Типы и примеры социальных ролей в обществе

Социальные роли - примеры

Взаимодействуя с обществом, каждый человек исполняет большое количество социальных ролей.

Понимание, приятие человеком общественных «правил игры» — важный способ самоосознания личности, выбор эффективной стратегии существования.


Но несовместимость разных ролевых установок способна стать причиной конфликтов и даже трагедии для человека.

Понятие в психологии

Понятие в социальной психологии

Человеческое сообщество, социум — сложная комбинация правил и взаимоотношений, сложившаяся система ценностей, традиций и установок.

В этой системе на человека, как участника жизни общественной группы, накладываются определенные ожидания: как именно он должен себя вести в том или ином качестве, чтобы соответствовать сложившимся представлениям людей о положительном, правильном, успешном поведении.

Первичное определение «социальной роли» почти одновременно, но независимо друг от друга, предложили в первой половине 20 века американские ученые — антрополог, социолог Ральф Линтон и философ-психолог Джордж Герберт Мид.

Линтон представил общественную роль, как систему норм и правил, задаваемую человеку социумом. Мид — как гласно или негласно установленную общественную игру, включаясь в которую, человек усваивает законы общества и становится его «ячейкой».

При всей разнице определений, из них впоследствии сформировалось общее понятие, в котором социальная роль — «спайка» личности и общества, совмещение в поведении человека проявлений сугубо индивидуального и сформированного под влиянием общества.

Социальная роль — ожидания социума, что человек, как носитель какого-то общественного статуса, будет вести себя определенным образом.

Классификация: список


Классификация ролей: список

Так как жизнь и функционал человека среди себе подобных многообразны, то и классификаций ролей в социуме множество.

Роли, определяющие место индивида в сложной иерархии человеческих контактов:

  • по гендеру — женские, мужские;
  • по профессиональной принадлежности;
  • по возрасту — ребенок, взрослый, пожилой человек.

Взаимоотношения людей также можно обозначить как социальные амплуа:

  • муж, жена, мать, отец (семья);
  • лидер, вожак, предводитель;
  • отверженный обществом, изгой, аутсайдер;
  • всеобщий любимец и т.д.

Личность в социальной системе является «исполнителем» множества общественных ролей. Они могут распределяться официально, осознанно, или возникать стихийно, в зависимости от развития той или иной жизненной ситуации.

Например, предписания, принятые в рабочей организации, будут диктовать ее работникам определенные правила игры.

Каждая бытовая ситуация делает человека участником многочисленных «людских игр», уже окрашенных сформированными ожиданиями общества.

Виды и типы

Виды и типы с примерами

Первая систематизация общественных ролей принадлежит одному из создателей современной социологии, американцу Толкотту Парсонсу.

Любую роль индивида в обществе, утверждал социолог, можно емко описать всего пятью основными характеристиками:

  1. Возможная глубина взаимодействия людей друг с другом. Например, учитель и ученик контактируют в рамках правил организации учебного процесса. Но общение супругов или близких друзей несравненно глубже, затрагивает гораздо больший круг вопросов взаимодействия.
  2. Способ, которым получена (приобретена) социальная роль. Есть роли, которые принадлежат человеку в силу не зависящих от него факторов: мужчина он или женщина, ребенок или взрослый член социальной группы. Противопоставлены подобным соцролям те, которых люди сознательно добиваются путем приложения усилий.

    Так получение конкретной профессии, должности на работе требует активных действий от самого человека.

  3. Масштаб возможного проявления эмоций в общении людей друг с другом. Например, общение коллег по работе, взаимодействие продавца с покупателем не предполагают сильного проявления чувств. Но в семье, от супруга, родителя или ребенка, ожидается душевное участие, эмоциональная вовлеченность в дела друг друга.
  4. Какие виды и типы существуют?

  5. Наличие или отсутствие определенных правил взаимодействия. Так полицейский на работе обязан обеспечивать соблюдение людьми законодательных норм, а гардеробщик обязан принять на хранение, а потом выдать вещи клиенту заведения. Правила установлены должностными обязанностями, которые выполняют эти люди. Женщина в семье может взять верхнюю одежду у мужа или ребенка, для того, чтобы повесить ее в шкаф, хотя формально она не обязана этого делать.
  6. Мотивы, которые движут человеком в совершении деятельности. Так от коммерсанта социум ждет, что тот будет действовать, в расчете получить прибыль. Но от служителей религиозных или благотворительных организаций аналогичная мотивация будет воспринята, как нарушение норм морали, так как от них социумом ожидается бескорыстная деятельность на благо общества.

Абсолютно любая роль человека в обществе может быть подробно описана с помощью перечисленных характеристик.

Примеры из жизни


Обучение соответствию принятым в обществе нормам, стереотипам (правилам игры) начинается с раннего детства человека:

  1. От родителей ребенок получает знания о том, что можно, а чего нельзя делать в разных жизненных ситуациях. Как следует вести себя по отношению к матери, отцу, старшим в целом, друзьям. Какие правила поведения необходимо соблюдать на улице, в гостях, в детском саду, школе.
  2. Яркие примеры из жизни

  3. С раннего детства идет освоение гендерных амплуа. Ожидания, как должны себя вести девочки и мальчики, разные. Одно и то же поведение разнополых детей встретит разную реакцию родителей. Например, заплакавшую девочку утешат, а мальчику объяснят, что плакать будущему мужчине не подобает.
  4. По мере взросления, ребенок осваивает социальные роли ученика школы, друга в компании сверстников, участника кружков и секций по интересам. В ближайшем будущем молодого человека обычно ожидает статус студента учебного заведения.
  5. С получением образования осваивается профессиональная миссия в обществе — врач, продавец, актер, учитель.
  6. Мужчины и женщины создают семьи, осваивая амплуа мужа и жены, а затем — родителей.

Люди, зная о статусе в обществе того или иного человека, предъявляют некий установленный, ожидаемый набор требований к его поведению.

В обществе уже существуют давно установленные стандарты успешно или, напротив, плохо выполняемой социальной модели поведения для конкретного случая.

Хотя, конечно, человек обладает свободой в отношении своей «общественной игры». В итоге каждый индивид волен исполнять социальную роль (или вовсе отвергнуть ее) в соответствии со своими собственными понятиями и представлениями о жизни, индивидуальными особенностями.

С чем связаны?

С чем связаны роли?

«Стандартный» набор ролей связан с основными сферами жизни человека в социуме.

В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

Социальные связаны с неким ожидаемым от человека набором прав и обязанностей, которые, в понимании общества, накладывает на него данный статус:

  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность, вид деятельности;
  • гендер и т.п.

Межличностные роли индивидуальны и складываются из конкретных отношений в паре, группе, сообществе людей (например, всеобщий любимчик в семье).

Так как каждый индивид — «носитель» большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

Внутри комплекса разделяют типичные социальные роли личности и те, которые возникают в зависимости от ситуации.

К типичным, базовым социальным ролям относят те, которые формируют костяк личности индивида:

    С чем связаны типичные?

  • его взаимодействие в семье, с ближним («родным») кругом общения;
  • принадлежность к профессиональному социуму, кругу;
  • общественно-политическую деятельность и убеждения.

В отличие от базовых (постоянных) социальных ролей ситуационные возникают спонтанно и заканчиваются со сменой «сюжета».

Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

Psyholic.ru - это онлайн ресурс, посвящённый различным аспектам психологии. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.

В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.

Одним из основных направлений на сайте psyholic.ru является изучение отношений с противоположным полом. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях.

Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.

Помимо этого psyholic.ru обращает внимание на важность правильного общения в современном обществе. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими.

Сайт psyholic.ru также поможет вам разобраться с различными фобиями и маниями, которые могут мешать вам жить полноценной жизнью. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.

Psyholic.ru также занимается продвижением саморазвития и личностного роста. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Сайт psyholic.ru - это не просто информационный портал, но и настоящий помощник в психологических вопросах. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.

Теория


Джордж Мид, один из основоположников ролевой теории, первым показал в своих трудах процесс осознания собственного Я индивидом, которое происходит именно во взаимодействии с социумом.

Самоосознание изначально отсутствует у малыша. Общаясь внутри своей социальной группы (обычно, семьи), ребенок примеряет предлагаемые ему «готовые» роли ее участников.

Он ежедневно сталкивается с готовыми моделями и усваивает, как ведут себя по отношению друг к другу мать и отец, как они общаются с друзьями, соседями, коллегами по работе, другими членами семьи, с ним лично.

Именно так он получает первый опыт социальных контактов. «Примеряя на себя» предлагаемые ему стереотипы поведения, ребенок начинает осознавать себя как члена социума (социального субъекта).

Джордж Мид - теория

Так происходит развитие личности — в разыгрывании каких-то ролей.

Мид утверждал, что «ролевая сущность» — основной механизм личности, костяк ее структуры.

Действия человека связаны прежде всего с усвоенными им социальными установками, а также ожиданиями общества и самого индивида получения конкретного результата от исполнения того или иного амплуа в обществе.

Как определить свои?

Определить свои социальные роли очень просто. Достаточно, «вписать» себя в сложившуюся систему собственных взаимоотношений с социумом.

Соцроль человека существует там, где у него есть обязанности (ожидания общества) вести себя определенным образом:

  1. От сына (или дочери) по отношению к родителям ожидается послушание (в детском возрасте), помощь — от взрослого ребенка.
  2. Статус пешехода накладывает обязанности соблюдать правила перемещения по улицам (соблюдать сигналы светофора, перемещаться по тротуару, а не проезжей части). Водитель легкового автомобиля обязан соблюдать установленные законом правила дорожного движения.
  3. Роль студента высшего учебного заведения предполагает посещение занятий, своевременную сдачу экзаменов и зачетов, допустимое правилами поведение на лекциях и в стенах учебного заведения.
  4. Как определить свои позиции?

  5. Статус друга означает поддержку товарища, защиту и разделение его интересов и системы ценностей.
  6. Родитель обязан заботиться о ребенке, обеспечивать его жизненно важные потребности, следить за состоянием здоровья, воспитывать, передавать знания о жизни, принятых в социуме нормах поведения, допустимых способах взаимодействия с людьми.

Зачастую для выполнения разных ролей от человека требуется постоянная смена моделей поведения.

Ожидания, что человек будет успешно выполнять несколько социальных ролей, требования которых противоречат друг другу, приводят к ситуации, получившей в психологии название ролевого конфликта.

У взрослого члена общества набор доминирующих социальных амплуа (то, как он их выполняет) уже сформирован. Их совокупность составляет своеобразное общественное «досье» человека, его индивидуальный, но для окружающих — типичный и привычный (ожидаемый, прогнозируемый) образ.

Социальные роли людей:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *