Формы, психология и примеры межличностных отношений


Психология межличностных отношений

Люди являются частью общества и неизбежно функционируют в нем на протяжении всей жизни.

Поэтому психология межличностных отношений призвана ответить на вопросы об этой связи, а также поставить новые, требующие решения и определяющие эффективное взаимодействие людей друг с другом.

Понятие


Понятие и характеристика

Если говорить кратко, то межличностные отношения — взаимодействие, осуществляемое посредством вербального и/или невербального способа общения, целью которого является установление психологического контакта и определенных отношений между сторонами.

Слово «отношения» ставит акцент на эмоциональной составляющей, когда обе стороны, коммуницируя между собой, озабочены сохранением сложившихся отношений, а значит, осознают необходимость эмоционального вклада.

к содержанию ↑

Виды

Межличностные отношения возникают в той или иной среде, которая определяет их характер. Таким образом, выделяются:

  1. Производственные отношения, с которыми мы сталкиваемся в профессиональных сферах между сотрудниками (отношения по горизонтали) и между подчиненными и начальством (отношения по вертикали) одной организации.
  2. Экономические — складываются вокруг вопросов распределения благ. Человек выступает в роли либо продавца, либо покупателя.
  3. Бытовые — то, с чем мы встречаемся, выходя за пределы рабочего пространства. Чаще всего это повседневные вопросы, связанные с ведением хозяйства или решением обыденных проблем.
  4. Нравственные — более сложный тип отношений, так как здесь нет четких ответов на вопросы и, как правило, поведение людей регламентируется внутренними устоями, совестью и принципами.
  5. Классификация и виды

  6. Правовые — имеют под собой законодательную базу и ориентированы на охрану прав и свободы человека.
  7. Религиозные — формируются на основании веры людей в существование иррационального. Эта вера определяет существование человека, признается смыслом его жизни.
  8. Политические — концентрируются вокруг вопросов власти, связаны с иерархией.
  9. Эстетические — направлены на совместное постижение прекрасного, развитие духовности и обогащение внутреннего мира.

Так как в основе межличностных отношений всегда лежат эмоции, то мы можем выделить:

  • позитивные межличностные отношения (любовь, близость, дружба);
  • негативные межличностные отношения (негативизм, неприязнь к другим, ненависть, агрессия);
  • нейтральные межличностные отношения (отчуждение, безразличие, конформизм (или стремление принять позицию большинства, эгоизм).

Более подробно о некоторых из этих типов будет рассказано ниже в связи с рассмотрением вопросов о формировании отношений, их стилях и формах.

к содержанию ↑

Основы



Условия и основы

Основой межличностных отношений принято считать общение.

В ходе коммуникативного акта мы формируем мнение о своем партнере, за счет общения поддерживаем связь с ним и посредством его же разрешаем сложности.

С другим человеком индивид либо конкурирует, либо кооперируется. Эти два противоположных типа взаимодействия определяют характер поведения собеседников, их цели.

При этом не стоит рассматривать их как аналог плохого и хорошего. В конкуренции всегда есть позитивные стороны, которые могут быть полезнее в определенных условиях, чем сотрудничество.

к содержанию ↑

Формы и стили

Какими могут быть межличностные отношения? Межличностные отношения могут быть:

  • модальными и диктальными;
  • формальными и неформальными;
  • личными и деловыми;
  • эмоциональными и рациональными;
  • паритетными и субординационными.

Существует немало классификаций межличностных отношений, одна из которых делит их на две группы в зависимости от целей и мотивов, лежащих в основе коммуникативного акта. С одной стороны, в общение можно вступать ради самого процесса коммуникации.

Проще говоря, это ситуация, когда нам хочется поговорить с приятным собеседником, обсудить последние новости или просто рассказать о чем-то своем. Это так называемое модальное общение.

Основные формы и стили

Если же мы ставим перед собой цель передать конкретную информацию, смотивировать человека на какой-то поступок, разрешить возникшие по ходу выполнения деятельности проблемы, нужно сказать про диктальное общение, мотивы которого лежат за пределами общения.

Также выделяют формальные и неформальные межличностные отношения. Первые складываются на основе официальных документов и регламентируются законодательством.

Если интересы одной стороны нарушаются другой, то возможны санкции, которые также предусмотрены нормативными документами.

В неформальных отношениях превалирует эмоциональный компонент. Здесь нет законодательной базы, стороны сами выбирают тип поведения и варьируют его в зависимости от реакции другого человека.

Следующая классификация сводится к личным и деловым отношениям. Когда мы взаимодействуем с человеком и в профессиональной сфере, и вне ее, то можем замечать, что он производит совершенно разное впечатление на работе и при разговоре после нее.

Дело в том, что личные отношения могут формировать у нас симпатию к собеседнику, мы импонируем его взглядам, словам, внешнему виду. Но как специалист он способен вызывать у нас разочарование, или мы можем не сработаться с ним как с коллегой.

Важно разграничивать выделенные стили общения и не пытаться судить о личности посредством совмещения личного и делового.

Эмоциональные отношения несут за собой чувства и переживания, причем не только позитивные. Если мы ругаемся с друзьями, это тоже относится к этому типу отношений.

Формы и стили отношений

Выстраивание их — выбор человека, он сам решает, с кем его общение будет крайне эмоциональным, а кого он рассматривает лишь с точки зрения рациональной выгоды.

Соответственно, в противовес эмоциональным существуют рациональные отношения, которые сводятся к практической пользе.

Человек склонен стремиться к равным позициям с собеседником в общении — это считается залогом взаимопонимания и успешного исхода коммуникации. В таком случае мы говорим о паритетных отношениях.

Но иногда в контактах все же выстраивается иерархия: ни один рабочий коллектив не мог бы функционировать эффективно, если бы у них не было начальника с более широким охватом полномочий.

Здесь вступает в силу субординационное общение. Субординация в этой ситуации — одно из необходимых условий сохранения отношений и исключение риска перехода их в другие формы.

к содержанию ↑

Структура


Единицей межличностного общения является взаимосвязь людей, задействованных в акте общения.

Не человек, вступающий в этот акт, так индивидуальное поведение претерпевает изменения, когда мы начинаем взаимодействовать с кем-либо. Мы ориентируемся на реакции нашего собеседника и способны варьировать свои проявления в зависимости от ситуации.

Межличностные отношения состоят из трех компонентов: когнитивный (знание о том, что нам нравится или не нравится), аффективный (эмоциональные переживания), поведенческий (конкретные действия, посредством которых мы выстраиваем отношения).

к содержанию ↑

Признаки

Признаки межличностных отношений:

    Главные признаки

  • продолжительность существования;
  • динамичность, то есть возможность развития, перехода с одного уровня на другой;
  • чувство как структурная единица;
  • степень раскрытия чувств и переживаний.
к содержанию ↑

Теория

Чтобы определить содержание межличностных отношений, нужно учитывать следующий параметры:

  • дистанция между партнерами (имеется в виду психологическая — что вы можете себе позволить с этим человеком, в каком стиле общаетесь);
  • оценка отношений (позитивная, негативная, нейтральная);
  • позиционирование партнеров (от этого параметра зависит наличие-отсутствие иерархии);
  • степень знакомства.
к содержанию ↑

Уровни и план развития

С каждым человеком, встречающимся на нашем пути, мы вступаем в тот или иной тип отношений.

Выбор этого типа зависит от первого впечатления: мы, ориентируясь на него, можем чувствовать антипатию к человеку только на основании его внешнего вида. Это своеобразный фильтр, который проходят далеко не все.

Среди уровней системы межличностных отношений можно выделить:

  1. Знакомство. Самое распространенное и самое неэнергозатратное. Здесь достаточно просто приветствия или визуального контакта, нет необходимость делать эмоциональный вклад или особым образом поддерживать отношения.
  2. Уровни и стадии развития

  3. Приятельские отношения построены на основе взаимной симпатии, обоюдном желании общаться чаще и получении при этом положительных эмоций.
  4. Товарищеские отношения в основе своей имеют совместную деятельность, общие цели и общий желаемый результат.
  5. Дружба — уже намного более сложный тип взаимоотношений. Она может продолжаться только в том случае, когда обе стороны делают что-то для ее подержания, готовы жертвовать временем и иногда даже своими желаниями ради другого. Дружба может сопровождаться конфликтами, но те, кто дорожит ей, всегда найдут эффективный способ решения трудной ситуации.
  6. Любовь возникает по отношению к исключительным людям и способна оказывать на нас самое сильное воздействие, причем как положительного, так и отрицательного характера. Любовь может быть для одного человека самым сильным мотиватором, а для другого — дезориентирующей силой.

Один уровень может постепенно переходить в другой, а может и оставаться без изменений на протяжении долгого времени.

С некоторыми людьми, например, бывает достаточно лишь знакомства, мы не хотим подпускать их ближе, в то время как другие стремительно проходят всю лестницу и становится самыми близкими и любимыми.

к содержанию ↑

Эмпатия как основа

Фундаментом успешных межличностных отношений является эмпатия — сопереживание, способность понять ощущения другого человека, «услышать» его сердце и душу.

Эмпатия может проявляться по-разному: от утвердительных кивков головой до слов «Я тебя так хорошо понимаю», «Мне кажется, что я испытывал что-то подобное».

Эмпатия как основа общения

Она позволяет собеседнику почувствовать, что вам не все равно.

Часто эмпатия нужна для того, чтобы поддержать человека в трудную минуту, дать ему понять, что он не один.

Она также является спасательным кругом в конфликте, когда нам просто необходимо отвлечься от собственных мотивов и интересов и вспомнить, что оппонент тоже что-то чувствует, возможно, даже более негативное и интенсивное, чем мы сами.

к содержанию ↑

Проблемы и культура общения

Трудности, возникающие в межличностных отношениях, негативно сказываются не только на взаимодействии партнеров, но и на личности каждого из них.

Основные проблемы можно охарактеризовать как:

  1. Языковой барьер, который формируется не всегда в ситуациях использования собеседниками разных языков. При разговоре людей разного социального или интеллектуального уровня эта трудность также дает о себе знать.
  2. Влияние стереотипов. Они мешают глубинной проработке коммуникативного акта, способствуют использованию готовых схем мышления, навешиванию ярлыков. Стереотипы о собеседнике провоцируют неверно избранный стиль общения и как следствие конфликты.
  3. Нарушение субординации. Соблюдение дистанции — одно из самых важных правил общения. Этим мы прежде всего выражаем свое уважение к собеседнику и демонстрируем неприкосновенность его личных границ. Если мы позволяем себе с руководством слишком фамильярное обращение, взаимодействие может зайти в тупик даже потому, что вторая сторона не будет понимать, как реагировать на ваши маневры.
  4. Проявление агрессии. Ее источники могут быть самыми различными, но самый популярный — непонимание людьми друг друга. Разное толкование целей, использование непонятной терминологии затрудняет коммуникацию и может спровоцировать агрессивные проявления как защиту от всего инородного и неизвестного.

Чтобы избежать этих трудностей, необходимо поддерживать культуру межличностных отношений: уважать мнение партнера, уметь слушать и слышать, развивать свою коммуникативную компетентность, видеть в другом индивидуальность, достойную уникального подхода.

к содержанию ↑

Особенности отношений в группе

Самые распространенные межличностные отношения — это те, в которых участвуют группы и коллективы. Особенности межличностных отношений в группах и коллективах:

    Особенности отношений в группе и коллективе

  1. Дошкольники. Пока ребенок не пошел в школу, значимыми другими для него выступают родители и родственники. Через них он постигает основные навыки, нормы и правила, формирует свое отношение к происходящему. Важно учитывать, что дети подвержены всем реакциям старших и эти межличностные отношения для них важны с точки зрения как получения эмоций, так и знаний о происходящем вокруг.
  2. Подростки. Межличностные отношения и их построение становятся ведущей деятельностью в подростковом возрасте. С их помощью молодой человек формирует представление о самом себе, находит друзей и любовь. Важность этой сферы для тинейджера определяет и его особенную восприимчивость по отношению к ней. Подросток может сильно переживать, если у него не получается общаться со сверстниками, которые здесь по сравнению с предыдущим этапом становятся более авторитетным звеном, чем родственники.
  3. Семья. Семья как малая группа имеет свои особенности, и здесь в первую очередь приходится учитывать разноплановость межличностных отношений: супруг — супруга, родители — ребенок. Сложности в одной подгруппе сказываются на другой: если родители поругались между собой, ребенок это чувствует либо косвенно, либо напрямую из-за негативных проявлений мамы или папы в его сторону.

    В данном вопросе особенно актуализируется тема конструктивного разрешения конфликтов.

к содержанию ↑

Методики диагностики

Методики исследования и психодиагностики межличностных отношений:

  • наблюдение за групповым взаимодействием;
  • социометрия, призванная выявить популярных и непопулярных членов группы;
  • диагностика стиля конфликтного поведения;
  • изучение свойств личности, влияющих на построение межличностных отношений (Калифорнийский психологический опросник личности (СР) и методика Т. Лири).

Межличностные отношения — сложный феномен, подробный анализ которого открывает все новые и новые горизонты и перспективы в его исследовании.

Несмотря на то что каждый из нас вступает во взаимодействие в повседневной жизни, мы не можем назвать эту проблему решенной. В наших силах сформулировать вопросы, спровоцированные повседневной практикой и собственным опытом.

О межличностных отношениях в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий