Общение между людьми может осложняться наличием различных барьеров.
Важно учиться преодолевать возникающие во время коммуникаций сложности и налаживать эффективные контакты.
Что такое трансактный анализ общения? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Барьер общения — что это такое в психологии?
Под барьерами понимаются факторы, которые способствуют возникновению конфликтов, недопонимания.
Подобные негативные аспекты мешают эффективному взаимодействию между людьми.
С психологической точки зрения под барьерами понимаются различия в темпераментах, характерах, воспитании, манере поведения, эмоциональных особенностях и т.д. Социальными барьерами становятся разные социальные роли, статусы, материальное положение и др.
Причины трудностей во взаимопонимании
Некоторые личности постоянно сталкиваются с трудностями при общении с другими людьми. Обычно это происходит по следующим причинам:
- Неумение и нежелание слушать собеседника. Это наиболее частая причина появления проблем во время коммуникации.
Неумение слушать проявляется в постоянном стремлении перебивать оппонентов, навязывать им свое мнение по любому вопросу.
Потребность высказаться у человека настолько велика, что он нередко перебивает более осведомленных в вопросе людей исключительно из желания «вставить свои пять копеек». Собеседники в итоге испытывают раздражение. Их самолюбие страдает из-за откровенного неуважения оппонента. Нежелание слушать, в отличие от неумения, не означает стремление любой ценой взять слово. Это проявление полного безразличия к другой персоне. Преодолеть подобную проблему можно, демонстрируя заинтересованность даже при ее отсутствии.
- Неспособность понять настроение собеседника. Часто люди настолько увлекаются своим рассказом, что даже не замечают состояния оппонента. Человек может быть расстроенным, уставшим, раздраженным, взволнованным и т.д. В такие моменты его меньше всего интересуют истории, которые ему стремятся поведать другие люди. Полное игнорирование состояния другого человека говорит об эмоциональной холодности, безучастности, невнимательности.
- Закрытость. Каждый индивид обладает определённым уровнем открытости по отношению к окружающим. Кто-то легко вступает в новые связи, заводит знакомства. А для кого-то любой контакт представляет большую проблему.
Когда люди сталкиваются с собеседником, который демонстрирует всем своим видом нежелание сближаться и налаживать контакт, они испытывают дискомфорт. В итоге общение завершается, не успев начаться.
- Низкая самооценка. Личности, страдающие от неуверенности в себе, часто чувствуют себя некомфортно во время бесед с окружающими. Им кажется, что сами они недостаточно остроумны, интересны, обаятельны и т.д. Напряжение приводит к скованности, которая мешает свободно вести беседу.
- Агрессивность. Никто не любит общаться с собеседниками, которые по любому поводу начинают проявлять агрессию в адрес оппонента. Подобное негативное поведение свойственно завистливым, язвительным, жестким людям. Как правило, они неосознанно или сознательно переносят на окружающих свои внутренние противоречия.
Это интересно: Цели и возможности трансактного анализа общения
Виды преград
Эффективному общению могут препятствовать барьеры различного характера.
Коммуникативные
Во время любой коммуникации происходит передача информации от одного субъекта другому.
Чем точнее воспринимаются и анализируются сведения принимающим их субъектом, тем успешнее происходит коммуникация.
Коммуникативные барьеры в общении, которые могут возникать во время передачи информации:
- Логический. Неумение выстраивать причинно-следственную связь, мыслить логически. Человек может говорить много, но совершенно не по делу. Обычно проблема заключается в отсутствии достаточного словарного запаса, в неумении формулировать мысли.
- Семантический. Разница в понимании информации у людей может привести к полному искажению получаемых сведений. Каждый человек осознает то, что ему говорят, на основании имеющихся данных, жизненного опыта, своих представлений, убеждений и т.д. Соответственно, смысл, который вложил в понятие один собеседник, может совершенно не совпадать с трактовкой этого же понятия другим человеком. В итоге в конце беседы на какую-либо тему у сторон формируются совершенно разные выводы.
- Фонетический. Слишком быстрая речь собеседника может стать причиной плохого восприятия поступающей информации.
Также коммуникацию усложняют слова-паразиты, дефекты произношения, акцент.
- Стилистический. Возникает при несоответствии формы коммуникации ее содержанию. Стилистический барьер общения вызывает неудовлетворенность у оппонента, провоцирует плохое усвоение информации. Например, когда переговоры перерастают в монолог, а доклад превращается в зачитывание конспекта.
- Эмоциональный. Получив информацию по какому-либо значимому вопросу, человек может полностью отдаться эмоциям и перестать логически анализировать полученные сведения. В такой момент на первое место выходят переживания, которые возникли после получения новости.
Перцептивные
На данном уровне возникает проблема с восприятием другого, с принятием особенностей его личности или внешности.
Возможные перцептивные барьеры:
- Эстетический. Неприятие внешнего вида собеседника может мешать объективному восприятию его личности. Раздражение может вызывать какая-либо особенность внешности, неряшливость.
- Оценочный. Информация о человеке, полученная от третьих лиц, может сильно повлиять на его восприятие. Еще до знакомства с оппонентом возникает определенный образ, сформированный на основании полученных от других лиц сведений. Этот образ формирует заведомо определенное отношение к человеку.
Даже если реальная личность не соответствует полученной информации, изменить сложившееся подсознательно мнение крайне сложно.
- Эмоциональный. Часто негативное эмоциональное состояние человека расценивается как проявление его отношения к собеседнику. Иными словами, мы объясняем плохое настроение оппонента его неприятием нашей персоны. Хотя истинная причина может крыться в личных проблемах и переживаниях, не имеющих к нам никакого отношения.
- Социальный. Проблемы с восприятием человека могут возникнуть из-за разницы социальных статусов. Подчиненные нередко боятся и недолюбливают начальника исключительно из-за его доминирующего положения, а начальник пренебрегает мнением подчиненных из-за осознания своего превосходства над ними.
Психологические
Некоторые психологические особенности личности могут негативно влиять на процесс ее коммуникации с окружающими.
Нередко данные особенности воспринимаются собеседниками на подсознательном уровне, хотя внешне не проявляются.
Психологические барьеры в общении:
- Модальность. Люди делятся на аудиалов, кинестетов и визуалов. Представителям разных модальностей часто сложно понять друг друга.
- Страх перед людьми. Боязнь контактов приводит к косноязычности, скованности, закрытости.
- Негативный опыт. Неудачный прошлый опыт общения с окружающими может стать причиной появления комплексов, мешающих установлению контактов в дальнейшем.
- Перенос. На оппонентов переносятся представления о других похожих личностях.
Например, человек, внешне напоминающий нелюбимого родственника, будет вызвать негативные эмоции.
- Разница в возрасте. Люди разных возрастных категорий нередко сталкиваются с проблемами во время общения. Классический вариант: детско-родительские конфликты.
- Первичное впечатление. Как известно, первое впечатление является самым сильным. Сформировавшееся изначально мнение очень сложно изменить.
- Преждевременные выводы. Стремление навесить ярлык на человека может объясняться страхом быть отвергнутым, негативным опытом, ассоциациями, самоуверенностью.
Способы преодоления
Как преодолеть трудности в общении?
Прежде всего, нужно избавиться от эгоизма, если он присутствует.
Наибольшим успехом в обществе пользуются люди, которые умеют проявлять искренний интерес к окружающим.
Открытость к общению, умение сопереживать, способность оказывать поддержку, самокритичность — все эти качества высоко ценятся в общстве.
Зацикленные на своей персоне люди нередко окружены большим количеством знакомых, но рассчитывать на искреннюю дружбу и участие им не приходится.
Также важно научиться слушать. По мнению ученых, наиболее успешной является беседа, во время которой собеседник говорит не менее 70% времени.
После такой коммуникации гарантированно возникает симпатия к благодарному слушателю, который проявлял искренний интерес к разговору.
Залогом успешного общения является позитивное отношение к окружающим. Следует вырабатывать у себя деликатность, уважение к людям, толерантность. Любая агрессия должна подавляться, поскольку любой человек заслуживает уважения и понимания.
Даже если позиция собеседник ошибочна, можно найти способы уважительного ведения диалога без применения негативных высказываний. Умение избегать любых конфликтов, и сглаживать острые углы является залогом эффективной коммуникации с любыми личностями.
Популярный психологический инструмент налаживания коммуникаций — использование приемов понимающего реагирования.
Утвердительные жесты, одобряющие слова, переформулированная точка зрения собеседника — все это вызывает у другого участника беседы положительный отклик на подсознательном уровне.
При наличии серьезных психологических проблем, мешающих налаживать контакты с окружающими, рекомендуется посещать различные тренинги.
На групповых занятиях специалисты помогут выработать необходимые навыки общения, преодолеть имеющиеся барьеры.
Также большую пользу принесет посещение психолога, который поможет справиться с имеющимися проблемами.
Советы психологов
Как побороть затрудненное общение? Научиться общаться с окружающими можно, следуя советам специалистов.
Что делать, если сложно общаться с людьми?
Для изменения ситуации необходимо изначально выявить причину подобной проблемы.
Если это связано с различными комплексами, фобиями, страхами, следует обратиться за помощью к специалистам.
Если же общение не складывается из-за особенностей личности, которые можно самостоятельно корректировать, нужно начать работу над собой. Избавиться от застенчивости и повысить самооценку помогут занятия спортом, увлечения.
Любой успех (спортивный, карьерный, личный) нужно расценивать в качестве важного достижения.
Принятие себя и своих особенностей поможет расслабиться, перестать думать о производимом на окружающих впечатлении.
В итоге постепенно появится необходимая для эффективного общения открытость.
Как перестать бояться?
Тяжело общаться с людьми? Избавиться от страха перед людьми и общением можно при помощи следующих приемов:
- воспринимать всех новых собеседников как знакомых и друзей;
- не переживать из-за собственной стеснительности, которая является нормальным чувством;
- заставлять себя постоянно общаться с разными людьми и заводить новые знакомства, несмотря на страх;
- концентрироваться на теме беседы, блокируя все тревожные мысли;
- вырабатывать умение изъяснятся четко, конкретно;
- избегать излишней вежливости, граничащей с угодливостью;
- освоить дыхательные техники, помогающие расслабится в критической ситуации.
Итак, общение между людьми осложняется большим количеством различных барьеров. Умение преодолевать возникающие сложности и эффективно взаимодействовать с окружающими является залогом успеха в обществе.
О барьерах общения в этом видео: