Профилактика и разрешение конфликтов между учителем и учеником

Конфликт между учителем и учеником

Процесс обучения и воспитания детей практически невозможен без возникновения конфликтных ситуаций.

Конфликт между учителем и учеником — какова психология его возникновения?


Каковы его причины? Как можно избежать подобного конфликта или предотвратить его?

Психология и причины

Психология и причины споров

Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать на следующие категории:

  1. Конфликты, связанные с деятельностью учеников, которая касается их успеваемости. Они могут выражаться в нежелании ученика выполнять то или иное задание, или небрежном его выполнении. Причины его могут быть разными — проблемы с усваиванием нового материала, утомление ученика, отсутствие помощи ученику со стороны учителя при ее реальной необходимости.

    Особенно часто подобные конфликты возникают при непродолжительном общении учителя и ученика, когда отношения между ними лежат исключительно в официальной плоскости, ограничены только лишь учебой.

    Также они могут быть спровоцированы завышенными требованиями учителя к его ученикам.

  2. В детских садах причина появления таких конфликтов сходная — отказ ребенка выполнять то или иное требование, когда он еще не привык к новому воспитателю или же требования воспитателя не соответствуют уровню подготовки ребенка.

  3. Конфликты, обусловленные мотивацией поступков. Бывают случаи, при которых учитель может неправильно истолковать мотив, побудивший ученика совершить тот или иной поступок, хотя в действительности одно и то же действие ученика может быть мотивировано разными причинами. При этом у учителя возникают проблемы с коррекцией поведения детей при ложной оценке его истинных причин. Такое возможно при поверхностном отношении учителя к взаимоотношениям его учеников.
  4. Психология и причины столкновений

  5. Конфликты взаимоотношений между учителем и учеником, причиной которых часто являются некорректные действия учителя при разрешении той или иной проблемной ситуации. Особенность данных конфликтов — их затяжной характер, переход на стадию личной конфронтации учителя и ученика. Они часто приводят к длительной взаимной неприязни и, как следствие, нарушения нормального взаимодействия между учителем и учеником.

О причинах и методах разрешения конфликтных ситуаций между учителями и детьми в этом видео:

Примеры педагогических инцидентов и способы их разрешения


Какие самые распространенные конфликты, возникающие в процессе обучения и каким образом можно их разрешить?

Между детьми

Это наиболее распространенный вид конфликтов в жизни.

Учитель в данном случае не является их прямым участником, однако его присутствие необходимо для их правильного разрешения и предупреждения.

Причины разногласий между детьми могут быть следующими:

  • стремление ребенка заслужить или отстоять авторитет среди сверстников и связанное с этим соперничество;
  • обманы или взаимные оскорбления детей между собой;
  • Между детьми в школе

  • агрессия к ученикам, которые пользуются особым вниманием со стороны учителя;
  • симпатия ребенка к другому ученику или ученице, которая остается без взаимности;
  • борьба между детьми за симпатию ученика или ученицы.

Каким образом правильно разрешить конфликт между детьми?

Иногда дети способны урегулировать конфликтную ситуацию и без помощи учителя. Однако, если требуется вмешательство взрослого, лучше сделать это без излишнего давления.

Например, один ученик дразнит другого либо обзывает его. Нельзя принуждать ученика публично извиняться перед обиженным ребенком.

В идеальном варианте учитель должен смоделировать ситуацию, задать наводящий вопрос, при ответе на который ученик сам примет правильное решение для разрешения конфликта.

Самостоятельный конструктивный подход к решению конфликтной ситуации будет также являться для ученика прекрасным навыком, который пригодится ему в дальнейшем.

Чаще всего конфликтуют те дети, которые не могут найти для себя увлечения. Учитель может снизить количество конфликтов, если порекомендует ученику секцию или кружок, которые понравятся ребенку, поговорить с родителями, которые также могут поспособствовать разрешению ситуации.

Детские конфликты дома, в саду, в школе: что делать? Узнайте из видео:

Между родителями

Между родителями воспитанников

Данные конфликты часто возникают на почве неприязни детей родителей между собой.

В итоге родители начинают выяснять отношения за своих детей, не вникая в причину возникновения конфликтной ситуации.

Учителю или воспитателю для разрешения такой ситуации требуется провести беседу с родителями, стараясь быть максимально беспристрастным к обеим сторонам конфликта, предложить тот вариант решения проблемы, который будет приемлем для всех родителей.

Не рекомендуется оценивать действия того или иного ученика, основываясь на его предыдущих поступках — следует работать именно с данной возникшей ситуацией без отсылки к прошлому, чтобы не спровоцировать еще большие разногласия.

Например, один ученик оскорбляет другого, и обиженный ребенок жалуется своим родителям. При встрече родители начинают выяснять отношения между собой.

В этом случае учитель должен вмешаться в конфликт и беспристрастно рассказать обеим конфликтующим сторонам о поведении их детей. Также следует предложить родителям поработать дома с детьми, настроить их на дружеское разрешение ситуации, а не на продолжение конфликта.

Между учителем и учеником

Разногласия между учителем и учеником

Это наиболее сложный тип конфликтов, который, к тому же, может повлиять на усваивание ребенком учебной программы.

Причины данных конфликтов следующие:

  1. Разные требования учителя к различным ученикам.
  2. Чрезмерные требования учителя к ученику.
  3. Невыполнение своих обязанностей учителем, несоответствие им.
  4. Отсутствие какого-либо поощрения учителем ученика, старательно выполняющего свою учебную работу.
  5. Неспособность учителя примириться с теми или иными личностными качествами ученика.

Лучше всего, если учитель сведет на нет напряженную ситуацию в самом начале ее возникновения, не доводя до стадии нескрываемой враждебности.

Например, очень легко спровоцировать продолжение конфликта повышением голоса, что может спровоцировать в ответ аналогичные действия.

Чаще всего конфликты у учителя возникают с учениками, которые по той или иной причине отстают от предмета, преподаваемого учителем или же недобросовестно подходят к его изучению.

В некоторых случаях для разрешения ситуации учителю следует перешагнуть через собственную неприязнь и попытаться вдохновить ученика на старательную работу, обнадежив его ожиданиями в личных способностях.

Агрессия между учителем и учеником

Обратные утверждения, заявления о том, что ученик не способен выполнить то или иное задание могут только усугубить ситуацию. При общении учителя с ребенком важно не выказывать никаких личных негативных эмоций.

Также у учеников зачастую достаточно завышенные требования к справедливости учителя, поэтому в решении спорных вопросов учитель должен обращать внимание на то, что дети сразу же отреагируют на предубежденные решения.

Например, ученик на уроке ведет себя агрессивно, бросается бумажками в своих одноклассников, а на замечания учителя демонстративно не реагирует.

В данном случае учитель может спокойным тоном сделать ироничное замечание по поводу настроения ученика в ключе, например — «А Баба Яга всегда против». Важно, чтобы высказывание не было сделано с нотками личной неприязни.

После урока можно наедине побеседовать с учеником, принимая его временное настроение и мотивируя его на сдерживание негативных эмоций.

Самое главное, чтобы ребенок понимал, что его принимают даже при плохом настроении и был настроен на улучшение отношений со своими сверстниками. Эскалация же конфликта может привести к еще большему отрицанию ученика конструктивных отношений.

Мнение эксперта о конфликтах между учителем и учеником:

Между воспитателем и родителями

Между воспитателем и родителями ребенка

Спровоцировать возникновение такого конфликта может как учитель, так и родители учеников.

Основные причины таких ситуаций следующие:

  • несоответствие представлений учителя и родителей о воспитательном процессе;
  • личная неприязнь родителя и учителя;
  • неприятие родителем воспитательных методик учителя;
  • убежденность родителя в том, что его ребенок заслуживает более высоких оценок.

Прежде, чем разрешить конфликтную ситуацию, учитель должен беспристрастно проработать ситуацию, обозначить возможные пути ее решения и лишь только после этого переходить к диалогу с родителем.

При беседе также следует вести себя максимально сдержанно и спокойно, тем не менее, не создавая впечатления равнодушного отношения к ситуации.

Например, ученик негативно характеризует своих одноклассников, а его мать безоговорочно принимает на веру его слова. В итоге она приходит с жалобой к учителю на его пассивное реакцию по установлению взаимопонимания между учащимися.

Учитель в данном случае должен обратить внимание родительницы на то, что ее сын также мог стать причиной конфликта между ними и предложить приложить взаимные усилия по налаживанию отношений между учащимися.

Конфликт со школьным учителем. Издевательства в школе. Советы психолога:

Как избежать конфликта в классе или детском саду: профилактика

Как избежать конфликта в классе или детском саду: профилактика проблемы

Для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций или минимизировать их количество, учитель или воспитатель должен предъявлять одинаковые требования ко всем ученикам, не разделяя детей на «любимых» и «не очень любимых».

По возможности, стоит максимально справедливо подходить к решению спорных ситуаций, чтобы каждый из учеников не чувствовал себя обделенным в правах.

Для избегания конфликта с родителями учитель или воспитатель на собрании должен рассказывать родителям о воспитательном процессе, чтобы то или иное требование к успеваемости детей не было неожиданным сюрпризом для родителей.

Также для предупреждения конфликтов учитель должен рассказывать родителям о тех спорных ситуациях, которые возникают между детьми, стараться заранее прорабатывать их, предупреждая эскалацию враждебности между детьми.

Учитель или воспитатель не должны проявлять личной неприязни к своим подопечным, равно справедливо относиться даже к тем детям, которые по той или иной причине не вызывают у него личной симпатии.

Также важно не только стремиться устранить возникшие конфликты, но и стремиться мотивировать детей к хорошим взаимоотношениям в коллективе.

Способы разрешения педагогических конфликтов:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *