Сущность, классификация и виды конфликтов в психологии


Виды конфликтов в психологии

В психологии выделяются различные виды конфликтов.

Соответственно этому подбираются наиболее оптимальные способы их разрешения.

Что это такое: определение понятия


Что это такое: определение понятия в психологии

Какое определение более всего подходит к понятию конфликт?

Конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством на основе расхождения взглядов, мотивов, интересов.

Он может быть межличностным, межгрупповым, между группой и отдельным индивидуумом.

Это столкновение интересов и взглядов, неприятие другой стороны, борьба за выживание и ограниченные ресурсы. Это столкновение противоположно направленных целей.

Конфликт является способом выявления противоречий, толчком к поиску их разрешений. Эти противоречия имеют личную значимость для участников взаимодействия.

Конфликт рассматривается как конкуренция. Он становится реальным, когда хотя бы одна из сторон признает его наличие.

Он может также рассматриваться как взаимодействие двух объектов, у которых определились несовместимые цели. Это могут быть люди, классы, социальные институты.

Конфликтом считается и диалог, когда стороны напрямую высказывают различия в своих интересах. Значение имеет стремление нанести ущерб одной из сторон — моральный, материальный, психологический, социальный вред.

Понятие конфликта в этом видео:

к содержанию ↑

Структурные элементы

Основные структурные элементы

Конфликт имеет определенную структуру, позволяющую более полно определить его значимость, остроту и методы разрешения.

  1. Объект. К нему относится материальная, духовная, социальная ценность, по поводу которой пересекаются интересы обеих сторон. Каждый из противоборствующих субъектов стремится завладеть им.
  2. Предмет — собственно, из-за чего возникли разногласия, проблема, источник, противоречие.
  3. Образ ситуации — ее отображение в сознании субъекта.
  4. Мотивы — силы, которые побуждают к активным действиям.
  5. Позиции сторон.
  6. Субъекты — участники, это могут быть отельные личности, группы.
  7. Стратегия и тактика ведения.
  8. Исход ситуации — какие проявились последствия, результаты, насколько участники осознают и принимают их.

Учитываются условия протекания конфликта:

  • пространство — где разворачивается;
  • время — длительность;
  • социально-психологические — характеристика участников, их вовлеченность, мотивы, способы взаимодействия, степень конфронтации;
  • социальные — вовлекаются ли различные социальные группы — профессиональные, семейные, гендерные.

Структурные элементы и стадии развития

В конфликтной ситуации выделяются стадии развития:

  • предметная — на этом этапе появляются объективные причины для разногласий;
  • взаимодействие — конфликт развивается, по-другому обозначается как инцидент;
  • разрешение — может быть полным или частичным.

Социологи и психологи при поиске пути решения обязательно учитывают структуру, количество участников, их мотивацию.

Стадии конфликта — таблица.

Структура конфликта в этом ролике:

к содержанию ↑

Сущность и классификация



Какие бывают конфликты? В социологии и психологии конфликты подразделяются на естественные и неестественные. Первые появляются сами собой, когда возникают противоречия между собственными представлениями и представлениями о ситуации других людей или группы.

Искусственные создаются ради реализации и достижения определенной цели. Иногда используются личностями для снятия напряжения.

Конфликт — это развивающийся процесс. Он может прогрессировать, сохраняться долгое время, видоизменяться или прекращаться естественным образом. Иногда переходит в скрытую стадию, готовый разгореться снова.

Сущность конфликтной ситуации и классификация

В организациях, в зависимости от степени вовлеченности сотрудников, конфликты делят на горизонтальные, вертикальные, смешанные.

Встречаются эмоциональные конфликты, когда причиной является не объект, а понятия, требования, установки субъекта.

Участники, как правило, не одинаковы по рангу. Инцидент, то есть действие, может возникнуть по инициативе одной из сторон, создаться намеренно, иногда возникает без цели, ради самого конфликта.

Конфликты классифицируются:

  • по сфере проявления — экономические, политические, идеологические, семейные;
  • по степени напряженности — бурные, скрытые, длительные, вялотекущие, быстротекущие;
  • по субъектам — межгрупповые, межличностные, между личностью и группой;
  • по последствиям — конструктивные или деструктивные;
  • по предмету — реалистичные, беспредметные.

Сущность любого конфликта — провоцирование изменений, положительных либо негативных.

к содержанию ↑

Виды и характеристика

    Основные виды и их характеристика

  1. Идеологические. В основе их противоречия в установках, взглядах, принципах и нормах поведения, жизненных позициях. Возникать могут как в малых социальных группах, так и в масштабах общества.
  2. Экономические. Вызваны экономическими противоречиями. Потребности одной стороны могут быть разрешены при помощи другой стороны. Этот вид конфликта часто возникает между отдельными личностями.
  3. Социально-бытовой. Противоречия возникают на почве бытовых условий, раздела имущества, проживания вместе на одной территории, распределения обязанностей, пользования благами.
  4. Семейные. В основе — дисгармоничные отношения в малой ячейке общества, неумение наладить контакт, вовремя пойти на компромисс или избежать скандала, выбор неподходящего партнера, личностные характеристики участников взаимодействия.
  5. Социально-психологические. В основе этих конфликтов взаимодействия между группами, столкновение интересов.

    Играет роль психологическая несовместимость, эмоциональное неприятие другой стороны, патологические влечения, отклонения в сфере сексуальных отношений, борьба за лидерство.

  6. Психолого-педагогические. Возникают в процессе воспитания и обучения, при столкновении требований педагогов и учащихся, родителей и детей.
  7. Принадлежности. Выражается в выборе определенной группы, самоидентификации.
к содержанию ↑

Последствия


По последствиям конфликты делят на две большие группы:

    Каковы последствия?

  • конструктивные — предполагают рациональные преобразования, положительные изменения;
  • деструктивные — разрушающие организацию, группу, личность.

Некоторые авторы дают следующую классификацию:

  • функциональный, предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности;
  • разрушительный — цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.

По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.

У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:

  • объединение людей с одинаковой направленностью – единомышленников;
  • ускорение процесса самосознания;
  • разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план;
  • расставляет приоритеты;
  • помогает выходу эмоций;
  • обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении;
  • помогает налаживать рабочие контакты;
  • под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей;
  • происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.

Негативные последствия

К отрицательным последствиям относится:

  • угрожает социальной системе;
  • подрывает доверие сторон;
  • имеет тенденцию углубляться, расширяться;
  • меняет приоритеты, ставит под угрозу интересы;
  • препятствует быстрым переменам;
  • люди оказываются в зависимости от заявлений, произнесенных публично.

Расценивая тот или иной конфликт, надо исходить из необходимости получить определенный результат и постараться как можно быстрее перевести его в положительное русло.

к содержанию ↑

Формы и типология конфликтных ситуаций

Выделяют основные типы конфликтных ситуаций. Их четыре:

  1. Межгрупповые. Происходят внутри организации между малыми группам, между большими социальными группами.
  2. Личностно-групповые. Когда в конфронтацию вступает отдельный индивид и группа.
  3. Межличностное. В этом случае у членов группы появляются несовместимые цели, паттерны поведения, мотивы.
  4. Внутриличностные. Столкновения происходят внутри самого человека, когда появляются противоречия между ожиданиями и требованиями внешней среды.

Разновидности, типология и формы конфликтных ситуаций

К разновидностям конфликтов можно отнести интриги, когда с одной стороны происходит нечестное действие, выгодное инициатору.

Они побуждают отдельных личностей или коллектив к определенным действиям и наносят ущерб другим людям или социальной группе.

Типы конфликтов — примеры:

к содержанию ↑

Типы поведения личности

В конфликтной ситуации люди могут проявлять разное поведение. Зависит это от особенностей личности, опыта, стремления получить определенную выгоду, добиться желаемой цели.

Типы поведения кратко:

  • компромисс — поиск возможных уступок с обеих сторон;
  • приспособление — одна из сторон отказывается от выражения своих интересов в угоду интересов и требований другой стороны;

    В этом случае приходится адаптироваться, перестраиваться, смиряться.

  • сотрудничество — происходит поиск общей выгоды, иногда требуется пройти несколько этапов, пока не будет найдено более удачное решение;
  • игнорирование — личность не желает вступать в конфликт, игнорирует требования другой стороны, но в итоге разногласий становится больше, а напряжение нарастает;
  • соперничество — активная форма взаимодействия, субъекты настаивают на своем, стремятся к единой цели, но при этом не желают уступать первенство. Здесь возможны различные варианты — кто-то останется в выигрыше, опередив оппонента, либо придется искать компромисс.

Различные типы поведения личности

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие на поведение участников и динамику развития ситуации.

Современная точка зрения считает, что в некоторых ситуациях конфликты желательны.

Это стимулирует развитие системы. В тоже время, провоцируя конфликты, надо уметь держать их под контролем и направлять в нужную сторону.

Конфликтология — это целая отрасль психологии. Она постоянно изучает, совершенствует методы управления ситуациями, связанными с коллективными и личностными разногласиями. Это позволяет находить наиболее оптимальные и безболезненные способы разрешения конфликтов.

5 типов поведения при конфликте в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий