Примеры упражнений и заданий по арт-терапии


Арт-терапия: упражнения

Занятия творчеством способны помочь в борьбе со стрессом, депрессией, различными расстройствами, фобиями, повысить самооценку, показать внутренний мир пациента.

Поэтому арт-терапию активно применяют в качестве вспомогательного метода при лечении психических заболеваний.

Содержание:

Чтобы добиться быстрого улучшения состояния благодаря арт-терапии, упражнения следует выполнять регулярно.

Что это такое?


Что это такое и для чего нужно?

Арт-терапия — ответвление в психокоррекции и психотерапии, которое использует творчество в качестве психотерапевтического инструмента.

Сведения об арт-терапии из истории:

  1. Основателем этого направления является Адриан Хилл, британский художник, живший в двадцатом веке. В конце тридцатых годов в процессе лечения туберкулеза он обнаружил, что рисование позволяет ему ощущать себя лучше. В 1938 году Адриан начал обучать рисованию пациентов (преимущественно раненых военных) и заметил, что творчество позволяет не только отстраниться от ощущений, связанных с заболеваниями, но и значительно улучшает общее психическое самочувствие.
  2. В первый раз определение «арт-терапия» было использовано Адрианом Хиллом в 1942 году. В 1945 году была опубликована его книга «Искусство против болезней».
  3. Согласно психоаналитическим воззрениям, арт-терапия позволяет пациентам перенаправлять нерастраченную внутреннюю энергию в социально одобряемые сферы, поэтому психическое состояние улучшается. Процесс перенаправления энергии (включая сексуальную энергию) называется сублимацией.

Арт-терапия помогает не только тем, чье ментальное состояние не в порядке, но и психологам и психотерапевтам: они получают возможность лучше понять самочувствие пациента, оценить его настроение.

Это дает возможность найти оптимальный подход к лечению.

Также арт-терапию продолжают использовать в качестве вспомогательной помощи людям, страдающим серьезными соматическими заболеваниями: она помогает им отстраняться от боли и дискомфорта, чувствовать собственную значимость и поддерживать психическое здоровье.

к содержанию ↑

Теоретические основы

Теоретические основы лечения

Пациенты, проходящие курсы арт-терапии, рисуют, лепят, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, пишут и читают художественные произведения, танцуют и так далее.

В процессе они учатся получать удовольствие от собственной деятельности, принимать себя и свои недостатки, выплескивать негативные эмоции, что приводит к улучшению их ментального самочувствия.

Арт-терапия считается одним из наиболее эффективных методов лечения психических расстройств. Это направление способно помочь людям любого возраста, даже детям раннего дошкольного возраста, поскольку его легко адаптировать.

В настоящее время существует тенденция к созданию гибких арт-терапевтических систем, которые подойдут для работы с группой людей.

Ранее это направление чаще применялось в индивидуальной работе с пациентом. Его часто применяют для помощи маленьким детям, поскольку их рисунки могут рассказать о самочувствии не меньше, а то и больше, чем их поведение.

Любой вид искусства способен оказать благоприятный эффект на состояние пациентов, поэтому можно не только рисовать или заниматься лепкой из пластилина, но и выжигать по дереву, выкладывать мозаику, заниматься шитьем, вязанием, вышивкой: все зависит лишь от финансовых возможностей пациентов и клиники.

Теоретические основы направления

Не нужно путать арт-терапию и занятия творчеством в принципе: арт-терапевтические методы применяются психологом либо психотерапевтом, и именно он следит за тем, чтобы занятия приносили необходимые результаты и имели правильную структуру.

В настоящий момент выделено несколько основных направлений арт-терапии, включая самые известные: изотерапию, музыкотерапию, библиотерапию.

к содержанию ↑

Принципы



Принципы, лежащие в основе арт-терапии:

  1. Похвала, одобрение. Теплые и искренние слова способны поддержать мотивацию пациента, дать ему понять, что то, что он делает, важно. Самому больному также стоит учиться хвалить себя, даже если он (отчасти из-за психической болезни) никогда этого не делает. Самопохвала может быть немного отстраненной от темы искусства, к примеру: «Я молодец, потому что заставил себя заняться рисованием, и теперь у меня хорошее настроение».

    Оценочных суждений (плохо-хорошо) нужно максимально избегать как при похвале извне, так и при самопохвале: это может усугубить самочувствие пациентов, заставить их ненавидеть себя и свои способности.

    Примеры похвалы: «Это интересная идея», «Очень красивое сочетание цветов».

  2. Отсутствие образца. Этот принцип отчасти соприкасается с темой оценочных суждений: если есть образец, то он воспринимается как хороший, то, на качество чего нужно равняться.

    Принципы работыИ люди, у которых вышло хуже или не слишком похоже, могут почувствовать себя плохо. Арт-терапия нацелена не на получение наилучших результатов, а на помощь, поэтому эти моменты следует исключить. Психологи предлагают пациентам тему и обычно говорят, что им следует рисовать так, как хочется, исходя из фантазий.

  3. Эмоциональная включенность людей, ведущих занятие. Психологам важно не просто дать тему и замолчать до конца занятия, а наблюдать за процессом, хвалить, беседовать.
  4. Поддержание доброжелательной атмосферы в группе. Должны быть определены правила, которые помогут всем участникам чувствовать себя комфортно.

    Всегда должна быть возможность высказать личное мнение и не получить агрессию, поэтому от переходов на личности важно воздержаться.

  5. Право на ошибку. Психологам важно напоминать пациентам о том, что они могут ошибаться, рисовать, лепить недостаточно хорошо, отвечать невпопад и так далее. Самим пациентам также стоит напоминать об этом как можно чаще.
  6. Внутригрупповые диалоги. Доброжелательные беседы, касающиеся искусства в целом, темы занятия, помогут сплотить пациентов и дадут им возможность чувствовать себя хорошо, защищенно. Каждый желающий всегда должен иметь возможность высказаться.
  7. Ритуалы. В начале и в конце занятия должен проводиться определенный ритуал (одинаковое действие): например, в конце пациенты могут, передавая карандаш друг другу, рассказать о том, что дало им занятие.

Принципы, лежащие в основе

Многие люди, имеющие психические заболевания, занимаются самобичеванием: «У меня ничего не получится», «Я бездарность», «Я отвратительно рисую и леплю, поэтому в этом нет смысла».

Это симптом заболевания, который проявляется и в других сферах жизни, поэтому с ним нужно работать.

Психолог должен дать понять каждому пациенту, проходящему курс арт-терапии, что качество несущественно и что смысл арт-терапии в другом: в том, чтобы получить удовольствие, поднять настроение, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.

Арт-терапия может быть не внутригрупповой, а индивидуальной: психолог или психотерапевт дает пациенту задание, и тот выполняет его в кабинете или дома, в комфортной обстановке.

к содержанию ↑

Цели и задачи

Главные цели и задачи арт-терапии:

  • уменьшение либо устранение патологической симптоматики, включая тревожность, страхи, ненависть к себе, чувство безысходности, раздражительность, психосоматические проявления;
  • выплескивание накопившихся негативных эмоций, снятие психического напряжения;
  • формирование адекватной самооценки;
  • совершенствование коммуникативных навыков, поддержка пациентов, которые за время болезни приобрели ту или иную степень социальной дезинтеграции, из-за которой жизнь в обществе для них затруднена;
  • развитие творческих способностей;
  • борьба с патологическим перфекционизмом, формирование установки о том, что ошибаться нормально;
  • совершенствование когнитивных умений, в особенности внимания.

Арт-терапия также направлена на формирование умения доводить любое дело до конца.

к содержанию ↑

Методика в работе психолога


Применение методики в работе психолога

Методы арт-терапии активно используют современные психологи, особенно те, которые работают с детьми и подростками.

Обычно эта терапия применяется в качестве вспомогательного метода, поскольку большинство психических проблем клиентов требуют комплексного подхода.

Психологи, работающие в учебных заведениях, в особенности в детских садах, могут предлагать детям пройти рисуночные тесты: нарисовать дом, дерево или семью.

После того, как рисунки готовы, психолог собирает их и анализирует: оценивает детали, цвета. Этот арт-терапевтический метод позволяет быстро выявлять отклонения в психическом здоровье и интеллекте детей.

Рисуночные тесты могут применяться не только для обнаружения детей с ментальными проблемами, но и для проверки того, насколько эффективной оказалась психотерапевтическая помощь.

Основные методы арт-терапии: рисование, лепка, музыка, оригами, работа с деревом, камнем, написание текстовых произведений (стихотворения, проза), танцевальное искусство, пение, гончарное искусство.

Наиболее известными методиками и техниками арт-терапии являются:

  1. Методика «Мандала». Мандалы — симметричные изображения, встречающиеся в буддизме, индуизме. Пациенты раскрашивают готовые рисунки мандал и рисуют их самостоятельно. Цвета, которые пациент использовал при работе с мандалой, способны многое рассказать о его психическом самочувствии.
  2. Методики гештальт-терапии. Гештальт-терапия — направление, основой которого является механизм, состоящий из эксперимента и феномена: пациенту предлагают поставить эксперимент и понаблюдать за тем, что будет происходить. Любая реакция на эксперимент непосредственно во время его проведения является феноменом. Арт-терапия является неотъемлемой частью методик гештальт-терапии, поскольку позволяет ставить эксперименты, используя арт-средства.
  3. Методики Евгении Беляковой (артсинтезтерапия, или АСТ). В этом направлении применяются стихосложение, театр, рисование, театральные импровизации, риторика. Основательница направления является руководителем программы по обучению артсинтезтерапевтов. Основная цель методики — научить пациентов высвобождать переживания.

Методика в работе психолога: виды

Арт-терапия может использоваться в комплексе с различными психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-бихевиоральная психотерапия, семейная психотерапия, психологическое консультирование.

Арт-терапия, применяемая в рамках психологического консультирования, помогает пациенту глубже погрузиться в проблему, прочувствовать ее и найти выход.

Чтобы стать арт-терапевтом, следует либо получить дополнительное образование (повысить квалификацию), либо пройти программу магистратурского уровня.

к содержанию ↑

Виды и направления

Основные направления и приемы:

  1. Рисуночная терапия. Это наиболее распространенное терапевтическое направление, поскольку оно наиболее доступно и с его помощью легко найти подход к людям любого возраста. К рисуночной терапии относятся роспись, живопись, ознакомление с рисованными произведениями искусства и их обсуждение.
  2. Библиотерапия. Включает в себя чтение и обсуждение текстовых произведений. Книги подбираются так, чтобы они могли помочь пациенту прочувствовать какие-либо личные переживания.
  3. Сказкотерапия. Разновидность библиотерапии, применяемая в основном для работы с детьми младшего возраста. Однако сложные сказки, мифы, легенды могут подойти и для работы с более взрослыми пациентами.

    Сказки в метафорической форме доносят до читателя важные мысли, которые нужно заметить и проанализировать.

  4. Музыкотерапия. Музыка способна запускать ассоциативные цепочки у пациентов, помогая им раскрыться. Она способна успокоить или, наоборот, мобилизовать, вызвать какие-то переживания, фантазии. В рамках музыкотерапии пациенты не только слушают музыку, но и обсуждают ее, узнают новое.
  5. Танцевально-двигательная терапия. Прекрасно подходит для работы с детьми, большинство из которых крайне активны и с легкостью позволят вовлечь себя в танцы. Движение под музыку позволяет высвободить негативные переживания и получить массу положительных эмоций.
  6. Драматерапия. Это различные драматизации, постановка сценок, пьес, отыгрывание определенных сюжетов.

Основные виды и направления

Также арт-терапия делится на:

  1. Пассивную. Включает в себя только изучение уже готовых произведений искусства — прослушивание музыки, рассматривание картин, скульптур — и последующее обсуждение. Позволяет избавить пациентов от дополнительной тревоги по поводу того, что они сделают некачественную работу.
  2. Активную. Включает непосредственно создание произведений искусства: рисунков, поделок, стихотворений, прозы и так далее.

Для индивидуальной работы наиболее подходят следующие методики: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия. Другие же методики хорошо подходят для групповых занятий.

к содержанию ↑

Упражнения для детей и взрослых

Упражнения для детей:

  1. Штрихи. Ребенку предлагается в удобном для него темпе наносить на лист бумаги короткие линии. Это позволяет выплескивать раздражительность и способствует успокоению. Подходит для дошкольников.
  2. Рисование на влажном листе. Ребенок, взяв в руки кисть или губку, наносит на влажный лист бумаги линии, пятна, полосы и все, что захочет, получая возможность наблюдать за тем, как краска красиво растекается. Это активирует его воображение и оказывает расслабляющий эффект. Подходит для дошкольников.
  3. Аппликация на сосуд. Ребенок украшает понравившуюся емкость кусочками бумаги. Можно добавить зерна, бисер, бусины. Подходит только для старших дошкольников и более взрослых детей.

Детям можно предлагать рисовать пальчиковыми красками, использовать акварельные (желательно медовые) краски.

При работе с детьми младше трех лет следует помнить о том, что они могут случайно проглотить мелкие детали (зерна, бусины), засунуть их в уши и нос, поэтому следует максимально ограждать их от занятий, предполагающих взаимодействие с мелкими предметами.

Упражнения для взрослых:

  1. Нарисуйте картину в полной темноте. Это будет удивительный опыт, который наверняка сможет доставить удовольствие. Когда окажетесь в темноте, не торопитесь. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые Вам доступны, и постепенно рисуйте.
  2. Упражнения для детей и взрослых: примеры

  3. Работа с мусором. В столах у многих людей находятся различные ненужные мелочи: скрепки, обрывки бумаги, старые газеты, записки. Вам следует покопаться в закоулках своих ящиков и вытащить оттуда все, что можно обозначить как мусор. После этого осмотрите находки и определите, какие из них кажутся Вам олицетворением прошлого, от которого хочется избавиться. Из отобранных фрагментов составьте коллаж. После его рекомендуется сжечь.
  4. Напишите сказку о герое или героине. Сядьте поудобнее, тщательно все обдумайте и напишите свою сказку о том, как он или она преодолевает трудности и как его/ее жизнь меняется в лучшую сторону.

Арт-терапия позволяет значительно улучшать психическое состояние пациентов, поэтому активно применяется в большинстве развитых стран мира. Чтобы арт-терапевтическое лечение было успешным, следует прислушиваться к рекомендациям психотерапевта и чаще хвалить себя.

Особенности применения арт-терапии:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

1 Комментарий

  1. Зачем же сжигать прошлое))
    Актуально разве что для жертв насилия, для которых сжигание — (пусть небольшой но) выход для их справедливой жажды отмщения.
    Остальным можно положить в коробочку, а на коробочке написать «что было, то было».

Добавить комментарий