Структура и особенности портрета социальной личности


Социальная личность

Каждому человеку свойственны определенные индивидуальные черты.

Социальные и психологические характеристики личности являются важным предметом научного изучения.

Понятие


Понятие и значение термина

Человек не может существовать вне общества.

В этом его главное отличие от животных.

Социальная личность — это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.

У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.

Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.

Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность — это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.

На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.

Каждый человек изначально представляет собой «чистый лист», который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.

к содержанию ↑

Типы

Основные типы

В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:

  1. Традиционалисты. Для них на первом месте законопослушность, исполнительность, дисциплинированность и ответственность. Подобные черты наблюдаются на фоне отсутствия стремления к самореализации, самостоятельности.
  2. Идеалисты. Они являются полной противоположностью традиционалистов. Стремятся проявить себя и действовать в соответствии с собственными установками, принципами. Не признают авторитетов и традиционных взглядов на вопросы.
  3. Фрустрированный тип. Эти люди не чувствуют себя вовлеченными в общественную жизнь, в принятие важных общественных решений. Им свойственна низкая самооценка, постоянное состояние подавленности и пассивности.
  4. Реалисты. Подобные личности грамотно сочетают стремление к самореализации с осознанием чувства долга.

    Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства.

  5. Гедонистические материалисты. Являются типичными потребителями, которые стремятся к получению сиюминутных удовольствий, не задумываясь о завтрашнем дне. Собственные желания для них всегда на первом месте.

Типы личности:

к содержанию ↑

Социально-психологический портрет



Социально-психологический портрет человека

Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.

Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:

  • темперамент;
  • характер;
  • навыки и умения;
  • уровень интеллекта;
  • эмоциональность;
  • волевые качества;
  • коммуникабельность;
  • уровень самооценки;
  • степень самоконтроля.

В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.

По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.

к содержанию ↑

Свойства и качества

Свойства и качества индивида

Социально-психологические свойства — это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.

Данные свойства делятся на четыре группы:

  • свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.);
  • свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.);
  • свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.);
  • свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).

Социально-психологические качества — это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.

В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:

  1. Атлетики. Люди с активной жизненной позицией, которые стремятся всегда доминировать и управлять.
  2. Пикники. Люди с хорошо развитыми адаптивными механизмами, позволяющими им легко вступать в коммуникации и успешно избегать конфликтных ситуаций.
  3. Астеники. Классические интроверты, предпочитающие уединение.
к содержанию ↑

Структура


Личность человека имеет определенную структуру:

    Структура личности

  • психологическая сторона отвечает за функционирование всех психических процессов;
  • социальная сторона отражает качества, необходимые для успешного функционирования в обществе;
  • мировоззренческая часть отвечает за формирование системы оценок, взглядов и представлений об окружающей действительности.
к содержанию ↑

Особенности

С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:

  • является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора;
  • является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик;
  • формируется под влиянием социума (процесс социализации);
  • осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам;
  • осознает свои потребности, желания и цели;
  • стремится к самореализации;
  • самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации;
  • полностью включена в отношения с окружающей действительностью;
  • занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.
к содержанию ↑

Параметры анализа

Социально-психологические параметры анализа личности следующие:

    Главные параметры анализа

  1. Зрелость. Высшим уровнем зрелости является наличие определенных жизненных установок и взглядов. Зрелый человек в своих действиях руководствуется индивидуальной системой ценностей. Он занимает уважаемое положение в обществе и является объектом для подражания, не отказывается от своих взглядов даже под угрозой применения насилия. Такой человек может содействовать развитию других членов общества, которые берут с него пример. Незрелая личность отличается отсутствием четкой системы ценностей, низким уровнем социальной ответственности.
  2. Адаптация. Это степень приспособления человека к жизни общества. При конфликтной адаптации происходит непринятие общественных норм, что приводит к психологическому напряжению и сложностям с самореализацией. При средней адаптации человек вполне вживается в окружающую действительность и более или менее успешно функционирует в обществе.

    При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.

  3. Адекватность. Это принятие и усвоение человеком существующих в обществе норм и принципов. Индивид не просто внешне подстраивает свое поведение под общепринятые модели, а внутренне преобразовывает себя в процессе социализации. Адекватных с социальной точки зрения людей отличает высокий уровень морали, нравственности.
  4. Идентичность. Это результат самоидентификации человека. Осознав свое «Я», индивид может сопоставлять выдвигаемые обществом требования и предоставляемые возможности со своими способностями и желаниями. В итоге вырабатывается механизм регулирования поведения в обществе с учетом представлений о себе.
к содержанию ↑

Зрелость

Зрелость - понятие

Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.

Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.

Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.

Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.

к содержанию ↑

Соотношение биологического и социального

Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.

Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.

Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.

При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.

Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.

к содержанию ↑

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Теория психосоциального развития психолога Э. Эриксона

Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.

От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:

  • младенчество (0-1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • детство (3-6 лет);
  • школьный возраст (6-12 лет);
  • отрочество и юность (12-20 лет);
  • ранняя зрелость (20-25 лет);
  • средний возраст (25-65 лет);
  • поздняя зрелость (после 65 лет).

Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.

Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.

Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.

к содержанию ↑

Личность и среда

Личность и социальная среда

Все социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между личностями, группами, социальной средой.

Под средой понимается весь спектр общественных отношений и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни.

Социальная среда формируется на основании экономических показателей, классовой и национальной принадлежности, бытовой и профессиональной деятельности

Без социальной среды человек не смог бы стать личностью. Сам факт существования человеческого организма не обеспечивает усвоение необходимых общественных навыков и моделей поведения.

Для формирования социальных черт человек должен жить в социальной среде и усвоить общественно-исторический опыт прошлых поколений.

Не раз появлялись научные свидетельства того, что выросшие вне общества дети остаются на уровне развития животных.

Они не обладают осознанным мышлением, воображением, не умеют говорить. Только участвуя в общественной деятельности, вступая в социальные контакты, выполняя трудовые обязанности человек способен стать полноценной личностью.

Итак, социальная личность формируется у любого человека, живущего в обществе. Этой личности присущи определенные особенности, свойства и качества.






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий