Примеры психологических игр для студентов и взрослых

Психологические игры для студентов

Игровой процесс знаком каждому человеку с детства, а в определенный период времени именно он является основным видом деятельности для освоения, закрепления и воспроизведения какого-либо опыта.

Однако и во взрослом возрасте игры могут использоваться не только ради развлечения, но и с вполне определенной пользой – особенно распространено их использование в психологии. Что же обусловливает такую их популярность? В чем заключается практический смысл их применения?


Игры на психику: что это и для чего нужно?

Игры на психику: что это и для чего нужно6 пояснение

Психологические игры чаще всего предполагают моделирование какой-либо ситуации, в которой человек может не только выявить свои шаблонные реакции, но и попробовать изменить их, обнаружить новые способы преодоления трудностей, раскрыть свой творческий потенциал.

Причем осознание того, что это происходит в игровой форме, позволяет больше раскрепоститься, лучше проявить свои коммуникабельные способности.

В психологических играх, в отличие от обычных, важен не только процесс, но и возможность достигнуть вполне определенного результата.

Данный метод используется в следующих случаях:

  1. Для диагностики – позволить выявить возможные деструктивные формы поведения, шаблонные реакции.
  2. Для улучшения адаптации – помочь участникам игрового процесса лучше узнать друг друга, усвоить определенные нормы поведения в коллективе, развить более доверительные отношения.
  3. Для коррекции структуры личности – в процессе игры возможно обыграть и закрепить определенные реакции и навыки.
  4. Для терапии фобий и страхов – также можно разработать такую линию поведения, которая способствовала бы более эффективному преодолению трудностей.
  5. Для формирования определенных профессиональных навыков – например, более эффективного общения, умения быть более убедительным и т. п.

Игры на психику: что это и для чего нужно людям?

Возможность настолько широкого использования игрового процесса в психологии сделала данные игры популярным и эффективным инструментом не только для профессиональных психологов, педагогов и коучеров, но также для руководителей и членов практически любого коллектива.

Примеры интересных игр


Для взрослых

Судебный процесс над безработным

Участникам этой игры предлагается придумать легенду о человеке с определенным жизненным путем – получением образования, завязыванием семейных отношений, устройством и последующей потерей работы.

После того, как легенда придумана, из группы выбирается участник, который должен играть непосредственно роль безработного, затем формируются группы «обвинения», «защиты» и «присяжных».

При разыгрываемом судовом процессе над безработным по легенде человеком группой «обвинения» выдвигаются ошибки, которые привели к разыгрываемой ситуации, причем упор делается именно на его вину.

Группа «защиты», напротив, должна снять вину с подзащитного, а «присяжные» определить, кто будет прав в том или ином случае.

Судебный процесс над безработным - игра

В игре можно рассмотреть самые различные нюансы, касающиеся успеха и ответственности за свои шаги к нему каждого человека – предугадывание сложностей и отношение к ним (подчинение, смирение или противостояние), реализация своего потенциала, ощущение своей профессиональной значимости в коллективе и множество других вопросов, связанных с профессиональной сферой.

Трансформация

Психологическая игра «Трансформация» представляет собой увлекательный игровой процесс, имитирующий жизненный путь игрока.

В начале игры каждый определяет для себя собственную цель, к которой он стремится, после чего на игровом настольном поле, символизирующем человеческую жизнь, он должен к ней добраться, превозмогая различные трудности.

Каждую ситуацию, в которую попадает игрок, он должен пережить на нескольких уровнях – физическом (с которого и начинается «рождение» каждого игрока), эмоциональном, ментальном и духовном.

Весь игровой процесс построен таким образом, что человек, неспособный расти над собой, не сможет продвигаться в игре, что в равной мере относится и к реальной жизни.

Для компании

Пример для компании

Снятие стресса. В данную игру возможно играть в компании, в которой все более-менее знакомы друг с другом.

Смысл игры очень прост – обругать всех присутствующих, выплеснув при этом негативные эмоции.

Заранее придумывается какой-либо повод для того, чтобы обвинить всех игроков – например, невозможность уйти в отпуск, опоздание на какую-либо встречу и т. п.

После этого игрок пытается обвинить в своих неудачах других, как можно более красочно описывая их вину в собственных неудачах.

Несмотря на кажущуюся конфликтность, данный игровой процесс прекрасно освобождает человека от негатива и может проходить в юмористической форме.

Осознание того, что все это – всего лишь игра, позволяет участнику чувствовать себя раскованно, на некоторое время избавившись от чувства ответственности за собственные поступки, скинув ее на других.

Для двоих

Препятствия

Данная психологическая игра направлена на развитие доверия между партнерами. Одному из них завязываются глаза так, чтобы он не мог ничего видеть, после чего предлагается пройти по комнате, в которой заранее были установлены различного рода препятствия.

Запрещается использовать тактильные ощущения, передвигаться наощупь — для руководства движениями можно пользоваться только лишь советами и подсказками партнера.

Препятствия: описание игры

После преодоления преград партнеры меняются ролями.

Такая простая игра на самом деле учит людей слушать и слышать, доверять друг другу в затруднительных ситуациях, полагаясь не на себя самого, свои страхи и опасения, а на своего партнера.

Надстройка

Партнерам предлагается высказать какое-либо требование друг к другу, исходя из позиции «сверху».

Для этого можно, например, принять соответствующую позу – стать над слушающим так, чтобы возвышаться над ним, в то время, как последний может сесть на низкий стульчик, чтобы занимать подчиненное положение перед предлагающим и в пространстве.

После того, как требование будет выдвинуто, партнеры меняются ролями.

В заключение игры участникам необходимо обменяться своими ощущениями в тот момент, когда партнер что-либо требует в приказном порядке, после чего каждому высказать ту же просьбу, исходя из положения «на равных» — в том числе заняв соответствующую позу, при которой оба партнера находятся на одном уровне друг перед другом.

Данная игра позволяет обратить внимание на то, какую позицию мы иногда бессознательно занимаем по отношению к партнеру и какое влияние она оказывает на его восприятие.

Для студентов в аудитории

Лгун

Лгун - игра для студентов

Участники игры на заранее приготовленных листочках пишут утверждения подобного типа: «В детстве я мечтал стать…» или «Я хочу научиться…».

На два из пяти подобных утверждений каждым участником должен быть дан заведомо ложный ответ.

Затем утверждения зачитываются вслух, остальными же участники должны определить, какие из них верные, а какие – ложные.

В зависимости от того, будет разгадана ложь или нет, начисляются баллы либо лгуну, либо выявившему ложь участнику игры.

Ловушки

Для данной игры в группе выбирается главный участник, для которого всеми остальными игроками определяется цель – например, получение престижной работы, достижение какой-либо цели, получение награды.

В процессе обсуждения главному игроку приписываются основные характеристики согласно условиям игры – семейное и материальное положение, различного рода нюансы, привычки – все, что может так или иначе влиять на процесс достижения цели.

Всем участвующим предлагается придумать возможные трудности на пути к выбранной цели и записать их на листочек. После этого они зачитываются главному игроку, который, не раздумывая, должен найти способ преодолеть названную «ловушку».

Ловушки - правила

Следует учесть, что трудности могут быть как внешними, определенными обстоятельствами, так и внутренними, обусловленными собственными установками главного игрока.

При этом человек, который зачитывает ту или иную ловушку, должен сам предоставить ответ на то, как ее преодолеть.

Главному игроку также предлагается придумать трудности, которые могут встать у него на пути к цели и предложить варианты их решения – возможно, он предугадает то, что будет впоследствии зачитано остальными участниками.

За каждую предугаданную сложность главному игроку ставится 2 балла, за найденный выход – один. Если он не смог преодолеть сложность – балл снимается.

Таким образом, после всех зачитанных «ловушек» можно будет сказать, справился ли главный герой с поставленной перед ним целью.

Также можно определить наиболее креативного участника, который предложит самый нестандартный выход из сложившейся ситуации.

Упражнения для тренингов

Заверши фразу

Суть игры заключается в том, что тренер высказывает начальную часть какого-либо тезиса – например, «Каждый успешный человек обязан…», после чего предлагает продолжить ее одному или нескольким участникам тренинга.

В процессе обсуждения участникам необходимо выделить наиболее важные аспекты произнесенных утверждений, а также обозначить индивидуальное отношение к ним участников тренинга, решить спорные вопросы, попытаться прийти к общему мнению или взаимопониманию ситуации ее участниками.

Заверши фразу: в чем суть?

Данная игра позволяет членам коллектива лучше узнать друг друга, прийти к взаимопониманию, к принятию позиции партнера, а также учит вместе работать над одним вопросом, несмотря на то, что у каждого могут быть принципиально различные позиции и отношение к нему.

Без оценок

Данная психологическая игра направлена на выработку беспристрастного суждения об окружающих, что особенно важно при работе с людьми, когда личная оценка часто мешает дать объективную оценку сложившейся ситуации и действовать при этом максимально эффективно.

Во время игры группа делится на пары, в которых один из участников должен описать их общего знакомого таким образом, чтобы избежать каких-либо оценок.

Одновременно с этим партнер внимательно слушает описание и указывает на ошибки в том случае, если то или иное выражение можно рассмотреть, как субъективную оценку. После окончания регламентированного времени (например, 3-4 минут) партнеры меняются ролями.

На ПК

Вариант на ПК

Лила. Данная игра представляет собой один из вариантов трансформационных игр.

Перед началом игры участник должен определить свою цель, причем достаточно конкретным образом – например, определиться, какие именно шаги он должен совершить для осуществления своих планов, что он должен сделать перед тем, как обзавестись собственной семьей и т. п.

После этого игрок начинает свой путь на игровом поле, состоящем из 72 ячеек, каждая из которых соответствует тому или иному уровню бытия. Некоторые ячейки будут предшествовать взлетам, другие – падениям.

От того, как именно вы будете относиться к каждому из подобных состояний, будет зависеть и ваше продвижение в игровом процессе, равно как и в реальном жизненном пути.

Психологические игры – очень удобный инструмент для работы как с коллективом, так и с индивидуальной личностью по той причине, что участник сам определяет степень своей вовлеченности в игровой процесс, отношение к нему и его значение для себя.

Кто-то будет относиться к результатам игры достаточно серьезно, кто-то – поверхностно, осознавая, что это всего лишь игра.

Однако в любом случае играющий будет чувствовать себя более раскованно в игре, чем при реальной подобной ситуации, тем самым открывая для себя новые возможности и способы реагирования в нестандартных ситуациях.

Разбираем популярные психологические игры:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

2 комментария

  1. Хорошая подборка игр. Я со своими студентами также использовала психологические игры, но больше на формирование коллектива, выявление лидеров и адаптацию. Игры на доверие представляли наибольшую трудность.

  2. Да, помнится, когда был студентом играли в игру «Лгун». Было и интересно и весело. Особенно, если вместо пары)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *