Уверенность в себе: психология и функции


Уверенность в себе - психология

Марк Твен сказал: «Избегайте тех, кто хочет подорвать вашу веру в себя».

Чем же значима для нас уверенность в себе?

Психология самооценки и ее роль в жизни человека в нижеизложенном материале.

Определение, функции и влияние на личность


Определение самооценки, функции и влияние на личность

Самооценка – это собственная оценка человеком важности своей личности, физических, а также моральных качеств, недостатков и достоинств, осознанное или бессознательное их проявление.

Какие типы или виды самооценки в психологии классифицируют? Охарактеризовать самооценку можно по следующим параметрам классификации:

  • в соответствии с уровнем – низкая, высокая и средняя;
  • по соотношению с объективным успехом – адекватная и неадекватная, завышенная.

Самооценка – это сложная психическая форма, отображающая степень собственного притязания, принятия или отвержения самого себя личностью и выполняет следующие доминирующие функции:

  1. Регуляторную – обеспечение принятия личностью определенных задач и выбор решений.
  2. Защитную – стабильность личности и ее независимость.
  3. Эмоциональную – степень удовлетворения личностью своими характеристиками.
  4. Развивающую – стимулирование личности к самосовершенствованию и собственному развитию.
  5. Адаптационную – приспосабливаемость человека к социальной среде.
  6. Корригирующую – самоконтроль при различного рода деятельности, выполнении каких-либо задач.
  7. Прогностическую – регуляция активности начального периода деятельности.
  8. Мотивирующую – побуждение к активным действиям для достижения положительной самооценки, удовлетворенности собой.
  9. Терминальную – прекращение деятельности какого-либо рода по причине критической самооценки, негативная оценка собственным поступкам.

Понятие, определение, функции и влияние на личность

Как уровень самооценки влияет на личность человека?

Самооценка в структуре личности оказывает огромное влияние не только на эмоциональное состояние человека в какой-либо период времени – от ее уровня зависит активность личности в различных ситуациях, взаимодействие с социумом, работа адаптационных механизмов, что в итоге будет отражаться на его поступках.

Например, при заниженной самооценке человек будет дольше адаптироваться в новом рабочем коллективе, будет избегать ответственности брать на себя трудновыполнимые, по его мнению, задачи, в то время как человек с адекватной самооценкой быстрее найдет общий язык с новыми коллегами и ему будет проще реализовать свои способности и профессиональные навыки.

Но при завышении самооценки высока вероятность того, что человек переоценит собственные возможности и не сможет выполнить взятые на себя обязательства.

О психологии и критериях уверенности в себе в этом видео:

к содержанию ↑

Самоуверенность и уверенность в себе – различие понятий

Не стоит считать идентичными такие понятия, как уверенность в себе и самоуверенность, потому как последнее – это беспочвенная убежденность в отсутствии негативных сторон, отрицательных свойств своих личностных качеств, иными словами – это склонность переоценивать собственные возможности.

При этом уверенность в себе характеризуется объективным отношением к своей личности, адекватной, реальной оценкой своих способностей.

Самоуверенность и уверенность в себе — чем отличаются? Узнайте из видео:

к содержанию ↑

Этапы формирования



Этапы формирования с детства

В каком возрастном периоде начинает формироваться самооценка?

Правда ли, что ребенок формирует самооценку, сравнивая себя с другими?

Формирование самооценки человека берет начало еще в дошкольном возрастном периоде. В это время наибольшее влияние на ребенка оказывают его родители, а также окружающие его взрослые люди. Позже добавляются образовательные учреждения и окружение сверстников.

Непосредственное влияние на самооценку ребенка оказывают следующие факторы:

  1. Оценка действий ребенка родителями, поощрения или наказания в определенных ситуациях.
  2. Уровень интеллектуального развития, врожденные способности ребенка и его особенности личности.
  3. Социальное окружение.
  4. Воспитательная работа специалистов дошкольного учреждения (далее – школы, средних и высших учебных заведений).

Особенно активно развивается и формируется самооценка в младшем школьном возрасте при обучении в начальных классах – как результат деятельности педагогов, оценка способностей ребенка, приятие или неприятие его учителем.

Впоследствии ребенок стремится завоевать признание и авторитет в коллективе сверстников, подвергается влиянию их суждений о нем. При этом ребенок сравнивает социальные реакции на себя и свои поступки, оценки своих качеств со своими собственными, сопоставляет себя с остальными индивидуумами.

к содержанию ↑

Факторы, влияющие на нее

Факторы, влияющие на ее развитие

Какие факторы влияют на самооценку личности? От чего зависит самооценка:

  1. Семейные факторы. Если родители сознательно или неосознанно стремятся поставить ребенка в подчиненное, зависимое от них положение, это может привести к неоправданно заниженной самооценке. В то же самое время поощрение свободного выбора ребенка и его самостоятельности оказывает позитивное влияние на оценку ребенка собственных возможностей.
  2. Социальные факторы. Помимо собственных качеств и способностей, сопоставляемых с достижениями других индивидуумов, немаловажную роль играет положение родителей ребенка, их социальный статус. Особенно это проявляется в юношеском возрасте.

Какие факторы влияют на самооценку? Комментирует психолог:

к содержанию ↑

Уровень притязаний


Существует так называемый «образ Я», представляющий собой совокупность процессов психики, с помощью которых индивидуум осознает себя как субъект, производящий какою-либо деятельность.

Это не только лишь понятие о себе, осознание себя самого, но также и восприятие, отношение личности к самой себе. «Образ Я» можно представить в виде трех компонентов:

  • познавательный – то есть самосознание;
  • эмоционально-оценочный – отношение к себе и оценка;
  • поведенческий – регуляция собственного поведения.

Эти компоненты одновременно живут в человеке, а сам «образ Я» не статичен и постоянно меняется и стремится к совершенству.

При этом человек ощущает определенные желания, ожидания от себя самого, а при помощи самооценки регулирует свое поведение, выбирая золотую середину между трудными и легкими задачами на пути к достижению желаемого совершенства.

Как самооценка зависит от уровня притязаний и возможностей человека? Рассказывает практический психолог:

к содержанию ↑

Диагностика

Уровень самооценки можно диагностировать различными методами.

Методики для школьников младших классов

  1. Методики диагностики для школьников младших классовМетод «Лесенка». При этом методе ребенку показывается нарисованная на листе бумаги лесенка, состоящая из 10 ступенек и говорится, что на нижних ступеньках находятся дети с посредственными способностями, а на верхних – самые хорошие, способные и умные. Далее ребенок должен выбрать ступеньку, которой соответствовал бы он сам. Результат оценивается следующим образом – 1-3 ступеньки – заниженная самооценка, 4-7 ступеньки – нормальная, средняя, 8-10 ступеньки – завышенная.
  2. Методика «Три оценки». Ученикам раздаются какие-либо письменные задания, не обязательно сложные, после чего их результаты выполненных ими работ оцениваются тремя оценками – отлично, нормально, низко. Объясняется, что их работы оценивали три разных учителя и затем ученики должны обвести ту оценку, с которой они согласны.

    При этом оценивается также адекватность собственной оценки ученика, а также аргументация качества выполненной работы.

Как определить отношение ребенка к собственному «я»? Смотрите видео:

к содержанию ↑

Вербальная

По этой методике диагностируемому предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся его самооценки, или же предлагаются высказывания, с которыми он может быть согласен, не согласен или в неполной мере согласен.

За каждый ответ присуждается определенный бал. В соответствии с разработанной шкалой определяется уровень самооценки.

к содержанию ↑

Шкала депрессии Бека

Шкала депрессии А. Т. Бека

В 1961 г. американским психологом А. Т. Беком был создан тест, в котором пациент выбирает наиболее приемлемые для себя утверждения.

Опросник был составлен на основе самых распространенных жалоб людей, страдающих депрессией и представляет собой 21 симптом угнетенного состояния.

Каждый пункт оценивается в баллах, сумма которых говорит об одном из 5 уровней депрессии.

О шкале Бека для самооценки и оценки тяжести депрессии:

к содержанию ↑

График уровня тревожности Спилбергера-Ханина

Тест состоит из 40 вопросов, позволяющих определить уровень тревожности человека — склонность индивидуума воспринимать обширный спектр ситуаций, как угрожающие, опасные – так называемую личностную тревожность, и реактивную тревожность, характеризующуюся нервозностью и беспокойством. Шкала разделяется на две соответствующие части.

Тест Спилбергера-Ханина.

к содержанию ↑

Методика Будасси

С помощью методики самооценки личности по Будасси можно определить уровень самооценки и ее адекватность.

Она основана на сопоставлении личности самой себя с определенным эталоном, по результатам которого производится завышение или понижение собственной самооценки.

Причем в представлении самого человека эти оценки выглядят достоверными вне зависимости от их объективности или субъективности. Испытываемому предлагаются для ранжирования 48 различных свойств личности – развязность, мечтательность, вдумчивость и т. п.

Метод оценивания может производиться двумя способами – при сопоставлении собственных представлений с реальными, а также сравнение личности с иными людьми.

Тест Будасси.

к содержанию ↑

Метод оценки эмоциональных состояний

Данный метод разработан психологами из США Д. Риксом и А. Уэссманом. С ее помощью удобно определять эмоциональное состояние личности за какой-либо временной период и выявлять его изменения.

Формула

Формула У. Джеймса

Психолог У. Джеймс вывел следующую формулу самооценки – она равна нашим реальным достижениям, деленным на наши притязания.

При этом наблюдается прямая зависимость нашей самооценки от достижений и обратная – от наших ожиданий.

Если наши успехи выше, чем наши ожидания, это свидетельствует о высокой самооценке. Если же мы достигли меньше того, к чему стремимся – это говорит о низкой самооценке.

к содержанию ↑

Уверенность в себе – внешние проявления

Поведение человека – будь то мужчина или женщинав значительной мере зависит от уверенности в себе.

Причем некоторые жесты и движения, говорящие об истинной самооценке, могут производиться абсолютно бессознательно, тем не менее, указывая внимательному наблюдателю об истинной вере человека в себя.

Как выглядит уверенный человек? Признаки:

  • улыбка – ели человек улыбается, это говорит об его открытости миру, хорошем эмоциональном состоянии, счастье и ощущении комфорта;
  • осанка – расправленные плечи, отсутствие сутулости, свободная, не зажатая поза, уверенная походка;
  • взгляд – уверенный человек легко выдерживает взгляд собеседника, не прячет глаза в пол, не озирается с испугом по сторонам;
  • спокойные, плавные движения. Человек не ерзает, не делает бессмысленных, суетливых движений;
  • речь – достаточно громкая, без «заглатывания» окончаний фраз.

Неуверенность, стеснительность, уверенное поведение человека:

к содержанию ↑

Излишняя самоуверенность

В чем выражается излишняя самоуверенность?

Большая самоуверенность говорит об неадекватно высокой оценке собственных возможностей.

Завышенная самооценка характеризуется следующими характеристиками: человек часто ведет себя вызывающе, заносчиво, считает, что он по своим качествам превосходит окружающих его людей.

Такая самооценка часто приводит к деструктивному поведению – человек неправильно интерпретирует свой негативный опыт, как правило, списывая свои неудачи либо на обстоятельства, либо на других людей, что создает препятствия к самосовершенствованию.

Обычно люди неохотно контактируют с такими личностями.

к содержанию ↑

Заниженная самооценка

Следующая нежелательная крайность – очень заниженная самооценка.

При этом человек испытывает проблемы с самореализацией, поскольку часто уходит от активных действий по причине боязни сделать ошибку.

Каковы признаки неуверенного в себе мужчины (женщины)? Внешне это проявляется в излишней застенчивости, сутулых позах, уходу от прямого зрительного контакта, молчаливости, суетливым движениям.

Часто человек не высказывает своего мнения даже в ущерб собственным интересам.

к содержанию ↑

Средняя

Средняя самооценка

Средняя самооценка человеком самого себя в большинстве своем характеризует наиболее адекватный взгляд на собственные возможности.

Поскольку самооценка не представляет собой статичную величину, такие люди менее всего подвержены крайностям – переоценивать свои силы и не оправдывать своих притязаний или ожиданий окружающих, либо подвергаться депрессиям.

В целом самооценка значительно влияет на успех, эмоциональное состояние и удовлетворенность человека своей жизнью. При этом желательно, чтобы субъективно восприятие своих личностных качеств совпадало с объективной оценкой их окружающими людьми.

Почему человек не уверен в себе? Что такое заниженная самооценка и что является причиной:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий