При мысли о психологе чаще всего люди представляют кушетку и долгие разговоры.
Однако сеанс психотерапии может выглядеть по-другому: куча незнакомых друг другу людей, которые расставлены по комнате, а специалист перемещается между ними, слушает, переставляет, заставляет говорить странные фразы.
Похоже на театр абсурда? Да. Но как часто все то, что связано с человеческой душой, не поддается рациональному объяснению, и именно такой «театр» помогает расставить все по местам.
Это выражение больше всего подходит для описания метода системно-семейных психологических расстановок по Хеллингеру, пусть и получается тавтологии.
Как составить генограмму семьи? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Что это такое?
Берт Хеллингер — ныне живущий психотерапевт, а еще философ и богослов.
В своей работе с человеком он отходит от строго научных методов, что вызывает определенную критику.
Он стал известен именно благодаря своим «семейным расстановкам».
Сеанс психотерапии при этом выглядит так: клиент рассказывает о своей проблеме, консультант пытается понять, можно ли её решить расстановкой и кто для этого должен в ней присутствовать.
Это всегда члены семьи обратившегося, вопрос лишь в том, кто именно должен быть представлен и кто значим для этой проблемы.
Нет, родственников не собирают в одной комнате. Более того, значимыми для расстановки могут оказаться:
- умершие члены семьи — бабушки, дедушки;
- неродившиеся дети;
- «бывшие»;
- незнакомые лично человеку люди, например, отец или мать, которых он никогда не видел;
- не-родственники, связанные с семьей отношениями добра и зла (обманутый деловой партнер дедушки, раскулачивший семью партиец, повлиявшйи на жизненный выбор учитель), жизни и смерти (убийца родственника).
Участники психотерапии примеряют на себя роли всех этих людей.
А дальше имеют значения только их ощущения.
Их расставляют по комнате в соответствии с этими ощущениями и просят рассказать, что они испытывают. Клиент также входит в эту систему либо ищет в ней свое место.
Дальше следуют перестановки, чтобы все участвующие почувствовали гармонию, разрешающие фразы и действия.
Как работает метод?
С позиции науки это трудно объяснить. Методика Хеллингера работает на феноменологическом подходе, когда главными становятся ощущения, переживания.
В основе идет процесс замещения: психотерапевт уверен, что каждый человек может стать «заместителем» другого, выразить его чувства. Как? Вот тут и начинается необоснованное доказанным знанием.
Кто-то называет это информационным полем Земли, кто-то тонким миром, кто-то астралом. Суть в том, что все переживания находят свое отражение, «записываются» на каком-то другом уровне, который нельзя измерить приборами, зафиксировать и описать — только почувствовать.
«Заместитель» принимает на себя этот информационный поток, который не исчезает даже со смертью создавшего его, а передается дальше, по каналам рода.
Дети и внуки несут груз ошибок и вытесненной боли родителей и бабушек, их нереализованные жизненные сценарии.
Расстановка «вставляет» недостающие звенья, и проблему получается осознать и скорректировать.
Ключевые понятия
У всякого человека есть потребность принадлежать к определенной социальной группе, семье. Для этого служит его личная совесть: она делает его таким, чтобы группа принимала (например, ребенок старается оправдать ожидания родителей, чтобы они его любили).
Когда человек делает что-то, что не соответствует критериям личной совести, что-то, за что его могут отвергнуть, он чувствует дискомфорт. Если его действия ведут к его принятию — счастье. Эти ощущения — основной регулятор поведения.
Но есть и коллективная совесть: она действует уже не на уровне личности, а на уровне той самой группы, системы. И в ней есть свои законы:
- принадлежности (ни один член системы не может быть исключен);
- баланса (нужно отдавать столько же, сколько берешь);
- иерархии (каждый последующий член системы менее важен, чем предыдущий).
Когда эти законы нарушаются, возникает конфликт.
Пример: женщина забеременела и сделала аборт.
Для её личной совести правильным решением было вытеснить этот поступок, забыть боль и жить дальше.
Но нарушен закон принадлежности: неродившийся младенец уже существовал и был частью системы, а его вытеснили.
Коллективная совесть заставляет её ощущать вину, а это не позволяет жить спокойно: она избегает отношений с мужчинами, так как ситуация может повториться, может подсознательно хотеть умереть.
Более того, это передается в роду: близкая ей сестра, родившиеся дети могут испытывать те же проблемы.
Расстановка выявляет, откуда проистекает проблема. Её решение — восстановить закон, принять психотравмирующее событие, пережить его, а не вытеснять.
Заместитель неродившегося ребенка высказывает, что он чувствует, возможно, его передвигают к матери, чтобы она вошла с ним в контакт, чтобы он занял свое место.
В финале психотерапии звучит разрешающая фраза.
Это может быть что-то вроде: «Я люблю тебя, малыш, хотя не смогла родить.
Ты навсегда останешься со мной, я буду тебя помнить». Вина исчезает.
Есть и еще более высокий уровень совести — духовный.
Где могут быть применены?
Расстановка может использоваться не только в личных проблемах, но и в любых ситуациях, где фигурирует система, коллектив.
С помощью этого метода решают проблемы в бизнесе, подбирают кадры и т.п.
Это интересно: Свекровь достала: как поставить её на место?
Можно ли применять самостоятельно в домашних условиях?
Попытаться устроить расстановку дома можно. Однако это не самая простая методика, нужно учесть много факторов.
В простейшем варианте расстановки, который применим в домашних условиях, даже не нужно много участников.
Их место занимают «якоря», а человек поочередно встает на место каждого, рефлексирует свои ощущения, запоминает их, записывает.
Так выстраивается общая картинка. Можно переходить к завершающему этапу — перестановкам, чтобы каждый член системы оказался на своем месте, к разрешающим фразам и действиям.
Важно, чтобы расстанавливающий понимал, как функционирует система и её законы, какой из них нарушается, откуда проистекает чувство вины. Требуется подробно изучить соответствующую литературу.
Чем опасны?
Фактически при расстановке участник принимает на себя жизнь и судьбу другого человека, а это психологически сложно.
Подобный опыт может негативно отразиться на его собственной личности.
Сторонники теорий тонкого мира, астрала и т.п. идут дальше: они считают, что это разрушают собственную энергетическую систему примерившего чужую роль.
Особенно роль умершего: якобы происходит мощный отток жизненных сил, «заместитель» может почувствовать слабость, онемение, головокружение и так далее.
Насколько это соответствует действительности, мы не беремся судить. Другая проблема — это разрешающие фразы и действия.
Порой расстановщик настаивает на таком разрешении конфликта, которое не совсем приемлемо с морально-этической точки зрения.
Например, он может посоветовать паре расторгнуть брак в тех случаях, когда другие психотерапевты постарались бы его спасти: якобы расстановка указывает только на такую возможность восстановить душевный комфорт.
Это интересно: Какие бывают семьи: критерии типизации
Правда ли, что Хеллингер запрещен в Германии?
Как и все, что не может быть достоверно проверено, измерено и зарегистрировано, методика Хеллингера подвергается критике.
Его обвиняют в излишнем мистицизме, замене научным методов околомагическими ритуалами.
Кроме того, возникают вопросы со стороны этики.
Расстановщик может категорично заявить, что паре нужно отказаться от усыновления ребенка, что нужно уволить сотрудника. Других решений не предлагается, он фактически диктует свою волю.
В связи с этим немецкие психотерапевты высказались за то, что метод нужно видоизменить. Началось все в 2003 году, когда германское Общество системных и семейных терапевтов в своем заявлении признало, что метод теоретически полезен, но засомневалось в его безопасности.
Год спустя близкий друг Берта, Арист фон Шлиппе в открытом письме выразил свое несогласие. Через два месяца 200 врачей подписали Потсдамскую декларацию о системных расстановках, в которой призывали развивать методику, но в иной форме.
Еще три года Хеллингер и его последователи спорили в открытых письмах. Закончилось тем, что он не приехал на Кельнский международных расстановочный конгресс, а ассоциация перестала называться его именем.
Однако прямого запрета на расстановки нет.
Этот способ психотерапии до сих пор имеет место в практике и помогает в короткий срок добиться эффекта, но его применение сталкивается с множеством моральных и этических вопросов. Прогнозировать развитие затруднительно.
Интервью с Бертом Хеллингером в этом видео: