Плюсы, минусы и последствия конфликта


Плюсы и минусы конфликта

Определенные обстоятельства, недопонимание, негативное отношение к собеседнику приводят к конфликту.

Этот инцидент случается у каждого и это естественный процесс, который происходит в разных жизненных ситуациях.

Специалисты выделяют как плюсы, так и минусы конфликта. У таких инцидентов есть немало последствий, с которыми следует ознакомиться.

Природа и основания возникновения


Природа и основания возникновения проблемы

Конфликт рождается, когда одна сторона считает, что другая ущемляет ее интересы.

Когда у людей слишком разное восприятие происходящего, не совпадает мнение по тому или иному вопросу, происходит столкновение.

Каждая сторона пытается доказать свою правоту, отвергает аргументы противника. Люди перестают слышать друг друга, зацикливаются только на своей точке зрения.

Пропадают уважение друг к другу, толерантность, растут ненависть, презрение. Рождается стремление доказать другой стороне свою правоту и принять ее.

Специалисты считают конфликты естественным явлением, которое возникает в ходе социализации человека.

Он пытается завести друзей, появляются определенные знакомства. В ходе общения порой собеседники понимают, что их мнения расходятся, а это рождает негативные ситуации.

Обычно сопровождаются конфликты спорами, агрессией, но бывают случаи, когда собеседники приходят к компромиссу, уважительно относятся не только к своему мнению, но и к мнению оппонента.

Природа, причины и основания возникновения

Психологами выделяется несколько причин конфликтов:

  1. Объективные. Несовпадение интересов, взглядов на жизнь. Стороны в этом случае не могут принять взгляды друг друга, критикуют.
  2. Организационно-управленческие. Связаны с профессиональной деятельностью человека, когда работник допускает ошибки, чувствует давление руководителя, либо начальник не исполняет поручения, критикуется подчиненными. Обе стороны бывают недовольны друг другом, ожидания не соответствуют реальности.
  3. Социально-психологические. Обычно это неправильная оценка результатов деятельности, либо человек относится к взрослому как к ребенку и разговаривает с ним, как с маленьким, не дает серьезных поручений.
  4. Личностные. Несовпадение темпераментов, характеров, недостаточная социальная адаптивность, неправильная оценка собственных возможностей. Собственное самосовершенствование поможет предотвратить негативные ситуации.

Спровоцировать такой инцидент могут также повышение голоса, грубые выражения, высокомерие, отсутствие желания поговорить, решить проблему в ходе общения.

Причины возникновения конфликтов:

к содержанию ↑

Необходимые и достаточные условия и факторы

Условия конфликта — это обстоятельства, которые провоцируют возникновение негативных ситуаций. Они могут быть объективными и субъективными. К объективным условиям относятся:

    Необходимые и достаточные условия и факторы появления

  • перемены в экономической, политической и социальной жизни общества;
  • финансовое расслоение граждан, когда доходы людей значительно различаются;
  • нарушение традиционных, нравственных устоев;
  • болезни: как физического, так и психологического плана.

Субъективными условиями для рождения конфликта являются:

  • человек слишком тревожный и волнительный;
  • стрессовое состояние;
  • эгоистичное поведение;
  • низкие нравственные, личностные качества человека;
  • невозможность строить отношения с другими людьми.

Факторов возникновения конфликтов существует множество. Основными являются расхождение духовных ценностей, образа жизни, жизненных устремлений.

Нередко ими становятся также негативные черты характера: гордость, эгоизм, высокомерие, стремление подавлять, вспыльчивость и эмоциональность.

И наоборот, помогают найти компромисс такие позитивные черты как дружелюбие, терпимость к другим, позитивное отношение к окружающим, умение соблюдать спокойствие, стремление найти решение проблемы.

к содержанию ↑

Структура, конструктивные и деструктивные функции



Структура, конструктивные и деструктивные функции конфликта

Конфликт состоит из следующих элементов:

  1. Объект. Им могут выступать материальные, духовные или социальные ценности. В зависимости от ситуации они различаются.
  2. Участники. Это индивиды, группы людей, организации и даже государства. Конфликтовать могут не только отдельные личности, но и огромные группы.
  3. Условия, социальная среда. Роль играют, к какому социальному классу принадлежат участники, где проживают, какие профессиональные должности занимают.
  4. Субъективное восприятие. Каждый участник конфликта по-своему воспримет ситуацию, ответит на нее определенными эмоциями и чувствами.

    Одного человека они могут буквально захлестывать, а другой воспримет происходящее спокойно, без эмоций.

По мнению психологов, конфликты выполняют конструктивные и деструктивные функции. К конструктивным функциям относятся:

    Общая структура, конструктивные и деструктивные функции

  1. Выявление противоречий. Конфликт способен высвечивать нерешенные вопросы, которые существуют между людьми.
  2. Оценка индивидуально-психологических особенностей человека. Участники конфликта выясняют ранее неизвестные черты характера друг друга.
  3. Ослабление психической напряженности. Можно избавиться от раздражительности, снять напряженность.
  4. Развитие личности. Человек приобретает опыт общения с людьми, учится строить коммуникации с другими людьми, находить общий язык.
  5. Улучшение качеств индивидуальной деятельности. Активность людей ускоряется, вырабатываются навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Иными словами, конструктивные функции — положительные. Они выполняют позитивные функции, которые лучшим образом влияют на личность человека, а конфликт выступает своеобразным развитием, получением опыта.

Деструктивные функции отличаются — они являются негативными и включают в себя:

  1. Нарушение системы коммуникаций — человек сталкивается с трудностями при общении с людьми.
  2. Человек испытывает негативные эмоции.
  3. Рост неприязни по отношению к другой стороне конфликта.
  4. За одним конфликтом может последовать другой, если стороны так и не решили возникшие разногласия.

Структура, основные конструктивные и деструктивные функции

Конфликт выполняет как позитивные, так и негативные функции.

Обе стороны испытывают определенные эмоции и чувства в процессе конфликта, поэтому психологи говорят, что данные инциденты — это опыт.

В одном случае он может быть положительным, а в другом отрицательным.

Конфликты: конструктивные или деструктивные — как определить? Смотрите видео:

к содержанию ↑

Цели и мотивы

Целью конфликта является изменение ситуации в благоприятную сторону. Человек стремится улучшить ситуацию, решить тревожащие его вопросы. Он хочет избавиться от недопонимания, найти ответы, решает выяснить, продолжать отношения или прекратить.

Мотивы формируются внутренними составляющими, убеждениями, взглядами на жизнь. На них также оказывают влияние обстоятельства, социальная среда.

Мотивы являются силой, подталкивающей индивидов к конфликту. Они могут сильно различаться в зависимости от ситуации. Как правило, ими являются:

    Главные цели и мотивы

  • интересы;
  • ценности;
  • цели;
  • идеалы;
  • убеждения.

Социальные условия, в которых находится человек, могут оказать определенное влияние на настроение индивида, его расположение духа и мировоззрение.

Стратегии поведения в конфликте:

к содержанию ↑

Положительные и отрицательные стороны


У данных инцидентов могут быть как позитивные, так и негативные стороны.

Позитивные последствия

Позитивными последствиями данных инцидентов являются:

  1. Развитие взаимодействий как между отдельными индивидами, так и между социальными группами.
  2. Такие ситуации совершенствуют отношения. Они переходят на новый уровень, люди раскрываются перед друг другом.
  3. Конфликты выявляют преимущества и недостатки определенных отношений.
  4. С помощью таких ситуаций можно построить более гармоничные отношения, индивиды не скрывают своих настоящих чувств.
  5. Участники ситуации познают друг друга.

Позитивные последствия инцидента

Благодаря таким ситуациям люди выясняют, дружить им дальше или нет, строить отношения или не стоит этого делать.

Отношения становятся более доверительными, снимают недопонимание.

На общество конфликты оказывают положительные воздействие только в том случае, если они случаются редко, не изводят внутренне людей, не приводят к стрессовым состояниям.

Тогда люди больше доверяют друг другу, бывают более открытыми, нескрытными.

Если они случаются часто, общество становится озлобленным, агрессивным, повышаются случаи криминала, а люди не могут наладить коммуникацию, не в силах построить отношения.

к содержанию ↑

Негативные результаты

У конфликтов бывает множество негативных последствий. К ним можно отнести:

  1. Неудовлетворенность профессиональной деятельностью.
  2. Неоправданная конкуренция.
  3. Сокрытие информации.
  4. Переживания, волнения, которые нередко приводят к психическим проблемам.
  5. Сложно строить коммуникации в дальнейшем.

Негативные результаты произошедшего

Человек переживает негативные эмоции, он плохо себя чувствует, пытается прийти в себя после случившегося.

Это может негативно сказаться на профессиональной деятельности: человек испытывает подавленность, у него нет сил на работу, поэтому падает производительность. Справляться с работой, делами становится очень тяжело.

Социальный конфликт не всегда, но чаще всего приводит к негативным последствиям. Люди перестают стремиться к новым отношениям, избегают новых знакомств, замыкаются в себе.

Случается, что стороны находят компромисс, обсуждают вопросы, которые их интересуют, но зачастую осадок от конфликта все равно остается.

Любой конфликт обладает определенными целями, мотивами, может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям.

Эти инциденты являются частью социальной жизни человека, поэтому даже у самых дружелюбных и неконфликтных людей это случается в результате недопонимания и неприятия взглядов противоположной стороны.

О плюсах и минусах конфликтов в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий