Виды и функции воссоздающего воображения


Воссоздающее воображение

Воображение является важной составляющей человеческого сознания.

Особое место занимает воссоздающее воображение, играющее большую роль в познавательной деятельности.

Содержание:

Определение понятия


Определение основного понятия

Воссоздающее воображение — это проектирование в сознании образа какого-то нового предмета или явления на основании представленного словесного описания, условного изображения.

Человек может увидеть схему или чертеж будущего здания и представить в уме на основании полученных сведений, как оно будет выглядеть в готовом виде.

Также достаточно услышать словесное описание какого-то объекта из уст собеседника, чтобы нарисовать в своем сознании этот объект.

Способность воссоздавать при помощи воображения новую информацию, неизвестную ранее, оказывает положительное влияние на деятельность человека в различных сферах.

Особенную важность представляет данное умение для процесса обучения.

Только в результате построения в сознании ярких образов рассматриваемых предметов и явлений учащийся может усвоить новую информацию по большинству направлений обучения.

к содержанию ↑

Роль в деятельности

Воссоздающее воображение играет огромную роль в тех видах деятельности человека, которые не предполагают возможности использования практического опыта.

Роль в деятельности человека

Так, историки описывают события, эпохи и людей из прошлого, опираясь на возникающие у них в сознании впечатления.

Эти впечатления формируются на основании полученных сведений.

Психологи, социологи, политологи, философы, географы, зоологи и многие другие специалисты часто не имеют возможности напрямую потрогать, услышать, изучить те объекты, которые они изучают.

Без воссоздающего воображения подобные виды деятельности сводились бы к механическому заучиванию известных фактов, а все остальное оставалось бы за пределами познания.

Следует учитывать, что само по себе воссоздающее воображение не позволяет эффективно осуществлять деятельность, если оно не будет опираться на реальную информацию.

То есть воссоздаваемые идеи должны соответствовать действительности, быть правильными.

Чем более обширно, точно и верно развито у индивида умение строить грамотные домыслы, тем более достоверные убеждения будут в итоге формироваться.

к содержанию ↑

Свойства и значение



Основные свойства данной способности:

    Свойства и значение в жизни людей

  • репродуктивный характер;
  • целостность;
  • динамичность, гибкость, многогранность процесса;
  • зависимость точности воссоздания от характеристик личности (уровень знаний, талант, жизненный опыт, воспитание, возраст).

Воссоздающее воображение имеет большое значение, поскольку помогает мысленно представлять и прогнозировать окружающую действительность.

В деятельности это выражается в способности регулировать познавательные процессы, контролировать события, формировать план действий, определять желаемый результат.

Любое предвосхищение ожидаемого результата (догадки, интуиция, предчувствия, озарения) основывается на воссоздании существующих представлений.

Все значимые достижения человечества в области науки, техники, литературы, изобразительного искусства происходили в результате работы у отдельных людей воссоздающего воображения, основанного на имеющихся представлениях и знаниях об окружающей действительности.

При помощи данного процесса человек может регулировать не только свою деятельность, но и изменять эмоциональное состояние.

Например, во время стрессовых ситуаций можно вызывать в сознании облики любимых людей или изображения позитивных событий из прошлого. Это помогает поднять настроение, повысить веру в успех.

к содержанию ↑

Виды

Выделяют два основных вида воссоздающего воображения:

    Основные виды

  1. Активное. Это формирование в сознании представлений путем целенаправленного приложения волевых усилий. Усилия совершаются с целью достижения поставленной задачи. Именно активный вид процесса связан с профессиональной, познавательной, научной деятельностью, где работа сознания направлена на получение конкретных результатов и достижение поставленных целей.
  2. Пассивное. Образы возникают спонтанно, без проявления волевых усилий и какого-либо желания со стороны самого человека. Подобный процесс часто происходит во время чтения книг, общения с собеседниками, обдумывания жизненных ситуаций.

    Человек не осознает, что обрабатываемая мозгом информация трансформируется в конкретные визуальные сюжеты.

Также можно выделить три типа процесса в зависимости от способа воссоздания объектов:

  1. Возникновение зрительных картин. Наиболее распространенный тип воображения. Большинство людей проецирует информацию при помощи зрительных образов. В сознании рисуется «картинка» представляемого явления или предмета. В зависимости от уровня знаний об объекте и характеристик конкретной личности картинки могут значительно различаться. Так, эрудированный и впечатлительный человек строит при помощи домыслов гораздо более яркие образы, чем человек с низким уровнем знания и скудными эмоциональными переживаниями.
  2. Виды воображения

  3. Слуховые представления. Если восприятие больше развито с аудиальной стороны, то для воссоздания объектов личность применяет слуховые представления. В сознании может проектироваться тембр голоса, мелодия, звук, манера речи и т.д. Представляя природное явление, никогда не виденное раньше, человек воображает его возможное звучание. Думая о незнакомом индивиде, он представляет голос, смех, манеру разговора потенциального собеседника.
  4. Моторные образы. Редкий способ построения предположений, свойственный актерам, танцорам и другим творческим личностям. Для них любой образ представляется в виде движения. Если сознание занимают мысли о каком-то человеке, то представляется его манера двигаться, скорость шага, жесты и мимика.

    Услышав музыку, такие люди моментально начинают отбивать ритм и представлять исполнителя, движущегося по сцене.

к содержанию ↑

Примеры


Примеры из жизни

Наиболее ярко работает воссоздающее воображение в процессе познавательной деятельности.

Так, во время обучения школьники постоянно представляют различные образы на основании информации, которая подается им учителем.

На уроке географии в сознании появляются образы рек, озер, гор и равнин.

Природные явления в виде извержения вулкана, водопада, землетрясения никогда не наблюдались большинством детей в реальной жизни, но это не мешает им представлять их.

Слушая об исторических событиях, дети представляют поля сражений, лица государственных деятелей, здания прошлых времен и т.д.

Чем более точно, ярко и интересно учитель подает материал, тем более достоверные образы формируются в сознании учащихся.

Это помогает эффективно воспринимать информацию и закреплять знания. Механическое заучивание, не находящее отклика в воображении, не дает возможности мозгу работать в полной мере.

Примеры и области применения

Не менее значима роль рассматриваемого процесса в художественной литературе.

Писатель, создавая произведение, руководствуется собственными фантазиями, представлениями.

В дальнейшем читатели, которые знакомятся с его творением, проецируют в своем сознании личные образы. Причем наличие конкретных описаний и характеристик героев, обстановки, событий никогда не приводит к формированию у читателей единых образов.

Каждый человек, знакомясь с литературным произведением, воспринимает его через призму собственных представлений. Именно по этой причине экранизации популярных книг вызывают множество споров среди их поклонников.

Каждый читатель хочет увидеть на экране именно ту картинку, которую нарисовала его фантазия во время чтения. Это касается внешнего вида актеров, интерьеров, природы, событий и т.д.

Режиссер же во время создания экранизации придерживается тех образов, которые вызвало произведение в его собственном сознании.

Воссоздающее воображение проявляется систематически и в повседневной жизни. Находясь в ожидании встречи с незнакомым человеком, мы невольно рисуем в сознании его образ.

Основой может послужить информация, полученная от общих знакомых, изображения на фотографиях, услышанный по телефону голос и т.д. Когда реальный человек оказывается совсем не таким, как мы его представляли в своем сознании, мы убеждаемся в неточности предполагаемого образа.

к содержанию ↑

Воображение и творчество

Воображение и творчество - связь

Воссоздающее воображение позволяет нам представить явления и предметы при помощи имеющегося словесного описания или условного изображения.

В итоге формируется конкретный образ предметов.

Творческая же фантазия не опирается на предоставленную информацию. Оно является самостоятельной деятельностью по созданию принципиально новых объектов.

При этом имеющиеся знания об уже существующих продуктах аналогичной деятельности используются в минимальном количестве, которое не оказывает существенного влияния на конечный результат. В итоге получается совершенно новый, оригинальный продукт.

Воссоздающее воображение имеет определенные рамки, поскольку оно опирается на некоторые предоставленные изначально ориентиры. По этой причине примерный образ, который получится в конечном итоге, можно предугадать.

В результате творчества может получиться все, что угодно, поскольку никаких ограничений изначально нет.

По этой причине нередко именно творчество позволяет расширить существующие в обществе представления, раздвинуть границы, выработать новое мировоззрение.

Фантазия и творчество неразрывно связаны между собой. Композитор, создающий свое произведение, опирается на возникающие в его сознании образы. Например, при создании музыкальной композиции он может представлять природное явление, любимого человека, переживаемые эмоции.

Как взаимосвязаны воображение и творчество?

Без проецирования ярких и оригинальных образов никакое творчество не принесет плодов.

Именно по этой причине самыми талантливыми музыкантами, актерами и художниками обычно становятся люди со сложными судьбами, яркие и неординарные личности.

Их развитое воображение, жизненный опыт, эмоциональность позволяют им максимально продуктивно выражать себя в творчестве.

Таким образом, воссоздающее воображение является неотъемлемой частью нашего сознания. Он помогает человеку получать образование, усваивать навыки, осуществлять деятельность. Без умения фантазировать невозможно творчество.

Воссоздающее воображение — что это такое? Узнайте из видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий