Классификация и виды эмоций в психологии


Виды эмоций в психологии

Эмоции позволяют нам взаимодействовать с другими людьми, лучше понимать друг друга.

В связи с этим особое значение приобретает вопрос эмоциональных состояний и их классификация.

Содержание:

Что это такое: понятие


Что это такое: понятие в психологии

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.

В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.

Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.

Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).

к содержанию ↑

Классификация: основные виды

Классификация: основные виды и типы

Какие могут быть эмоции?

В своей жизни человек испытывает разнообразные эмоции, некоторые из которых даже с трудом поддаются описанию.

В то же время, различные исследователи попытались структурировать их. Единого подхода к этому вопросу до сих пор нет.

Если же рассматривать самую простую классификацию, то можно представить ее следующим образом:

Вид

Характеристика

Пример

Положительные

Имеют приятный эмоциональный фон, выступают в качестве положительного подкрепления для человека

Радость, восторг, любовь, удовольствие, симпатия, восхищение, энтузиазм и прочие

Отрицательные

Отличаются негативным эмоциональным фоном

Горе, страх, зависть, тревога, отчаянье, тоска, гнев, грусть и прочие

Нейтральные

Не имеют эмоционального окраса, не влияют на настроение человека

Безразличие, удивление, любопытство и прочие

Кроме этого списка, в психологии эмоции также подразделяют на следующие виды:

  1. Базовые — у всех людей, несмотря на их различия, культуру и место проживания, проявляются внешне одинаково.
  2. Вариативные же, наоборот, проявляются внешне разнообразно. Они как раз обусловлены культурными или личностными особенностями.
  3. Врожденные. Под врожденными понимаются те, которыми обладает младенец с самого рождения.
  4. Классификация в таблице: основные виды

  5. Приобретенные. Так называют эмоции, которые человек получает в процессе получения жизненного опыта и социализации.
  6. Элементарные — максимально простые, которые невозможно разложить на еще более мелкие.
  7. Составные. Представляют собой ту или иную комбинацию элементарных эмоций.
  8. Натуральные. Под натуральными понимаются те, которые определяются природой человека, его генами.
  9. Культурные. Они формируются в ходе непосредственного развития культуры.
  10. Когнитивно-простые — возникают как итог реакции на какой-либо элементарный стимул.
  11. Когнитивно-сложные. Появляются в результате понимания произошедшего, расчета существующих интересов, учета возможных последствий.

Нельзя недооценивать ту роль, которую эмоции играют в различных сферах нашей жизни.

Так, например, на основе психологических исследований в маркетинге была создана матрица эмоций. Именно ее используют бренды при создании своего логотипа.

Классификация: основные виды и матрица

Суть ее состоит в том, что стремление в правый верхний угол кажется более приятным, вызывает доверие. Также гармоничным считается концентрация логотипа в середине матрицы.

А вот если направленность логотипа стремится в левый нижний угол, то такой бренд создает негативное впечатление.

к содержанию ↑

Формы и примеры эмоциональных процессов и состояний



Эмоциональные состояния и процессы можно классифицировать следующим образом:

    Виды, формы и примеры эмоциональных процессов и состояний

  1. Эмоции. Возникают как в результате реальных событий, так и в результате воображаемых ситуаций. С помощью них выражается смысл ситуации, актуальность ее потребности, удовлетворение или неудовлетворение от деятельности или предстоящего события. Важно отметить, что эмоциональное состояние участников общения сопереживается и передается друг другу.
  2. Чувства. В жизни человека они часто носят мотивирующий характер. Это выражается в том, что по отношению ко всему, что окружает индивида, он старается действовать таким образом, чтобы свои положительные состояния и переживания улучшить. Сильное и устойчивое чувство — это страсть, а умеренное устойчивое — настроение.

    При этом настроение — это самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение.

  3. Аффекты. Аффект представляет собой крайнее эмоциональное состояние, которое выражается в видимых изменениях поведения индивида. Он протекает быстро и бурно и, как правило, не отличаются разумностью.
к содержанию ↑

Дифференциальные эмоции Изарда — таблица

К. Изард выделил следующие базовые эмоции человека:

    Дифференциальные эмоции Изарда: список

  1. Интерес. Так как человек отличается социальным образом жизни, то интерес является для него одним из наиболее часто испытываемым чувством. Благодаря нему индивид приобретает новые навыки, умения, знания. Интерес помогает ему развиваться, причем как физически, так и интеллектуально. Он имеет особенное значение, так как влияет на развитие как самой личности, так и общества в целом.
  2. Удовольствие. В некоторых источниках его еще называют как «радость». Характеризуется положительным фоном и возникает в результате возможности удовлетворить актуальную для индивида потребность или ее непосредственного удовлетворения.

    Имеет большое значение для человека, она повышает его уверенность в себе, облегчает процесс взаимодействия с окружающими, помогает избавиться от негатива и стресса.

  3. Удивление. Не имеет какого-либо окраса и проявляется в качестве реакции на внезапно произошедшее явление или действие. Основная задача удивления состоит в том, чтобы подготовить индивида к неожиданности, сосредоточить его внимание на этом событии.
  4. Гнев. Негативное состояние, которое в основном возникает из-за невозможности удовлетворения значимой для индивида потребности или неудачи на пути к ее удовлетворению. Может быть также вызвано обманом или оскорблением. У гнева существует неконтролируемая форма — ярость, которая возникает при максимальном недовольстве сложившимися обстоятельствами.
  5. Дифференциальные эмоции Изарда: отвращение

  6. Отвращение. Отрицательное состояние человека, которое появляется в результате взаимодействия с чем-то или кем-то неприятным. Отвращение характеризуется сильным желанием избавиться от факторов, которые непосредственно его же и провоцируют.
  7. Презрение. Появляется из-за разногласий имеющихся убеждений и действий одного индивида с убеждениями и действиями другого. Функция его заключается в том, чтобы человек мог почувствовать себя лучше, чем тот, на кого направлено его презрение.
  8. Стыд. Возникает в результате несоответствия внешности или поведения с собственными убеждениями и мнением общества.

    На основе этого состояния появляется чувство беспомощности, которое для человека очень неприятно.

  9. Вина. Возникает на основе осуждения индивидом собственных действий. Сопровождается неуверенностью в себе, а также чувствами стыда и раскаяния.

  10. Страх. Представляет собой негативное состояние. Оно появляется в результате получения сведение об угрозе для жизни человека, причем как реальной, так и мнимой. Имеет большое значение, так как влияет на внешний вид, поведение и мышление индивида.
  11. Дифференциальные базовые эмоции Изарда

  12. Горе. Является реакцией на возникшие в жизни негативные ситуации, которые могут быть постоянными или временными. Очень часто выступает для индивида в качестве умеренной мотивации, чтобы он принялся решать проблемы, которые у него накопились.

К. Изард также разработал шкалу дифференциальных эмоций. Ее применяют с целью диагностировать доминирующее эмоциональное состояние у человека. Для этого используется шкала значимости эмоций, которая выглядит следующим образом:

Эмоция

Состояние

Сумма баллов

С1

Интерес

Внимательность

Концентрированность

Собранность

 

С2

Радость

Наслаждение

Счастливый

Радостный

 

С3

Удивление

Удивление

Изумление

Поражение

 

С4

Горе

Уныние

Печаль

Сломленность

 

С5

Гнев

Возбуждение

Гнев

Безумие

 

С6

Отрицание

Неприязнь

Отвращение

Омерзение

 

С7

Презрение

Презрение

Пренебрежение

Надменность

 

С8

Страх

Испуг

Страх

Паника

 

С9

Стыд

Застенчивость

Робость

Стыдливость

 

С10

Вина

Сожаление

Вина

Раскаяние

 

Участникам предлагается оценить по 4-балльной шкале свое самочувствие (то есть каждый столбик представленной выше таблицы) на данный момент, где:

1 — не подходит совсем;

2 — скорее верно;

3 — верно;

4 — совершенно точно верно.

После этого по каждой строке в таблице считается сумма баллов и рассчитывается коэффициент самочувствия (КС), согласно следующей формуле:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если итоговое значение больше 1, то самочувствие можно охарактеризовать как положительное, если же наоборот, меньше 1, то эмоциональное состояние отрицательное, возможно даже имеет место быть депрессивное состояние.

к содержанию ↑

Шкала отклика


Шкала отклика - методика

Шкала эмоционального отклика — это методика в виде опросника, которая применяется для и эмпатии человека, то есть способности к сопереживанию и эмоциональному отклику.

В опроснике представлены 25 суждений, среди которых имеются как прямые, так и обратные.

Для того, чтобы пройти его, необходимо оценить уровень своего согласия: всегда согласен, скорее согласен (или часто согласен), скорее не согласен с утверждением (или согласен, но редко) и никогда не согласен.

За счет данной шкалы становится возможным увидеть отношение индивида к различным ситуациям взаимодействия с другими людьми.

Опросник - шкала отклика

Шкала отклика - тест

Шкала отклика - подсчет баллов

В конце подсчитывается общая сумма полученных баллов и сверяется со следующей градацией уровней:

  • менее 11 баллов — крайне низкий уровень эмпатии;
  • от 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатии;
  • от 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатии;
  • от 63 до 81 баллов — высокий уровень эмпатии;
  • от 82 до 90 баллов — крайне высокий уровень эмпатии.

Умение сопереживать является ценным качеством для индивида, но слишком большое проявление эмпатии не всегда полезно. Наиболее благоприятным считается нормальный уровень (37-62 балла), когда человек проявляет сопереживание, но при этом не забывает и о собственных интересах.

Крайне высокий уровень эмпатии характеризуется слишком большой покладистостью — такими людьми часто пользуются в своих целях. В свою очередь, индивидам с крайне низким уровнем сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, они тяжело идут на контакт.

В нашей жизни существует большое разнообразие эмоций. Они выполняют различные функции и имеют большое значение для человека. В связи с этим данная тема довольно интересна и активно изучается исследователями и по сей день.

Определение и виды эмоций:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий