Мышление является одним из ключевых психических процессов, которые присущи личности.
Оно представляет собой «инструмент» взаимосвязи с окружающим миром, который формируется у человека с рождения и продолжает видоизменяться в течение всей жизни.
Этот процесс классифицируют по видам, формам и способам осуществления. Его становление невозможно без социализации человека, что отражает периоды преобладающего вида в зависимости от возраста.
Как развивать мышление? Читайте об этом здесь.
Оглавление
Определение понятия
Мыслительная деятельность это психический процесс социального характера.
Это значит что для его возникновения и развития необходимо общение с другими людьми, как минимум с родителями.
Этот процесс представляет собой «зеркало» окружающего мира, в котором отражаются все изменения в нем посредством получения информации различными способами и обработкой в головном мозге.
Зрение, слух, обоняние являются ценными источниками информации, которые сообщают человеку о том, что творится вокруг. В дальнейшем эта роль информатора переходит к воображению и абстрагированию, логическому построению возможного результат.
В результате обработки всех этих данных рисуется картинка мира и вырабатывается стратегия дальнейших действий, что и является конечной целью этого процесса.
Мысли — это продукт эволюции человека, оно имеет уникальные особенности в отличие от всех других живых организмов — способность к абстракции и логике.
Это позволяет нам предвидеть возможные последствия — как положительные, так и отрицательные. Также является адаптационным механизмом психики.
В меняющихся условиях мыслительные операции помогают личности в кратчайшие сроки сформировать новую модель поведения, основываясь не на опытных данных, на умозаключениях и рассуждениях.
Роль мыслительных навыков в развитии человека как личность не может быть переоценена, поскольку этот процесс не только кумулирует в себе черты всех других функций психики, но и является важным связующим их звеном — своеобразной нервной сетью психологического мира человека.
Классификация, характеристика и примеры
Какое бывает мышление? Кратко можно предствавить в таблице:
Виды
По мере роста и развития человека в его психике формируется несколько видов этой деятельности. Виды ее по характеру выполняемых задач различают:
- абстрактно-логическим видом;
- наглядно-образным;
- наглядно-действенным;
- конкретно-предметное.
Наглядно-действенное возникает с момента рождения и наиболее бурно и выраженно функционирует первые несколько лет жизни ребенка.
Этот вид использует конкретные действия в качестве источника данных, эти действия запоминаются как полезные или вредные и в дальнейшем используются «по памяти».
У детей младшего возраста преобладающее наглядно-действенное мышление неслучайно: в этот период ребенок активно подражает всему вокруг и использует органы чувств и двигательную сферу для сбора данных о мире вокруг.
Также большую роль играет физиология — активно развиваются двигательные навыки и те самые органы чувств.
Что дает почву для размышлений в прямом смысле — ребенок видит и повторяет какие-либо действия.
Так формируются игровые навыки, происходит обучение первым шагом. Во взрослой жизни этот вид мышления активно используют при занятиях спортом, повторяя увиденные движения.
Следующим этапом развития является формирование воображения, в этом случае возникает наглядно-образное мышление. Этот вид использует зрительные образы «по памяти» или при помощи фантазии.
Этот тип преобладает в младшем школьном возрасте. В это время ребенок учится читать, писать, все больше видит новые пейзажи, обстановку.
Большую роль в этом играют красочные развивающие материалы в виде учебников, раскрасок, книг. Они помогают ребенку формировать сферу фантазии.
Теперь для отражения мира достаточно его наглядно представить. Отсюда и есть название наглядно-образное.
Ярким примером является построение рисунка или завершение его по представлению самого человека. Он использует сложившийся образ чтобы выразить картину вокруг. Такой вид в более старшем возрасте преобладает у лиц творческих профессий — художников, писателей.
У дошкольников превалируют именно эти два вида. Для обучения на ранних этапах их достаточно по большей части и именно на них и делается упор в образовательном процессе.
Какой тип мышления доминирует в первоклассника сложно определить, поскольку оба они работают уже взаимосвязанно, и начинают развиваться новые виды.
Конкретно-предметное мышление возникает у человека в среднем школьном возрасте, когда он начинает какую-то практическую деятельность. К примеру это может быть образовательный процесс на уроках труда.
Этот вариант использует конкретные условия и предметы для решения задач, с ними связанных. На примере школы можно увидеть — на уроке детям дается задание приготовить из имеющихся продуктов какое-либо блюдо, задача поставлена, конкретные предметы известны.
Такой тип мышления является важным инструментом трудового воспитания и будущего трудового процесса.
Также активно используется в тактике и стратегии, в военном деле, где в ограниченных условиях решаются ограниченные ситуацией и предметами четкие задачи.
Самый сложный вид мыслительной деятельности это абстрактно-логический. Но именно оно является нашей отличительной чертой как вида. Этот вариант основывается на отсутствии данных и генерировании их самостоятельно при помощи логики или абстрагирования.
Логика представляет собой процесс построения закономерностей и взаимосвязей между объектом и субъектом, ситуацией и личностью и так далее.
Абстрагирование является использованием механизмом перехода от одних объектов у другим прибавляя или убирая какие-либо свойства.
Хорошо представляется фраза — давайте абстрагируемся от ситуации.
Это значит — давайте представим что ее влияние минимально, то есть нет этих свойств. Такой подход позволяет нам при недостатке данных их восполнить или упростить.
Абстрактно-логическая работа активно используется в научной работе, но также и в повседневной жизни — вся наука психология и человеческие отношения включают в себя глобальные элементы абстрактно-логического способа.
Данная классификация основана на преобладающих психических процессах.
Типы
Существуют также типы мыслительной деятельности. Они включают:
- практическое мышление;
- теоретическое.
Практическое основано на многократном повторении и применении его в конкретных практических условиях. Такой тип наиболее тесно связан с реальной обстановкой со всеми ее погрешностями, ошибками и так далее.
Это имеет ключевое значение, поскольку при этом невозможно учесть все влияющие факторы, и это утверждение берется за основу этого типа.
А сам процесс приобретает черты универсальности в применении в практической ситуации, но сохраняет баланс с уникальностью каждого случая использования.
Яркий пример практического способа мыслей это построение планов семьи по расходованию средств. Ситуация разворачивается в реальных конкретных условиях и требует решения конкретных практических задач.
Другим типом является теоретическое. Оно использует закономерности, теории и гипотезы и применяется в их формировании.
Для него зачастую характерен отрыв от реальности, стандартизация.
Теоретическое мышление является основой фундаментальной науки и активно используется учеными и преподавателями для создания и передачи информации.
Также в процессе этого вырабатываются модели, концепции поведения. Однако этот способ может привести к ошибкам в практике, поскольку не всегда учитывает динамичность и влияние самых разных факторов на ситуацию.
Выделяют также творческое мышление. Этот тип говорит сам за себя поскольку сфера применения зачастую ограничена творческим процессом. Это значит нахождение нестандартных и отличных от обычного решений.
При этом они могут быть нелогичны и не обоснованы ни теорией ни практикой.
Такое мыслительное своеобразие применяется не только в искусстве, но также играет большую роль в различных профессиях, к примеру врачебной, когда специалист делает подбор оптимального способа лечения применяя творческий подход.
Интуитивное мышление в чем-то близко к творческому, поскольку характеризуется новыми решениями, однако в этом случае человек действует на основании слепой уверенности без сознательной отсылки к опыту или знаниям.
Интуитивный тип не является чем-то совсем необоснованным, поскольку головной мозг проводит анализ огромного потока информации, и не весь ее объем проходит в осознанной форме. Зачастую интуиция — это результат неосознаваемого опыта.
Интуитивный подход активно развивается у работников валютных фондов высшего пилотажа, что вовсе не означает отсутствие у них профессиональной подготовки по этим вопросам.
Формы
Формой мыслительного процесса является способ формирования решения и его концепция. В процессе получения информации человек может сделать:
- суждение;
- умозаключение;
- понятие.
Суждение отражает логическую связь каких-либо объектов, при этом зачастую одно «вытекает» от другого. Суждение представляет собой «кирпичик» дальнейших процессов, он показывает силу и направление связи, а также источник ее возникновения.
Яркий пример суждения — яркое солнце весной согревает, а летом может создать на коже ожог. Имеется общая ситуация — воздействие солнца, весной логично что оно еще недостаточно ярко для сильного воздействия, поэтому только греет, а летом способно причинить неудобства.
Следующий этап это умозаключение. Здесь на основе суждений формируется новое знание, то есть эта стадия представляет собой синтез предыдущей.
На основании примера — солнечные лучи имеют различное действие в зависимости от времени года. Форма мышления, отражающая существенные свойства объекта на основании их логических и структурных связей.
Понятие является продуктом суждений и заключений, конечной системой или мыслью, которая характеризует ситуацию вцелом. Это форма мышления, фиксирующая основные признаки объекта.
Солнце — мощный источник энергии, который меняет свою активность. На основании логических выводов и их синтеза построена мысль о роли солнца на организм. Понятия характеризуют предмет или объект и выражают логические связи в этом объекте и с ним.
Это интересно: Понятие, виды и функции восприятия в психологии
Как определить тип?
Чтобы определиться какой тип преобладает у человека на данный момент разработаны различные методики.
Самая распространенная представляет собой тест, который был разработан Г. В. Резапкиной, а сама методика носит имя автора.
Тест представляет собой 40 утверждений, на который нужно ответить «да» или «нет» в зависимости от того согласны ли вы или нет. Утверждения касаются интересов, склонностей и характерных черт поведения.
После опроса подсчитываются баллы по специальной системе: все вопросы относят к определенным колонкам, которые относятся к типам мыслительных процессов. В зависимости от количества баллов выделяют соответствующий уровень каждого типа:
- от нуля до двух баллов слабый;
- от трех до пяти средний;
- от пяти до восьми высокий.
Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Узнайте об этом из нашей статьи.
Способы мыслительной деятельности
Способом мыслительной деятельности называют способ получения данных или отражение этих данных в психике человека. Такими являются:
- Аналогия — этот вариант преобладает в наглядно и действенном виде мышления, все заключения и суждения строятся по аналогии-то есть по подобии ситуации или действия.
- Индукция — переход от частного к общему.
- Дедукция — переход от общего к частному. При этом формируются правила, закономерности.
Два последних способа являются компонентом абстрактно-логического мышления, поскольку основаны на логической структуре и влиянии.
Также применяются:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- исключение.
Мышление представляет собой сложный и многогранный процесс, который использует различные инструменты в своей деятельности: органы чувств, интеллект, эмоции.
Оно нацелено на решении задач — конкретных или абстрактных, и классифицируется по разным признакам. Мышление не делится строго на виды у взрослого здорового психически человека, но проходит определенные стадии развития с самого детства.
Виды мышления в психологии: