Проблеме возникновения, развития сознания человека уделяется большое внимание в психологии, философии.
Существуют различные подходы к пониманию данного явления.
Что такое бессознательное по Фрейду и Юнгу? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Сознание и самосознание
Сознание — высшая функция мозга, свойственная в живой природе только человеку.
Эта функция непосредственно связана с речью и выражается в способности мозга воспринимать, отражать и перерабатывать поступающую из окружающей действительности информацию, в умении планировать действия и предвидеть их результаты, в способности контролировать и регулировать поведение.
Сознание состоит из различных компонентов: внимания, памяти, воли. Каждый из них выполняет определенную функцию. Так, внимание позволяет усваивать информацию, поступающую извне.
Память способствует уяснению этой информации и способности ее применения в дальнейшем. А воля помогает нацеливать себя на достижение поставленных задач и получение желаемых результатов.
Разум помогает человеку познать окружающий его мир, успешно функционировать в обществе.
Приобретая знания о самом себе, о других людях, о природе, о закономерностях общественной жизни, человек получает возможность успешно социализироваться в своей среде обитания.
Также благодаря сознанию становится возможным проявление воображения. Люди могут не только воспринимать реальные предметы и явления, но и воспроизводить у себя в уме любые желаемые образы.
Именно это свойство психики позволяет создавать произведения искусства, делать научные открытия.
При помощи сознания человек оценивает свои поступки, их соответствие существующим требованиям.
Он вырабатывает принципы самоконтроля, регулирования своего поведения.
Сознание позволяет как ориентироваться в настоящем, так и прогнозировать будущее — строить планы, предвидеть развитие событий.
Самосознание — особая высшая форма мышления. Оно позволяет воспринимать себя как физический организм, как личность, с присущими ей качествами, установками, эмоциями и чувствами.
У человека появляется возможность не только объективно оценивать собственные индивидуальные черты, но и успешно интегрироваться в окружающую обстановку.
Благодаря наличию самосознания человек получает возможность постоянного саморазвития и самосовершенствования. Он свободно определяет свои желания, потребности.
Происхождение
Существует две ключевых концепции:
- Идеалистическая. Сознание появляется в природе человека без вмешательства каких-либо земных законов. Существуют различные попытки объяснения подобного подхода. Так, Кант придерживался мнения, что разум существует в Боге и в момент появления человека на свет вселяется в него. С религиозной точки зрения человек изначально рождается без сознания, но в первые недели его жизни оно проникает внутрь тела вместе с душой.
- Материалистическая. Разум является результатом появления у человека способности отражать все многообразие окружающей действительности. Данная концепция представлена тремя основными теориями: трудовой, теорией генетической ошибки, теорией бифуркации.
В основе трудового подхода лежит теория происхождения видов Ч. Дарвина. Причина развития способностей кроется в совместном труде людей, появлении необходимости применения речи для общения между собой.
По теории генетической ошибки человек стал результатом сбоя эволюционной программы развития. А теория бифуркации делает упор на возможность мощного скачка в развитии природы, в результате которого появился человек со сформированным мышлением.
Споры о происхождении сознания ведутся не только в психологической плоскости. Данный вопрос интересует также философов, историков, физиологов, физиков.
Теория Л. Кольберга
Отдельного внимания заслуживает теория Л. Кольберга о развитии морального мышления личности.
По мнению ученого, весь процесс эволюции, который проходит человек с раннего детства и до зрелости, связан напрямую с познавательной деятельностью.
Именно благодаря способности к познанию, человек овладевает эмоциями, формирует представления о моральных принципах, понимает свою половую принадлежность.
Кольберг привлекал детей к психологическим экспериментам, нацеленным на выявление закономерности развития нравственных суждений. В ходе проведенных многочисленных экспериментов было установлено, что моральное сознание личности состоит из трех уровней:
- Доусловный. Действия оцениваются с точки зрения возможных последствий.
- Традиционно-нравственный. Признанные обществом ценности и установки признаются более значимыми, чем индивидуальные интересы личности.
- Пострадиционный. Нравственные суждения формируются на основе собственных выработанных принципов.
Кольберг утверждал, что переход от одного уровня культурного развития к другому напрямую зависит от возрастных изменений.
По мере взросления на нравственные установки ребенка оказывают влияние взгляды его родителей, уровень образования, предпочтения сверстников, стремление к поощрению со стороны общества, развитие логического мышления.
Предпосылки и условия возникновения
Основной предпосылкой развития мыслительной деятельности человека стало появление первых орудий труда.
Овладение этими орудиями позволило людям приступить к трудовой деятельности.
Необходимость в координации усилий привела к развитию речи, как способа коммуникации.
К тому же, сама трудовая деятельность по своей природе побуждала к развитию сознания: человек приходит к пониманию того, что существует предмет и цель, которой можно добиться с помощью этого предмета. Так и формировалась целенаправленная деятельность.
Чем больше люди овладевали орудиями труда, чем дальше шел прогресс, тем выше становился уровень осознанности ими своего поведения.
В процессе совместной деятельности люди приходили к пониманию, что их личные потребности удовлетворяются одновременно с общими нуждами. Появились первые представления об общественном сознании, общности интересов.
В онтогенезе
Уровень мышления только что появившегося на свет ребенка и взрослого человека значительно различаются, этот факт не подвергается оспариванию в отличие от вопроса происхождения сознания.
Также ученые сходятся во мнении, что существует прямая зависимость между уровнем развития сознания и индивидуальными особенностями конкретного человека, спецификой его окружения.
Отдельного внимания заслуживает теория А.Н. Леонтьева. По мнению ученого человек рождается с определенной врожденной, безусловно-рефлекторной организацией поведения.
Затем в процессе своего существования он усваивает исторический опыт своих предков, и именно этот опыт является основополагающим этапом развития сознания.
Движущей силой, которая способствует усвоению опыта, становится взросление.
Это интересно: Структура и компоненты человеческого сознания в психологии
Критерии, этапы, уровни
Существует три этапа развития внутреннего восприятия:
- Представления о своем физическом теле, определение себя как отдельного организма.
- Отнесение себя к определенной социальной группе, восприятие своей личности с точки зрения ее социальной роли.
- Полное восприятие своего «Я». У индивида формируются собственные ценностные установки, он ощущает себя как полноценную личность.
К критериям самосознания относятся:
- степень автономности от остальных субъектов общества;
- уровень активности (умения управлять собой);
- распознавание в других качеств, которые присущи собственной личности;
- наличие рефлексии — умение разбираться в себе, самосовершенствоваться и развиваться.
По этим критериям можно определить степень внутреннего восприятия индивидом своей личности, выявить существующие проблемы и внутренние разногласия.
Так, при высокой степени рефлексии, активности и автономности можно говорить о цельности личности и ее успешной интеграции в обществе без ущерба для собственной индивидуальности.
Уровни самосознания:
- непосредственно-чувственный (ощущения, переживания);
- целостно-образный (поддержание своего»Я»);
- рефлексивный (самонаблюдение, самоанализ);
- целенаправленно-деятельный (синтез трех предыдущих уровней, в результате чего формируются многочисленные мотивационные, поведенческие формы мышления: самоконтроль, самовыражение, самооценка и т.д).
Высшая ступень психического развития
Сознание с психологической точки зрения является высшей ступенью отражения свойств, закономерностей окружающей действительности. Оно позволяет создать внутреннюю модель внешней среды.
В результате происходит познание самого себя и общества, преобразование своей личности, окружающей действительности.
Сознание позволяет формировать цели, прогнозировать развитие событий, предвидеть результаты деятельности. Благодаря этому становится возможным эффективное регулирование поведения человека, целенаправленная организация его деятельности.
В целом все многочисленные функции сознания можно свести в три основных свойства: построение отношений, познание, переживание.
Возможность строить отношения с другими членами общества, вступать во взаимодействия, осуществлять совместную деятельность позволяет успешно социализироваться в среде обитания.
Способность к познанию дает возможность усваивать накопленный предыдущими поколениями опыт, получать знания о любых предметах, явлениях, процессах.
Переживание выражается в умении чувствовать, проявлять эмоции.
Любая целенаправленная деятельность человека имеет определенную эмоциональную окраску.
Сознание формируется только в социальных взаимодействиях. Оно может развиваться и совершенствоваться лишь в условиях общественной жизни.
Без речи, культуры, социальных институтов и групп, трудовой деятельности сознание человека не сможет сформироваться даже на самом первичном уровне.
Таким образом, единого подхода к вопросу возникновения и развития сознания не существует. Но все ученые сходятся во мнении, что основным условием его существования является жизнь в обществе.
Про то, как возникло человеческое сознание: