Человек познаёт окружающий мир постоянно, с самого рождения.
Восприятие пространства, времени и движения происходит на основании определённых закономерностей.
Что такое наглядно-образное наглядно-действенное мышление? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Восприятие
Как известно, материя характеризуется именно этими 3 формами существования, без их восприятия человек не в состоянии объективно познавать окружающий мир.
А без реального, объективного познания любая человеческая деятельность, даже самая простая, может оказаться просто невозможной.
Представьте себе ребёнка, который абсолютно не способен анализировать слуховые, зрительные ощущения, осязать предметы и чувствовать их запахи. Его будут просто пугать любые явления, он не сможет ориентироваться в пространстве.
Однако уже давно доказано, что, даже находясь ещё в утробе матери, он способен воспринимать звуки и чувствовать поглаживания. Позже появится восприятие пространства и другие.
Рассмотрим механизм их возникновения и особенности.
Пространства
Самую большую информацию о пространстве даёт нам зрение. Но это не значит, что и остальные органы чувств в процессе не участвуют. Органы слуха, вестибулярный аппарат, даже кожно-мышечная система дополняют увиденную информацию о пространстве.
Какие-то из способностей оценивать своё положение в пространстве являются врожденными для любого живого организма, но абсолютное большинство из них приобретается в процессе жизненного опыта и передвижения.
Впрочем, на этот счёт существуют разные мнения.
Нативисты утверждают, что человек уже рождается со способностью воспринимать пространство, ведь окружающей среды без пространства нет, к другим условиям приспосабливаться нет смысла.
Однако есть ещё течение генетистов, которые уверены, что воспринимать пространство человек учится постепенно. Например, маленькие дети не всегда верно определяют расстояние до предмета.
А слепые, которые обретали зрение после операции, а не с рождения, первоначально воспринимали мир, как набор светящихся плоских шаров.
Так или иначе, есть разные формы восприятия пространства:
- Восприятие величины — любопытно, что оно учитывает не только размеры увиденного предмета, но тут же оценивает его удалённость, в результате мы не оцениваем удалённый предмет, как маленький, хотя он таковым кажется.
- Восприятие формы — взрослея, ребёнок уже по форме предмета определяет его свойства за счёт получаемого опыта.
- Восприятие объёмности — оно достигается за счёт бинокулярного зрения, когда мы смотрим на окружающее двумя глазами, но и, закрыв один глаз, человек ощущает объёмность, благодаря полученным ранее знаниям, игре света и тени и контрастности.
- Восприятие удалённости и глубины предметов — человек способен реально оценивать удалённость предмета или явления на расстоянии до 2,5 км.
- Восприятие воздушной и линейной перспективы — здесь большую роль играет глазомер, у каждого человека он развит по-разному, есть статический глазомер, который позволяет определить расстояние до неподвижного предмета, а есть динамический, — тут уже приходится оценивать нахождение объекта движущегося.
Времени
Это понятие включает в себя осознание человеком продолжительности, темпа, ритмичности и последовательности определённых событий.
Оценка временного отрезка — чувство не врождённое, оно стабилизируется в результате познания свойств времени и единиц его измерения.
Оно тоже имеет разные формы:
- Восприятие продолжительности определённых явлений — интересно, что оно зависит от эмоционального и физического состояния человека, чем организм активнее и здоровее, тем быстрее, кажется, течёт время, при бездействии и эмоциональном угнетении создаётся впечатление, что оно течёт медленно.
- Восприятие объективной последовательности явлений — человек реально разделяет события на уже состоявшиеся, проходящие сейчас и ожидаемые, происходит ощущение необратимости временного потока: мы можем вернуться в то место, где что-то произошло, но попасть в то же время уже не состоянии.
- Восприятие темпа — человек в состоянии оценивать скорость сменяющих друг друга явлений.
- Восприятие ритма — мы в состоянии воспринимать так называемые ритмические фигуры и оценивать их, различая, например, ритм вальса и диско.
Есть ещё один любопытный эффект восприятия времени. Оно словно меняется с возрастом. Пожилому человеку часто кажется, что время течёт неоправданно быстро, особенно в тёплое время года.
Объяснения этому есть. Во-первых, с годами именно тепло в летние месяцы воспринимается, как наиболее комфортное для жизни, в этот период старики меньше страдают различными недомоганиями. Поэтому им и кажется, что хорошее время года уходит слишком быстро.
К тому же, обменные процессы в стареющем организме замедляются, пожилой человек по этой причине и делает всё медленнее.
Поэтому на то, что он раньше мог выполнить, скажем, за полчаса, уходит уже час. Вот и кажется дедушке или бабушке, что время почему-то стало идти быстрее.
Движения
Оно производится и объясняется только движением глаз. Мы, скажем, способны одинаково воспринимать предметы, которые движутся в противоположные стороны.
Но глаза-то одновременно в разные стороны двигаться не могут.
Немецкий психолог Вильгельм Вунд выдвинул и обосновал теорию физиологической психологии в качестве отдельной науки.
Он расчленял сознание на отдельные элементы и изучал связи между этими элементами.
В Лейпциге в местном университете Вунд создал первую на планете лабораторию экспериментальной психологии. Именно там была заложена основа изучения восприятия и реакции организма на внешние раздражители, в том числе, и на движение.
Учёному удалось выяснить, что восприятие движения может возникать и при полном его отсутствии.
Оказалось, что если демонстрировать человеку отдельные неподвижные элементы движения какого-нибудь предмета с минимальными паузами, возникнет полное ощущение его движения. На этом сегодня основан принцип работы кинематографа.
На этом основании Вунд и выдвинул теорию, что человек воспринимает движение, как набор определённых положений предмета, которые быстро друг друга сменяют.
Но есть и другая теория, её выдвинул исследователь М. Вертгеймер. Он считал, что движение человек воспринимает, как единое целое. Ведь не слушаем же мы музыку, как набор определённых нот.
Наверное, восприятие движения у человека развивается по связи и того, и другого принципа.
И в этой категории восприятия есть свои составляющие:
- характер движения предмета может говорить о его состоянии, если автомобиль едет с обычной поступательной скоростью, мы его оцениваем нормально, если двигается рывками — настораживаемся, характером движения может быть отталкивание, сгибание и пр;
- форма — человек способен чётко различать прямолинейное и круговое;
- амплитуда — размах движения может быть полным или неполным;
- направление — мы имеем возможность оценить движение вверх, вниз, направо или налево уже с первых его минут;
- продолжительность — может быть кратким или длительным;
- скорость, — как правило, человек сразу подразделяет движение предмета на быстрое или медленное;
- ускорение — его мы тоже вычисляем быстро, оно бывает резким, прерывистым, с видимыми замедлениями.

Что относится к индивидуальным особенностям мышления? Ответ узнайте прямо сейчас.
Анализаторы
Зрительные
Восприятие движения на зрительном уровне может быть точным и неточным. Это зависит от следующих конкретных факторов:
- предмет должен находиться на близком расстоянии; чем он удалённее от глаз наблюдателя, тем выше погрешность;
- если объект развивает движение параллельно лучам зрения человека, реально оценить характер и скорость его движения намного труднее, чем оценка при движении перпендикулярном;
- центральное зрение точнее оценивает характер и прочие параметры движения, чем периферическое;
- попробуйте движением глаз следовать за предметом — так восприятие будет объективнее, чем при неподвижном взоре;
- если рядом с движущимся предметом будет неподвижный объект, параметры движения можно будет определить намного легче;
- доказано, что регулярные занятия по определению скорости движения предмета, расстояния до него сделают последующие наблюдения наиболее близкими к реальным параметрам.
Мышечно-двигательные ощущения
Они играют основное значение, когда человек объективно оценивает движения не постороннего предмета, а своего тела.
Механизм этой оценки довольно многообразен:
- в комплексе всех подобных оценок ведущую роль играют мышечные ощущения самого человека;
- в сухожилиях человека расположены очень чувствительные рецепторы, их раздражение — тоже сигнал о характере движения;
- такой же сигнал подают и суставы.
Так мы довольно реально воспринимаем не только вектор и скорость своих движений, но и просто положение отдельных частей нашего тела, а также тяжесть предметов, которые мы пытаемся поднять и степень сопротивления их нашим движениям.
Осязательные ощущения
Их подразделяют на три группы:
- ощущения, которые мы чувствуем непосредственно при совершении какого-то движения;
- ощущение прикосновений и степени силы их воздействия;
- давление от нескольких точек соприкосновения на различных участках тела.
При помощи осязания мы можем давать реальную оценку тому или иному предмету:
- его величину;
- форму;
- вес;
- мягкость или твёрдость.

Наконец, органы осязания помогают человеку анализировать положение в пространстве как постороннего предмета, так и собственного тела.
Органы осязания служат при движении своеобразным контролёром движений индивидуума, чтобы это передвижение не нанесло ущерб организму.
Это первый сигнализатор наличия препятствия или опасности, например, в темноте.
Органические
Ощущения различных органов человеческого организма тоже сигнализируют о характере движения. Например, одни из сильнейших таких сигнализаторов — болевые ощущения. Если они проявляются на мышечном уровне, это говорит о перегрузке, слабой физической подготовке, усталости.
И, наоборот, ощущение лёгкости движений, свобода передвижения говорит о готовности организма к предлагаемым нагрузкам.
Это свойство организма широко используется при подготовке спортсменов или в восстановительной терапии с применением лечебной физкультуры.
Большое значение имеет ощущение равновесия.
На некоторых физических работах или во время выполнения физических упражнений человеку приходится выполнять внезапные повороты, резкие движения, внезапные наклоны.
Однако координация движения у разных людей тоже выражена по-разному.
Её недостаток может вызвать потерю ориентации и неправильную реакцию на необходимость именно правильным образом в данной ситуации двигать конечностями или поворачивать голову, наклонять туловище.
Восприятие человеком окружающего мира — процесс сложный и до конца ещё не изведанный. Однако дальнейшее изучение этого процесса наверняка приблизит нас к разгадке многих тайн нашего бытия.
Что такое кинестетические чувства и ощущения? Читайте об этом здесь.
Восприятие времени — основы общей психологии: