Сенситивные личности отличаются от других людей рядом специфических особенностей психики.
Подобный тип характера имеет свои преимущества и недостатки.
Характеристику гипертимного типа акцентуации характера вы найдете в нашей статье.
Оглавление
Понятие сенситивного периода
Сенситивные периоды — что это такое в психологии?
Под таким периодом понимается определенный промежуток жизни индивида, во время которого присутствуют условия для оптимального развития психологического качества или вида деятельности.
Подобный процесс объясняется тем, что в каждый момент жизни человека увеличивается чувствительность его психики к восприятию конкретных внешних явлений.
Соответственно, и развитие идет в том направлении, для которого созданы наиболее благоприятные условия на текущий момент времени.
Периоды развития
Известный итальянский педагог, специализирующийся на вопросах раннего развития личности — Мария Монтессори. Она выделила следующие ключевые сенситивные периоды, которые проходит любой индивид:
- Развитие речи (0-6 лет). До года ребенок еще не разговаривает с окружающими, но активно контактирует с ними доступными ему способами.
В это время большое значение имеют близкие эмоциональные связи, которые помогают познавать окружающий мир.
С года до трех лет происходит активное освоение языковой речи, словарный запас малышей постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются. С трех до шести лет значительно улучшаются разговорные навыки, появляется интерес к чтению и письму. Многие дети в возрасте 6 лет уже умеют неплохо читать и писать печатными буквами отдельные слова или короткие предложения.
- Восприятие порядка (0-3 года). Для детей порядок в их жизни имеет гораздо большее значение, чем для взрослых. Ежедневные ритуалы, правила поведения, одинаковое расположение вещей в шкафу и в комнате — все это дает малышам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Внешний порядок в сознании детей напрямую связан с внутренним спокойствием. Любые непредвиденные ситуации, изменение привычных ритуалов являются для детей стрессом. По этой причине именно в возрасте трех лет чаще всего наблюдаются истерики, капризы. Большинство сцен, которые устраивают дети своим родителям, являются не проявлением характера, а реакцией на изменение привычного порядка вещей.
- Сенсорное развитие (0-5,5 лет). Обоняние, осязание, вкусовые ощущения развиваются естественным образом. Совершенствование этих навыков может происходить при содействии взрослых. Детям полезно ощупывать ткани и изделия разных фактур, слушать музыку, изучать окружающие предметы, пробовать разные блюда и т.д.
Чем богаче палитра ощущений, которые переживает маленький человек, тем более разностороннее развитие он получает.
- Восприятие маленьких предметов (1,5-6,5 лет). Все специалисты сходятся во мнении, что игры с мелкими предметами прекрасно развивают мелкую моторику детей. В свою очередь, от развития мелкой моторики напрямую зависят речевые способности. Малыши уже в раннем возрасте неосознанно тянутся к пуговицам, горошинам и прочим небольшим по размеру объектам, желая пощупать их собственными руками и рассмотреть со всех сторон. Подобные игры с миниатюрными предметами должны проводиться только под наблюдением взрослых. Также можно максимально обезопасить ребенка — продеть мелкие бусины через нитку, пришить пуговицы разных размеров к лоскуту ткани и т.д. В данный период большую пользу приносят конструкторы, которые помогают детям определить связь между целым и частью.
- Развитие движений и действий (1-4 года). Двигательная активность играет ключевую роль в полноценном развитии психических функций у детей данного возраста. Во время движения обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга. По мере взросления ребенок начинает лучше координировать свои движения, осознает свое тело. Большое значение имеют физические упражнения — бег, прыжки, балансирование, карабканье и т.д. Чем активнее проводит ребенок время в данный период свой жизни, тем лучше для него.
- Период развития социальных навыков (2,5-6 лет). До 6 лет формируются основы социального поведения. От того, какие культурные формы общения закладывают в малыша окружающие, зависит уровень его вежливости, воспитанности, уважения к другим людям.
Дети подражают действиям и речи взрослых, поэтому большое значение имеет поведение родителей, которые являются для ребенка авторитетом.
Это интересно: Техники релаксации по Джекобсону и Шульцу
Сенситивность, как свойство личности
Под сенситивностью понимается уровень чувствительности человека, степень его реагирования на внешние раздражители.
Специалисты выделяют повышенную и пониженную чувствительность.
При повышенном показателе люди отличаются тревожностью, самокритичностью, низкой самооценкой. Они застенчивы и впечатлительны.
Любые негативные события или даже предпосылки для наступления таких событий воспринимаются ими предельно остро. Обычно повышенная чувствительность преобладает у индивидов с подобным характером в подростковом возрасте.
По мере взросления человек начинает овладевать навыками самоконтроля, самодисциплины. Он учится владеть своими эмоциями, не реагировать остро на любые неприятности.
При пониженном уровне чувствительности человек демонстрирует безразличие к большинству событий и явлений. Он редко проявляет заинтересованность в чем-то, не стремится дать оценку факту или деятельности.
Поступки других людей также редко находят у него эмоциональный отклик. В крайних случаях такой тип личности может демонстрировать полное безразличие и невнимание к другим людям и событиям, граничащее с бестактностью и отупением.
Характеристика типа
Сенситивные люди отличаются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, низкой самооценкой.
Ключевая черта таких личностей — неуверенность в себе.
Подобный тип психики можно наблюдать у человека уже в раннем детстве. Чувствительные дети отличаются пугливостью, тревожностью. Нередко боятся темноты, одиночества, животных.
Они не любят большие компании сверстников, чувствуют себя некомфортно во время различных соревнований, конкурсов. В обществе посторонних могут сильно стесняться, замыкаться в себе.
На первый взгляд может казаться, что такие дети имеют определенные психические проблемы. На самом же деле, им достаточно эмоционально сблизиться с людьми, чтобы перестать закрываться от них.
В знакомой обстановке, в компании друзей они демонстрируют хорошие коммуникативные навыки, открытость и дружелюбие.
Школьный период дается также непросто, поскольку шумные одноклассники, суета и драки могут оказывать на детей гнетущее впечатление. В то же время постепенно они втягиваются в учебный процесс, обзаводятся приятелями, начинают проявлять интерес к учебе.
Обычно дети с сенситивным складом характера прилежно учатся, но испытывают сильный стресс во время любых контрольных, проверочных, экзаменов.
Нередко для них представляет проблему вызов к доске или необходимость поднимать руку и отвечать перед всем классом.
Из-за низкой самооценки они боятся совершить ошибку, насмешить окружающих. Подобные страхи приводят к тому, что такие дети нередко действительно становятся предметом насмешек.
Во взрослом возрасте наиболее негативные проявления подобного склада личности могут отступить при условии постоянной работы над собой, совершенствования механизмов саморегулирования, снижения уровня самокритичности, осознания достижений и т.д.
Но, как правило, два ключевых качества сохраняются на протяжении всей жизни: повышенная впечатлительность, ощущение собственной недостаточности.
Вне зависимости от социальных достижений существует внутренняя неуверенность в себе, которая заставляет постоянно беспокоиться о производимом на окружающих впечатлении.
Сильные и слабые стороны
Позитивные черты характера сенситивной личности:
- высокие моральные установки;
- чувство стиля;
- доброжелательное отношение к окружающим;
- способность к проявлению внимания;
- доброта;
- общительность;
- наблюдательность;
- развитая интуиция;
- исполнительность;
- преданность;
- стремление к социальному признанию;
- интеллектуально-эстетическое развитие.
Можно смело утверждать, что такие люди обладают достаточно большим набором положительных качеств, которые помогают им добиться определенных успехов в жизни.
Но следующие слабые стороны характера, проявляющиеся при неблагоприятных условиях, часто мешают полноценной реализации в жизни:
- чрезмерная чувствительность;
- впечатлительность;
- низкая самооценка;
- застенчивость;
- замкнутость;
- излишняя осторожность;
- подозрительность.
Рекомендации
Людям с подобным складом психики рекомендуется постоянно работать над собой. Это можно делать самостоятельно или при помощи специалистов (консультации, тренинги). Необходимо вырабатывать адекватную самооценку, смелость, открытость, доверие к людям.
Часто чувствительные люди остро переживают любые критические ситуации, кризисы в личной жизни или профессиональные неудачи. После пережитых разочарований они замыкаются в себе, а все негативные психические черты обостряются.
В такие периоды важно найти способ преодолеть ситуацию и использовать ее для развития способностей по сопротивляемости внешним раздражителям.
Поскольку сенситивные личности в большой степени склонны к рефлексии, постоянный самоконтроль может дать ощутимые результаты.
Избавившись от чрезмерной чувствительности, зависимости от постороннего мнения и завышенных требований к собственной персоне, такие индивиды могут добиться высоких результатов благодаря своей доброжелательности, исполнительности и высоким моральным установкам.
Таким образом, сенситивный тип личности характеризуется повышенной впечатлительностью и низкой самооценкой.
Люди с подобным складом психики имеют немало положительных качеств, поэтому при условии постоянной работы над собой могут добиться успеха в обществе.
Сенситивный тип — описание: