Способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию — одно из ключевых когнитивных умений человека, степень развитости которых во многом определяет то, чего он сможет добиться в жизни.
Существует обширное количество видов памяти в психологии, основными из которых являются моторная память, зрительная, слуховая, образная, словесно-логическая. Классификацию и назначение различных видов памяти дадим в статье.
Что такое чувство дежавю? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Что такое память?
Если говорить кратко, то память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, относится к когнитивным функциям.
Благодаря памяти человек имеет возможность накапливать опыт, совершенствовать умения, познавать окружающий мир.
Память в разных ее проявлениях есть у многих видов животных, но наиболее совершенна она у человека.
У каждого человека память развита по-разному. Степень развитости памяти зависит от таких условий, как:
- генетические особенности, отсутствие выраженных генетических нарушений;
- общее состояние здоровья мозга (отсутствие повреждений различной природы);
- качество питания (не только после рождения, но и во время беременности);
- уровень прилагаемых стараний по развитию способностей ребенка, качество воспитания и образования;
Если с ним активно занимаются, его способности по запоминанию будут более совершенными.
- экологическая ситуация;
- уровень стресса;
- качество сна;
- состояние психического и физического здоровья;
- уровень физической активности (регулярные физические упражнения улучшают память, согласно исследованиям);
- возраст человека (со временем способности запоминать информацию ухудшаются);
- уровень стараний, прилагаемых человеком для поддержания памяти (упражнения на запоминание, специальные игры);
- особенности жизни человека (если человек на протяжении жизни стремится узнать и запомнить как можно больше, его память будет более совершенной, чем у тех, кто этого не делает, даже в старческом возрасте).
Поэтому каждый человек в той или иной степени может влиять на свое умение запоминать информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Главные процессы памяти:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение;
- забывание.
Лучше всего человек запоминает то, что считает значимым для себя и чем будет пользоваться регулярно. Если он постоянно использует определенные навыки и умения, информация, связанная с ними, будет вспоминаться очень легко.
О методах лечкения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью читайте здесь.
Какие виды существуют?
Какая бывает память у человека?
Основания для классификации видов человеческой памяти — таблица:
По времени сохранения сведений | По основному анализатору |
|
|
Структура памяти состоит из следующих 3 уровней:
- Сенсорная. Информация запоминается на крайне недолгое время (менее секунды) и быстро заменяется новой. Сохранение на более глубоком уровне происходит лишь в том случае, если информация была сочтена ценной.
- Кратковременная. Этот уровень памяти предназначен для сохранения информации, предназначенной для непосредственного применения. Например, информация, которой человек пользуется на протяжении дня, чтобы выполнять рабочие обязанности, сохраняется именно на этом уровне.
- Долговременная. Это большая библиотека в голове человека, в которой бережно хранится все то, что может ему пригодиться на протяжении жизни: опыт, ценные знания, навыки, умения, впечатления, воспоминания. При этом она также несовершенна, и информация, которой человек не пользуется, постепенно сотрется из нее. Сведения могут храниться в ней десятилетиями.
В качестве дополнительного уровня выделяют третичную память.
Она является частью долговременной памяти и предназначена для постоянного сохранения информации. В нее записаны, к примеру, слова из языка, которым ежедневно пользуется человек.
Также существует оперативная или, иначе говоря, рабочая память. Она сходна с кратковременной, но различия между ними все же существуют.
Подобно оперативной памяти компьютера, эта память предназначена для запоминания и взаимодействия с короткими информационными отрывками, необходимыми для выполнения жизненных заданий в режиме «здесь и сейчас».
Выделяют несколько дополнительных разновидностей сенсорной памяти:
- Иконическая. В нее поступают зрительные сведения, которые человек сохраняет в течение очень короткого промежутка времени (от 0,1 до 0,5 сек). Специфическое свойство иконической памяти состоит в том, что человек запоминает информацию целостно, в виде своеобразного «портрета».
- Эхоическая. Человек, слыша крайне короткий звуковой образ, запоминает его на две-три секунды, и это позволяет ему проанализировать его, распознать, понять, где находится источник.
Как пройти полиграф при приеме на работу? Советы психологов помогут вам!
Виды памяти по способу запоминания:
Название | Описание |
Механическая | Информация усваивается в том виде, в каком ее предоставили, в нее не вносятся коррективы, а человек ее практически не анализирует и применяет в исходном состоянии. Например, студент, который спешно готовится к сессии и трудолюбиво зазубривает конспект, не вдумываясь в содержание и думая лишь о том, как бы сдать экзамен быстро и безболезненно, использует преимущественно механическую память. В большинстве случаев обширный объем сведений, который не был должным образом проанализирован и переработан, быстро забывается. При этом механическая память — важный инструмент в тех случаях, когда нужно запомнить слова в правильном их виде, поэтому активно задействуется при изучении новых языков. |
Логическая | Полная противоположность словесной: запоминание во многом основано на анализе Человек анализирует информацию, создает прочные ассоциативные цепочки, связывает ее со своим прошлым опытом, в итоге сведения запоминаются лучше и надежнее. Если, к примеру, взять другого студента, который старательно учился на протяжении семестра, анализировал каждый клочок сведений, выданных преподавателем, и использовал их в практической работе, то очевидно, что он использовал логическую память. Если ему потребуется выдать информацию, она будет выглядеть переработанной, но основные сведения сохранятся и даже могут быть преумножены. |
Память, при которой задействуются органы чувств, подразделяется на:
- Зрительную. Информация поступает через органы зрения: человек запоминает то, что видит. Это может быть прочитанный текст, образы увиденного — лица людей, растения, животные и многое другое.
Зрительная память особенно сильно развита у художников и скульпторов.
- Эйдетическую. Особая разновидность памяти, которая дает человеку возможность в мельчайших деталях воспроизводить определенные образы. Чаще всего эйдетическая память связана со зрительными образами, но они могут быть слуховыми, вкусовыми и так далее. Относится к долговременной памяти.
- Слуховую. Сведения поступают через органы слуха. Это может быть любой озвученный текст, звуки природы, шум, музыка и так далее. Наиболее высокая развитость слуховой памяти наблюдается у незрячих людей.
- Моторную (двигательную). Человек получает возможность запоминать и воспроизводить движения, которые он воспринял. Этот тип памяти тесно связан с моторными навыками, и, если человек достаточно долгое время будет повторять одни и те же движения, они станут автоматическими. Развита у спортсменов и танцоров.
- Вкусовую. Информация поступает через органы, улавливающие вкус. Благодаря вкусовой памяти человек может воспроизводить в голове вкусы разных продуктов, способен распознать испорченный продукт. Развита у людей, увлекающихся кулинарией.
- Осязательную. Информация поступает через органы осязания. Человек получает возможность анализировать осязательные ощущения, воспроизводить их в голове, узнавать лишь при помощи осязания определенные поверхности и предметы.
Развита у незрячих людей. Благодаря развитым способностям осязания слепые способны читать тексты, написанные шрифтом Брайля.
- Обонятельную. Сведения поступают через органы обоняния. Благодаря ей человек может анализировать запахи, воспроизводить их, запоминать и вовремя распознавать те, которые связаны с угрозой (токсические вещества, испорченные продукты). Развита у парфюмеров.
- Болевую. Связана со способностью помнить боль. Если болевые ощущения знакомы человеку, он может понять, что именно ему нужно сделать, чтобы помочь себе.
В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания, различают:
- Произвольную. Человек целенаправленно запоминает что-либо, прилагает усилия.
- Непроизвольную. Человек не ставил перед собой цели запомнить информацию, но она все равно сохраняется.
По уровню развития память делится на:
- Моторную (двигательную). Как было упомянуто ранее, моторная память — способность запоминать и воспроизводить определенные движения. Этот тип памяти развивается у человека самым первым, поэтому родителям важно уделять достаточно внимания развитию моторных навыков маленького ребенка.
- Эмоциональную. Информация, тесно связанная с какими-либо яркими эмоциями (как положительными, так и отрицательными), сохраняется надолго у человека именно благодаря эмоциональной памяти.
Согласно исследованиям, адреналин и норадреналин участвуют в процессах формирования воспоминаний.
- Образную. Это способность запоминать, сохранять и воспроизводить образы, тесно связанные с органами чувств. К примеру, умение запомнить и воспроизвести в голове любимую песню связано с образной памятью.
- Словесно-логическую. Высший вид памяти, тесно связанный со словесно-логическим мышлением. Это способность запоминать слова и мысли. Также называется семантической.
Генетическая память — это особый вид памяти, который прямого отношения к процессам запоминания, сохранения и воспроизведения информации не имеет.
Это определение используется для обозначения генетически обусловленных склонностей человека, форматов его поведения.
Данные особенности поведения не являются осознанными и воспроизводятся бессознательно.
В зависимости от средств, память делится на:
- Опосредованную. Если человек проанализировал и соединил новые сведения с ранее приобретенными посредством логических, ассоциативных связей, это называется опосредованной памятью.
- Непосредственную. Это способность запечатлеть и удержать небольшое количество информации на короткий промежуток времени. Особенности непосредственной памяти учитываются при определении оптимальной длины фраз в материале, в тестовых заданиях.
Также существует социальная память — умение запоминать информацию, связанную с окружающими людьми. Человек запоминает их лица, голоса, сведения из жизни, и это дает ему возможность комфортно взаимодействовать с ними.
Пространственная память позволяет человеку с легкостью находить дорогу к знакомым объектам, ориентироваться в знакомом пространстве.
Разновидности забывания:
- Полное. Сведения забываются полностью, и их невозможно восстановить без повторного изучения.
- Неполное. Человек помнит некоторые сведения, но они либо недостаточно объемные, либо недостаточно точные.
Разновидности воспроизведения:
- Произвольное. Человек прилагает усилия для того, чтобы вспомнить информацию, ищет логические связи.
- Непроизвольное. Информация появляется в голове сама собой, обычно благодаря появлению какого-либо стимула (слово, запах, звук). К примеру, увидев знакомого, человек может автоматически вспомнить событие, которое с ним связано. Или, услышав кусочек песни, он может непроизвольно вспомнить обстоятельства, при которых он слышал ее ранее.
К формам памяти не относится интуитивная память.
Как победить лень и заставить себя работать? Практические рекомендации вы найдете на нашем сайте.
Это интересно: Как успешно пройти тестирование на детекторе лжи?
Как определить тип?
У каждого человека есть разновидности памяти, которые развиты сильнее других. Обычно высокая развитость тех или иных видов памяти связана с деятельностью, которой он занимается (музыкант, танцор, художник), или с его особенностями (отсутствие зрения, слуха).
В психологии существует множество тестов, которые позволяют человеку понять, какой тип памяти у него развит наиболее сильно.
Также психологические тесты дают возможность вовремя выявить нарушения тех или иных видов памяти, которые могут указывать на наличие соматических либо психических патологий.
Наиболее эффективными являются тесты, в которых человек не просто отвечает на вопросы в стиле «Насколько Вам легко запоминать цифры?», а тестирует непосредственно собственную память: вспоминает прочитанные или услышанные слова, рисует картинку по памяти и так далее.
Тесты, созданные Александром Лурией, основателем нейропсихологии, подходят для определения состояния разных типов памяти наиболее хорошо.
Один из самых популярных известен под названием «10 слов» и может использоваться для проверки памяти даже у детей.
Чтобы память долгое время не ухудшалась, важно давать мозгу как можно больше материалов для запоминания. Это позволит не только сохранить память, но и предупредить развитие синдрома Альцгеймера.
Как правильно нарисовать несуществующее животное у психолога? Ответ узнайте прямо сейчас.
О видах памяти в этом видео:
Здравствуйте,будьте любезны,назовите источники,которыми Вы пользовались впри написании данной статьи,к каким обращаться?