Причины конфликтов в организации и способы их предупреждения


Причины конфликтов в организации

Руководство должно знать и учитывать причины и последствия конфликтов в коллективе.

Это позволяет организовать работу наиболее эффективно и предотвратить убытки.

Поиск причин конфликтов в организации позволяет выявить проблемные зоны и найти способы решения сложных ситуаций.

Содержание:

Понятие и сущность


Понятие и сущность конфликта

Производственный конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Стороны, которые находятся в оппозиции, считают свои требования, установки, убеждения правильными.

Конфликтующие стремятся получить для себя максимальную выгоду и комфортные условия труда. При этом конфликты могут возникать из-за экономических, психологических, личных причин.

Психологи считают, что в некоторых случаях конфликт может быть даже полезен и стимулирует рост организации. Лучший вариант развития ситуации — управляемый конфликт.

к содержанию ↑

Примеры из жизни

В любой компании, мелком или крупном предприятии, конфликты неизбежны. Наиболее часто они возникают между сотрудниками, когда приходится делить сферу влияния, внимание руководства, ресурсы.

Разногласия могут возникать на почве систематической задержки и невыплаты зарплаты.

Небольшие коллективы с трудом принимают в свой круг нового участника. Особенно это сложно, если человек имеет противоположные взгляды, чем-то явно выделяется, имеет выдающиеся способности, превосходит других членов группы или приходит «по блату».

Яркие примеры из жизни

Деструктивная, конфликтная сама по себе личность, вызывает постоянное раздражение коллег, это в свою очередь нарушает спокойствие в коллективе и мешает труду.

Авторитарный руководитель, не учитывающий интересы работников, выдвигающий жесткие требования, становится причиной недовольства, постоянного напряжения, что в итоге выливается в затяжной конфликт.

О природе конфликтов в организации в этом видео:

к содержанию ↑

Причины и источники возникновения



Конфликты в организации могут возникать по самым разным причинам, иногда разгораясь внезапно, либо напряжение постепенно нарастает.

  1. Распределение благ и обязанностей. Здесь не всегда играет роль, насколько это происходит справедливо. Например, ответственные, трудолюбивые сотрудники получают больше заданий, но зарплата в итоге у всех выплачивается одинаково.

    Подобные случаи возникают при ошибках в регламенте, когда нет установленных правил распределения.

  2. Невозможность работать вместе. Иногда люди по складу характера, различиях в опыте не могут эффективно осуществлять трудовую деятельность вместе. Один выполняет задания быстрее, другой не успевает, мешает производственному процессу или вызывает недовольство коллег. Конфликт развивается по нарастающей, и в итоге перерастает в настоящую проблему.
  3. Основные причины и источники возникновения

  4. Расхождения в интересах. Трудящиеся преследуют собственные интересы, цели, и иногда они не совпадают с другими людьми. В этом случае важно наличие руководителя, лидера, который сможет правильно распределить ресурсы, обязанности и доходы, стимулировать работоспособность, закладывать в умы персонала преданность компании и необходимость работы на совместное благо.
  5. Борьба за лидерство. Чем крупнее организация, тем больше возникает неформальных групп, и тем сильнее соперничество. Борьба может разгораться и при желании занять определенную должность, при этом в конфликт включаются работники, поддерживающие своего коллегу.

    Чтобы этого не произошло, администрации следует создать одинаковые условия для развития и самореализации.

  6. Плохие условия труда. Маленькие, темные, душные помещения, где размещаются много человек, являются причиной для постоянного раздражения, усталости, столкновения. Работа в таком месте становится все менее эффективной, а напряжение, утомление нарастает. Вклад в раздражение вносит плохое оборудование, которое ломается, тем самым срываются сроки. Начальник между тем недоволен подчиненными, не выполнившими работу, персонал выражает недовольство начальству и конфликтует между собой.

Конфликт может возникать между работниками и руководством. Основные причины этого:

    Причины и источники возникновения и развития

  • неудовлетворительная оплата труда;
  • задержки в оплате;
  • невыполнение работниками своих обязанностей в соответствии с трудовым договором;
  • противоречивые требования между разными руководителями;
  • неприятие конкретного человека;
  • необходимость выполнять не свои обязанности;
  • нездоровая атмосфера в компании в целом.

Между сотрудников конфликты могут возникать по следующим причинам:

  • личная неприязнь;
  • зависть;
  • неравномерное распределение ресурсов;
  • выделение руководством отдельных личностей и игнорирование или пренебрежительное отношение к другим трудящимся;
  • руководство поощряет соперничество.
к содержанию ↑

Виды и типы

Психологи и социологи выделяют различные типы конфликтов, позволяющие наиболее полно отследить ситуацию и найти пути решения.

По источникам конфликты делят на следующие виды:

    Виды и типы инцидентов

  • структурные — возникают между отделами, основная причина — противоречия в заданиях и требованиях;
  • инновационные — реакция персонала на нововведения в организации;
  • позиционные — выявление тех, кто более значим и главнее;
  • на почве выяснения справедливости, когда выясняется степень вложения труда работника;
  • распределение ресурсов (ресурсные), когда от их получения зависит выполнение собственных обязанностей;
  • динамические — возникают в новых коллективах, когда установки, правила группы еще не ясны, нет иерархии, четких задач и понимания, в какую сторону двигаться.

Конфликты в организациях делятся по степени вовлеченности участников:

  • межличностные — в этом типе в конфликт вступают две личности, выясняющие между собой отношения. Конфликт может быть по вертикали и горизонтали, то есть между работниками, между работником и руководителем.
  • межгрупповой — в конфликт вступают группы работников, формальные, неформальные, между отделениями, внутри подразделения, когда оно делится на враждующие группировки;
  • между группой и личностью — противоречия возникают, когда появляется конфронтация одного человека с группой. Это может быть сотрудник и коллектив, руководитель с группой.

Также конфликты могут быть горизонтальные — между равными сотрудниками, вертикальными — сотрудники и начальство, и смешанные.

Трудовые конфликты возникают по поводу трудовых отношений и споров.

Сюда включается правильность и своевременность начисления зарплаты, дисциплинарная ответственность, увольнение , урегулирование отношений.

Виды и типы трудовых споров

Трудовые конфликты могут быть индивидуальные и групповые.

Организационный конфликт вызывается столкновением противоположных интересов, несовпадения правил компании и поведения сотрудников, предъявления противоречивых требований др.

к содержанию ↑

Особенности


В конфликтах выделяют следующие моменты:

  • объем социальной системы. Рабочая группа более замкнутая, локальная по сравнению с обществом. Здесь существуют правила, структура, регуляторы, система управления;
  • ролевая структура. В организации каждый член группы выполняет определенную задачу, на первом плане — профессиональные качества и способности сотрудников, их вклад в общее дело. Работодатель ожидает от сотрудников определенного поведения. Проблема часто возникает на почве разделения обязанностей;
  • организационная структура — методы управления, идеи, цели.

В конфликтах в организации выделяются особенности:

    В чем особенности?

  • сплоченность групп, ввязанных в конфликт, мотивы конфликтов выходят на первое место, индивидуальные особенности членов группы при этом не важны;
  • группы объединяются по убеждениям, ценностям, даже настроению.

Любые конфликты проходят через стадии:

  1. Формирование противоречия, нарастание напряжения.
  2. Потенциальный конфликт перерастает в реальный.
  3. Возникновение конфликтных действий.
  4. Угасание, переход в скрытую форму или разрешение.
к содержанию ↑

Последствия

Любой конфликт несет после себя последствия.

Функциональные. Имеют следующие особенности:

  • проблема решается способом, приемлемым для обеих сторон;
  • стороны расположены к сотрудничеству;
  • уменьшение покорности, когда конфликтующие стороны боятся и стремятся высказывать рациональные идеи;

Функциональные последствия улучшают качество применяемых решений, устраняют трудности, психологические разногласия и проблемы, враждебность.

Если не удается найти подходящего решения и убрать враждебность, то проявляется другой тип последствий.

Каковы последствия?

Дисфункциональные. Имеют следующие особенности:

  • повышается неудовлетворенность персонала;
  • увеличивается количество увольнений и текучка кадров;
  • возникает конкуренция между группами, преданность своей группе;
  • свои цели воспринимаются как положительные, цели другой группы — негативные, вторая сторона воспринимается врагом;
  • между конфликтующими сторонами прекращается рациональное взаимодействие;
  • победе в конфликте придается большее значение, чем возможность реально решить возникшую проблему.

Руководство не должно допустить перерастание конфликта в дисфункциональный тип, так как это в итоге сказывает не только на недовольстве персонала, но и на прибыли самого предприятия.

к содержанию ↑

Способы разрешения

Конфликты в организации решаются различными методами. Выбор их зависит от типов трудной ситуации, необходимости достигнуть конкретной целей, вовлеченных субъектов.

  1. Сглаживание. За счет снятия напряженности и эмоционального вовлечения.
  2. Уклонение. Происходит воздержание от провокационных действий.
  3. Побуждение принять точку зрения. Используется власть, аргументы, принуждение, сила.
  4. Компромисс — поиск решения, которое удовлетворит обе стороны.
  5. Решение проблемы. Ситуация рассматривается с разных сторон, ищутся наиболее выгодные способы выхода из конфликта.

В сложных конфликтах допустимо и рекомендуется использовать третью сторону — переговорщиков, юристов. Особенно это касается трудовых споров.

к содержанию ↑

Методы профилактики

Эффективные методы профилактики

Профилактика и предупреждение конфликтов в первую очередь заключается в том, чтобы правильно организовать деятельность предприятия.

Это задача руководящего состава и менеджеров по персоналу.

Необходимо вовремя отслеживать недовольство, появление неформальных лидеров, способных негативно влиять на рабочий процесс.

На предприятии должна быть налажена грамотная система вознаграждений. Большое значение имеет понятное изложение рабочих требований, не допускающих двоякого толкования и недопонимания.

В организации должна присутствовать общая цель. Идеальный вариант — преданность своей компании и работа на ее благо.

Психолог предприятия проводит тестирование на выявление внутригрупповых и межгрупповых связей, неявных разногласий и недовольств.

Руководителю важно самому обращать внимание на состояние коллектива. Во многом климат в организации зависит от администрации, умения грамотно управлять коллективом. Именно поэтому важно правильно подобрать руководящий состав.

Как решать конфликты в организациях? Узнайте из видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий