Человек не может без общения с другими людьми — в процессе профессиональной деятельности, для собственного развития или удовольствия он контактирует с другими людьми на протяжении всей жизни.
Однако не всегда процесс общения бывает приятным для обеих сторон коммуникации. Какие же существуют правила и нормы общения? Что такое этические принципы общения и как научиться их соблюдать?
Об основных техниках конструктивного общения и взаимодействия вы можете узнать из нашей статьи.
Оглавление
Что такое культура общения?
Культура общения — это понятие, обусловливающее качество и совершенство коммуникации между людьми, характеризующее нравственные модели общения, нормы и правила взаимодействия между людьми.
Основу культуры общения составляет мораль, поскольку она включена во все сферы жизнедеятельности человеческого общества.
С точки зрения морали человек оценивает все проявления общественной жизни или какой-либо отдельной личности, их соответствие или несоответствие близким ему моральным принципам и нормам.
Также мораль помогает сформироваться образу нравственного идеала для человека, которому он будет стремиться соответствовать.
Мораль ориентирует личность на отношение к человеку, как к самой высокой ценности, помогает следовать идеалам справедливости и добра, что в повседневной жизни выражается в человеческих отношениях в семье, с коллегами, знакомыми и близкими друзьями.
В таких контактах проявляются такие качества нравственности, как уважение, долг, любовь, верность, сочувствие, дружба. Огромную роль при этом играет этика общения.
Этика: понятие
Слово «этика» происходит от греческого «ethikos» — касающееся нравственности, выражающее нравственные убеждения.
Этика общения — это совокупность, свод норм и правил общения в определенных ситуациях, обязанностях людей по отношению друг к другу в тех или иных ситуациях.
Другими словами — это учение о верном проявлении своих нравственных убеждений по отношению к другим людям.
Этикет общения включает в себя множество форм непосредственного человеческого поведения. Это приветствие, правильное обращение к людям пожилого возраста, к коллегам при профессиональном взаимодействии, поздравления и т. п.
Благодаря знанию этики общения человек может не только правильно выразить свои убеждения, обозначить свою позицию партнеру так, чтобы это не привело к конфликтной ситуации, но и сможет быстрее и лучше понять другого человека.
Это интересно: Основные техники конструктивного общения и взаимодействия
Проблема
Этика оговаривает правила поведения, соответствующие нравственности, а этикет — лишь внешние проявления, формы поведения в той или иной ситуации. Отсюда вытекает главная проблема этики общения — когда человек, действующий по этикету, не соблюдает этических норм.
В таком случае его можно рассматривать как лжеца и лицемера, поскольку его слова не соответствуют внутренним установкам.
Точно так же странно выглядит человек, который демонстрирует высокоморальное поведение, не соблюдая элементарных правил этикета.
Поэтому понятия этики общения и этикета не должны рассматриваться разрозненно. Соблюдая правила этикета, следует всегда помнить о нравственности действий, а совершая высокоморальные поступки, необходимо не забывать и об этикете.
Культурное общение — какое оно?
Культура общения благодаря установленной системе принципов, норм и правил, технике их выполнения помогает решить главную задачу общения, как такового — достичь взаимопонимания контактирующих людей.
Культурное общение подразумевает соблюдение норм межличностного общения в той или иной ячейке общества, включающих множество факторов — нравственные, культурные, психологические.
При этом наиболее сильно культурное общение связано с нравственностью. Культурное общение отличают следующие характерные для него черты:
- Уважение к партнеру, вежливость и стремление не употреблять обидных и ранимых для собеседника слов.
- Готовность понять и принять позицию собеседника, даже если сказанное не входит в предполагаемую реакцию на реплику-стимул.
- Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций, а также толерантность, терпимость к партнеру.
- Равенство общающихся в диалоге и принципиальное его соблюдение.
Чем выше нравственность каждого из участников коммуникации, тем выше в целом уровень общения, тем оно эффективнее и полезнее для каждой контактирующей личности в отдельности.
Это интересно: Что такое коммуникативное общение?
Этические принципы
Этика общения подразумевает соблюдение следующих принципов:
- Вежливость. Основополагающий принцип этики, предписывающий уважение к партнеру.
- Кооперация. Предполагает вклад в общее дело от каждого из участников для того, чтобы добиться эффективного взаимодействия.
- Паритетность. Согласно этому принципу, равны все участники общения, исключая доминирование какого-либо из них. При этом даже при различном социальном статусе общающиеся должны соблюдать принцип вежливости, уважать друг друга.
- Правдивость. Партнеры по общению обязаны предоставлять друг другу полную и неискаженную информацию по какому-либо вопросу.
- Понятность. При речевом взаимодействии каждый из его участников должен представлять информацию так, чтобы его партнер не прикладывал излишних усилий для правильного ее восприятия.
- Последовательность. Этот принцип предписывает последовательное развитие диалога — например, приветствие подразумевает такую же ответную реплику, за поздравлением должна следовать благодарность и т. п.
Соблюдение этических принципов при коммуникации приводит к взаимному уважению и доверию всех партнеров, которые становятся основой для развития дальнейшего взаимодействия между людьми.
Виды норм
Условно все этические нормы общения можно классифицировать как рекомендуемые и обязательные.
Обязательным в процессе коммуникации является принцип «Не навреди».
Не допускается причинение ущерба человеку, его унижение, притеснение, ущемление прав.
При этом следует сдерживать негативные эмоции даже в том случае, если есть все основания их испытывать, не переходить на оскорбления.
Рекомендуемые этические нормы не наносят вреда собеседнику при их несоблюдении, однако позволяют достигнуть большего уважения и доверия к тем, кто им следует. Это сохранение чувства собственного достоинства, скромность и т. п.
Также этические нормы диктуются мотивами общения:
- положительными — удивить, заинтересовать собеседника, удовлетворить его потребность в понимании, доставить ему радость, сделать комплимент;
- нейтральными — передать какую-либо информацию;
- отрицательными — выразить свое возмущение на низкий поступок.
Каждая из проявленных реакций является этичной, поскольку они не противоречат нравственности, обоснованы высокоморальными побуждениями.
Совсем по-иному может быть рассмотрено поведение, которое внешне хотя и отличается безупречным этикетом, однако в основе его лежит, например, желание втереться в доверие к человеку для того, чтобы впоследствии его обмануть.
В чем заключается их несоблюдение?
Несоблюдение этических норм удобно рассмотреть на появляющихся вследствие этого дефектах в общении, которые приводят к таким формам падения нравственности:
- Нравственный вакуум. В данном случае у человека отсутствуют знания об этике, как таковой или же он попадает в общество, этические нормы которого ему не знакомы.
- Отсутствие нравственной инициативы — человек ожидает проявления нравственности от партнера, до того не проявляя никаких действий для налаживания коммуникации.
- Нравственное камуфлирование — стремление произвести на собеседника хорошее впечатление, акцентируя внимание на внешнем проявлении этикета, которое на самом деле не подкрепляется истинно нравственными побуждениями. Как правило, это сопровождается рассуждениями о падении нравственности, навязчивыми призывами соблюдать нормы приличия.
- Нравственная регрессия. Потеря усвоенных знаний, угасание интереса соблюдать нормы приличия, давать моральную оценку собственным действиям, а также игнорирование интересов окружающих людей.
Часто нравственной регрессии сопутствуют жестокость, практичность, агрессия и рационализм.
- Нетерпимость. Характеризуется враждебным отношением к инакомыслящим людям в религиозных, политических, культурных и других вопросах. Как правило, присуща авторитарным личностям, имеющим одномерное мышление. При таком дефекте общения может быть абсолютно исключено продуктивное взаимодействие даже в ситуации, которая обещает быть выгодной для обеих сторон.
- Примитивизм. В данном случае оправданием для несоблюдения норм нравственности служат былые заслуги либо нескрываемые собственные интересы, которые удовлетворяются посредством намеренно антиморального поведения.
- Нравственная глухота — отсутствие желания услышать другого человека, понять и принять его позицию.
Несоблюдение этических норм делают общение контрпродуктивным, не позволяет людям эффективно взаимодействовать друг с другом, получать взаимовыгоду от коммуникации и тем самым нивелирует ее ценность.
Как научиться культурно разговаривать?
Человек не появляется на свет с врожденными навыками культурного общения — все знания он приобретает при воспитании, они зависят от среды, в которой он растет и проживает.
Это означает, что научиться культурно разговаривать, освоить этические нормы речевой коммуникации может каждый.
Для того, чтобы научиться культурно разговаривать, необходимо следовать таким рекомендациям:
- Постоянно пополняйте словарный запас. Для этого можно читать литературу или заняться углубленным изучением языка — постепенно новые речевые обороты, высказывания и фразы перейдут в ваш лексикон, обогатят ваш язык. Это даст вам возможность правильно высказывать свои мысли, делать их более доступными для восприятия собеседником — то есть, позволит следовать одному из основных принципов этического общения — понятности.
- Исключайте из лексикона слова-паразиты. Приучитесь постоянно следить за своей речью, обращая внимания на слова-паразиты и тавтологии. Это сделает вашу речь более разнообразной, интересной, привлекательной для собеседника.
- Соблюдайте грамотность речи. Даже если вы уверены, что ее в данный момент никто не оценит — такой подход должен стать привычкой.
- Тренируйтесь пересказывать полученную информацию — попробуйте мысленно повторить ее про себя или написать на бумаге. Данный прием позволит вам натренировать способность формулировать ваши мысли, выделять главное и второстепенное из того, что вы узнали и желаете передать другому.
- Не поленитесь перечитать правила речевого этикета — даже если вы уверены, что знаете его на должном уровне.
- Тренируйтесь декларировать — такой прием позволит вам «поставить» голос, научиться говорить четко и внятно.
В процессе коммуникации следите за речью других людей.
Особенно обратите внимание на тех людей, кто, по вашему мнению, умеет культурно разговаривать — на их фразы, интонацию голоса, паузы, выражение лица — все это воспринимается собеседником, как неотъемлемая часть речевой коммуникации.
Человек вынужден общаться с окружающими, быть частичкой социума. И в его силах сделать это взаимодействие приятным и выгодным для обеих сторон коммуникации, соблюдая культуру речи и принципы нравственности или же общаться деструктивно, что приведет к невозможности получения данных благ всеми участниками взаимодействия.
Этикет и культура общения: