В психологии широко используется понятие внутреннего мира личности, которое охватывает множество психических процессов и явлений, которые составляют основу индивидуальности психики человека.
Внутренний мир не является чем-то постоянным и меняется с течением времени и событий, происходящих в жизни человека. В этом понятии отражается окружающий мир и взаимосвязь его с человеком.
Оглавление
Определение понятия
Что такое внутренний мир?
Это определение вошло в психологию еще с древних времен.
В работах философов основным объектом исследования и наблюдения являлся внутренний мир человека.
Он объединяет в себя все особенности психической деятельности и продукт ее активных действий. Основными компонентами внутреннего мира являются:
- Характер — это совокупность поведенческих черт и реакций, которые формируют психическую адаптацию индивида к окружающим условиям.
- Интеллект и мышление. Оба эти синонимичных понятия отражают умственную работу и возможности человека к анализу, синтезу, абстракции, запоминанию.
- Цели и задачи. Они отражают направленность психической деятельности. Также красноречивым является их отсутствие.
- Мотивации — побуждающие элементы. На их основе формируется предыдущий пункт.
- Идеалы и принципы — отражают идеологическую и моральную ориентацию личности.
- Убеждения — понятие, выражающие совокупность личных реакций и отношения к определенной проблеме.
- Темперамент — характеризует темп психических процессов и их амплитуду, является врожденной характеристикой.
- Память и воспоминания. Это багаж впечатлений о мире, которые может пассивно сохраняться в сознании человека или же постоянно влиять на его поведение (давление негативного опыта и наоборот).
- Увлечения. Характеризуют свободные склонности личности и степень их реализации.
- Пережитый опыт. Отражает прошедшие события и проведенный по поводу них анализ.
Все перечисленные пункты формируют сложную структуру взаимосвязанных элементов. Некоторые из них, к примеру темперамент, являются врожденными характеристиками личности. А вот память и опыт строятся по мере развития человека.
На основе синтеза этих явлений формируется характер, цели, направление деятельности, а также увлечения. Обратная связь формируется во взаимной обусловленности изменения одного в зависимости от другого.
Воспоминания и опыт могут сказаться на увлечении — приятные воспоминания о проведенных каникулах на море простимулируют человека к освоению нового вида спорта, который разовьет в нем целеустремленность и твердость характера.
Синонимом этого понятия является душа человека, его содержание. Но душа отражает личностные характеристики морали и нравственности, выстроенных на основании других компонентов внутреннего мира. А вот содержание отражает это определение ближе, характеризуя все элементы личности человека.
Из чего состоит?
Внутренний мир устроен как многоуровневая система.
В ее основании лежат врожденные качества характера, темперамента, психические реакции.
Они создают платформу физиологического характера, которая определяет вектор дальнейшего развития.
Далее следует процесс реализации генетической информации об особенностях поведения личности под влиянием общества и в первую очередь родителей. Воспитание — это первый мощный фактор становления внутреннего мира личности.
Так формируется характер, память, закладывается мышление и интеллект. Дальнейшая социализация в дошкольных и школьных учреждениях направлена на реализацию и личности и приводит к формированию целей, мотиваций.
Внутренний мир продолжает усложняться по мере психического развития.
Профессиональная подготовка выделяет в личности принципы и убеждения, при этом формируется багаж жизненного опыта и воспоминаний.
Параллельно этому в человеческом восприятии складываются определенные стереотипы взаимосвязи с миром, эмоциональные реакции. Закрепляются нормы характера.
Личные склонности проявляются не только в труде, но и в увлечениях, способе проведения досуга. Большое обогащение внутреннего мира происходит при расширении круга интересов и освоении новых навыков.
Это интересно: Понятие и проблема возраста в психологии
Описание и пример
Внутреннее содержание сложно описать какой-то связанной концепцией.
Однако можно привести пример литературного героя Пушкина Евгения Онегина.
Автор дает подробное и яркое описание этого героя, его человеческих качеств и особенностей поведения.
В начале нам приводится его текущее гнетущее и разочарованное состояние, а также сложные отношения с семьей. Очевидно что у этого человека за плечами богатый опыт общения с людьми, что и рассказывает далее сам герой.
Этот опыт сформировал в нем определенную установку на уединение и отрешение от забот — Евгения больше ничего не волнует как прежде. Ярко проявляются склонности характера к меланхолии и одиночеству.
Однако при желании этот человек умеет нравиться. Его поведение меняется после знакомства с юной девушкой, но эти изменения происходят в нем не сразу. Сначала следует цепь трагических событий, которые заставляют героя пересмотреть свои идеалы.
Повторная встреча с женщиной, которая тоже стала другой, ставит Евгения на место его новых преображений в человека более чувствительного, однако автор не дал героям быть вместе. Таким же образом можно проанализировать персонаж Татьяны.
Александр Сергеевич подробно дает описание внутреннего мира всех героев, благодаря чему можно представить себе психологический портрет этих людей.
Таким же образом можно провести самоанализ, выделив и черты характера, и этапы развития и случившиеся перемены в личности, а также установить взаимосвязи.
Развитие
Личность проходит ряд естественных этапов развития, которые соответствуют календарному возрасту и социальным преобразованием.
Первым этапом является период детства.
В это время личность человека и его внутренний мир наиболее полно открыты для всего нового, велика тяга к познанию и обучению. Также непроизвольно человек «копирует» модели поведения.
В коллективе во время обучения происходит развитие таких аспектов как убеждения и направленность деятельность. Человек определяет свою социальную роль, на основании которой вырабатывает модели поведения в дальнейшем.
В этом время бурно развивается характер, который однако еще подвержен влиянию воспитания и изменению извне. Для личности это чувствительный период, поскольку обостряются все реакции, возможно перелом личностных характеристик если случаются какие-либо травмирующие ситуации.
Следующим этапом является дальнейшее утверждение своего социального положения. Личность становится более цельной засчет профессиональной реализации, построения собственной семьи.
В этот период характер и привычки имеют тенденцию к закреплению, теряется прежняя юношеская гибкость, сильно влияет на этот процесс накопленный опыт и пережитые трудные инегативные события.
По мере взросления все приобретенные навыки и умения оттачиваются, личность человека достигает своего окончательного этапа формирования.
Дальнейшее обогащение внутреннего мира приводит к новым изменениям в случае кардинальной смены окружающих условий и факторов.
Это интересно: Настоящий мужчина — какой он и как им стать?
Что значит богатый внутренний мир?
Это определение означает тенденцию к широкому восприятию человеком окружающего мира и тонкому его анализу. Люди с богатым или глубоким внутренним миром имеют высокий уровень развития интеллекта, накопленный опыт и воспоминания.
Также это определение отражает кругозор человека, то есть общие знания и представления о мире.
В психологии такая личность имеет наиболее высокий адаптивный потенциал засчет постоянной тенденции к саморазвитию.
Люди с такой характеристикой как правило образованны, воспитаны и имеют богатые познания о мире. Расширить свой кругозор помогают литература, искусство и постоянное обучение. Также богатство личности выражается в высоких моральных качествах, таких как скромность, доброта, альтруизм.
Погруженный во внутренний мир: такая личность чаще представляется замкнутой.
Погруженный в себя человек занят решением собственных проблем, так чаще характеризуют интровертов.
Такое поведение не означает бедность внутреннего содержания, однако сигнализирует о нежелании делиться или разделять свое отношение.
Погружение в себя может быть естественным этапом или реакцией на психотравмирующие ситуации, а может и грозным признаком развивающейся шизофрении.
Людей с таким расстройством часто сравнивают с запертым на ключ шкафом — то есть содержание имеется, но отсутствует желание им делиться.
Как узнать его?
Изучением внутреннего мира человека занимается такая наука как психология. Психологи занимаются анализом внутреннего содержания человека и его развития.
Также изучением этого вопроса в абстракции заняты философы. Они находят общие закономерности развитии и существования общества и человека и выделяют их характеристики.
Как узнать внутренний мир человека? Самым лучшим способом для этого является общение. В процессе общения о человеке можно узнать его прежний опыт, род деятельности, увлечения.
Ценным источником информации является также наблюдение за личностью — привычки, характер, поступки.
Как правило познание внутреннего мира не доставляет труда, однако если человек замкнут или же стремится ввести в заблуждение этот процесс может стать более сложным.
В этом случае может помочь деловое и профессиональное общение, когда человек будет отвлечен каким-то делом, что и позволит ему раскрыться. Прямые вопросы при этом не дадут нужного эффекта, ведь человек не стремится поделиться информацией.
Поможет также общение по интересам — совместные занятия в секциях или кружках. лучше всего позволяет узнать человека долгое общение, на протяжении нескольких лет.
При этом уменьшается склонность к утаиванию информации, а характеристики личности проявляются без контроля над ними самого человека.
Внутренний мир является отражением человеческой индивидуальности. Это понятие исследуется в психологии, на основании чего составляются психологические портреты и характеристики.
В процессе развития человек проходит ряд изменений своего внутреннего содержания, что позволяет ему раскрыться с новых сторон и обогатить свой внутренний мир. Этот процесс можно наблюдать, длительно общаясь с человеком в естественных условиях.
Как работает внутренний мир человека: