Стороны общения в психологии, их характеристика и значение

Стороны общения в психологии

Общение является основным способом взаимодействия людей друг с другом.

В психологии выделяется три ключевых стороны данного процесса.


Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Три аспекта общения

Три аспекта общения: описание

Стороны коммуникативного процесса тесно взаимосвязаны между собой.

Часто границы между ними достаточно символичны и одна сторона может сливаться с другой, дополняя ее.

В психологии принято выделять 3 основных стороны общения:

  1. Коммуникативная. Непосредственно обмен информацией между участниками взаимодействия. Основной способ коммуникации в обществе — речь. Посредством речи люди делятся мнениями и взглядами, обсуждают проблемы, решают вопросы.
  2. Перцептивная. Процесс восприятия людьми другу друга на когнитивном уровне. Во время разговора формируется мнение о собеседнике, основанное на анализе его внешности, жестов и мимики, голоса, поступков.
  3. Интерактивная. Непосредственная организация совместной деятельности субъектов. Взаимосвязь между сторонами взаимодействия устанавливается на основании поступков и действий, которые они совершают в текущий момент времени.

Характеристика и примеры


Каждая сторона обладает определенными характерными особенностями.

Коммуникативная

Коммуникативная функция

Чаще всего, говоря об общении, люди подразумевают именно его коммуникативную сторону.

В этом случае речь идет об обмене информацией между субъектами общественных отношений.

Люди делятся друг с другом своими мыслями, планами, идеями, взглядами. На основе полученной информации происходит построение отношений, организация деятельности.

Следует рассматривать коммуникацию не просто как бесконечный поток и прием сведений. Все стороны процесса занимают активную позицию, стремятся к пониманию предоставляемых им сведений.

Качество контакта определяется уровнем восприятия информации, ее принятием и пониманием.

Если один субъект постоянно поставляет свои идеи и взгляды, а второй их не воспринимает и даже не понимает, то говорить об эффективной коммуникации в данном случае не приходится.

Коммуникационная сторона — это способ психологического воздействия на оппонента. Во время передачи информации один человек оказывает влияние на другого. Чем выше развиты навыки общения у субъекта, тем выше уровень его воздействия на своих собеседников.

Коммуникативная сторона

Успешные ораторы, политические и идеологические лидеры — это, прежде всего, люди с превосходно развитыми коммуникативными навыками.

Умение воздействовать на окружающих при помощи речи позволяет таким личностям завоевывать определенное положение в обществе.

Информация поставляется на двух уровнях:

  1. Побудительный. Это реплики приказного, просительного, рекомендательного характера. Они высказываются с целью стимулирования человека на совершение какого-либо действия.
  2. Констатирующий. Это речь уведомительного характера, которая направлена на предоставление каких-либо сведений. Варьируется от безразличного преподнесения до активного убеждения.

Следует учитывать, что даже у представителей одной языковой группы может возникнуть непонимание во время обмена информацией. То есть, одни и те же сведения по-разному оцениваются.

Это объясняется влиянием целого ряда факторов: возраста, социального положения, интеллектуальных способностей, эмоционального настроя и т.д.

Так, одну и ту же новость ребенок и взрослый воспринимают совершенно на разном уровне в силу возрастных особенностей психики и интеллекта.

Коммуникации возникают на межличностном уровне (между супругами, друзьями, коллегами, родственниками), на уровне группы. Например, во время завтрака в выходной день муж и жена обмениваются идеями проведения досуга.

Характеристика коммуникационной

Один участник контакта высказывает свои мысли и идеи, а второй его выслушивает.

Периодически они меняются ролями.

В итоге выстраивается эффективное взаимодействие, каждый участник которого получает возможность не только выразить свое мнение, но и получить необходимые сведения от оппонента.

Пример групповой коммуникации — проведение учителем урока в классе. Во время занятия учитель, обладающий информацией, делится с ней со своими учениками.

При этом дети имеют возможность не только воспринимать поступающие сведения, но и задавать уточняющие вопросы, высказывать свои мысли. Такая коммуникация эффективная и результативна.

В то же время, другой учитель может поставлять детям информацию в абсолютно непонятном для них ракурсе. При этом у учеников отсутствует возможность задавать вопросы, высказывать свое мнения, уточнять полученные сведения.

В такой ситуации поток информации проходит мимо субъектов, на которых он был направлен. Процесс коммуникации оказывается неэффективным.

Перцептивная

Перцептивная составляющая

Процессы восприятия относятся к следующей стороне общения — перцептивной.

Это понимание, познание личности оппонента.

Любой участник контакта — это личность со свойственными ей индивидуальными особенностями.

Каждого человека отличает внешность, манера речи, жестикуляция, темперамент, стиль поведения, уровень воспитания и множество других факторов. Именно эти индивидуальные особенности воспринимаются собеседниками.

На основе того впечатления, которое производит человек, окружающие составляют мнение о нем и прогнозируют его поступки. Иными словами, люди в процессе взаимодействия всегда стремятся «читать» друг друга и на основе этого строить прогнозы на будущее.

Умение грамотно анализировать личность незнакомого человека развивается по мере накопления жизненного опыта, развития интеллекта, пониманием психологии и т.д.

Но изначально способность достоверно воспринимать окружающие социальные объекты закладывается с рождения. Это связано с наличием таких способностей, как наблюдательность, интерес к людям, объективность, открытость и т.д.

Без подобных черт характера у человека не разовьется в полной мере способность достоверно воспринимать личность собеседника даже при значительном жизненном опыте.

Особенности перцептивной

Также важное значение в перцептивной стороне имеет время.

Коммуникация и интеракция могут происходить с незнакомыми людьми моментально.

Для правильного познания же личности другого человека требуется провести с ним некоторое время. Скоропалительные выводы, основанные на поверхностных данных и впечатлениях, часто оказываются ошибочными.

Перцептивная сторона позволяет людям не только познавать другого субъекта, но и лучше узнавать самого себя. Во время восприятия собеседника мы даем ему эмоциональную оценку, которая напрямую связана с нашими установками и взглядами. .

Если слова или действия оппонента вызывают отторжение, это свидетельствует о несовпадении его убеждений с нашими внутренними ценностями. Если же личность собеседника вызывает симпатию, можно делать вывод о совпадении интересов, взглядов, жизненных позиций.

Таким образом, при наличии проблем с идентификацией собственной личности достаточно обратить внимание на те эмоции, которые вызывают слова и поступки собеседников. Это позволит лучше понять себя.

Интерактивная

Интерактивная - что это?

Это процесс организации деятельности между людьми.

Он может осуществляться при наличии коммуникации или без нее.

Например, во время приобретения продуктов в универмаге человек может молча подойти на кассу, выложить товар, расплатиться за него и покинуть магазин.

Роль продавца выражается в пробивании товара, приеме оплаты, выдаче чека. В большинстве современных супермаркетов стоимость покупки высвечивается на специальном экране, поэтому продавцу даже не обязательно называть вслух цену.

В итоге между покупателем и сотрудником магазина происходит интерактивное общение, в то время как они не произносят ни одного слова.

Данная сторона в чистом виде проявляется и в других повседневных ситуациях: демонстрация пропуска охраннику для получения от него разрешения на вход в здание, предоставление кондуктору оплаты за проезд с получением от него билета и т.д.

Интерактивная сторона напрямую связана с социальными ролями, которые присущи субъектам взаимодействия. Общество налагает на человека определенные обязательства, которые он должен выполнять.

Многочисленные правила и ритуалы нацелены на регулирование поведения субъектов, которые осознанно контролируют свои поступки и действия.

Интерактивная сторона

Масштаб социальных норм, на основании которых функционирует система интерактивного общения, достаточно велик.

Это и модели поведения, установленные нормами рабочей дисциплины, и воинские обязанности, и понятия о чести и достоинстве, и элементарные правила вежливости и воспитания.

Одобряемая модель поведения, которой человек старается соответствовать, зависит от его индивидуальных характеристик: возраста, пола, социального статуса, обязанностей. Так, от врача ожидают, что он будет проявлять внимание и участие, а от официанта ждут услужливости и вежливости.

Если во время интерактивного общения с окружающими, человек видит одобрение его поступков, он может судить о соответствии его поведения выполняемой им социальной роли.

Если же возникает недопонимание с другими членами общества, то индивид может сделать вывод о том, что его поступки не соответствуют ожиданиям общества.

Взаимосвязь сторон


Взаимосвязь сторон общения

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.

Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые длятся непродолжительное время, обычно представлены только коммуникативной или интерактивной стороной либо их сочетанием.

Более глубокое взаимодействие включает три аспекта.

Все виды межличностного и группового взаимодействия всегда сочетают в себе обмен информацией, познание личностей оппонентов, организацию непосредственной деятельности.

Например, во время романтического свидания потенциальные партнеры совместно посещают ресторан (интеракция), ведут за столом беседу на различные темы (коммуникация), внимательно наблюдают за поведением друг друга (перцепция).

Итак, общение представляет собой сложную социальную систему, состоящую из нескольких уровней. Ключевые стороны общения тесно взаимосвязаны между собой.

О коммуникативной стороне общения в этом видео:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *