Классификация видов мышления в психологии


Виды мышления в психологии

Мышление является одним из ключевых психических процессов, которые присущи личности.

Оно представляет собой «инструмент» взаимосвязи с окружающим миром, который формируется у человека с рождения и продолжает видоизменяться в течение всей жизни.

Этот процесс классифицируют по видам, формам и способам осуществления. Его становление невозможно без социализации человека, что отражает периоды преобладающего вида в зависимости от возраста.

Содержание:

Определение понятия


Определение основного понятия

Мыслительная деятельность это психический процесс социального характера.

Это значит что для его возникновения и развития необходимо общение с другими людьми, как минимум с родителями.

Этот процесс представляет собой «зеркало» окружающего мира, в котором отражаются все изменения в нем посредством получения информации различными способами и обработкой в головном мозге.

Зрение, слух, обоняние являются ценными источниками информации, которые сообщают человеку о том, что творится вокруг. В дальнейшем эта роль информатора переходит к воображению и абстрагированию, логическому построению возможного результат.

В результате обработки всех этих данных рисуется картинка мира и вырабатывается стратегия дальнейших действий, что и является конечной целью этого процесса.

Мысли — это продукт эволюции человека, оно имеет уникальные особенности в отличие от всех других живых организмов — способность к абстракции и логике.

Это позволяет нам предвидеть возможные последствия — как положительные, так и отрицательные. Также является адаптационным механизмом психики.

В меняющихся условиях мыслительные операции помогают личности в кратчайшие сроки сформировать новую модель поведения, основываясь не на опытных данных, на умозаключениях и рассуждениях.

Определение понятия в психологии

Роль мыслительных навыков в развитии человека как личность не может быть переоценена, поскольку этот процесс не только кумулирует в себе черты всех других функций психики, но и является важным связующим их звеном — своеобразной нервной сетью психологического мира человека.

к содержанию ↑

Классификация, характеристика и примеры

Какое бывает мышление? Кратко можно предствавить в таблице:

Классификация, характеристика и примеры мышления

Виды

По мере роста и развития человека в его психике формируется несколько видов этой деятельности. Виды ее по характеру выполняемых задач различают:

Наглядно-действенное возникает с момента рождения и наиболее бурно и выраженно функционирует первые несколько лет жизни ребенка.

Этот вид использует конкретные действия в качестве источника данных, эти действия запоминаются как полезные или вредные и в дальнейшем используются «по памяти».

У детей младшего возраста преобладающее наглядно-действенное мышление неслучайно: в этот период ребенок активно подражает всему вокруг и использует органы чувств и двигательную сферу для сбора данных о мире вокруг.

Виды и характеристика

Также большую роль играет физиология — активно развиваются двигательные навыки и те самые органы чувств.

Что дает почву для размышлений в прямом смысле — ребенок видит и повторяет какие-либо действия.

Так формируются игровые навыки, происходит обучение первым шагом. Во взрослой жизни этот вид мышления активно используют при занятиях спортом, повторяя увиденные движения.

Следующим этапом развития является формирование воображения, в этом случае возникает наглядно-образное мышление. Этот вид использует зрительные образы «по памяти» или при помощи фантазии.

Этот тип преобладает в младшем школьном возрасте. В это время ребенок учится читать, писать, все больше видит новые пейзажи, обстановку.

Большую роль в этом играют красочные развивающие материалы в виде учебников, раскрасок, книг. Они помогают ребенку формировать сферу фантазии.

Теперь для отражения мира достаточно его наглядно представить. Отсюда и есть название наглядно-образное.

Ярким примером является построение рисунка или завершение его по представлению самого человека. Он использует сложившийся образ чтобы выразить картину вокруг. Такой вид в более старшем возрасте преобладает у лиц творческих профессий — художников, писателей.

У дошкольников превалируют именно эти два вида. Для обучения на ранних этапах их достаточно по большей части и именно на них и делается упор в образовательном процессе.

Виды у дошкольников

Какой тип мышления доминирует в первоклассника сложно определить, поскольку оба они работают уже взаимосвязанно, и начинают развиваться новые виды.

Конкретно-предметное мышление возникает у человека в среднем школьном возрасте, когда он начинает какую-то практическую деятельность. К примеру это может быть образовательный процесс на уроках труда.

Этот вариант использует конкретные условия и предметы для решения задач, с ними связанных. На примере школы можно увидеть — на уроке детям дается задание приготовить из имеющихся продуктов какое-либо блюдо, задача поставлена, конкретные предметы известны.

Такой тип мышления является важным инструментом трудового воспитания и будущего трудового процесса.

Также активно используется в тактике и стратегии, в военном деле, где в ограниченных условиях решаются ограниченные ситуацией и предметами четкие задачи.

Самый сложный вид мыслительной деятельности это абстрактно-логический. Но именно оно является нашей отличительной чертой как вида. Этот вариант основывается на отсутствии данных и генерировании их самостоятельно при помощи логики или абстрагирования.

Логика представляет собой процесс построения закономерностей и взаимосвязей между объектом и субъектом, ситуацией и личностью и так далее.

Абстрагирование является использованием механизмом перехода от одних объектов у другим прибавляя или убирая какие-либо свойства.

Виды логики

Хорошо представляется фраза — давайте абстрагируемся от ситуации.

Это значит — давайте представим что ее влияние минимально, то есть нет этих свойств. Такой подход позволяет нам при недостатке данных их восполнить или упростить.

Абстрактно-логическая работа активно используется в научной работе, но также и в повседневной жизни — вся наука психология и человеческие отношения включают в себя глобальные элементы абстрактно-логического способа.

Данная классификация основана на преобладающих психических процессах.

к содержанию ↑

Типы

Существуют также типы мыслительной деятельности. Они включают:

  • практическое мышление;
  • теоретическое.

Практическое основано на многократном повторении и применении его в конкретных практических условиях. Такой тип наиболее тесно связан с реальной обстановкой со всеми ее погрешностями, ошибками и так далее.

Это имеет ключевое значение, поскольку при этом невозможно учесть все влияющие факторы, и это утверждение берется за основу этого типа.

А сам процесс приобретает черты универсальности в применении в практической ситуации, но сохраняет баланс с уникальностью каждого случая использования.

Яркий пример практического способа мыслей это построение планов семьи по расходованию средств. Ситуация разворачивается в реальных конкретных условиях и требует решения конкретных практических задач.

Типы мыслительной деятельности

Другим типом является теоретическое. Оно использует закономерности, теории и гипотезы и применяется в их формировании.

Для него зачастую характерен отрыв от реальности, стандартизация.

Теоретическое мышление является основой фундаментальной науки и активно используется учеными и преподавателями для создания и передачи информации.

Также в процессе этого вырабатываются модели, концепции поведения. Однако этот способ может привести к ошибкам в практике, поскольку не всегда учитывает динамичность и влияние самых разных факторов на ситуацию.

Выделяют также творческое мышление. Этот тип говорит сам за себя поскольку сфера применения зачастую ограничена творческим процессом. Это значит нахождение нестандартных и отличных от обычного решений.

При этом они могут быть нелогичны и не обоснованы ни теорией ни практикой.

Такое мыслительное своеобразие применяется не только в искусстве, но также играет большую роль в различных профессиях, к примеру врачебной, когда специалист делает подбор оптимального способа лечения применяя творческий подход.

Интуитивное мышление в чем-то близко к творческому, поскольку характеризуется новыми решениями, однако в этом случае человек действует на основании слепой уверенности без сознательной отсылки к опыту или знаниям.

Интуитивный тип не является чем-то совсем необоснованным, поскольку головной мозг проводит анализ огромного потока информации, и не весь ее объем проходит в осознанной форме. Зачастую интуиция — это результат неосознаваемого опыта.

Интуитивный подход активно развивается у работников валютных фондов высшего пилотажа, что вовсе не означает отсутствие у них профессиональной подготовки по этим вопросам.

к содержанию ↑

Формы

Формы мыслительного процесса

Формой мыслительного процесса является способ формирования решения и его концепция. В процессе получения информации человек может сделать:

  • суждение;
  • умозаключение;
  • понятие.

Суждение отражает логическую связь каких-либо объектов, при этом зачастую одно «вытекает» от другого. Суждение представляет собой «кирпичик» дальнейших процессов, он показывает силу и направление связи, а также источник ее возникновения.

Яркий пример суждения — яркое солнце весной согревает, а летом может создать на коже ожог. Имеется общая ситуация — воздействие солнца, весной логично что оно еще недостаточно ярко для сильного воздействия, поэтому только греет, а летом способно причинить неудобства.

Следующий этап это умозаключение. Здесь на основе суждений формируется новое знание, то есть эта стадия представляет собой синтез предыдущей.

На основании примера — солнечные лучи имеют различное действие в зависимости от времени года. Форма мышления, отражающая существенные свойства объекта на основании их логических и структурных связей.

Понятие является продуктом суждений и заключений, конечной системой или мыслью, которая характеризует ситуацию вцелом. Это форма мышления, фиксирующая основные признаки объекта.

Солнце — мощный источник энергии, который меняет свою активность. На основании логических выводов и их синтеза построена мысль о роли солнца на организм. Понятия характеризуют предмет или объект и выражают логические связи в этом объекте и с ним.

к содержанию ↑

Как определить тип?



Как определить тип мышления?

Чтобы определиться какой тип преобладает у человека на данный момент разработаны различные методики.

Самая распространенная представляет собой тест, который был разработан Г. В. Резапкиной, а сама методика носит имя автора.

Тест представляет собой 40 утверждений, на который нужно ответить «да» или «нет» в зависимости от того согласны ли вы или нет. Утверждения касаются интересов, склонностей и характерных черт поведения.

После опроса подсчитываются баллы по специальной системе: все вопросы относят к определенным колонкам, которые относятся к типам мыслительных процессов. В зависимости от количества баллов выделяют соответствующий уровень каждого типа:

  • от нуля до двух баллов слабый;
  • от трех до пяти средний;
  • от пяти до восьми высокий.
к содержанию ↑

Способы мыслительной деятельности

Способом мыслительной деятельности называют способ получения данных или отражение этих данных в психике человека. Такими являются:

  1. Аналогия — этот вариант преобладает в наглядно и действенном виде мышления, все заключения и суждения строятся по аналогии-то есть по подобии ситуации или действия.
  2. Индукция — переход от частного к общему.
  3. Дедукция — переход от общего к частному. При этом формируются правила, закономерности.

Два последних способа являются компонентом абстрактно-логического мышления, поскольку основаны на логической структуре и влиянии.

Также применяются:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • исключение.

Мышление представляет собой сложный и многогранный процесс, который использует различные инструменты в своей деятельности: органы чувств, интеллект, эмоции.

Оно нацелено на решении задач — конкретных или абстрактных, и классифицируется по разным признакам. Мышление не делится строго на виды у взрослого здорового психически человека, но проходит определенные стадии развития с самого детства.

Виды мышления в психологии:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий