Виды памяти в психологии и их назначение

Виды памяти в психологии

Способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию — одно из ключевых когнитивных умений человека, степень развитости которых во многом определяет то, чего он сможет добиться в жизни.

Существует обширное количество видов памяти в психологии, основными из которых являются моторная память, зрительная, слуховая, образная, словесно-логическая. Классификацию и назначение различных видов памяти дадим в статье.


Что такое память?

Что такое память человека?

Если говорить кратко, то память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, относится к когнитивным функциям.

Благодаря памяти человек имеет возможность накапливать опыт, совершенствовать умения, познавать окружающий мир.

Память в разных ее проявлениях есть у многих видов животных, но наиболее совершенна она у человека.

У каждого человека память развита по-разному. Степень развитости памяти зависит от таких условий, как:

  • генетические особенности, отсутствие выраженных генетических нарушений;
  • общее состояние здоровья мозга (отсутствие повреждений различной природы);
  • качество питания (не только после рождения, но и во время беременности);
  • уровень прилагаемых стараний по развитию способностей ребенка, качество воспитания и образования;

    Если с ним активно занимаются, его способности по запоминанию будут более совершенными.

  • экологическая ситуация;
  • уровень стресса;
  • качество сна;
  • состояние психического и физического здоровья;
  • уровень физической активности (регулярные физические упражнения улучшают память, согласно исследованиям);
  • Что такое память и от чего зависит?

  • возраст человека (со временем способности запоминать информацию ухудшаются);
  • уровень стараний, прилагаемых человеком для поддержания памяти (упражнения на запоминание, специальные игры);
  • особенности жизни человека (если человек на протяжении жизни стремится узнать и запомнить как можно больше, его память будет более совершенной, чем у тех, кто этого не делает, даже в старческом возрасте).

Поэтому каждый человек в той или иной степени может влиять на свое умение запоминать информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Главные процессы памяти:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Лучше всего человек запоминает то, что считает значимым для себя и чем будет пользоваться регулярно. Если он постоянно использует определенные навыки и умения, информация, связанная с ними, будет вспоминаться очень легко.

Какие виды существуют?


Какая бывает память у человека?

Основания для классификации видов человеческой памяти — таблица:

По времени сохранения сведений По основному анализатору
  • мгновенная память;
  • кратковременная;
  • долговременная;
  • генетическая.
  • виды памяти, связанные с работой органов чувств (обонятельная, зрительная и так далее);
  • эмоциональная память;
  • прочие разновидности памяти.

Структура памяти состоит из следующих 3 уровней:

    Какие виды и разновидности существуют?

  1. Сенсорная. Информация запоминается на крайне недолгое время (менее секунды) и быстро заменяется новой. Сохранение на более глубоком уровне происходит лишь в том случае, если информация была сочтена ценной.
  2. Кратковременная. Этот уровень памяти предназначен для сохранения информации, предназначенной для непосредственного применения. Например, информация, которой человек пользуется на протяжении дня, чтобы выполнять рабочие обязанности, сохраняется именно на этом уровне.
  3. Долговременная. Это большая библиотека в голове человека, в которой бережно хранится все то, что может ему пригодиться на протяжении жизни: опыт, ценные знания, навыки, умения, впечатления, воспоминания. При этом она также несовершенна, и информация, которой человек не пользуется, постепенно сотрется из нее. Сведения могут храниться в ней десятилетиями.

В качестве дополнительного уровня выделяют третичную память.

Она является частью долговременной памяти и предназначена для постоянного сохранения информации. В нее записаны, к примеру, слова из языка, которым ежедневно пользуется человек.

Также существует оперативная или, иначе говоря, рабочая память. Она сходна с кратковременной, но различия между ними все же существуют.

Подобно оперативной памяти компьютера, эта память предназначена для запоминания и взаимодействия с короткими информационными отрывками, необходимыми для выполнения жизненных заданий в режиме «здесь и сейчас».

Выделяют несколько дополнительных разновидностей сенсорной памяти:

    Виды и структура

  1. Иконическая. В нее поступают зрительные сведения, которые человек сохраняет в течение очень короткого промежутка времени (от 0,1 до 0,5 сек). Специфическое свойство иконической памяти состоит в том, что человек запоминает информацию целостно, в виде своеобразного «портрета».
  2. Эхоическая. Человек, слыша крайне короткий звуковой образ, запоминает его на две-три секунды, и это позволяет ему проанализировать его, распознать, понять, где находится источник.

Виды памяти по способу запоминания:

Название Описание
Механическая Информация усваивается в том виде, в каком ее предоставили, в нее не вносятся коррективы, а человек ее практически не анализирует и применяет в исходном состоянии. Например, студент, который спешно готовится к сессии и трудолюбиво зазубривает конспект, не вдумываясь в содержание и думая лишь о том, как бы сдать экзамен быстро и безболезненно, использует преимущественно механическую память. В большинстве случаев обширный объем сведений, который не был должным образом проанализирован и переработан, быстро забывается. При этом механическая память — важный инструмент в тех случаях, когда нужно запомнить слова в правильном их виде, поэтому активно задействуется при изучении новых языков.
Логическая Полная противоположность словесной: запоминание во многом основано на анализе Человек анализирует информацию, создает прочные ассоциативные цепочки, связывает ее со своим прошлым опытом, в итоге сведения запоминаются лучше и надежнее. Если, к примеру, взять другого студента, который старательно учился на протяжении семестра, анализировал каждый клочок сведений, выданных преподавателем, и использовал их в практической работе, то очевидно, что он использовал логическую память. Если ему потребуется выдать информацию, она будет выглядеть переработанной, но основные сведения сохранятся и даже могут быть преумножены.

Память, при которой задействуются органы чувств, подразделяется на:

  1. Зрительную. Информация поступает через органы зрения: человек запоминает то, что видит. Это может быть прочитанный текст, образы увиденного — лица людей, растения, животные и многое другое.

    Зрительная память особенно сильно развита у художников и скульпторов.

  2. Эйдетическую. Особая разновидность памяти, которая дает человеку возможность в мельчайших деталях воспроизводить определенные образы. Чаще всего эйдетическая память связана со зрительными образами, но они могут быть слуховыми, вкусовыми и так далее. Относится к долговременной памяти.
  3. Какие виды памяти существуют?

  4. Слуховую. Сведения поступают через органы слуха. Это может быть любой озвученный текст, звуки природы, шум, музыка и так далее. Наиболее высокая развитость слуховой памяти наблюдается у незрячих людей.
  5. Моторную (двигательную). Человек получает возможность запоминать и воспроизводить движения, которые он воспринял. Этот тип памяти тесно связан с моторными навыками, и, если человек достаточно долгое время будет повторять одни и те же движения, они станут автоматическими. Развита у спортсменов и танцоров.
  6. Вкусовую. Информация поступает через органы, улавливающие вкус. Благодаря вкусовой памяти человек может воспроизводить в голове вкусы разных продуктов, способен распознать испорченный продукт. Развита у людей, увлекающихся кулинарией.
  7. Осязательную. Информация поступает через органы осязания. Человек получает возможность анализировать осязательные ощущения, воспроизводить их в голове, узнавать лишь при помощи осязания определенные поверхности и предметы.

    Развита у незрячих людей. Благодаря развитым способностям осязания слепые способны читать тексты, написанные шрифтом Брайля.

  8. Обонятельную. Сведения поступают через органы обоняния. Благодаря ей человек может анализировать запахи, воспроизводить их, запоминать и вовремя распознавать те, которые связаны с угрозой (токсические вещества, испорченные продукты). Развита у парфюмеров.
  9. Болевую. Связана со способностью помнить боль. Если болевые ощущения знакомы человеку, он может понять, что именно ему нужно сделать, чтобы помочь себе.

В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания, различают:

    Виды в зависимости от цели запоминания

  1. Произвольную. Человек целенаправленно запоминает что-либо, прилагает усилия.
  2. Непроизвольную. Человек не ставил перед собой цели запомнить информацию, но она все равно сохраняется.

По уровню развития память делится на:

  1. Моторную (двигательную). Как было упомянуто ранее, моторная память — способность запоминать и воспроизводить определенные движения. Этот тип памяти развивается у человека самым первым, поэтому родителям важно уделять достаточно внимания развитию моторных навыков маленького ребенка.
  2. Эмоциональную. Информация, тесно связанная с какими-либо яркими эмоциями (как положительными, так и отрицательными), сохраняется надолго у человека именно благодаря эмоциональной памяти.

    Согласно исследованиям, адреналин и норадреналин участвуют в процессах формирования воспоминаний.

  3. Образную. Это способность запоминать, сохранять и воспроизводить образы, тесно связанные с органами чувств. К примеру, умение запомнить и воспроизвести в голове любимую песню связано с образной памятью.
  4. Словесно-логическую. Высший вид памяти, тесно связанный со словесно-логическим мышлением. Это способность запоминать слова и мысли. Также называется семантической.

Генетический вид памяти

Генетическая память — это особый вид памяти, который прямого отношения к процессам запоминания, сохранения и воспроизведения информации не имеет.

Это определение используется для обозначения генетически обусловленных склонностей человека, форматов его поведения.

Данные особенности поведения не являются осознанными и воспроизводятся бессознательно.

В зависимости от средств, память делится на:

  1. Опосредованную. Если человек проанализировал и соединил новые сведения с ранее приобретенными посредством логических, ассоциативных связей, это называется опосредованной памятью.
  2. Непосредственную. Это способность запечатлеть и удержать небольшое количество информации на короткий промежуток времени. Особенности непосредственной памяти учитываются при определении оптимальной длины фраз в материале, в тестовых заданиях.

Также существует социальная память — умение запоминать информацию, связанную с окружающими людьми. Человек запоминает их лица, голоса, сведения из жизни, и это дает ему возможность комфортно взаимодействовать с ними.

Пространственная память позволяет человеку с легкостью находить дорогу к знакомым объектам, ориентироваться в знакомом пространстве.

Разновидности забывания:

  1. Полное. Сведения забываются полностью, и их невозможно восстановить без повторного изучения.
  2. Неполное. Человек помнит некоторые сведения, но они либо недостаточно объемные, либо недостаточно точные.

Разновидности забывания и воспроизвелдения

Разновидности воспроизведения:

  1. Произвольное. Человек прилагает усилия для того, чтобы вспомнить информацию, ищет логические связи.
  2. Непроизвольное. Информация появляется в голове сама собой, обычно благодаря появлению какого-либо стимула (слово, запах, звук). К примеру, увидев знакомого, человек может автоматически вспомнить событие, которое с ним связано. Или, услышав кусочек песни, он может непроизвольно вспомнить обстоятельства, при которых он слышал ее ранее.

К формам памяти не относится интуитивная память.

Как определить тип?

У каждого человека есть разновидности памяти, которые развиты сильнее других. Обычно высокая развитость тех или иных видов памяти связана с деятельностью, которой он занимается (музыкант, танцор, художник), или с его особенностями (отсутствие зрения, слуха).

В психологии существует множество тестов, которые позволяют человеку понять, какой тип памяти у него развит наиболее сильно.

Также психологические тесты дают возможность вовремя выявить нарушения тех или иных видов памяти, которые могут указывать на наличие соматических либо психических патологий.

Наиболее эффективными являются тесты, в которых человек не просто отвечает на вопросы в стиле «Насколько Вам легко запоминать цифры?», а тестирует непосредственно собственную память: вспоминает прочитанные или услышанные слова, рисует картинку по памяти и так далее.

Как определить свой тип?

Тесты, созданные Александром Лурией, основателем нейропсихологии, подходят для определения состояния разных типов памяти наиболее хорошо.

Один из самых популярных известен под названием «10 слов» и может использоваться для проверки памяти даже у детей.

Чтобы память долгое время не ухудшалась, важно давать мозгу как можно больше материалов для запоминания. Это позволит не только сохранить память, но и предупредить развитие синдрома Альцгеймера.

О видах памяти в этом видео:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

1 Комментарий

  1. Здравствуйте,будьте любезны,назовите источники,которыми Вы пользовались впри написании данной статьи,к каким обращаться?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *