Общение — один из главных процессов в нашей жизни. Умение находить общий язык, налаживать контакт и укреплять связи помогает в дружбе, отношениях, карьере.
Но в некоторых ситуациях возникает проблема — коммуникационный барьер. В каких случаях он имеет место быть, почему формируется и как его убрать — читайте в данной статье.
О принципах и приемах эффективного общения читайте здесь.
Оглавление
Понятие
Коммуникационные барьеры — причинные факторы, препятствующие успешному общению, при котором обе стороны усваивают и обмениваются информацией.
Общение достигает успеха в результате снижения или отсутствия барьеров, когда данные отправителя адекватно воспринимается получателем.
Общая классификация коммуникативных барьеров делит их на основе масштаба:
- Макробарьеры глобальны — они мешают общению в целом. К примеру, географический барьер — когда один из участников коммуникации, находясь в другом часовом поясе, не может продолжать разговор и отправляется спать.
- Микробарьеры точечные, и относятся к конкретной сфере интересов. Например, в повседневной жизни человек общителен, но с коллегами немногословен, поскольку не находит общение с ними интересным.
В данном случае имеют место быть личностный и психологический барьеры.
Проблемы с коммуникабельностью — что это значит?
Для определения проблем с коммуникабельностью, стоит отделить ее от простой общительностью. Эти понятия, схожие на первый взгляд, различны по сути.
Общительность — умение поддержать разговор, поболтать ни о чем, способность втянуться в уже развившуюся коммуникацию.
В то время как коммуникабельность чаще всего рассматривается в контексте делового общения.
К ней относят умение договариваться, поддерживать деловые связи, находить компромисс, вести конструктивный диалог с собеседником.
Поэтому не особо общительный человек может при этом быть коммуникабельным. Проблемы возникают по нескольким причинам:
- Нет готовности выслушать собеседника, принять его точку зрения, пойти на компромисс.
- Отсутствие мотивации для налаживания контакта.
- Предвзятое личное отношение к конкретной персоне.
- Объективные барьеры (будут рассмотрены ниже).
- Слабо развитая эмпатия.
- Недостаточный словарный запас, ломаная речь, использование слов-паразитов и т.д.
Исправление ситуации зависит от конкретных причин.
Уметь договариваться — обычный навык, который легко тренируется. Ровно, как и умение удалять из общения коммуникационные барьеры.
Это интересно: Как оказывать психологическое воздействие на человека?
Коммуникативные барьеры: примеры из жизни
Рассмотрим несколько видов коммуникативных барьеров на реальных жизненных примерах:
- При общении в Сети, посредством Skype, друзья не смогли разобрать слов друг друга — оказалось, что у одного из них не работают наушники и другого варианта вывести звук — нет (организационный).
- Сотрудница пришла на совещание в раздраженном состоянии и не смогла сосредоточиться на выступлении начальника (личностный).
- Школьник не понял содержание урока математики, поскольку находился далеко от доски и из-за проблем со зрением не смог прочитать материал (индивидуальный).
- Художник-фрилансер не успел договориться о работе с заказчиком, поскольку тот уже лег спать — дело в разнице в часовых поясах (географический).
- У созванивающихся влюбленных произошел разрыв связи — у девушки закончились деньги на счету, поскольку звонить в другую страну — дорого.
Молодой человек в командировке в Штатах, а девушка — на работе в России (экономический).
- Переписывающихся в социальной сети друзей разъединили — у одного пропал Wi-Fi (технический).
- Девушка объясняет знакомому парню его плохой проступок, но тот демонстративно не воспринимает ее слова, поскольку считает ее глупее себя (психологический).
- Начальник рассказывает дизайнеру-новичку о полномочиях, забывая пояснять незнакомый для молодого человека профессиональный жаргон (содержательный).
Виды и типы
Каковы причины возникновения нарушения коммуникации? Коммуникационные барьеры являются препятствиями для передачи информации от коммуникатора (тот, кто говорит) к реципиенту (тот, кто слушает).
Психологи выделяют семь основных разновидностей барьеров:
- Организационные. Большой пласт препятствий, связанных с рабочими (деловыми моментами).
Сюда входят недопонимания в области распределения полномочий (система отношений начальник-подчиненные), а также проблемы в непонимании требований, специализации, недостаточной квалификации.
- Межличностные. Связан с текущим настроением, эмоциональным состоянием человека. Также в расчет принимаются несостыковки в ценностях, взглядах на ситуацию и мировоззрении в целом, у общающихся людей.
- Индивидуальные. Широкий спектр особенностей как интеллектуальных и психологических, так и физических. Смысл исходит и названия — причины барьера различны в силу индивидуального устройства человека. Например, одному грамотно воспринимать информацию мешает плохой слух, другому — слабое зрение. Данные тип барьеров мешает отправлять и принимать информационные сообщения. Сюда же относятся особые психические заболевания (например, синдром Туретта).
- Экономические, географические и временные. Объективные препятствия, связанные с местоположением общающихся.
- Барьер каналов и средств передачи данных. Состоит в неполадках оборудования (обрыв интернета, телефонной связи, поломки компьютера или телефона), а также в слишком большой выборе среди предоставленных альтернатив.
Например, когда человек разрывается между вариантами отправки сообщения в социальной сети, в мессенджере или через СМС.
- Психологический. Заключается в личном (предвзятом) отношении к собеседнику. Если человек привлекателен, к нему сложилось хорошее отношение — коммуникация будет успешной. Если же он кажется скучным, занудным, неинтересным или опасным — возникает данный барьер. Его вред состоит в том, что впечатление о человеке складывается из разных факторов, причем не всегда объективных. Важно воспринимать информацию без привязки личного мнения к ее источнику.
- Содержательные. Они же — лингвистические. Делятся на четыре подтипа: фонетические (невнятность речи, сбивки, слова-паразиты), семантические (жаргоны, профессиональный сленг, использование слов в необычной для собеседника значении), стилистические (разница стиля говорящего с передаваемыми данными), логические (нарушение правил привычной логики).
Это интересно: Как стать более коммуникабельным человеком: рекомендации
Методы устранения
Рассмотрим основные способы избавиться от распространенных форм коммуникационных барьеров:
- Борьба с избеганием. Заключается в захвате внимания собеседника и устранении отвлекающих факторов (посторонних шумов, перетягивающих на себя внимание людей).
Если возможно — отведите человека в отдельную комнату, где внешние раздражители не смогут повлиять на донесение информации.
- Привлечение внимания. Если предыдущий метод заключается в удалении посторонних раздражителей, то этот — на конкретной фокусировке человека. Привлекать внимание можно различными способами: делать паузы в тексте, расставлять акценты интонацией, использовать жесты. Акцентировать внимание можно и более прямолинейными способами, подойдут фразы «Прошу обратить внимание…», «Перейдем к самому главному…», «А это — очень важный момент» и т.д. Также на внимательность собеседника влияет сама информация. Если он чувствует ее полезность, актуальность и выгодность для себя, то его взгляд будет прикован даже без специальных приемов удержания.
- Поддерживание внимания. Умение вернуть собеседника в диалог, если тот был прерван по форс-мажорным обстоятельствам (проходящий мимо знакомый собеседника отвлек его, кто-то постучал в дверь, разговор прерывался на обед).
- Умение анализировать обратную связь. Задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, раскрывающие тему подробнее.
Улавливать акценты, которые собеседник ставит на особо важные данные в информационном сообщении.
- Апелляция к авторитету. Людям свойственно доверять авторитетам — экспертам в своей области или людям с большим опытом/хорошей репутацией. Это создает большое поле для манипуляций. Например, достаточно заявить «Уважаемый нами N согласен с описанными методами». Дело в том, что чаще всего внимание обращается не на саму информацию, а на ее источник. Для людей важнее кто говорит, а не что говорят.
- Апелляция к общественному мнению. Еще одна распространенная манипуляция. Пример: «Большинство мужчин дарят своим девушкам цветы на 8 марта». Идет сравнение с другими мужчинами, и «статистика», по которой они поступают нужным образом. Вследствие того, что люди — социальные существа, мы часто ориентируемся на мнение и предпочтения окружающих.
- Преодоление фонетического барьера. Важно уметь говорить понятно, членораздельно. Избавлять от слов-паразитов или заимствованных, непонятных для конкретного собеседника. Также огромное влияние имеет обратная связь. По выражению лица человека можно понять, усваивает ли он информацию. И если остались пробелы в понимании — повторить сказанное или расшифровать.
Важно тренировать не только разговорную речь, но и умение слушать, анализировать мимику и язык жестов.
- Преодоление семантического барьера. Данный вид барьера заключается в словарном запасе, а точнее в разнице словарных запасов собеседников. Часто зависит от социального или профессионального уровня общающихся. Если работник интеллектуальной сферы (доцент кафедры) общается с работником прикладной, технической (механик), то в его обязанность входит фильтрация произносимых слов.
- Преодоление логического барьера. Логика — штука упрямая, но не всем понятная. Важно уметь подать информацию последовательно, не нарушая структуры данных. При недопонимании можно использовать приемы сравнения, метафоры, конкретные эмпирические примеры из жизни.
Общие советы по улучшению коммуникации:
- говорите на простом, понятном собеседнику языке;
- избегайте жаргонов, профессиональной риторики (термины, англицизмы);
- лучше говорите простыми короткими предложениями, чем длинными сложносочиненными;
- анализируйте поведение собеседника. Смотрите на его выражение лица, жесты, наличие контакта глаз. Продолжайте коммуникацию в зависимости от обратной связи;
- разговаривайте на равных. Старайтесь сохранять баланс — не нужно считать собеседника хуже (глупее, примитивнее) или лучше (компетентнее, опытнее) себя. Ведите диалог как с партнером;
- контролируйте эмоции. Не давайте им власть над словами или действиями.
Внимательно отслеживайте свой эмоциональный фон и в случае раздражения постарайтесь контролировать речь.
Коммуникативные барьеры непонимания из общения может убрать любой. Данный навык легко тренируется и, будучи прокачанным, помогает налаживать контакт с совершенно разными по происхождению, месту жительства, социальному статусу людьми.
Пять коммуникационных барьеров и способы их преодоления: