Теории памяти в психологии и их основоположники


Теории памяти в психологии

Человек на протяжении всей жизни приобретает и теряет различные способности своего разума.

Это делает его уникальным существом. Одной из таких способностей является память.

Она позволяет запечатлеть важные моменты. А иногда человек теряет ее, как и все воспоминания.

Содержание:

Понятие


Общее понятие

В источниках психологической литературы при употреблении понятия памяти в основном упоминаются процессы, которыми управляет наша психика.

Среди них:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Память как процесс объединяет в себе этот последовательный список. Это означает, что память — это процесс запечатления информации, ее сохранения с целью узнавания ее в дальнейшем, а также ее воспроизведения.

Ее можно сравнить с фототехникой, задача которой заключается в заключении какого-либо момента или события в фотоснимке.

Фотоаппарат принимает изображение, пропуская через свои механизмы, запечатлевает его и выводит на экран. Так мы сохраняем важные моменты жизни в виде картинок.

Этим подчеркивается значимость данного явления, так как не сохранив в памяти опыт прошлого мы не сможем построить правильное будущее.

Немецкий исследователь Герман Эббингауз изучил еще один процесс — забывание. Однако к самому процессу запоминания он не относится.

к содержанию ↑

Законы и закономерности

Законы и закономерности памяти

Законы и закономерности памяти предполагают правила, по которым процесс запоминания возможно облегчить.

Так, Артур Думчев, современный российский специалист в области памяти, в своей книге «Помнить все» выделяет 12 законов памяти:

  1. Закон установки: призывает ставить установку на запоминание, возможно даже установление рамок в виде сроков.
  2. Закон ярких впечатлений: ассоциации, вызванные эмоциями, позволяют намного ярче запомнить важное событие, особенно если эмоции положительные.
  3. Закон интереса: все самое интересное запечатлевается в памяти человека надолго.
  4. Закон осмысления: запоминание происходит легче, если человек воспринимает смысл, суть материала.
  5. Закон ретроактивного торможения: этот незамысловатый термин советует делать перерывы в процессах запоминания, так как этой стороне человеческих возможностей также присуща надоедливость больших объемов информации.
  6. Закон проактивного торможения: схож с предыдущим, от переизбытка запоминаемого материала спасает чередование дел.
  7. Закон действий: древняя китайская пословица, принадлежащая Конфуцию, гласит: «Расскажи мне — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне сделать — и я научусь».
  8. Главные законы и закономерности

  9. Закон предшествующих знаний: процесс запоминания строится на опыте в определенной области, запоминаемая информация связывается с сохраненным материалом.
  10. Закон повторения: «…чем чаще повторяется информация, тем легче она усваивается…», — пишет автор о данном законе, повторяя данную фразу три раза.
  11. Закон одновременных впечатлений: обратите внимание на то, какие воспоминания вызывает у вас запах чего-либо, музыка, услышанная несколько месяцев назад (вспомните, в каком месте вы ее слушали, каким было ваше настроение).
  12. Закон края: чаще всего запоминается первое и последнее.
  13. Закон незавершенности: незавершенная фраза прочнее поселяется в памяти.

Также закономерности памяти в психологической литературе принято связывать с видами запоминания: непроизвольным и произвольным.

Если это касается непроизвольного запоминания, то такие закономерные условия часто появляются неожиданно и резко, что позволяет крепко запомнить связанное с ними событие.

Это, к примеру, может быть громкий, резкий звук, неожиданная смена действия, внезапно включенный яркий свет и прочие раздражители.

Законы и закономерности запоминания

При втором виде запоминания человек дает себе установку на запоминание определенной информации.

Закономерности такого вида запоминания строятся на:

  • понимании смысла информации, достижении ее ядра, сути;
  • создании структуры информации;
  • представлении данной информации в целостной системе, состоящей из элементов — ее неотъемлемой части;
  • составлении плана, схем, таблиц, кластеров, графиков;
  • составлении опорного конспекта, содержащего более запоминающиеся ключевые слова;
  • использовании мнемотехники, или мнемоники, — специальных приемов, облегчающих запоминание.

Последний пункт очень разнообразен и может вызвать интерес. При правильном его использовании процесс запоминания становиться похожим на игру, что полезно, к примеру, для детей.

Среди числа мнемонических приемов наиболее действенными являются:

  1. Метод ассоциации (например, чтобы запомнить имена людей, необходимо составить с ними схожие слова — «Люба — любит», «Женя — женится» и т.д.)
  2. Законы, закономерности и правила

  3. Создание образа запоминаемой информации (чтобы легче запомнить, как правильно пишется словарное слово, представляем его написанным на дорожном знаке, вывеске супермаркета, в который ходим каждый день).
  4. Метод цепочки (чтобы запомнить список продуктов, необходимый для покупок в магазине, представляем их попарно взаимодействующими: «молоко и хлеб» — в сознании видим как хлеб падает в молоко и тонет в нем).
  5. «Язык цифр» (чтобы запомнить, к примеру, год 1984, каждой цифре присваиваем символ: 1 — иголка, 9 — змея, 8 — песочные часы, 4 — остановка с крышей).
к содержанию ↑

Основные теории



Ассоциативная теория памяти является основополагающей в психологической науке.

Аристотель вывел принципы ассоциации, согласно которым человек связывает несколько предметов или событий вместе с целью запоминания.

Также ее основоположниками являются немецкие психологи Генрих Мюллер и Герман Эббингауз, которые разработали понятие ассоциации в ее связи с феноменом памяти.

Основные теории в психологии

Согласно смысловой теории памяти, в процессе запоминания мы выделяем суть информации.

Это не сугубо механическое запоминание, а попытка понять истину и ядро материала.

Основоположниками данной теории считаются Альфред Бине, французский психолог, и Карл Бюлер, психолог и лингвист из Германии.

Память как вид психологической деятельности трактует теория общепсихологической деятельности. У ее истоков стоит французская школа психологии памяти, представителями которой являются Пьер Жане, Жан Пиаже и Теодюль Рибо.

Их заслуги выразились в определении памяти как некой системы действий, направленных на процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Советские исследователи данной области Анатолий Александрович Смирнов и Петр Иванович Зинченко рассмотрели данную теорию с точки зрения осмысливания человеком своей деятельности.

Доказательством стало изучение процессов памяти на протяжении жизни человека. В его результате выяснилось, что чем старше становится человек, тем его деятельность становится опытнее, а память крепче и целенаправленнее.

Гештальтпсихологическая теория памяти основывается на запоминании человеком информации в виде целостных образов («гештальт» — целостная структура, система образов).

Основные теории ученых

Ее правила можно соотнести с законом одновременных впечатлений.

Представители гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Левин доказали, что процесс запоминания происходит намного легче при построении структуры запоминаемого материала, нежели при поиске ассоциаций.

Бихевиористсткая (поведенческая) теория памяти базируется на разработках Ивана Петровича Павлова — «стимул-реакция».

Данная теория предполагает осуществление упражнений, необходимых для запоминания информации. Зигмунд Фрейд при изучении поведенческой теории указал на влияние положительных и отрицательных эмоций на процесс запоминания.

Поскольку мир становится более компьютеризированным, психологи чаще стали уделять внимание информационно-кибернетической теории памяти.

Согласно ее постулатам, мозг -; это своеобразный компьютер. На основании знаний о работе памяти человека изобретаются компьютерные процессы ее сохранения.

В психологии также имеет место быть также физиологическая теория памяти. В современной психологической литературе также встречается под названием условнорефлекторная теория.

На основании исследований Павлова память материально образовывается на условных рефлексах, которые образует кора полушарий головного мозга.

Петр Кузьмич Анохин, советский физиолог, развил идеи Павлова в данном русле. Под воздействием определенных раздражителей происходят физиологические процессы, которые вызывают запоминание.

Основные теории исследователей

Физическая теория памяти основывается на нейрофизиологических процессах.

Другое ее название — теория нейронных моделей, которая обязана своему существованию опытам Уайлдера Пенфилда, канадского нейрохирурга.

Он подтвердил, что воспоминания тесно связаны с возбуждением участков коры головного мозга, пронизанных мельчайшими клетками на нейронном и молекулярном уровне.

Основоположники химической теории памяти утверждают, что процессы запоминания осуществляются при помощи химических изменений, происходящих в нейронных клетках при действии определенных раздражителей.

Подтверждением тому является наличие в нашем организме ДНК, которая является носителем наследственной памяти, и РНК как носителя индивидуальной памяти.

Данную теорию развил шведский биохимик Хольгер Хиден. Советский ученый Александр Лук называет его именем отдельную теорию, образовавшуюся в рамках химической, — теорию Хидена.

Таким образом, память — своеобразный емкий процесс, над которым работает не только наше сознание и бессознательная часть, но миллиарды мельчайших клеток нашего организма.

Понятие, процессы, виды и законы памяти:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий