Процесс обучения и воспитания детей практически невозможен без возникновения конфликтных ситуаций.
Конфликт между учителем и учеником — какова психология его возникновения?
Каковы его причины? Как можно избежать подобного конфликта или предотвратить его?
О плюсах и минусах конфликтов читайте в нашей статье.
Оглавление
Психология и причины
Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать на следующие категории:
- Конфликты, связанные с деятельностью учеников, которая касается их успеваемости. Они могут выражаться в нежелании ученика выполнять то или иное задание, или небрежном его выполнении. Причины его могут быть разными — проблемы с усваиванием нового материала, утомление ученика, отсутствие помощи ученику со стороны учителя при ее реальной необходимости.
Особенно часто подобные конфликты возникают при непродолжительном общении учителя и ученика, когда отношения между ними лежат исключительно в официальной плоскости, ограничены только лишь учебой.
Также они могут быть спровоцированы завышенными требованиями учителя к его ученикам.
- Конфликты, обусловленные мотивацией поступков. Бывают случаи, при которых учитель может неправильно истолковать мотив, побудивший ученика совершить тот или иной поступок, хотя в действительности одно и то же действие ученика может быть мотивировано разными причинами. При этом у учителя возникают проблемы с коррекцией поведения детей при ложной оценке его истинных причин. Такое возможно при поверхностном отношении учителя к взаимоотношениям его учеников.
- Конфликты взаимоотношений между учителем и учеником, причиной которых часто являются некорректные действия учителя при разрешении той или иной проблемной ситуации. Особенность данных конфликтов — их затяжной характер, переход на стадию личной конфронтации учителя и ученика. Они часто приводят к длительной взаимной неприязни и, как следствие, нарушения нормального взаимодействия между учителем и учеником.
В детских садах причина появления таких конфликтов сходная — отказ ребенка выполнять то или иное требование, когда он еще не привык к новому воспитателю или же требования воспитателя не соответствуют уровню подготовки ребенка.
О причинах и методах разрешения конфликтных ситуаций между учителями и детьми в этом видео:
Примеры педагогических инцидентов и способы их разрешения
Какие самые распространенные конфликты, возникающие в процессе обучения и каким образом можно их разрешить?
Между детьми
Это наиболее распространенный вид конфликтов в жизни.
Учитель в данном случае не является их прямым участником, однако его присутствие необходимо для их правильного разрешения и предупреждения.
Причины разногласий между детьми могут быть следующими:
- стремление ребенка заслужить или отстоять авторитет среди сверстников и связанное с этим соперничество;
- обманы или взаимные оскорбления детей между собой;
- агрессия к ученикам, которые пользуются особым вниманием со стороны учителя;
- симпатия ребенка к другому ученику или ученице, которая остается без взаимности;
- борьба между детьми за симпатию ученика или ученицы.
Каким образом правильно разрешить конфликт между детьми?
Иногда дети способны урегулировать конфликтную ситуацию и без помощи учителя. Однако, если требуется вмешательство взрослого, лучше сделать это без излишнего давления.
Например, один ученик дразнит другого либо обзывает его. Нельзя принуждать ученика публично извиняться перед обиженным ребенком.
В идеальном варианте учитель должен смоделировать ситуацию, задать наводящий вопрос, при ответе на который ученик сам примет правильное решение для разрешения конфликта.
Самостоятельный конструктивный подход к решению конфликтной ситуации будет также являться для ученика прекрасным навыком, который пригодится ему в дальнейшем.
Чаще всего конфликтуют те дети, которые не могут найти для себя увлечения. Учитель может снизить количество конфликтов, если порекомендует ученику секцию или кружок, которые понравятся ребенку, поговорить с родителями, которые также могут поспособствовать разрешению ситуации.
Детские конфликты дома, в саду, в школе: что делать? Узнайте из видео:
Как избежать конфликтов в семье? Читайте об этом здесь.
Между родителями
Данные конфликты часто возникают на почве неприязни детей родителей между собой.
В итоге родители начинают выяснять отношения за своих детей, не вникая в причину возникновения конфликтной ситуации.
Учителю или воспитателю для разрешения такой ситуации требуется провести беседу с родителями, стараясь быть максимально беспристрастным к обеим сторонам конфликта, предложить тот вариант решения проблемы, который будет приемлем для всех родителей.
Не рекомендуется оценивать действия того или иного ученика, основываясь на его предыдущих поступках — следует работать именно с данной возникшей ситуацией без отсылки к прошлому, чтобы не спровоцировать еще большие разногласия.
Например, один ученик оскорбляет другого, и обиженный ребенок жалуется своим родителям. При встрече родители начинают выяснять отношения между собой.
В этом случае учитель должен вмешаться в конфликт и беспристрастно рассказать обеим конфликтующим сторонам о поведении их детей. Также следует предложить родителям поработать дома с детьми, настроить их на дружеское разрешение ситуации, а не на продолжение конфликта.
Между учителем и учеником
Это наиболее сложный тип конфликтов, который, к тому же, может повлиять на усваивание ребенком учебной программы.
Причины данных конфликтов следующие:
- Разные требования учителя к различным ученикам.
- Чрезмерные требования учителя к ученику.
- Невыполнение своих обязанностей учителем, несоответствие им.
- Отсутствие какого-либо поощрения учителем ученика, старательно выполняющего свою учебную работу.
- Неспособность учителя примириться с теми или иными личностными качествами ученика.
Лучше всего, если учитель сведет на нет напряженную ситуацию в самом начале ее возникновения, не доводя до стадии нескрываемой враждебности.
Например, очень легко спровоцировать продолжение конфликта повышением голоса, что может спровоцировать в ответ аналогичные действия.
Чаще всего конфликты у учителя возникают с учениками, которые по той или иной причине отстают от предмета, преподаваемого учителем или же недобросовестно подходят к его изучению.
В некоторых случаях для разрешения ситуации учителю следует перешагнуть через собственную неприязнь и попытаться вдохновить ученика на старательную работу, обнадежив его ожиданиями в личных способностях.
Обратные утверждения, заявления о том, что ученик не способен выполнить то или иное задание могут только усугубить ситуацию. При общении учителя с ребенком важно не выказывать никаких личных негативных эмоций.
Также у учеников зачастую достаточно завышенные требования к справедливости учителя, поэтому в решении спорных вопросов учитель должен обращать внимание на то, что дети сразу же отреагируют на предубежденные решения.
Например, ученик на уроке ведет себя агрессивно, бросается бумажками в своих одноклассников, а на замечания учителя демонстративно не реагирует.
В данном случае учитель может спокойным тоном сделать ироничное замечание по поводу настроения ученика в ключе, например — «А Баба Яга всегда против». Важно, чтобы высказывание не было сделано с нотками личной неприязни.
После урока можно наедине побеседовать с учеником, принимая его временное настроение и мотивируя его на сдерживание негативных эмоций.
Самое главное, чтобы ребенок понимал, что его принимают даже при плохом настроении и был настроен на улучшение отношений со своими сверстниками. Эскалация же конфликта может привести к еще большему отрицанию ученика конструктивных отношений.
Мнение эксперта о конфликтах между учителем и учеником:
Какие бывают отрицательные черты характера у человека? Список вы найдете на нашем сайте.
Между воспитателем и родителями
Спровоцировать возникновение такого конфликта может как учитель, так и родители учеников.
Основные причины таких ситуаций следующие:
- несоответствие представлений учителя и родителей о воспитательном процессе;
- личная неприязнь родителя и учителя;
- неприятие родителем воспитательных методик учителя;
- убежденность родителя в том, что его ребенок заслуживает более высоких оценок.
Прежде, чем разрешить конфликтную ситуацию, учитель должен беспристрастно проработать ситуацию, обозначить возможные пути ее решения и лишь только после этого переходить к диалогу с родителем.
При беседе также следует вести себя максимально сдержанно и спокойно, тем не менее, не создавая впечатления равнодушного отношения к ситуации.
Например, ученик негативно характеризует своих одноклассников, а его мать безоговорочно принимает на веру его слова. В итоге она приходит с жалобой к учителю на его пассивное реакцию по установлению взаимопонимания между учащимися.
Учитель в данном случае должен обратить внимание родительницы на то, что ее сын также мог стать причиной конфликта между ними и предложить приложить взаимные усилия по налаживанию отношений между учащимися.
Конфликт со школьным учителем. Издевательства в школе. Советы психолога:
Это интересно: Виды и причины конфликтов в семье и как избежать
Как избежать конфликта в классе или детском саду: профилактика
Для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций или минимизировать их количество, учитель или воспитатель должен предъявлять одинаковые требования ко всем ученикам, не разделяя детей на «любимых» и «не очень любимых».
По возможности, стоит максимально справедливо подходить к решению спорных ситуаций, чтобы каждый из учеников не чувствовал себя обделенным в правах.
Для избегания конфликта с родителями учитель или воспитатель на собрании должен рассказывать родителям о воспитательном процессе, чтобы то или иное требование к успеваемости детей не было неожиданным сюрпризом для родителей.
Также для предупреждения конфликтов учитель должен рассказывать родителям о тех спорных ситуациях, которые возникают между детьми, стараться заранее прорабатывать их, предупреждая эскалацию враждебности между детьми.
Учитель или воспитатель не должны проявлять личной неприязни к своим подопечным, равно справедливо относиться даже к тем детям, которые по той или иной причине не вызывают у него личной симпатии.
Также важно не только стремиться устранить возникшие конфликты, но и стремиться мотивировать детей к хорошим взаимоотношениям в коллективе.
Способы разрешения педагогических конфликтов: