Коммуникативные барьеры: виды, типы и причины

Виды коммуникативных барьеров

Общение — один из главных процессов в нашей жизни. Умение находить общий язык, налаживать контакт и укреплять связи помогает в дружбе, отношениях, карьере.

Но в некоторых ситуациях возникает проблема — коммуникационный барьер. В каких случаях он имеет место быть, почему формируется и как его убрать — читайте в данной статье.


Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Понятие

Общее понятие

Коммуникационные барьеры — причинные факторы, препятствующие успешному общению, при котором обе стороны усваивают и обмениваются информацией.

Общение достигает успеха в результате снижения или отсутствия барьеров, когда данные отправителя адекватно воспринимается получателем.

Общая классификация коммуникативных барьеров делит их на основе масштаба:

  1. Макробарьеры глобальны — они мешают общению в целом. К примеру, географический барьер — когда один из участников коммуникации, находясь в другом часовом поясе, не может продолжать разговор и отправляется спать.
  2. Микробарьеры точечные, и относятся к конкретной сфере интересов. Например, в повседневной жизни человек общителен, но с коллегами немногословен, поскольку не находит общение с ними интересным.

    В данном случае имеют место быть личностный и психологический барьеры.

Проблемы с коммуникабельностью — что это значит?


Для определения проблем с коммуникабельностью, стоит отделить ее от простой общительностью. Эти понятия, схожие на первый взгляд, различны по сути.

Проблемы с коммуникабельностью - что это значит: понятие

Общительность — умение поддержать разговор, поболтать ни о чем, способность втянуться в уже развившуюся коммуникацию.

В то время как коммуникабельность чаще всего рассматривается в контексте делового общения.

К ней относят умение договариваться, поддерживать деловые связи, находить компромисс, вести конструктивный диалог с собеседником.

Поэтому не особо общительный человек может при этом быть коммуникабельным. Проблемы возникают по нескольким причинам:

  1. Нет готовности выслушать собеседника, принять его точку зрения, пойти на компромисс.
  2. Отсутствие мотивации для налаживания контакта.
  3. Предвзятое личное отношение к конкретной персоне.
  4. Объективные барьеры (будут рассмотрены ниже).
  5. Слабо развитая эмпатия.
  6. Недостаточный словарный запас, ломаная речь, использование слов-паразитов и т.д.

Исправление ситуации зависит от конкретных причин.

Уметь договариваться — обычный навык, который легко тренируется. Ровно, как и умение удалять из общения коммуникационные барьеры.

Коммуникативные барьеры: примеры из жизни


Коммуникативные барьеры - что это: примеры из жизни

Рассмотрим несколько видов коммуникативных барьеров на реальных жизненных примерах:

  1. При общении в Сети, посредством Skype, друзья не смогли разобрать слов друг друга — оказалось, что у одного из них не работают наушники и другого варианта вывести звук — нет (организационный).
  2. Сотрудница пришла на совещание в раздраженном состоянии и не смогла сосредоточиться на выступлении начальника (личностный).
  3. Школьник не понял содержание урока математики, поскольку находился далеко от доски и из-за проблем со зрением не смог прочитать материал (индивидуальный).
  4. Художник-фрилансер не успел договориться о работе с заказчиком, поскольку тот уже лег спать — дело в разнице в часовых поясах (географический).
  5. У созванивающихся влюбленных произошел разрыв связи — у девушки закончились деньги на счету, поскольку звонить в другую страну — дорого.

    Молодой человек в командировке в Штатах, а девушка — на работе в России (экономический).

  6. Переписывающихся в социальной сети друзей разъединили — у одного пропал Wi-Fi (технический).
  7. Коммуникативные барьеры: яркие примеры из жизни

  8. Девушка объясняет знакомому парню его плохой проступок, но тот демонстративно не воспринимает ее слова, поскольку считает ее глупее себя (психологический).
  9. Начальник рассказывает дизайнеру-новичку о полномочиях, забывая пояснять незнакомый для молодого человека профессиональный жаргон (содержательный).

Виды и типы


Каковы причины возникновения нарушения коммуникации? Коммуникационные барьеры являются препятствиями для передачи информации от коммуникатора (тот, кто говорит) к реципиенту (тот, кто слушает).

Психологи выделяют семь основных разновидностей барьеров:

  1. Организационные. Большой пласт препятствий, связанных с рабочими (деловыми моментами).

    Сюда входят недопонимания в области распределения полномочий (система отношений начальник-подчиненные), а также проблемы в непонимании требований, специализации, недостаточной квалификации.

  2. Межличностные. Связан с текущим настроением, эмоциональным состоянием человека. Также в расчет принимаются несостыковки в ценностях, взглядах на ситуацию и мировоззрении в целом, у общающихся людей.
  3. Виды и типы непонимания

  4. Индивидуальные. Широкий спектр особенностей как интеллектуальных и психологических, так и физических. Смысл исходит и названия — причины барьера различны в силу индивидуального устройства человека. Например, одному грамотно воспринимать информацию мешает плохой слух, другому — слабое зрение. Данные тип барьеров мешает отправлять и принимать информационные сообщения. Сюда же относятся особые психические заболевания (например, синдром Туретта).
  5. Экономические, географические и временные. Объективные препятствия, связанные с местоположением общающихся.
  6. Барьер каналов и средств передачи данных. Состоит в неполадках оборудования (обрыв интернета, телефонной связи, поломки компьютера или телефона), а также в слишком большой выборе среди предоставленных альтернатив.

    Например, когда человек разрывается между вариантами отправки сообщения в социальной сети, в мессенджере или через СМС.

  7. Психологический. Заключается в личном (предвзятом) отношении к собеседнику. Если человек привлекателен, к нему сложилось хорошее отношение — коммуникация будет успешной. Если же он кажется скучным, занудным, неинтересным или опасным — возникает данный барьер. Его вред состоит в том, что впечатление о человеке складывается из разных факторов, причем не всегда объективных. Важно воспринимать информацию без привязки личного мнения к ее источнику.
  8. Виды и типы препятствий

  9. Содержательные. Они же — лингвистические. Делятся на четыре подтипа: фонетические (невнятность речи, сбивки, слова-паразиты), семантические (жаргоны, профессиональный сленг, использование слов в необычной для собеседника значении), стилистические (разница стиля говорящего с передаваемыми данными), логические (нарушение правил привычной логики).

Методы устранения

Рассмотрим основные способы избавиться от распространенных форм коммуникационных барьеров:

  1. Борьба с избеганием. Заключается в захвате внимания собеседника и устранении отвлекающих факторов (посторонних шумов, перетягивающих на себя внимание людей).

    Если возможно — отведите человека в отдельную комнату, где внешние раздражители не смогут повлиять на донесение информации.

  2. Привлечение внимания. Если предыдущий метод заключается в удалении посторонних раздражителей, то этот — на конкретной фокусировке человека. Привлекать внимание можно различными способами: делать паузы в тексте, расставлять акценты интонацией, использовать жесты. Методы устранения препятствийАкцентировать внимание можно и более прямолинейными способами, подойдут фразы «Прошу обратить внимание…», «Перейдем к самому главному…», «А это — очень важный момент» и т.д. Также на внимательность собеседника влияет сама информация. Если он чувствует ее полезность, актуальность и выгодность для себя, то его взгляд будет прикован даже без специальных приемов удержания.
  3. Поддерживание внимания. Умение вернуть собеседника в диалог, если тот был прерван по форс-мажорным обстоятельствам (проходящий мимо знакомый собеседника отвлек его, кто-то постучал в дверь, разговор прерывался на обед).
  4. Умение анализировать обратную связь. Задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, раскрывающие тему подробнее.

    Улавливать акценты, которые собеседник ставит на особо важные данные в информационном сообщении.

  5. Апелляция к авторитету. Людям свойственно доверять авторитетам — экспертам в своей области или людям с большим опытом/хорошей репутацией. Это создает большое поле для манипуляций. Например, достаточно заявить «Уважаемый нами N согласен с описанными методами». Дело в том, что чаще всего внимание обращается не на саму информацию, а на ее источник. Для людей важнее кто говорит, а не что говорят.
  6. Методы устранения и апелляции

  7. Апелляция к общественному мнению. Еще одна распространенная манипуляция. Пример: «Большинство мужчин дарят своим девушкам цветы на 8 марта». Идет сравнение с другими мужчинами, и «статистика», по которой они поступают нужным образом. Вследствие того, что люди — социальные существа, мы часто ориентируемся на мнение и предпочтения окружающих.
  8. Преодоление фонетического барьера. Важно уметь говорить понятно, членораздельно. Избавлять от слов-паразитов или заимствованных, непонятных для конкретного собеседника. Также огромное влияние имеет обратная связь. По выражению лица человека можно понять, усваивает ли он информацию. И если остались пробелы в понимании — повторить сказанное или расшифровать.

    Важно тренировать не только разговорную речь, но и умение слушать, анализировать мимику и язык жестов.

  9. Преодоление семантического барьера. Данный вид барьера заключается в словарном запасе, а точнее в разнице словарных запасов собеседников. Часто зависит от социального или профессионального уровня общающихся. Если работник интеллектуальной сферы (доцент кафедры) общается с работником прикладной, технической (механик), то в его обязанность входит фильтрация произносимых слов.
  10. Преодоление логического барьера. Логика — штука упрямая, но не всем понятная. Важно уметь подать информацию последовательно, не нарушая структуры данных. При недопонимании можно использовать приемы сравнения, метафоры, конкретные эмпирические примеры из жизни.

Методы устранения: советы

Общие советы по улучшению коммуникации:

  • говорите на простом, понятном собеседнику языке;
  • избегайте жаргонов, профессиональной риторики (термины, англицизмы);
  • лучше говорите простыми короткими предложениями, чем длинными сложносочиненными;
  • анализируйте поведение собеседника. Смотрите на его выражение лица, жесты, наличие контакта глаз. Продолжайте коммуникацию в зависимости от обратной связи;
  • разговаривайте на равных. Старайтесь сохранять баланс — не нужно считать собеседника хуже (глупее, примитивнее) или лучше (компетентнее, опытнее) себя. Ведите диалог как с партнером;
  • контролируйте эмоции. Не давайте им власть над словами или действиями.

    Внимательно отслеживайте свой эмоциональный фон и в случае раздражения постарайтесь контролировать речь.

Коммуникативные барьеры непонимания из общения может убрать любой. Данный навык легко тренируется и, будучи прокачанным, помогает налаживать контакт с совершенно разными по происхождению, месту жительства, социальному статусу людьми.

Пять коммуникационных барьеров и способы их преодоления:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *