Функции и значение общения в психологии

Функции общения в психологии

Процесс межличностного взаимодействия рассматривается через основные приемы, техники, методы коммуникации.

Рассматривается структура и компоненты, из которых складывается общение.


Основные понятия

Основные понятия статьи

Общение — процесс обмена информацией между несколькими людьми в устной или письменной форме.

Диалогическое общение подразумевает минимум двух собеседников, повествующих поочередно.

В отличие от монолога, диалог предполагает опровержение данных, добавление к ним новых, критику.

Основы психологии общения: кратко


Категория общения в психологии рассматривается особенно подробно, поскольку данный процесс оказывает наибольшее влияние на индивида и социум в целом. Психологами рассматриваются методы, средства, способы коммуникации и их эффективность.

Главная задача — понять механизмы речевого взаимодействия и выработать на их основе результативные техники, помогающие людям налаживать контакт и достигать совместных целей.

Зачем оно человеку: краткий ответ

Общение является одним из основных инструментов взаимодействия между людьми. Люди — существа социальные, и диалог — лучший способ договариваться между собой. С помощью общения реализуется несколько важных функций:

    Зачем оно человеку: краткий ответ на вопрос

  1. Поиск новой информации, позволяющей ориентироваться в окружающем мире.
  2. Передача полученного практического опыта (через устную или письменную речь).
  3. Ознакомление с опытом других людей (через чтение их трудов или через диалог).
  4. Воспитание.
  5. Умение сотрудничать, договариваться, искать компромиссы.
  6. Приятное времяпрепровождение — беседа с единомышленниками, коллегами, родственниками (реализуется первичная потребность в коммуникации).

Роль в психическом развитии индивида


Через взаимодействие с окружающими с помощью общения, человек становится личностью. Он перенимает правила и устои социума, в котором находится. Знакомится с понятиями нравственности, морали.

Развитие личности происходит только в нахождении в среде ему подобных. Старшее поколение передает накопленный опыт, а также формирует у ребенка способность самопознания, поиска информации.

Каждый собеседник вносит свой вклад в становление личности, изменяет или дополняет ее. Особенно важно влияние людей, связь с которыми постоянно устойчива — родители, друзья, учителя, коллеги.

Средства

Вербальные средства

К средствам общения относятся способы отправки и передачи информации между людьми.

Средства классифицируются на два типа: вербальные и невербальные.

Вербальное общение — непосредственно обмен данными с помощью слов (устная речь) или символом (письменная речь).

В свою очередь, устная речь подразделяется на 2 вида:

  1. Монологическая — общение в формате монолога. Один человек последовательно, аргументированно излагает свою мысль, приводит примеры и доказательства своей позиции. В повседневном общении, среди собеседников, одной из форм монолога является рассказ. В публичном выступлении на большую аудиторию — доклад, реферат, презентация.
  2. Диалогическая — общение происходит между двумя и более людьми. Информация не только передается, но и получает обратный отклик, что позволяет работать над ней более тщательно — дополнять, изменять, критиковать, опровергать.

Письменная речь применятся при невозможности осветить проблему в устной форме, либо при необходимости детального раскрытия темы, что требует долгого обдумывания. Записанный текст имеет ряд особенностей:

  • может быть прочитан неограниченным количеством людей;
  • может быть прочитан в любое время, даже спустя несколько лет;
  • имеет иные средства выражения мысли. Если при разговоре акценты расставляются интонациями, то в письме — знаками препинания.

Невербальное общение — все, что не относится к произносимым словам: жесты, улыбка, подмигивания, поза. Невербально передается более 50% данных, дополняющих основное информационное сообщение.

Структура и компоненты


В психологии общение классифицируется по трем компонентам:

    Структура и компоненты: классификация

  1. Коммуникативный. Направлен на целенаправленное взаимодействие, диалог, обмен информацией.
  2. Интерактивный. Возникает в процессе совместной деятельности, не всегда осознаваем и целенаправлен.
  3. Перцептивный. Заключается в оценивании, формировании суждений о других людях.

Структуру можно разделить на несколько составляющих:

  1. Предмет. Собеседник, тот, на кого направлена передача информации.
  2. Потребность. Необходимость в инициировании контакта. Зависит от двух факторов — потребность как таковая (соответствует характеру индивида — интроверт, экстраверт), и потребность в конкретном собеседнике.
  3. Мотив. Цель, с которой инициируется контакт.
  4. Действие. Сам процесс общения.

Этапы

Простая коммуникация раскладывается на 4 этапа:

  1. Вовлечение. Человек переключается с активной деятельности на разговор.
  2. Установление контакта. На данном этапе собеседники анализируют окружающую обстановку, личность и характер друг друга.
  3. Коммуникация. Сам разговор, прием и передача информации.
  4. Разрыв контакта. Заключительный этап, на котором люди либо пришли к общим выводам, либо остались при своем мнении.

Механизмы


В психологии выделяют три механизма:

    Главные механизмы

  1. Эмпатия. Заключается в способности поставить себя на место собеседника, ощутить его эмоциональное состояние, переживаемые им чувства. Эмпатия позволяет рассмотреть проблему человек более комплексно, поскольку учитываются не только рациональные доводы и факты, но и отношение к ситуации. Поскольку у каждого свой уровень стрессоустойчивости, универсальный совет дать невозможно. Человек с развитой эмпатией может дать наиболее подходящее решение для собеседника, исходя из его психотипа.
  2. Идентификация. Механизм, схожий, на первый взгляд, с эмпатией. Разница в том, что при идентификации не учитывается личность собеседника. Вы ставите себя на место другого человека, мысленно воображая как поступили бы сами. Механизм позволяет смоделировать ваше потенциальное поведение в аналогичной ситуации.

    Однако, без эмпатии, он может быть бесполезен. Поскольку предлагаемое решение может не подойти собеседнику в силу отличий в его характере, отсутствии накопленного опыта, комплексах.

  3. Рефлексия. Способность анализировать приобретенный опыт, а также эмоциональные переживания. В отличии от животных, люди могут не только прогнозировать будущее, но и визуализировать, обобщать прошлое. Рефлексия позволяет, спустя время, понять мотивы совершенных поступков, провести работу над ошибками.

Функции

Основные функции общения реализуют определенную грань, контекст, с помощью которого можно использовать речь в повседневной жизни.

    Функции коммуникации

  1. Экспрессивная. При живом, устном общении, жесты и эмоциональное состояние играет роль не меньшую, чем произносимые слова. Данная функция позволяет понять настроение собеседника, соответствие сказанного его экспрессивному фону. Например, человек пытается строить монолог логически, но при этом дергается, почесывает ухо или нос, голова и голова опущены вниз — с большой вероятностью он врет. Задача функции — в поиске несоответствий в поведении, обличении лжи, неискренности мотивов.
  2. Формирующая. Относится к воспитанию и развитию, совершенствования человека. С помощью взаимодействия с окружающими посредством языка, человек получает информацию, способную оказать влияние на его ценности, принципы, мировоззрение.
  3. Регулятивная. Необходимо для координации совместных действий. Чтобы действовать сообща, человек должен быть нацелен на общий для группы результат, сохранять стабильный эмоциональный фон. Задача функции — регулировать поведение человека для максимизации его эффективности и прилагаемых усилий.
  4. Эмотивная функция общения проявляется понимании человеком отношения к нему со стороны других людей. Поведение зависит от уровня отношений между людьми. Если собеседник понимает, что к нему относятся хорошо, его принимают в группе и внимательно слушают — мотивация возрастает.

    Напротив, если эмоциональная связь слаба, или вовсе негативна, враждебна — мотивация уменьшается или отсутствует вовсе.

  5. Инструментальная. Данная функция рассматривает информацию как инструмент при взаимодействии людей в работе. Информация самоценна и служит для успешной реализации целей группы людей. Например, начальник звонит менеджеру по продажам и сообщает «Клиент хандрит и может быть раздражительным». Тем самым, настраивая менеджера на выбор определенного формата общения. Часто на этой, а также на регулятивной функции базируется психология общения в коллективе.
  6. Информационная. Задача — в обмене и обработке поступающих данных, а также в отправке собственных. На основе имеющейся информации, человек принимает решения, формирует цели и собирает информацию по успешному их достижению.

Функции по Андриенко

Е.В. Андриенко выделяет 3 функции общения по группам:

  1. Психологическая функция общения, благодаря которой развивается личность в целом: мышление, воля, мировоззрение, способность сопереживать.
  2. Социальная, направленная на коммуникацию и взаимодействие индивидом в повседневной жизни.
  3. Инструментальная, рассматривающая информацию как цельный инструмент для достижения целей.

Модели


Модель выбирается в зависимости от целей коммуникации, которых хочет достичь индивид:

  1. Информационная. Задача — донести данные, передать всю необходимую информацию.
  2. Убеждающая. Цель — уговорить человека поступить нужным образом, изменить его поведение или взгляды. Задействуется на практике психология воздействия в общении.
  3. Экспрессивная. Необходима для передачи эмоций, настроя слушателей на нужную волну.

    Широко применятся в мотивационных речах и ораторских выступлениях в принципе.

  4. Суггестивная. Используется для внушения. Если убеждения воздействует прямолинейно, прибегая к фактам, то внушение нацелено на подсознание.

Стратегии

Для того, чтобы общение было конструктивным, необходимо правильно выбрать его стратегию. Их существует несколько:

    Выбор стратегии

  1. Открытая. Если цель разговора — поделиться мыслями, услышать мнение собеседника, то данная стратегия — лучшая по эффективности. Она позволяет найти общий язык между людьми, договориться друг с другом. Ее суть — в детальном открытом изложении своей позиции с одной стороны, и во внимательном выслушивании точки зрения собеседника — с другой.
  2. Закрытая. Заключается в отсутствии желания аргументировать собственное мнение, поскольку другой человек не хочет ничего слышать — он уверен в собственной правоте и не станет менять точку зрения из принципа.

    Закрытая стратегия используется с целью экономии времени, быстрого сворачивания диалога.

  3. Полузакрытая. Напоминает допрос, где интересуются только информацией собеседника, не раскрывая свою позицию по теме разговора.
  4. Монологическая. Стратегия, диаметрально противоположная предыдущей. Здесь излагаются собственные мысли, без учета мнения другого человека.
  5. Ролевая. Исходит из классификации отношений между собеседниками. Например: ребенок-родитель, парень-девушка, дед-внук, начальник-исполнитель. Имеет специфику, в силу устоявшихся отношений между общающимися (например, при разговоре старшего поколения с младшим, соблюдается субординация, этикет, уважение к старшему человеку как к более опытному и компетентному).
  6. Личностная. Используется при интимном, доверительном контакте. В народе — «разговор по душам». Данная стратегия является наиболее открытой и честном по отношению к собеседнику, при условии тесных взаимоуважительных связей.

Техники и приемы


Для создания более устойчивых и доверительных отношений, рекомендуется использовать список эффективных приемов:

    Какие техники и приемы используют?

  1. Визуальный контакт глаз. Если вы редко смотрите в глаза, то человек может воспринять это с подозрением в неуверенности, скрытности, стеснительности.
  2. Улыбка. Легкая, не наигранная улыбка располагает к себе собеседника и настраивает на непринужденное, спокойное общение.
  3. Кивание головой. И прочие жесты, выражающие согласие с мыслями и точкой зрения в монологе собеседника.
  4. Уточняющие вопросы. Позволяют убедиться, что вы слушали внимательно и обдумывали информацию. Важна обратная связь в общении, комментарии к услышанному.
  5. Телесный контакт. Начинается с рукопожатия. Если установлен доверительный контакт, допускаются социально-одобряемые прикосновения, например — похлопывание по плечу.

Эффекты

В процессе коммуникации личность собеседника воздействует на человека различным образом, среди которых выделяют следующие эффекты:

  1. Первое впечатление. Считается, что оно значительно влияет на последующий характер взаимодействия. Формируется по внешним признакам: одежде (и ее ухоженности), обуви, внешности самого человека и его мимике, жестам , передающим эмоциональный фон и настроение.
  2. Стереотипизация. Эффект, при котором человек соотносит внешность и внутренние качества личности. Например, квадратную челюсть связывает с мужественным характером, широкий лоб — с высоким интеллектом.
  3. Проекция. Осуществляется перенос собственных качеств и свойств характера на собеседника.

    Например, если человек завистлив, то он видит эту черту и у других, при этом стараясь найти подтверждение в сложившемся мнении.

  4. Эффект ореола. Заключается в переносе качеств и поведения одного индивида на всю социальную группу, к которой он принадлежит. Например: «все русские пьют», «вся молодежь — глупая», «все мужики — козлы».

Правила слушания

Правила слушания собеседника

Чем внимательнее вы слушаете и анализируете речь говорящего, тем лучше поймете ее содержание и тем больше вызовете доверия.

Ряд правил, которые помогут в диалоге:

  1. Знаки согласия. Кивание головой, фразы «Согласен», «Считаю также» и т.д., вставленные к месту, с выдержанной паузой после окончания речи собеседника.
  2. Вопросы. Полезно задать несколько вопросов, которые могут прояснить непонятные моменты и лучше раскрыть тему. Плюс, человек поймет, что вы слушали внимательно.
  3. Запись. Конспектирование основных тезисов помогает улучшить понимание информации, структурировать ее.

    Также это свидетельствует об ответственном подходе к коммуникации и приданию важности словам собеседника.

Зная закономерности межличностного общения можно эффективно выстраивать коммуникацию и качественно воспринимать данные от других людей.

Понятие, функции, 3 основных типа общения:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *