Виды, примеры и способы разрешения межгрупповых конфликтов


Межгрупповой конфликт: пример

Межгрупповой конфликт — явление распространенное и примеров этому достаточно много.

Люди постоянно взаимодействуют друг с другом, являются членами малых и больших социальных групп.

В итоге происходит столкновение интересов, обострение ситуации, а следствие — конфликт сторон.

Содержание:

Понятия и примеры


Понятия и примеры из жизни

Межгрупповой конфликт определяется как столкновение интересов, разногласия между группами либо личностью и социальной группой.

Чаще всего возникает внутри организаций. Однако известны и более масштабные варианты — классовая борьба, между странами.

Также может наблюдаться столкновение между формальной и неформальной группой, когда появляются противоположные установки, цели.

В любом коллективе помимо назначенного руководства рано или поздно появляются неформальные группировки со своим лидером. Нередко он является зачинщиком столкновений, провоцируя остальных членов сообщества идти за собой.

Каждый человек, как правило, является участником какой-либо социальной группы. Он принимает ее идеи, направленность.

В этом случае конфронтация может возникнуть с другой социальной группой, когда эти идеи и цели не совпадают. Различия могут касаться методов работы, идеологии, способов управления, подчинения лидеру.

Нередко встречается конфликт отдельного индивида с группой, когда он категорически не согласен с ее требованиями, методами работы, нравственными и иными нормами.

Один из примеров межгруппового конфликта — профсоюз и администрация предприятия, два отдела, соперничающих между собой. Конфликт личности с группой — отдельный работник, явно выделяющийся из коллектива, «белая ворона».

Показатели межгруппового конфликта в этом видео:

к содержанию ↑

Причины возникновения

Частые причины возникновения

Психология и социология выделяет основные причины возникновения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.

  1. Конкуренция за ограниченные ресурсы. Возникает вследствие несовпадения интересов. Это может быть претензия на финансы, рынок, территорию, оборудование. Одна из причин — информация, точнее, ее недостаток. Группа может негодовать по поводу того, что кому-то дано разрешение на определенный вид деятельности, а другим нет. Или одному отделу выписали премию, другой ее не получил. Сюда же входит борьба за более комфортные условия существования.
  2. Несправедливое распределение благ. Внутри предприятия может наблюдаться неравномерное поощрение работников. Другая причина — разное количество обязанностей при одинаковом поощрении.

    Здесь стабильность работы и спокойствие коллектива нарушает потребность ее членов в справедливости.

  3. Конфликт между формальным и неформальным лидером. В любом крупном коллективе рано или поздно появляется неформальная группировка, а у нее, соответственно, свой лидер. Его идеи могут не совпадать с руководством и даже негативно сказываться на производственном процессе. Эти конфликты требуют особого рассмотрения и при необходимости устранения неформального лидера, саботирующего рабочий процесс. Хуже, когда неформальный лидер появляется внутри страны, что несет существенный ущерб государству.
  4. Причины возникновения и провоцирующие факторы

  5. Размер группы. Этот фактор не менее важно учитывать. Чем меньше группа, тем индивид привлекательнее оценивает принадлежность к ней. Конфликт с малой группой воспринимается наиболее болезненно, особенно если она имеет авторитетное положение в коллективе. В этом случае присутствует боязнь потерять ощущение избранности, принадлежности к статусу. С другой стороны, в малой группе повышается напряженность, когда в ней появляются новые члены. С большими коллективами это менее заметно, так как связующие узы слабее.

В развитии групповых конфликтов немалую роль играет социальная идентичность. Естественная потребность человека — быть частью чего-то, при этом отстаивать свои интересы, пересекающиеся с интересами группы.

Однако в социальной психологии известны феномены навязывания интересов, установок, принятия целей группы ради сохранения собственного статуса и принадлежности к общности.

к содержанию ↑

Формы проявления



Конфликт между группами может протекать по различному сценарию:

  • соперничество — когда у сообществ возникает необходимость добиваться одной цели;
  • столкновение — в этом случае группы стремятся нанести друг другу ущерб;
  • Формы проявления и сценарий

  • господство — одна группа старается доминировать над другой и управлять ей, вторая при этом оказывает сопротивление;
  • избегание — группа или личность стараются удалиться, избежать взаимодействия любыми способами;
  • подавление — одна группа получает преимущество, начинает навязывать свои правила;
  • приспособление — стремление одной группы или личности приспособиться к другой группе ради сохранения статуса, спокойствия, жизни.

Форма проявления зависит от размеров группы, силы и возможностей ее участников, вероятной степени наказания, которое последует при подчинении, готовности идти на риск.

к содержанию ↑

Виды

Что относится к групповым конфликтам? Групповые конфликты делятся по субъектам и объектам. Также выделяются по способу конфронтации, величине группы, причинам. Поэтому сложно выделить единую классификацию.

По субъекту:

  • национальные;
  • территориальные;
  • сословные;
  • классовые;
  • профессиональные;
  • Виды по объектам

  • поколений;
  • родственные.

По объекту:

Конфликты могут выделяться по способу проявления — явные или скрытые. Насколько они осознаются членами группы, адекватно ли воспринимаются.

Конфликты могут быть направлены на конструктивные цели или деструктивные. Отличаются они и по способам регулирования.

к содержанию ↑

Особенности


Конфликты в группах и между ними имеют следующие особенности, которые учитывают при поиске способов разрешения:

    Каковы особенности?

  • способность вовлекать в него массы людей, независимо от их желания;
  • характер развертывания — имеет логику построения, независимо от сознательных стремлений участников;
  • присутствует ли структурное насилие;
  • направленность — каждый конфликт имеет под собой какую-то цель, необходимость добиться определенного результата, поведения ее членов, получение необходимых ресурсов, власти;
  • принадлежность к определенному институту — политическому, экономическому, этническому;
  • дополнительные источники в виде принадлежности к конкретной социальной группе;
  • сохранение конфликтной ситуации даже после того, как исчезают основания для него, при этом урон, наносимый обществу или организации при межгрупповых конфликтах, выше, чем при межличностных.

Межгрупповые конфликты требуют немедленного разрешения. В условиях отдельной организации они нарушают рабочий процесс, становятся причиной потери прибыли, увольнения ценных работников.

к содержанию ↑

Способы разрешения

Поиск способа разрешения зависит от типов конфликта, причин возникновения, численности группы.

Выделяют основные способы разрешения:

    Способы разрешения и урегулирования

  • наступление;
  • отступление;
  • оборона;
  • уклонение.

Когда выбирается наступательная стратегия, то предполагается появление изменений, нежелательных для соперника.

Метод отступления позволяет без лишних потерь уйти от конфронтации, при этом предоставляя противнику некие уступки. При уклонении происходит сознательное невступление в конфликт.

При обороне наблюдается только активное противопоставление и защита от направленной агрессии.

Методы могут выбираться насильственные. Пример — забастовки, лишение премий, войны, использование «третьей силы».

При ненасильственных способах решение конфликта происходит при помощи переговоров.

При нейтральном методе решение конфликта происходит путем объединения сторон, отказа одной из сторон от своей позиции или устранения причин, приведших к конфронтации.

Еще один метод — разделение сторон, то есть разрыв отношений, изоляция. Если это конфликт между личностью и рабочей группой, тот как один из вариантов — перевод в другое отделение или увольнение.

Интегральный метод позволяет найти решение, удовлетворяющее интересам обеих сторон. Однако в этом случае конфликтующим придется пересмотреть свои цели.

Эффективные способы разрешения

Компромисс — способность обеих сторон пойти на уступки.

Однако применять его получается не в любом групповом противостоянии.

Здесь важно желание обоих сторон пойти на уступки, немного снизить или изменить свои требования.

В разрешении конфликтов важное значение имеет изменение отношений оппонентов друг к другу.

Иногда может наблюдаться затухание конфликта — его временное прекращение при сохранении враждебности. При определенных обстоятельствах он может разгореться снова, иногда с большей силой.

к содержанию ↑

Профилактика

Предотвратить появление конфликтной ситуации гораздо проще, чем пытаться ее разрешить. Чем дальше, тем он становится глубже и бесконтрольнее.

Задача руководства — организовать быт таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность возникновения конфликтов.

Работа ведется по четырем направлениям:

  1. Создание условий, препятствующих возникновению деструктивных ситуаций.
  2. Оптимизация управления.
  3. Устранение социально-психологических причин — стресса, неравенства, неформальных лидеров.
  4. Предотвращение, блокирование, устранение личностных причин — выявление конфликтных индивидуумов, отбор членов групп по определенным критериям.

Профилактика появления

Важно вовремя выявить предконфликтную ситуацию, пресечь ее дальнейшее развитие.

Здесь на первое место выходит умелое использование методов общения, наблюдение.

В больших и малых группах, организациях применяется социологическое исследование, тестирование персонала на выявление неформальных лидеров, ситуаций, вызывающих недовольство, особенностей взаимодействия внутри группы и между группами.

Важно знать, учитывать интересы участников, их личностные характеристики.

Руководители организаций должны помнить, что часто возникающие споры говорят о нездоровой ситуации в коллективе. Если урегулировать самостоятельно не получается, лучше обратиться к помощи коучей и социальных психологов.

О психологии межгруповых конфликтов в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий