Что предполагает эмпатическое слушание в разговоре с собеседником?

Эмпатическое слушание предполагает

Даже если вы не психолог, прием поможет наладить контакт практически с любым человеком, готовым выразить эмоции.

Что предполагает под собой эмпатическое слушание?


Понятие

Понятие и особенности

Эмпатическое — это активное слушание, оно ориентировано на чувства, отношение, глубокое понимание человека, его состояния.

Является одним из инструментов клиент-центрированного подхода, основанного К. Роджерсом.

Метод эмпатического слушания помогает разговорить человека, снизить выраженность его эмоциональной реакции, избавиться от депрессивного состояния или поддержать позитивное.

Нередко применяется при работах с детьми или пациентами в тяжелом, угнетенном состоянии.

Представляет собой одновременное понимание собеседника и проявление сочувствия к нему. Это помогает изменить состояние и эмоции человека в положительную сторону.

Можно понять состояние человека, чувства, которые он испытывает, ситуацию, в которую он попал, но при этом совершенно не обязательно быть согласным с этим или разделять его позицию. Главная задача — облегчение состояния клиента.

Если он находится в стрессе, то метод эмпатического слушания поможет ему более легко и быстро из него выйти. Помогает найти подход там, где другие методы не действуют или могут навредить.

Если определенными репликами, фразами вы показываете собеседнику, что понимаете его, это и является эмпатическим слушанием.

Понятие и необходимость

Этот способ общения основан на эмоциях, по-другому его называют «женским типом».

Противоположностью является рефлексивное слушание.

Применяется в психотерапии, психоанализе, психологическом консультировании.

Значение в психологии


Метод эмпатического слушания позволяет человеку естественным образом проявить эмоции, раскрыться перед психологом или обычным собеседником.

Это в свою очередь дает возможность не только избавиться от внутреннего психологического напряжения, но и самому специалисту лучше узнать клиента и разработать способы работать с ним.

Если человек находится во власти чувств и эмоций, перекрывающих рациональное мышление, то эмпатическое слушание помогает вызвать его на разговор, успокоить, дать возможность высказаться и выразить вовне свои чувства.

Когда раскрываешь эмоции, они постепенно становятся менее сильными, и человек начинает мыслить более рационально.

Некоторые люди обладают врожденной эмпатией, другим же приходится учиться. Метод требует включения собственной психики, затрат определенной психической энергии.

Значение процедуры в психологии

Приемы позволяют достичь:

  • появления обратной связи;
  • показывают, что перед человеком равный партнер, собеседник, а не просто воспринимающая сторона;
  • вызвать определенную реакцию;
  • изменить состояние собеседника, снизить уровень стресса;
  • почувствовать эмоции, которые владеют собеседником.

Именно из-за того, что метод включает в себя не только слушание, но и эмпатию, удается достичь большего взаимопонимания пациента и облегчить его состояние.

Во время разговора нет осуждения, навязывания идей. Партнер сам в итоге находит решение своей проблемы.

Правила

Главная составляющая эмпатического слушания — эмоции и способность переживать то же, что и собеседник.

Правила:

    Основные правила

  1. Настроиться на беседу. Необходимо забыть про собственные переживания, установки, проблемы и перейти на волну собеседника. Он становится центральной фигурой в разговоре. Придется полностью вжиться в роль, понять не клиента, сидящего рядом, а его образ в себе.
  2. У вас должна быть реакция, отражающая переживания партнера, то есть он должен увидеть, что вы понимаете его чувства, ситуацию. Психолог во время сеанса отождествляет себя с клиентом, но при этом не забывая оценивать услышанное, анализировать и направлять реакции в нужную сторону.
  3. Делайте паузы. Когда отвечаете партнеру, ему надо дать время, чтобы понять, оценить, проанализировать.

    Не надо прерывать молчание своими соображениями, пауза предназначена для того, чтобы человек разобрался со своими переживаниями.

  4. Помнить, что это не интерпретация и оценка чувств, а именно их отражение. Не нужно объяснять собеседнику причины появления у него определенных реакций, вы — всего лишь зеркало.
  5. Если собеседник проявляет возбуждение, раздражение, то используются короткие фразы типа «угу», кивки головой. Длинные предложения он может и не услышать и не воспринять, а междометия помогут показать, что его слушают, понимают и сопереживают.
  6. Эмпатичекое слушание применяется, когда собеседник готов раскрыть свои переживания. Если он просто хочет совета или вообще отказывается от разговора, то нет смысла применять методику.

Каковы правила?

Важно не только умение правильно слушать, но и сделать так, чтобы состояние собеседника не ухудшилось, а улучшилось.

В некоторых случаях надо дать оппоненту выразить гнев, раздражение, обиду.

Освободившись от негативной реакции, он сможет мыслить уже более рационально. Для этого нужно уметь настроиться на одну волну с собеседником:

  • начните беседу с того, с чем вы согласны, это позволит расположить к себе партнера, сделать его ближе, вызвать доверие;
  • избегать самоуверенности, не ставить себя выше оппонента, это сразу разрушит контакт;
  • использовать весомые аргументы, а не принуждение и давление;
  • не навешивать ярлыков;
  • вести диалог, не превращать беседу в монолог, не давая высказаться второй стороне;
  • собираясь высказаться, возразить, убедитесь, что правильно поняли услышанное, для этого помогут техники активного слушания;
  • если возникает необходимость высказать критику, сначала скажите что-нибудь приятное, затем критическое замечание и закройте его снова приятным — это позволяет избежать сопротивления.

В эмпатическом слушании важно, чтобы партнер собеседник вам доверял и был готов раскрыться.

Приемы


Использование приемов

В эмпатическом слушании применяются различные методы, позволяющие установить контакт с собеседником:

  1. Демонстрация участия. Используются кивки головой, короткие междометия, движения глаз.
  2. Перфераз, или по-другому пересказ. Позволяет повторить смысл сказанного, чтобы собеседник увидел, что его поняли. Методом даем показываем оппоненту, как мы его поняли. Например, человек говорит: «Я тебя ненавижу». В пересказе это будет выглядеть так: «Ты испытываешь негативные эмоции, потому что я сделал то, что тебе не понравилось».
  3. Повтор. Фразы повторяются практически в том же виде, что их сказал собеседник. «Я злюсь». «Ты злишься?»
  4. Уточнение. Позволяет не ошибиться с пониманием сказанного. «Уточни, что ты имеешь ввиду?».
  5. Сообщение о восприятии. Озвучивание чувств собеседника. «На вашем месте я бы чувствовал то же». «Вы чувствуете раздражение, и в связи с сложившейся ситуацией, это понятно».
  6. Пауза. Оппонент вынужден молчать, пока мы говорим. Пауза позволяет обдумать услышанное и высказаться самому.
  7. Поддержание эмоций.

Обычно в эмпатическом слушании выделяются три этапа:

    Прием поддержки

  • поддержка — дается возможность высказаться, выразить свою реакцию;
  • уяснение — важно убедиться, что вы правильно поняли эмоции и слова собеседника;
  • комментирование — даются советы.

Хороший слушатель:

  • поддерживает визуальный контакт — смотрит в глаза, это дает возможность не только отследить изменения в состоянии, но и вызвать расположение собеседника, показав, что его слушают;
  • использует язык тела — партнеры по общению находятся друг напротив друга, жесты используются открытые, показывающие интерес;
  • применяет определенный тон и скорость речи, позволяющие передать теплоту, заботу, а также гармонировать с тоном собеседника;
  • позволяет собеседнику выбрать предмет разговора.

В общении используются и вербальные и невербальные средства, что позволяет достичь полного контакта.

Эмпатическое слушание уместно не всегда. Иногда человек не готов раскрыть свои чувства, ему нужен просто совет или информация. В этом случае применяются другие методы.

О практических приемах активного слушания в этом видео:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *