Культура, типы и проблемы межличностного общения

Типы межличностного общения

Когда люди обращаются друг к другу с вопросами, просьбами, пытаются что-то объяснить или описать, они выстраивают коммуникацию, ожидая ответную реакцию. Этот процесс называется общением.

Межличностное общение — неотъемлемая часть жизни индивида. Способность к установлению и развитию социальных контактов определяет успешность человека во всех сферах жизни.


Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Общение как межличностное взаимодействие

Общение как межличностное взаимодействие: понятие

В основе межличностного взаимодействия лежит контакт индивидов (двоих и более), подразумевающий набор последовательных и логически обоснованных реакций на действия друг друга.

Межличностное взаимодействие может принимать различные формы, но оно всегда приводит к изменению поведения, характера взаимоотношений, эмоционального состояния оппонентов и т.д.

Межперсональное общение – это общение людей, каждый из которых обладает своими уникальными специфическими качествами, какие раскрываются в ходе общения.

Типы межличностного общения


Межличностное общение подразделяется на следующие типы:

  1. Формальный (контакт масок). Люди прибегают к искусственно транслируемой строгости, вежливости, учтивости, заинтересованности, безразличия, чтобы скрыть свои подлинные эмоции и отношение к партнеру по взаимодействию.

    Оппонент, прибегающий к формальному типу общения, не стремится проанализировать и учесть особенности собеседника.

    В условиях социально-ориентированных профессий и наличия обширного списка активных контактов именно формальный тип общения обеспечивает «эмоциональную стабильность», предотвращая перегрузки и выгорание.

  2. Примитивный. Оценочное восприятие собеседника с применением ярлыков. Потенциальных партнеров по коммуникации делят на «полезных» и «бесполезных». Виды и типы межличностного общенияЛюди, выстраивающие взаимодействие в рамках примитивного общения, ориентированы на «полезных» оппонентов, благодаря которым можно достигнуть поставленных целей. Людей из второй группы при этом игнорируют или в грубой форме отказывают в общении. После того, как цель достигнута, «полезные» оппоненты переходят в категорию «бесполезных».
  3. Функционально-ролевой. Общение в рамках социальных ролей (продавец — покупатель, заказчик — исполнитель и т.д.). Взаимодействие происходит с учетом регламентированных норм и средств общения. Личность собеседника стоит на втором плане после соц. роли.
  4. Деловой. Взаимодействие ориентировано на достижение цели в виде зафиксированной договоренности.

    При этом учитывается как деловой интерес (в большей степени), так и особенности партнера по общению, его характер и эмоциональный фон (в меньшей степени).

  5. Духовный. Общение ради самого общения. Чаще всего такое взаимодействие происходит между близкими людьми (родственниками, друзьями, влюбленными). Духовное общение подразумевает высокий уровень взаимопонимания и наличие сформировавшихся представлений о собеседнике (портрета личности).
  6. Типы межличностного общения и их особенности

  7. Светский. Взаимодействие в рамках «кодекса», строгое соответствие нормам вежливости и обсуждение только тех тем, которые получили одобрение в светском обществе. Для данного типа общения характерна закрытость и отказ от транслирования альтернативных позиций.
  8. Манипулятивный. Взаимодействие, направленное на получение выгоды от оппонента. Человек, придерживающийся манипулятивной стратегии взаимодействия, использует определенные средства (лесть, демонстрация благосклонности, шантаж, обман и т.д.).

Виды их характеристика и примеры


В социальной психологии принято выделять три стиля межличностного общения:

Императивное

Что это такое и где оно неприемлемо?

Данное общение нацелено на подчинение партнера по взаимодействию. С помощью императивной коммуникации можно контролировать и принуждать к каким-либо действиям.

При этом участники взаимодействия отдают себе отчет в том, что конечной целью общения является принуждение. Индивид, оказывающий воздействие, не пытается завуалировать истинный смысл общения.

Императивный стиль

Для достижения цели могут быть использованы приказы, требования, указания или предписания.

Чаще всего императивный вид общения используется в рамках модели «начальник — подчиненный».

В интимно-личностных коммуникациях данный подход неуместен.

Также императивное общение эффективно и актуально в чрезвычайных и экстренных ситуациях, когда необходимо быстро организовать групповую деятельность и распределить обязанности, минуя ситуативное нестабильное состояние психики партнеров по взаимодействию.

Манипулятивное

Как и предыдущий вид общения, манипуляция подразумевает под собой воздействие на оппонента с целью достижения конкретных целей/выгод.

Но в данном случае партнер, оказывающий воздействие, скрывает свои намерения или представляет ситуацию в таком свете, что истинные намерения подменяются в глазах оппонента другими, более благородными или уместными.

Диалогическое

Вид общения, ориентированный на партнера по взаимодействию. В ходе диалога участники взаимодействия учитывают как свой психологический настрой, так и психологический настрой собеседника.

Диалогический вид

При этом восприятие партнера происходит в чистом виде, без оценок.

В диалоге человек рассматривает собеседника как равного, признавая его право на собственную точку зрения и решения.

Диалогическое общение не подразумевает ссылки на авторитетные источники (мнения, точку зрения других персон и т.д.).

Императивное общение и манипуляция можно расценивать как общение монологической направленности т.к. в процессе взаимодействия оказывающий влияние оппонент ориентирован только на себя рассматривает собеседника лишь как средство достижения цели, не интересуясь позицией партнера по взаимодействию.

Культура


Культура межличностного общения базируется на системе знаний, норм, ценностных ориентиров и шаблонов поведения, установленных в обществе. Все эти элементы индивид усваивает в процессе социализации, а затем использует их при деловых и эмоциональных коммуникациях.

Культура межличностного общения подразумевает способность правильно воспринимать оппонента, умение трактовать его слова и поведение, выстраивать стратегию поведения исходя из особенностей собеседника.

Важным понятием в вопросе коммуникативной культуры является «уместность» применяемых средств и поведенческих шаблонов. Например, если с подчиненными можно предъявлять требования и использовать повелительный тон, то при общении с друзьями уместно лучше от формальностей и указаний.

Культура и принципы

На первый план общение как форма межличностных взаимодействий выходит в условии зависимости от социальных контактов (работа с людьми, непосредственная зависимость от более сильных, влиятельных или ресурсных членов общества).

В таких ситуациях коммуникативная культура влияет на благополучие, финансовые и профессиональные перспективы человека.

Приемы саморегуляции поведения

Саморегуляция — это контроль собственного психоэмоционального состояния с помощью определенного мышления, образов, управления телом и дыханием.

Естественные приемы — это самая простая группа приемов, которая не требует дополнительных усилий и концентрации. Сюда можно отнести:

  • юмор, смех;
  • позитивное восприятие (воспроизведение в голове приятных образов, событий, сценариев и т.д.);
  • расслабляющие движения (потягивания, текущий контроль над мышечным тонусом и т.д.);
  • созерцание (наблюдение за картинами, природой, элементами интерьера и т.д.);
  • комплементы в адрес собеседника.

Приемы саморегуляции поведения при коммуникации

Саморегуляция с помощью управления дыханием — это применение специальных дыхательных техник.

Подобные техники оказывают влияние на мышцы, нервный центр, кровообращение и т.д.

Например, медленные вдохи, задержка дыхания или дыхание йогов позволяют быстро успокоиться и расслабиться.

Способы, связанные с управлением мышечным тонусом построены на принципе осознанной концентрации. Человек выявляет зажимы и блоки, после чего волевым усилием устраняет перенапряжение.

Саморегуляция с помощью слов основывается на способности человека к языковому оформлению мысли. Два наиболее популярных способа в данной категории — самоприказы и самопрограммирование.

Индивид формулирует некие установки, а затем мысленно воспроизводит их, чтобы настроиться на определенное состояние или результат.

Существуют и другие эффективные приемы, такие как арт-терапия, комплексы упражнений, применение ассоциаций и т.д.

Psyholic.ru - это онлайн ресурс, посвящённый различным аспектам психологии. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.

В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.

Одним из основных направлений на сайте psyholic.ru является изучение отношений с противоположным полом. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях.

Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.

Помимо этого psyholic.ru обращает внимание на важность правильного общения в современном обществе. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими.

Сайт psyholic.ru также поможет вам разобраться с различными фобиями и маниями, которые могут мешать вам жить полноценной жизнью. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.

Psyholic.ru также занимается продвижением саморазвития и личностного роста. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Сайт psyholic.ru - это не просто информационный портал, но и настоящий помощник в психологических вопросах. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.

Трудности и дефекты


Трудности в общении приводят к неэффективному взаимодействию. Выделяют две группы трудностей:

  • объективные (очевидны для собеседников и проявляются непосредственно во время общения и приносят чувство неудовлетворения, привязанное к процессу и результатам контакта);
  • субъективные (не очевидны для участников взаимодействия и могут проявляться в виде отсутствия инициативы, неуверенности и застенчивости индивида).

Трудности и дефекты общения

Также трудности делятся на первичные и вторичные.

Первая категория включает в себя проблемы в общении, возникающие на почве характера человека.

Ко второй категории относятся трудности, связанные с пережитым негативным социальным опытом.

Дефекты общения — это качества личности, препятствующие созданию и укреплению социальных связей. Сюда можно отнести огрехи воспитания, эгоизм, бестактность, грубость, излишнее любопытство, наглость, привычку предвзято относиться к оппонентам и т.д.

Проблемы в молодежной среде

Почему возникают проблемы межличностного общения в молодежной среде?

Молодые люди, в отличие от зрелых и сформировавшихся членов социума, склонны руководствоваться чувствами и эмоциями, а также чувствительны к оценочным суждениям в свой адрес.

В молодежной среде распространены следующие проблемы:

  1. Максимализм. Юношеская склонность к разделению мира на «черное» и «белое» подразумевает отсутствие гибкости и способности принимать компромиссы. В результате межличностное общение легко перерастает в конфликтные ситуации.
  2. Неформальные объединения. Подростки идентифицируют себя через причастность к группе, а не в качестве отдельной личности. В результате интересы и взгляды объединения доминируют над частными интересами и взглядами.
  3. Отсутствие навыков невербального общения. Переписки в социальных сетях, телефонные разговоры и чаты способны развивать навыки вербального общения. Проблемы взаимоотношений в молодежной средеПри этом молодежь не может в достаточной мере овладеть невербальными приемами (взгляд, жесты, позы, мимика и т.д.). В результате выходя за границы «цифрового общения» подростки не могут правильно воспринимать и трактовать поведение партнеров по коммуникации, воспринимая сигналы только в речевой форме.
  4. Изменения характера отношений со старшими. Подросток, который ранее подчинялся взрослым, теперь встает в равную с ними позицию.

    Из-за этого часто возникает отрицание любых авторитетов и интерес к «запрещенной» сферам, через которые можно доказать свою «взрослость» (алкоголь, запрещенные вещества, интимные связи и т.д.)

Сфера межличностного взаимодействия неразрывно связана со всеми остальными сферами жизни человека. И если не развивать коммуникативную культуру и навыки, можно столкнуться с проблемами при групповом взаимодействии, в личных отношениях и социальной жизни.

Виды и формы межличностгых отношений:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *