Каким образом человек доносит до окружающих свои мысли чувства и переживания?
Для этого в социуме используют различные средства общения, позволяющие передавать информацию в том самом виде, в котором она будет доступна для понимания другим людям.
Что такое барьеры общения в психологии и как их преодолеть? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Средства общения — что это?
Средства общения — это определенные устоявшиеся (принятые в обществе) приемы кодирования, преобразования и расшифровки информации, поступающей от одного индивида к другому в процессе коммуникации.
Функции, которые выполняют средства общения:
- информационно-коммуникативная (передача информации от одного человека другому);
- интегративная (позволяет объединяться/объединять людей в группы);
- побудительная (стимуляция активности);
- интерактивная (коррекция поведения отдельных индивидов или группы при организации совместной активности);
- функция социализации (обмен опытом с целью выработки и усвоения системы норм и правил, действующих в социуме);
- аффективно-коммуникативная (направленное или неосознанное воздействие на эмоциональную среду оппонента);
- функция координации (согласование действий при групповой активности);
- функция понимания (восприятие и расшифровка информационного кода в том виде и смысле, в котором оппонент желал передать информацию).
Какие бывают?
Все средства общения принято делить на две группы: вербальные и невербальные.
Каждая группа выполняет определенную функцию.
И если вербальные (словесные) средства общения нацелены на то, чтобы донести до оппонента смысл сказанного, то невербальные средства транслируют эмоции и отношение индивида к тому, с кем он в данные момент взаимодействует.
Невербальные
Невербальное общение добавляет чистой информации эмоциональный окрас и тон.
Оно позволяет добиться максимального взаимопонимания с оппонентом, понять его настрой, а иногда и истинные намерения.
Невербальное общение состоит из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.
Паралингвистическая группа:
- Просодика. В эту категорию принято включать элементы, дополняющие речь. Это тембр, глубина и сила голоса, степень выразительности артикуляции, ударения, характер и длина пауз, и т.д. Иными словами просодические средства помогают придать оттенок информации посредством влияния на голос.
- Кинесика (оптико-кинесические средства общения). Все действия, которые человек воспринимает визуально и как дополнение к сказанному. Сюда относятся жесты, взгляд, мимика и даже изменение положения тела и отдельных частей тела в пространстве.
- Графемика. Способ письма, передающий чувства и эмоции человека. Манера писать буквы и слова может меняться в зависимости от эмоционального фона. Так злой человек сильно давит ручкой на бумагу, а задумчивый человек допускает ошибки и забывает закончить «крючки».
Паралингвистические средства общения невозможно использовать без привязки к речи.
Экстралингвистическая группа:
- Такесика. Тактильные контакты в процессе общения — это такесические средства. Любые прикосновения, поцелуи, щепки и поглаживания заключают в себе невербальный код и являются отражением эмоционального/чувственного фона индивида.
- Проксемика. Во время взаимодействия собеседники могут находиться далеко или близко друг от друга, сознательно или неосознанно контролируя дистанцию. Способ пространственной организации контакта, отражающий отношения собеседников друг к другу, называется проксемикой.
- Хронемика. Распределение времени в процессе общения. Человек может спешить на встречу, а может оттягивать звонок. Он может долго ждать, когда собеседник освободиться, а может ограничить время контакта.
- Экстралингвистика. Передача эмоций с помощью голоса, но при этом без привязки к речи. Сюда можно отнести покашливание, недовольное урчание, вздохи, вскрики и т.д.
- Сенсорика. Восприятие оппонента с помощью органов чувств. Человек реагирует на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальные характеристики собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. В качестве примера можно привести ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и фонационные средства общение (восприятие на слух).
Невербальные средства общения люди изучают (перенимают) от своих родителей или опекунов еще до того, как начинают разговаривать. Поэтому развивать в себе способность к невербальному общению не нужно.
А вот научиться распознавать и расшифровывать их будет полезно каждому члену социума.
Невербальная коммуникация:
Вербальные
Вербальные средства коммуникации также называют «знаковыми».
И в отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде нельзя истолковать двусмысленно.
Базовый элемент вербального общения — речь.
Речевые виды деятельности:
- чтение;
- письмо;
- говорение;
- слушание.
Речь подразделяется на письменную, устную и внутренне направленную.
Дактиль заменяет устную речь, при этом включая в себя неречевые коммуникативные методы (например, азбука жестов для глухонемых).
Это интересно: Какова структура и компоненты общения в психологии?
Язык
Язык тесно связан с народом, выступающим в роли носителя языка. С помощью языка люди общаются друг с другом и передают мысли на самом простом и доступном уровне.
Общество и язык не существуют отдельно друг от друга. Их развитие также происходит параллельно, поэтому любые изменения в жизни общества сразу же находят отражение в языке.
Функции языка:
- коммуникативная;
- аккумулятивная (хранение и передача знаний);
- конструктивная (посредством языка можно предавать мыслям форму);
- познавательная;
- этническая (объединяет людей в группы, а эти группы объединяет между собой);
- эмоциональная (описание и передача чувств в форме словесного кода).

Важно понимать, что даже при условии единой и общей формы языка для всей его носителей, могут возникать коммуникативные барьеры:
- Фонетический. Возникает из-за каких-либо речевых особенностей участников взаимодействия (акцент, дефекты речи, тон и проч.).
- Логический. Если собеседники обладают разными интеллектуальными способностями или особенностями мышления, могут возникнуть недопонимания.
- Стилистический. Барьер связан с неправильным применением правил построения предложений или неправильной подачей информации.
- Смысловой. Данный барьер возникает тогда, когда взаимодействие происходит между носителями разных языков.
Каждый язык имеет свои особенности, поэтому дословный перевод часто «съедает» смысл и нюансы сообщения.
В каждом языке есть свои шаблоны и правила передачи информации. Для русского языка такими шаблонами являются стили. Каждый стиль уместен лишь в определенном окружении и при определенных условиях.
- Научный стиль. Данный вербальный способ основан на научных терминах, отсутствии эмоциональной составляющей и четкой структуре сообщения.
- Деловой. Данный стиль отличается точностью и скупостью. Он подходит для общения между людьми разного социального статуса, написания законов и официальных бумаг. Деловой стиль актуален в условиях работы.
- Публицистический. Задача публицистического стиля — вступить в контакт с большой аудиторией и вызвать у нее интерес. Отличается экспрессивным звучанием, наличием витиеватых штампов, обилием эмоций.
Строгих ограничений и рамок для публицистического стиля не предусмотрено.
- Разговорный. Используется при личном общении, если люди в момент разговора не подчиняются социальным или рабочим статусам.
- Художественный. Используется при создании литературных произведений.

Речь
Процесс воспроизведения речи — это последовательная цепочка от зарождения мысли и ее кодировки в звуковую форму, до непосредственного проговаривания и передачи информации собеседнику.
Общение, в котором фигурирует речь, подразумевает три функциональных элемента (субъект, объект и речевое сообщение).
Но для успешной коммуникации необходимо, чтобы три аспекта соответствовали требованиям качества. Под аспектами подразумевается:
- Порождение речи и сопутствующих элементов.
- Правильная структура и наличие смыслового наполнения в сообщении.
- Готовность оппонента принять и переработать поступившую информацию.
Речевыми навыками человек овладевает в дошкольном возрасте. И для того, чтобы коммуникация с другими людьми давалась человеку легко, важно целенаправленно развивать способность к каждому виду речи:
- Внешняя речь — базовое средство общения между представителями социума. Такая речь произносится вслух и предназначена для окружающих.
- Внутренняя речь — обеспечивает человеку контролируемую и отслеживаемую мыслительную деятельность.
Данная речь не имеет звукового наполнения и осуществляет функцию внутреннего диктора, озвучивающего мысли в голове.
- Диалогическая речь — необходимо для обмена информацией между людьми. Двусторонний процесс включает в себя последовательные высказывания каждого из собеседников. При этом каждый собеседник в зеркальном (в отношении друг друга) порядке чередует говорение и слушание.
- Монологическая речь — односторонний обмен информацией от (рассказчика к слушателю). В процессе передачи информации вещающий человек должен формулировать и передавать свои мысли без облегчающих задачу вопросов/подсказок/наводок со стороны собеседника.
Важной ступенью в жизни ребенка является эгоцентрическая речь, являющаяся сочетанием всех прочих видов.
Разговоры, обращенные к самому себе, тренируют навык формулировки вопросов и построения ответов.
Эгоцентрическая речь направлена на себя, не стоит путать ее с внутренней речью. Ведь в первом варианте ребенок является не просто диктором в собственной голове, а скорее лицом, заменяющим и объекта и субъекта разговора.
Свободное владение средствами общения и умение их правильно интерпретировать позволяет успешно сосуществовать с другими членами социума.
Благодаря вербальным и невербальным средствам человек может попросить о помощи, организовать командную работу и передать свои идеи окружающим.