жительства (улицу), СМИ, интернет, общественные объединения и организации.
Микрофакторы оказывают влияние на человека посредством «агентов». Агентами выступают все те члены общества, которые окружают индивида и контактируют с ним на протяжении жизни.
В детстве это родители и друзья, в более зрелом возрасте сокурсники, коллеги и супруг(а). После рождения потомства агентами социализации для индивида становятся также его собственные дети.
Макрофакторы влияют на большие группы и людей и формируют общественное сознание. В современном мире к традиционным макрофакторам прибавились также современные обстоятельства (экологические и демографические проблемы, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность и проч.).
Стихийные
Если обобщить, то в качестве основного фактора стихийной социализации можно выдвинуть государство. При более подробном рассмотрении можно вычленить отдельные составляющие:
- идеология;
- политика;
- экономическая ситуация.
В совокупности эти факторы формируют условия жизни, а значит, закладывают определенные убеждения и предубеждения у граждан, проживающих в данных условиях.
Доминирующими факторами социализации является семья и образовательные заведения (учреждения).
Сферы
Социализация личности может происходить в трех сферах:
- деятельность;
- общение;
- самосознание.
Эти сферы объединяет то, что в каждой из них человек идет по пути расширения внешних связей.
Центральной сферой ля личности является самосознание, которое позволяет самостоятельно регулировать действия.
Теории
Теория |
Ученый |
Идея |
Теория развития личности |
Чарльз Кули Джордж Герберт Мид |
«Зеркальное отражение» или восприятие себя через представления об оценочных суждениях окружающих |
Психоаналитические теории |
Зигмунд Фрейд Эрик Эриксон |
Личность развивается поэтапно, приближаясь к половой зрелости. Каждая стадия связана с преодолением кризисных состояний. |
Теория развития познания |
Жан Пиаже |
Личность развивается постепенно, во время прохождения стадий. На каждой стадии развивается новый познавательный навык. |
Теория нравственности |
Лоренс Колберг |
Нравственное развитие происходит посредством стадий, каждая из которых предполагает овладение новыми познавательными способностями и навыком понимания чувств окружающих. |
По Фрейду
Теория личности З. Фрейда предпологает наличие у человека трех личностных состояний (Оно, Я, сверх-Я).
Ид, «Оно» — это энергия, которая побуждает человека к получению удовольствия.
Эго, «Я» выступает в качестве контролера, который руководствуясь реальностью, позволяет человеку регулировать Ид. Суперэго, «Я» — это родитель внутри человека.
Та часть сознания, которая оценивает поведение и стремится довести его до установленного родителями стандарта.
Также Фрейд выделяет 4 стадии сексуального развития:
- оральную;
- анальную;
- фаллическую;
- генитальную.
На каждой стадии возникает конфликт между запретами, установленными родителями. А затем конфликт возникает уже с Суперэго, которое выполняет роль родителя. На стыке этих противоречий происходит социализация.
Проблемы
Проблемы социализации возникают тогда, когда человек отклоняется от общепринятых норм и правил ввиду собственных критических выводов. Но в основе проблемы может лежать и оторванность индивидуума от социума.
Нарушенная социализация — это дисбаланс между субъективной и объективной реальностью.
Нарушения могут произойти по следующим причинам:
- гетерогенность агентов;
- трансляция значимыми членами общества противоположных социальных концепций;
- конфликт между первичным и вторичным этапом.
Большую роль в процессе социализации играет активность человека, который должен придавать поступающую информацию критике и оценке. В таком случае процесс будет проходить успешно на каждой из стадий.
О том, что такое социализация, вы можете узнать из видео: