Механизмы и функции социальной перцепции


Механизмы социальной перцепции

Социальная перцепция необходима для описания когнитивных процессов.

Это восприятие человека, с которым связаны жизненные ситуации, окружающие его люди или происходящие явления.

Содержание:

Понятие


Определение основного понятия

Подразумевает образное восприятие индивидом себя, окружающих людей и объектов.

Определение было сформулировано в конце 1940-ых годов Дж. Брунером.

Исследователи уверены, что образ формируется при помощи чувств и мышления. Данная область науки изучает особенности поведения между индивидами с различными степенями развития, но принадлежащих единому социуму.

Основываясь на этом явлении, создаются реакции и манеры, знание которых определяет общение. Индивид благодаря органам чувств не только получает информацию, но и обрабатывает ее, делая для себя выводы.

Цельные образы прочно обосновываются в сознании. Они могут изменяться, обдумываться, но полностью не пропадают, подкрепляясь чувствами.

Социальная перцепция активно изучается учеными из таких областей как: психология, кибернетика, физиология. Для изучения этого явления применяются эксперименты и моделирование ситуаций.

к содержанию ↑

Функции

Существует несколько функций:

    Задачи и функции

  1. Самопознание. Человек раскрывает свои возможности, предпочтения, чувства и эмоции. Он выясняет, что для него по-настоящему важно, в какие моменты он испытывает искреннюю радость, грусть.
  2. Познание собеседника. В ходе беседы индивид пытается понять другого человека, тщательно изучает его поведение, ответы на вопросы, пытается установить контакт, найти компромисс, схожие интересы.
  3. Налаживание контактов в коллективе. Человек пытается найти общий язык сразу с группой людей, постепенно обосновывается, адаптируется среди определенных людей, изучает их интересы и жизненные ценности.
  4. Установление позитивной атмосферы. В ходе контактов с другими индивидами создается позитивная атмосфера, приятное общение. Благодаря органам чувств человек получает информацию, которая радует его, дарит положительные эмоции.

Перцепция характеризуется восприятием человека себя, остальных людей и окружающих предметов.

Он делает умозаключения, создает стереотипы, подключает мышление. На основе полученных данных решается, с кем далее контактировать, кто вызвал наибольшее уважение.

к содержанию ↑

Механизмы



Механизмами являются:

Идентификация Психолог ставит себя на позицию партнера, чтобы изучить его поведение, узнать его жизненные установки, цели. Это дарит возможность прийти к определенным выводам, понять цели других людей.
Эмпатия Сопереживание, копирование эмоций своего собеседника. Только при поиске эмоционального отклика можно понять, что происходит в душе другого человека. Если эмпатия развита хорошо, при виде плачущего человека хочется подойти к нему, успокоить, проявить сочуствие, эмоционально поддержать, помочь успокоиться. У некоторых личностей при этом наблюдается ответный плач. И наоборот, при неразвитой эмпатии человек не умеет сопереживать, не может почувствовать себя на месте другого.
Аттракция Форма познания собеседника, при которой формируются устойчивые чувства к нему. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Все зависит от поведения партнера, его взглядов на жизнь, слов, которые он употребляет в процессе общения. Если возникает симпатия, общение продолжается, а связь между людьми становится крепкой, держится на протяжении многих лет.
Рефлексия Человек пытается увидеть себя со стороны, представить, как видят его окружающие. Это рождается определенные умозаключения, выводы, меняет мнение о себе в лучшую или худшую сторону. Индивиду бывает интересно, какими качествами его наградили окружающие. Но познать себя глазами других людей очень сложно, почти невозможно. Для познания себя мало обратиться к другим людям и узнать их мнение, нужно разобраться в собственных взглядах и предпочтениях, а это внутренние процессы, неведомые для окружающих, даже самых близких людей. Для этого подключается самопознание.
Стереотипизация Основывается на формировании стереотипов в процессе жизни. Индивид сталкивается с определенными жизненными ситуациями, что рождает у него стереотипы, "кальки" в поведении других людей. Но стереотипы могут мешать в установлении новых связей, не давать мыслить широко, отталкиваясь от качеств партнера. Индивид мыслит по заготовленному в голове плану и верит, что определенная личность поступит так, а не иначе. Стереотипы возникают из-за предыдущего опыта или полученных от близких людей знаний.
Каузальная атрибуция Личность наделяют качествами, исходя из поступков. Это своего рода ярлык, основываясь на котором, происходит суждение о человеке со стороны. Поступки могут быть негативного и положительного характера, поэтому и его положение в обществе от этого меняется. Если совершено благородное дело, положительный поступок, судить о нем будут хорошо. При совершении преступления, оскорблении окружающих мнение о таком гражданине меняется в худшую сторону.

Ученые уверены, что к механизмам относятся также сведения, которыми индивид обладает об определенном человеке, объекте. Знания помогают ему принимать решения, избегать ошибочных суждений.

к содержанию ↑

Эффекты

Эффекты и их описание

Стереотипы рождают восприятие, из которого создаются эффекты:

  • первичности;
  • новизны;
  • Ореола.

Эффект первичности бывает при знакомстве. Анализ собеседника формируется на сведений, полученных до этого. К ним добавляются факты, полученные при знакомстве.

Индивиду важно, как себя ведет новый знакомый, что он говорит, как он относится к окружающим, какими качествми обладает. Первое знакомство важно для создания отношений. Это фундамент дальнейшего взаимодействия.

Эффект новизны появляется только в том случае, если возникает новая информация, имеющая огромное значение.

Личность овладевает знаниями, которые важны для его будущих поступков, скажутся на общении с определенными людьми. Информация бывает как бытовой, так и профессиональной.

Эффект Ореола возникает при преувеличении качеств собеседника.

Эффект Ореола

Это могут быть отрицательные или положительные качества. Никакие аргументы человек не учитывает.

Он уверен, что перед ним настоящий мастер своего дела или преступник, его обсуждать нет смысла.

К преувеличению качеств приводят сильные эмоции и чувства: уважение, благодарность, отвращение.

к содержанию ↑

Общение, как перцепция


При контакте с другими для человека имеет значение физический облик собеседника.

Имеют огромное значение тип телосложения, анатомические признаки, пол, возраст.

Затем учитываются функциональные признаки, которыми являются телодвижения, мимика, жестикуляция, голос, речь, осанка. Третьим важным моментом являются культурологические признаки: одежда, прическа, украшения.

Общение, как социальная перцепция

Если партнер одет неподобающе, мнение о нем портится, несмотря на его положительные личностные качества.

Но при тесном общении одежда и прическа начинают терять свою важность.

Имеет важность не только что партнер говорит, но и как он это делает: с эмоциями или без, его тон и тембр голоса, мимика.

Практика показывает, что улыбающийся или смеющийся собеседник рождает положительные эмоции у всех окружающих, становится объектом симпатии. И наоборот, грустный, безэмоциональный человек в процессе общения отталкивает, вызывает антипатию.

Психологи напоминают, что во время общения люди делятся не только своими мыслями, мнением, но и эмоциями, которые поддерживаются или отталкиваются в ходе беседы.

к содержанию ↑

Восприятие, как процесс перцепции

Восприятие себя и окружающих, как процесс перцепции

Восприятие себя и окружающих рождается еще в период развития, взросления, включения в социум.

Он делает выводы, основываясь на качествах собеседника, его взглядах и личностных особенностей.

К процессу восприятия подключены все органы чувств, они формируют эмоции, реакцию и поведение индивида.

Проявляется восприятие не только у отдельной личности, но и у группы людей. В коллективе человек воспринимает себя частью целого, стремится к достижению общих идей и задач.

Группа осознает свою целостность, сплоченность, выделяет определенных людей: лидеров, отстающих, которым требуется больше внимания и времени на выполнение некоторых заданий.

В группе одни люди приобретают важность, а другие остаются незаметными. Это складывается из поступков людей и черт характера.

В ходе восприятия создаются представления о себе и партнерах, выявляются их особенности, черты характера, предпочтения, интересы.

Это дает возможность активно взаимодействовать с другими, налаживать общение, избегать конфликтов и находить компромисс в любой ситуации. Начинается этот процесс в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.

Восприятие, как процесс перцепции в социуме

С малых лет личность попадает в социум и учится быть его неотъемлемой частью, в чем помогает восприятие.

Оно сопровождается эмоциональной оценкой, анализом происходимых событий.

Взрослый человек чаще всего обдумывает произошедшее, пытается понять причины поступков других людей, их мотивы и установки.

На основе произошедших событий индивид проникается уважением, симпатией к другому или испытывает отвращение.

Социальная перцепция — многозначное явление, включающее в себе множество аспектов, особенностей, которые влияют на человека и его социализацию.

Он меняется каждый день, взаимодействуя с другими индивидами. Это приводит к внутреннему развитию, изменению взглядов на жизнь.

Сложности социальной перцепции:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий