Классификация видов мышления в психологии

Виды мышления в психологии

Мышление является одним из ключевых психических процессов, которые присущи личности.

Оно представляет собой «инструмент» взаимосвязи с окружающим миром, который формируется у человека с рождения и продолжает видоизменяться в течение всей жизни.


Этот процесс классифицируют по видам, формам и способам осуществления. Его становление невозможно без социализации человека, что отражает периоды преобладающего вида в зависимости от возраста.

Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Определение понятия

Определение основного понятия

Мыслительная деятельность это психический процесс социального характера.

Это значит что для его возникновения и развития необходимо общение с другими людьми, как минимум с родителями.

Этот процесс представляет собой «зеркало» окружающего мира, в котором отражаются все изменения в нем посредством получения информации различными способами и обработкой в головном мозге.

Зрение, слух, обоняние являются ценными источниками информации, которые сообщают человеку о том, что творится вокруг. В дальнейшем эта роль информатора переходит к воображению и абстрагированию, логическому построению возможного результат.

В результате обработки всех этих данных рисуется картинка мира и вырабатывается стратегия дальнейших действий, что и является конечной целью этого процесса.

Мысли — это продукт эволюции человека, оно имеет уникальные особенности в отличие от всех других живых организмов — способность к абстракции и логике.

Это позволяет нам предвидеть возможные последствия — как положительные, так и отрицательные. Также является адаптационным механизмом психики.

В меняющихся условиях мыслительные операции помогают личности в кратчайшие сроки сформировать новую модель поведения, основываясь не на опытных данных, на умозаключениях и рассуждениях.

Определение понятия в психологии

Роль мыслительных навыков в развитии человека как личность не может быть переоценена, поскольку этот процесс не только кумулирует в себе черты всех других функций психики, но и является важным связующим их звеном — своеобразной нервной сетью психологического мира человека.

Классификация, характеристика и примеры


Какое бывает мышление? Кратко можно предствавить в таблице:

Классификация, характеристика и примеры мышления

Виды

По мере роста и развития человека в его психике формируется несколько видов этой деятельности. Виды ее по характеру выполняемых задач различают:

Наглядно-действенное возникает с момента рождения и наиболее бурно и выраженно функционирует первые несколько лет жизни ребенка.

Этот вид использует конкретные действия в качестве источника данных, эти действия запоминаются как полезные или вредные и в дальнейшем используются «по памяти».

У детей младшего возраста преобладающее наглядно-действенное мышление неслучайно: в этот период ребенок активно подражает всему вокруг и использует органы чувств и двигательную сферу для сбора данных о мире вокруг.

Виды и характеристика

Также большую роль играет физиология — активно развиваются двигательные навыки и те самые органы чувств.

Что дает почву для размышлений в прямом смысле — ребенок видит и повторяет какие-либо действия.

Так формируются игровые навыки, происходит обучение первым шагом. Во взрослой жизни этот вид мышления активно используют при занятиях спортом, повторяя увиденные движения.

Следующим этапом развития является формирование воображения, в этом случае возникает наглядно-образное мышление. Этот вид использует зрительные образы «по памяти» или при помощи фантазии.

Этот тип преобладает в младшем школьном возрасте. В это время ребенок учится читать, писать, все больше видит новые пейзажи, обстановку.

Большую роль в этом играют красочные развивающие материалы в виде учебников, раскрасок, книг. Они помогают ребенку формировать сферу фантазии.

Теперь для отражения мира достаточно его наглядно представить. Отсюда и есть название наглядно-образное.

Ярким примером является построение рисунка или завершение его по представлению самого человека. Он использует сложившийся образ чтобы выразить картину вокруг. Такой вид в более старшем возрасте преобладает у лиц творческих профессий — художников, писателей.

У дошкольников превалируют именно эти два вида. Для обучения на ранних этапах их достаточно по большей части и именно на них и делается упор в образовательном процессе.

Виды у дошкольников

Какой тип мышления доминирует в первоклассника сложно определить, поскольку оба они работают уже взаимосвязанно, и начинают развиваться новые виды.

Конкретно-предметное мышление возникает у человека в среднем школьном возрасте, когда он начинает какую-то практическую деятельность. К примеру это может быть образовательный процесс на уроках труда.

Этот вариант использует конкретные условия и предметы для решения задач, с ними связанных. На примере школы можно увидеть — на уроке детям дается задание приготовить из имеющихся продуктов какое-либо блюдо, задача поставлена, конкретные предметы известны.

Такой тип мышления является важным инструментом трудового воспитания и будущего трудового процесса.

Также активно используется в тактике и стратегии, в военном деле, где в ограниченных условиях решаются ограниченные ситуацией и предметами четкие задачи.

Самый сложный вид мыслительной деятельности это абстрактно-логический. Но именно оно является нашей отличительной чертой как вида. Этот вариант основывается на отсутствии данных и генерировании их самостоятельно при помощи логики или абстрагирования.

Логика представляет собой процесс построения закономерностей и взаимосвязей между объектом и субъектом, ситуацией и личностью и так далее.

Абстрагирование является использованием механизмом перехода от одних объектов у другим прибавляя или убирая какие-либо свойства.

Виды логики

Хорошо представляется фраза — давайте абстрагируемся от ситуации.

Это значит — давайте представим что ее влияние минимально, то есть нет этих свойств. Такой подход позволяет нам при недостатке данных их восполнить или упростить.

Абстрактно-логическая работа активно используется в научной работе, но также и в повседневной жизни — вся наука психология и человеческие отношения включают в себя глобальные элементы абстрактно-логического способа.

Данная классификация основана на преобладающих психических процессах.

Типы

Существуют также типы мыслительной деятельности. Они включают:

  • практическое мышление;
  • теоретическое.

Практическое основано на многократном повторении и применении его в конкретных практических условиях. Такой тип наиболее тесно связан с реальной обстановкой со всеми ее погрешностями, ошибками и так далее.

Это имеет ключевое значение, поскольку при этом невозможно учесть все влияющие факторы, и это утверждение берется за основу этого типа.

А сам процесс приобретает черты универсальности в применении в практической ситуации, но сохраняет баланс с уникальностью каждого случая использования.

Яркий пример практического способа мыслей это построение планов семьи по расходованию средств. Ситуация разворачивается в реальных конкретных условиях и требует решения конкретных практических задач.

Типы мыслительной деятельности

Другим типом является теоретическое. Оно использует закономерности, теории и гипотезы и применяется в их формировании.

Для него зачастую характерен отрыв от реальности, стандартизация.

Теоретическое мышление является основой фундаментальной науки и активно используется учеными и преподавателями для создания и передачи информации.

Также в процессе этого вырабатываются модели, концепции поведения. Однако этот способ может привести к ошибкам в практике, поскольку не всегда учитывает динамичность и влияние самых разных факторов на ситуацию.

Выделяют также творческое мышление. Этот тип говорит сам за себя поскольку сфера применения зачастую ограничена творческим процессом. Это значит нахождение нестандартных и отличных от обычного решений.

При этом они могут быть нелогичны и не обоснованы ни теорией ни практикой.

Такое мыслительное своеобразие применяется не только в искусстве, но также играет большую роль в различных профессиях, к примеру врачебной, когда специалист делает подбор оптимального способа лечения применяя творческий подход.

Интуитивное мышление в чем-то близко к творческому, поскольку характеризуется новыми решениями, однако в этом случае человек действует на основании слепой уверенности без сознательной отсылки к опыту или знаниям.

Интуитивный тип не является чем-то совсем необоснованным, поскольку головной мозг проводит анализ огромного потока информации, и не весь ее объем проходит в осознанной форме. Зачастую интуиция — это результат неосознаваемого опыта.

Интуитивный подход активно развивается у работников валютных фондов высшего пилотажа, что вовсе не означает отсутствие у них профессиональной подготовки по этим вопросам.

Формы

Формы мыслительного процесса

Формой мыслительного процесса является способ формирования решения и его концепция. В процессе получения информации человек может сделать:

  • суждение;
  • умозаключение;
  • понятие.

Суждение отражает логическую связь каких-либо объектов, при этом зачастую одно «вытекает» от другого. Суждение представляет собой «кирпичик» дальнейших процессов, он показывает силу и направление связи, а также источник ее возникновения.

Яркий пример суждения — яркое солнце весной согревает, а летом может создать на коже ожог. Имеется общая ситуация — воздействие солнца, весной логично что оно еще недостаточно ярко для сильного воздействия, поэтому только греет, а летом способно причинить неудобства.

Следующий этап это умозаключение. Здесь на основе суждений формируется новое знание, то есть эта стадия представляет собой синтез предыдущей.

На основании примера — солнечные лучи имеют различное действие в зависимости от времени года. Форма мышления, отражающая существенные свойства объекта на основании их логических и структурных связей.

Понятие является продуктом суждений и заключений, конечной системой или мыслью, которая характеризует ситуацию вцелом. Это форма мышления, фиксирующая основные признаки объекта.

Солнце — мощный источник энергии, который меняет свою активность. На основании логических выводов и их синтеза построена мысль о роли солнца на организм. Понятия характеризуют предмет или объект и выражают логические связи в этом объекте и с ним.

Как определить тип?


Как определить тип мышления?

Чтобы определиться какой тип преобладает у человека на данный момент разработаны различные методики.

Самая распространенная представляет собой тест, который был разработан Г. В. Резапкиной, а сама методика носит имя автора.

Тест представляет собой 40 утверждений, на который нужно ответить «да» или «нет» в зависимости от того согласны ли вы или нет. Утверждения касаются интересов, склонностей и характерных черт поведения.

После опроса подсчитываются баллы по специальной системе: все вопросы относят к определенным колонкам, которые относятся к типам мыслительных процессов. В зависимости от количества баллов выделяют соответствующий уровень каждого типа:

  • от нуля до двух баллов слабый;
  • от трех до пяти средний;
  • от пяти до восьми высокий.

Способы мыслительной деятельности


Способом мыслительной деятельности называют способ получения данных или отражение этих данных в психике человека. Такими являются:

  1. Аналогия — этот вариант преобладает в наглядно и действенном виде мышления, все заключения и суждения строятся по аналогии-то есть по подобии ситуации или действия.
  2. Индукция — переход от частного к общему.
  3. Дедукция — переход от общего к частному. При этом формируются правила, закономерности.

Два последних способа являются компонентом абстрактно-логического мышления, поскольку основаны на логической структуре и влиянии.

Также применяются:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • исключение.

Мышление представляет собой сложный и многогранный процесс, который использует различные инструменты в своей деятельности: органы чувств, интеллект, эмоции.

Оно нацелено на решении задач — конкретных или абстрактных, и классифицируется по разным признакам. Мышление не делится строго на виды у взрослого здорового психически человека, но проходит определенные стадии развития с самого детства.

Виды мышления в психологии:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *