Без общения немыслима человеческая жизнь. Люди контактируют друг с другом, часто не задумываясь о том, насколько сложный и многоплановый этот процесс.
Однако усилиями психологов были выделены его компоненты, оно было классифицировано по видам, типам, формам и уровням. Что же такое общение в психологии? По каким признакам оно классифицировано?
Что такое эффективное общение и как его добиться? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Общение как особый вид деятельности
Общение — это процесс межличностного взаимодействия, посредством которого его участники достигают определенных целей или же удовлетворяют их социальные потребности.
На основе такого взаимодействия строятся межличностные отношения, а также происходит обмен опытом и знаниями, необходимой для различного рода деятельности информации.
Цели общения могут быть разные — изменение поведения и мотивации, обмен мыслями, взглядами, эмоциями или нейтральной информацией, также мотивом общения может выступать и сам его процесс, который не подразумевает какого-то определенного результата.
Компоненты: кратко
Что относится к компонентам общения? Психологом Г. М. Андреевой было предложено разделение общения на следующие компоненты, независимо от того, какие функции оно выполняет и какие цели преследует:
- коммуникативная сторона — обмен информацией между участниками;
- интерактивная сторона — взаимодействие участников;
- перцептивная сторона — взаимопонимание между участниками.
Общение любого типа содержит в себе одну или все перечисленные компоненты.
Это интересно: О чем можно поговорить с девушкой по телефону первый раз?
Какое бывает?
Схема:
Общение бывает следующих типов:
- Межличностное. В данном случае участники общаются в неформальной обстановке. На коммуникацию не влияют социальный статус или занимаемая должность, она носит личный характер.
- Функционально-ролевое. Такое общение регламентировано социальными ролями его участников — например, руководитель и подчиненный, воспитатель и ребенок, продавец и покупатель.
В процессе коммуникации общение может переходить от функционально-ролевого к межличностному и наоборот. Такое его свойство часто используется в деловой сфере.
Классификация видов: таблица
Какие виды общения существуют? Каждый человек использует различные виды общения в своей жизни. Их классификация происходит по различным критериям. Выделяют следующие основные виды общения:
Критерии классификации |
Виды общения и их характеристика |
Примеры общения |
Виды общения по содержанию |
Материальное. Участники коммуникации взаимодействуют между собой с целью получения материальной выгоды, каких-либо предметов, продукции трудовой деятельности. |
Покупка товара в магазине. |
Когнитивное. Коммуникация с целью передать или получить какую-либо развивающую информацию, необходимую для познания и самосовершенствования. |
Общение ученика на уроке с учителем. |
|
Деятельностное. Обмен участников навыками или умениями. |
Коммуникация с тренером в спортзале. |
|
Мотивационное. Передача стимулов и побуждений к какой-либо деятельности. |
Мотивирующие тренинги в маркетинговых компаниях. |
|
Кондиционное. Намеренное воздействие на психологическое состояние для достижения какого-либо определенного результата. |
Общение афериста с жертвой. |
|
Виды общения по целям |
Биологическое. Общение для удовлетворения биологических потребностей. |
Общение с целью получения сексуальной разрядки. |
Социальное. Общение для удовлетворения социальных потребностей человека. |
Выступление поэта перед публикой с целью получить всеобщее признание. |
|
По средствам выражения |
Вербальное. Коммуникация при помощи речи. |
Любое общение, подразумевающее прямую речь. |
Невербальное. Общение языком тела. Может выступать и в качестве самостоятельных элементов коммуникации, и как дополняющее виды речевого общения. |
Жесты, позы, мимика, наклоны тела. |
|
По участникам коммуникации |
Межличностное. Подразумевает прямой контакт его участников. |
Разговор тет-а-тет на личные темы. |
Лично-групповое. Коммуникация с каждым из участников группы. |
Совещание руководителя с подчиненными. |
|
Межгрупповое. Коммуникация нескольких групп людей. Может носить как мирный, так и конфликтный характер. |
Этническая вражда. |
|
По средствам передачи информации |
Опосредованное. Коммуникация с привлечением технических средств. |
Переписка по мессенджеру, при помощи электронной почты или через общего знакомого. |
Непосредственное. Коммуникация двух участников, находящихся в непосредственной близости друг с другом. |
Разговор тет-а-тет. |
|
По времени |
Кратковременное. Непродолжительная по времени коммуникация, как правило не подразумевающая повторного контакта. |
Разговор с кассиром в билетной кассе. |
Длительное. В процессе коммуникации участники не только обмениваются необходимой информацией, но и познают друг друга. Предполагают непрерывные или периодически прерывающиеся контакты. |
Общение молодого человека и девушки, которые собираются связать себя узами брака. |
Также есть три вида общения, которые не подходят под перечисленные выше критерии:
- Воспитательное. Целенаправленное воздействие на другого человека с целью достигнуть определенных результатов. Пример — воспитание ребенка в детском саду.
- Диагностическое. Коммуникация с целью формирования мнения или получения требуемой о собеседнике информации. Например, опрос пациента врачом с целью постановки диагноза.
- Интимно-личностное. Коммуникация близких или родных людей, имеющих большой уровень доверия друг к другу. Например — отца и сына, родных братьев или сестер.
Вышеперечисленные виды общения — это только часть его разделения по тем или иным качествам и признакам.
Существует еще множество взглядов и мнений психологов о классификации согласно их собственным преставлениям о данном процессе.
Это интересно: Советы парням: как первым начать разговор с девушкой?
Формы
Существуют следующие формы речевого общения:
- Монологическая. Уровень общения, признаком которого является монологическая речь. На фоне активности одного участника ярко выражена пассивность другого. Пример — чтение студентам лекции преподавателем.
- Диалоговая. В коммуникации равноценно участвуют все ее участники. Пример — любой диалог.
- Полилогическое. Многостороння коммуникация, для которой характерна борьба между ее участниками за право своего участия. Пример — политическое телешоу, в котором выступают одновременно несколько участников, обсуждающих какой-либо спорный вопрос.
Есть и другие взгляды психологов на формы общения. Например, формы общения дошкольников и их родителей при педагогической деятельности по М. И. Лисиной:
Формы общения дошкольников со взрослыми:
- Ситуативно-личностная форма общения. Данная форма характерна для младенчества. В ее основе лежит эмоциональный контакт ребенка со взрослым, когда игрушки для дошкольника остаются еще на втором плане. Совместно со взрослым, выполняющим роль руководителя, учителя, наставника ребенок может выполнять более сложные действия с различными предметами.
При этом именно коммуникация со взрослым остается главной потребностью дошкольника.
- Внеситуативно-познавательная форма общения. Такая форма возникает, когда внимание ребенка выходит за рамки существующей ситуации — например, определенной игровой деятельности, и он проявляет инициативу в стремлении познать окружающий мир. При этом основным источником знаний для ребенка остается взрослый человек.
- Внеситуативно-личностная. Данная форма предполагает коммуникацию со взрослыми в различных ситуациях. Имеет огромное значение в подготовке дошкольников к школьному обучению, так как, если ребенок не сможет достигнуть умения правильно взаимодействовать со взрослыми, признавать их авторитет, то фактически это будет означать отсутствие психологической готовности к обучению в школе.
- Ситуативно—деловая. Стремясь с возрастом к самостоятельности, ребенок, тем не менее, вынужден обращаться ко взрослому в процессе познания окружающего мира. Данная форма общения подразумевает взаимодействие дошкольника и взрослого в процессе познавательной деятельности ребенка.
Формы общения дошкольников со сверстниками:
- Эмоционально-практическая. Обусловлена тем, что к двухгодичному возрасту у ребенка возникает потребность во взаимодействии со своими сверстниками в его деятельности.
Коммуникация в это время происходит посредством жестов и мимики.
- Ситуативно-деловая. Возникает примерно к 4 году жизни ребенка. В данное время в деятельности дошкольника преобладают сюжетно-ролевые игры, действия все больше принимают коллективный характер. Потребность в данной форме коммуникации выходит практически на первый план во взаимодействии ребенка с его окружением.
- Внеситуативно-деловая. Заключается в коммуникации со сверстниками с целью планирования взаимодействия. Носит внеситуативный характер. В это время возникает повышенный интерес к личности собеседника, а главным средством коммуникации становится речь.
Формы коллективного общения. В процессе своей деятельности воспитателям требуется освещать свою деятельность, сотрудничать с родителями детей, в связи с чем выделяются следующие формы коллективного общения:
- Общие родительские собрания. На собраниях координируются действия воспитателей и родителей по воспитанию детей, выносятся вопросы образования, оздоровления и проблемы воспитания.
- Родительская конференция. Данная форма взаимодействия отличается от собрания тем, что на конференции присутствуют представители общественности — врачи, педагоги-психологи и другие, что позволяет затронуть более обширную область вопросов в воспитании, поведении и здравоохранения детей.
- Групповые собрания родителей. На них родители могут более подробно ознакомиться с методами воспитания детей.
Psyholic.ru - это онлайн ресурс, посвящённый различным аспектам психологии. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.
В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.
Одним из основных направлений на сайте psyholic.ru является изучение отношений с противоположным полом. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях.
Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком.
Помимо этого psyholic.ru обращает внимание на важность правильного общения в современном обществе. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими.
Сайт psyholic.ru также поможет вам разобраться с различными фобиями и маниями, которые могут мешать вам жить полноценной жизнью. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.
Psyholic.ru также занимается продвижением саморазвития и личностного роста. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Сайт psyholic.ru - это не просто информационный портал, но и настоящий помощник в психологических вопросах. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.
Уровни
Различными психологами представлена своя классификация общения по уровням.
Под самим уровнем подразумевают проявления поведения, по которым можно судить о воздействии одного участника коммуникации на другого, а также об их взаимодействии.
Уровни общения по Добровичу:
- Примитивный уровень. Упрощенная, несложная коммуникация.
- Манипулятивный уровень. При такой коммуникации один из ее участников стремится воздействовать на своего партнера с целью достижения определенных результатов.
- Стандартизированный уровень. Также известен под названием «контакт масок». При этом один или оба партнера скрывают свое истинное состояние, образно выражаясь — надевает маску.
- Конвенциональный уровень. Обусловлен правилами коммуникации, которые стремятся соблюдать ее участники.
- Игровой уровень. Данный уровень характерен стремлением произвести на партнера впечатления.
Как правило, при этом присутствует желание продолжать взаимодействие в дальнейшем.
- Деловой уровень. На первом плане при данном уровне коммуникации стоит взаимодействие и компетентность в решении тех или иных вопросов, достижении определенных целей.
- Духовный уровень. При таком уровне коммуникации ее участники получают моральное удовлетворении от процесса их взаимодействия.
Е. В. Андриенко представил в своих работах такие уровни общения:
- Фактический уровень. Подразумевает обычный обмен репликами без особого интереса собеседников к теме разговора. Сам разговор не содержит глубокого содержания, происходит автоматически.
- Информационный уровень. На таком уровне коммуникации происходит обмен значимой для ее участников информацией, которая необходима для осуществления деятельности какого-либо рода. Возможен как при межличностном, так и при деловом общении.
- Личностный уровень. Также называется духовным. Данный уровень характерен постижением субъекта своего партнера. Возникает в ситуациях, когда у человека появляется чувство озарения, счастья, любви.
Изучение процесса общения представляет интерес в связи с тем, что необходимо постоянно повышать его эффективность.
Благодаря этому человек будет способен более эффективно достигать поставленных целей, а также испытывать меньше неудобств, связанных со сложностями в коммуникации с окружающими людьми.
Виды общения в психологии: