Какой прогноз: лечится ли аутизм или нет?


Аутизм: лечится или нет?

Расстройства аутического спектра — комплекс расстройств развития, каждое из которых по-разному проявляется и неодинаково влияет на развитие и поведение человека.

Говоря об аутизме, важно рассматривать их все в комплексе.

Люди, стремящиеся узнать о расстройствах аутического спектра побольше, первым делом задаются вопросом: аутизм лечится или нет?

Ответ на этот вопрос достаточно прост: лечится, но полностью вылечить его на настоящий момент невозможно. Однако помочь аутичному человеку адаптироваться в обществе более чем реально.

Как родителям понять, что у ребенка аутизм?


Как родителям понять, что у их ребенка аутизм?

Родителям, у которых подрастает маленький ребенок, необходимо внимательно следить за тем, как он развивается, как взаимодействует с миром, с людьми, чем интересуется, насколько быстро приобретает навыки и умения.

Это позволит вовремя заметить отклонения в развитии и обратиться к специалистам, чтобы они осмотрели ребенка, провели ряд обследований и тестов, а после поставили диагноз и назначили лечение.

Зачастую родители не замечают признаки аутизма до определенного момента. В отдельных случаях диагноз выставляется, когда ребенок уже пошел в школу.

Характерные признаки расстройств аутического спектра, на которые важно обратить внимание родителям:

  1. Проблемы с социальными взаимодействиями. Аутичные дети испытывают затруднения в процессе общения, им трудно улавливать эмоциональное состояние людей, которые с ними разговаривают. В некоторых случаях этот симптом можно заметить и у ребенка младше одного года: он не реагирует эмоционально на родителей, не стремятся заглянуть в глаза, а неодушевленные объекты привлекают их внимание сильнее, чем люди.

    Также аутичные дети не улыбаются, не откликаются на свое имя (не поворачивают голову, не реагируют) либо откликаются с задержкой.

  2. Речевые затруднения, нарушения в развитии речи. Аутичные дети с опозданием начинают гулить и лепетать, и цельная речь у них формируется с задержкой.
  3. Маленький словарный запас. Этот симптом не слишком характерен для высокофункциональных аутистов и у детей с синдромом Аспергера: напротив, часто они имеют достаточно хороший, иногда более объемный, чем у сверстников, словарный запас. Это свойственно низкофункциональным аутистам, которые, помимо аутических черт, имеют IQ ниже среднего.
  4. Нестандартная либо обедненная жестикуляция. Они мало используют жестикуляцию при общении с окружающими, не указывают пальцем на предмет, им сложно говорить и жестикулировать одновременно.
  5. Как родителям понять, что у ребенка развивается аутизм?

  6. Повторяющееся поведение и так называемые «ритуалы». Аутичному ребенку важно, чтобы все всегда было по определенным правилам: к примеру, он начнет плакать, если ему дадут не ту тарелку, из которой он привык есть. Также он будет в определенной последовательности раскладывать игрушки и другие предметы.
  7. Ребенок не играет так, как другие дети. Его мало интересуют игрушки, он предпочитает взаимодействовать с обычными предметами. Также он не играет по определенным сюжетам, не строит дома из конструктора, не возит кукол в игрушечных грузовиках, а раскладывает предметы в определенной последовательности, перекладывает с места на место с только ему одному известной целью.
  8. Аутоагрессивность. Аутичные дети склонны наносить себе повреждения: кусать себя, бить, царапать. Часть аутичных детей может проявлять агрессию к окружающим в случаях, если привычные ежедневные ритуалы не соблюдены.
  9. Недостаточная обучаемость. Даже у детей с высоким IQ наблюдаются затруднения в процессе освоения навыков, умений. Во многом это связано с тем, что им сложно взаимодействовать с окружающими.
  10. Неадекватные реакции на раздражители. Эти дети способны закатить истерику, если в комнате, в которую они зашли, слишком яркое освещение. Они могут чрезмерно чувствительно реагировать на прикосновения.

Также у аутичных детей часто наблюдаются различные нарушения сна: они хуже засыпают, могут просыпаться по нескольку раз за ночь.

Если хотя бы часть из перечисленных симптомов наблюдается у ребенка, его важно показать специалистам. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем проще будет помочь ребенку адаптироваться.

к содержанию ↑

Как диагностируется?

Как диагностируется патология?

Если родители заметили, что у ребенка присутствуют признаки аутизма, важно отвести его к педиатру и внятно, с примерами рассказать о том, как он себя ведет, как развивается, как общается с окружающими, перечислить симптомы, которые могут свидетельствовать о том, что у него есть нарушение.

Педиатр задаст уточняющие вопросы, осмотрит ребенка и направит его к детскому психиатру.

За ребенком, у которого предположительно есть аутическое расстройство, некоторое время наблюдают следующие специалисты:

  • педиатр;
  • психиатр;
  • психолог;
  • логопед;
  • невролог.

Диагноз выставляется, если у ребенка наблюдается симптоматическая триада аутизма:

  • выраженные расстройства общения;
  • выраженное нарушение социальных взаимодействий;
  • стереотипность, которая проявляется в поведении, в активности и интересах ребенка.

Также ребенка направляют на исследования, которые покажут состояние его соматического здоровья: в некоторых случаях симптомы, сходные с аутизмом, могут наблюдаться при других патологиях.

Обычно ребенка направляют на:

  • электроэнцефалографию;
  • магнитно-резонансную и компьютерную томографии.

В случае необходимости ребенка осматривают гастроэнтеролог, сурдолог, офтальмолог и генетик.

Как диагностируется недуг?

Широко используются различные диагностические тесты, которые определяют уровень интеллекта ребенка, его умение оперировать абстрактными понятиями, способность понимать материал.

Тесты подбираются с учетом возраста ребенка и позволяют специалистам не только диагностировать аутизм и отличить его от сходных патологий, но и определить наиболее подходящую схему лечения: если у ребенка, помимо аутизма, есть олигофрения, методы лечения будут отличаться от тех, которые используются, если олигофрении нет.

к содержанию ↑

Диагностические критерии по возрасту



Характерные диагностические признаки аутизма в разных возрастных периодах:

  1. Ранний возраст. Ребенок не произносит отдельные слова в возрасте 1,4 года, к двум годам не способен сложить два слова в фразу, в возрасте года не использует указательный жест.
  2. Дошкольный возраст. Нарушения речевого развития, специфические особенности зрительного контакта (ребенок либо смотрит очень недолго, или очень долго и избегает смотреть в глаза), выполнение повторяющихся действий с предметами, нарушено умение реагировать на эмоции окружающих и изменять поведение в соответствии с ситуацией, нестандартная реакция при контакте с определенными раздражителями, стереотипное поведение.
  3. Школьный возраст. Ребенок не интересуется окружающими людьми, практически не общается со сверстниками, не имеет друзей. В сфере его интересов — неодушевленные объекты. Ему не нужна эмоциональная поддержка в ситуациях, когда не аутичные дети в ней нуждаются. Он увлечен одной определенной сферой (это называется «специальный интерес»), и не всегда его заинтересованность поможет ему реализоваться где бы то ни было, поскольку специальным интересом аутичных детей могут быть как квантовая физика, так и собирание пуговиц.

    Аутичным школьникам сложно поддерживать беседу с кем-либо, они с трудом понимают, когда нужно закончить диалог и когда уместно его начать.

к содержанию ↑

Как отличить от олигофрении?

Как отличить болезнь от олигофрении?

Аутизм имеет сходные с умственной отсталостью черты, особенно в случаях, когда речь идет о ребенке младше 4-5 лет.

Поэтому специалистам важно провести дифференцированную диагностику.

Сходные с олигофренией черты, присущие разным группам аутизма:

  • трудности при усвоении бытовых навыков;
  • игровая деятельность предметно-манипулятивна, ребенок не переходит к сюжетно-ролевой игровой деятельности;
  • речевые отклонения;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • безынициативность;
  • маленький словарный запас;
  • невыраженная психическая активность.

Отличия: дети-олигофрены стремятся сохранять зрительный контакт, проявляют заинтересованность в общении, их жизненные потребности сильно выражены.

Также у них отсутствуют характерные для аутизма речевые особенности, эмоциональная чувствительность, уязвимость, заинтересованность в знаках.

Аутичные дети показывают лучшие результаты, если находятся в комфортной для них обстановке, а в случае с олигофренами это не наблюдается.

к содержанию ↑

Лечение у детей


Коррекционная работа с аутичными детьми направлена на смягчение выраженности характерных аутических симптомов, формирование коммуникативных умений. Родителям важно следовать рекомендациям специалистов и регулярно заниматься с ребенком дома, чтобы достичь высоких результатов.

В коррекционной работе участвуют следующие специалисты:

  • психолог;
  • психотерапевт;
  • логопед;
  • дефектолог.

В случае необходимости ребенка следует перевести в специализированное учебное заведение (детский сад, школу) либо обучать на дому. Особенно это важно, если у ребенка есть не только аутизм, но и олигофрения.

Основные методики, которые используются при работе с аутичными детьми:

    Лечение заболевания у детей

  1. Прикладной анализ поведения. Широко известная терапевтическая методика, которая применяется преимущественно в работе с аутичными детьми. Но ее также используют и во многих других сферах. Она помогает детям с аутизмом изменить свое поведение на общественно одобряемое при помощи различных приемов, усвоить важные навыки и лучше адаптироваться в социуме. В основе этого метода лежат принципы бихевиоризма.
  2. Методика коммуникации PECS. Ребенка обучают общаться с окружающими при помощи карточек с изображениями и с их помощью развивать коммуникативные навыки. Помогает инициировать общение, увеличивает словарный запас.
  3. Различные терапии, помогающие ребенку развиваться и совершенствующие его навыки: арт-терапия, игротерапия, трудотерапия, общение с животными (иппотерапия, фелинотерапия, дельфинотерапия).

Психолог помогает аутичному ребенку адаптироваться в коллективе сверстников, формирует навыки и умения, которые позволят ему социализироваться в обществе.

  1. В процессе работы с ребенком психолог должен учитывать его индивидуальные особенности, а его кабинет должен быть адаптирован под нужды аутичных детей: в нем не должно быть ярких, шумных предметов, которые способны вызвать у ребенка сенсорную перегрузку. Также важна звукоизоляция, чтобы ребенок не слышал посторонние шумы.
  2. Общаться с аутичным ребенком нужно тихим, спокойным голосом, в отдельных случаях — шепотом.
  3. Одежда психолога должна быть однообразной и не содержать ярких, привлекающих внимание элементов.
  4. Психолог должен уметь вовлечь ребенка в совместную деятельность и применить его интересы в своих целях. К примеру, если ребенку нравится рвать бумагу, можно предложить ему сделать аппликацию на основе оторванных кусочков бумаги.
  5. Психологи, работающие с детьми-аутистами, используют в работе игры с водой, с песком, пальчиковые игры, расслабляющие упражнения, музыкотерапию.

В большинстве случаев специалисты стремятся избегать использовать медикаменты при терапии. В приоритете всегда обучающие методики и приемы, которые помогут ребенку в развитии и адаптации.

Обычно препараты назначают в тех случаях, когда длительная работа с ребенком не показала значительной эффективности.

Могут быть назначены препараты следующих групп:

  • антидепрессанты (Флуоксетин, Сетралин);
  • антипсихотики (Клозапин);
  • транквилизаторы (Атаракс);
  • нормотимики (Рисперидон).
к содержанию ↑

Коррекционные занятия на дому

Коррекционные занятия с малышами на дому

Родителям прежде всего нужно набраться терпения и осознать, что они сумеют помочь ребенку, если будут внимательны к нему и учтут все его особенности.

Важно:

  • следовать ежедневному расписанию и следить, чтобы все, что окружает ребенка, было для него привычным;
  • подмечать его особые интересы и использовать их для продвижения в обучении;
  • приучить ребенка к каждодневным привычкам;
  • сопровождать его при посещении различных мероприятий;
  • создать ему комфортную зону, где будет удобно заниматься и отдыхать;
  • наблюдать за его поведением, подмечать признаки усталости.

Эти советы важны при работе с аутичным ребенком любого возраста.

Также важно помнить, что ребенок достигнет больших успехов в комфортной обстановке. Избегайте вносить радикальные изменения в его жизнь.

Домашние задания для аутичных детей:

  1. Головоломки и пазлы. Эта деятельность завязана на последовательности действий, поэтому понятна аутичным детям и вызывает заинтересованность.
  2. Игры. Благоприятно на развитие аутичных детей влияют сенсорные игры, которые заставляют его анализировать сигналы, которые он получает через сенсорные органы. Подойдут игры по типу «Где звенит колокольчик?», «Волшебный мешочек», «Узнай по голосу», «Слуховое лото», «Тактильные бусы». Также важно оставлять ребенку время на его собственные стереотипные игры: они помогают ему успокоиться и почувствовать себя лучше.
  3. Рисование. Аутичным детям проще дается рисование, а не лепка, поскольку оно не сопряжено с тесным сенсорным воздействием. Обычно дети переходят к лепке позднее. Чтобы ребенку было проще, предлагайте ему фотографии предметов и мест, которые ему нравятся, чтобы он срисовывал. Важно, чтобы рисование не вызывало у ребенка отторжения. Также в процессе рисования можно развивать знания и умения ребенка, стимулировать его к коммуникативной активности. К примеру, можно задавать ему вопросы по типу «Какого цвета этот карандаш?».
  4. Коллекционирование. Аутичное стремление к систематизации можно применить для получения пользы: предложите ребенку начать собирать что-либо. Это могут быть фантики, фотографии, камни, ракушки. Важно, чтобы работа с коллекцией соотносилась с ежедневным планом.
  5. Деятельность, построенная на повторении. Аутичным детям легко приспособиться к плану и совершать определенные действия в соответствии с ним. К примеру, можно предложить ему вести календари, кормить животных в одно и то же время.

Высокофункциональные аутисты и дети с синдромом Аспергера обычно рано учатся читать, поскольку им интересны знаки, символы. Важно поощрять их интерес к чтению и давать книги, предлагать читать вслух и рассказывать о прочитанном.

к содержанию ↑

Диета

Нужна ли диета?

Распространено мнение, что безглютеновая и безказеиновая диеты позволяют уменьшить выраженность симптомов аутизма у детей.

Но это не так: нет никаких официальных данных по поводу эффективности данных диет при лечении расстройств аутического спектра.

Более того: соблюдение безказеиновой диеты приводит к нарушению процессов развития костной системы: кости у детей, соблюдавших такую диету, более тонкие, чем у тех, кто ее не соблюдал.

Единственная «диета», которой действительно стоит придерживаться — правильное питание. Аутичному ребенку, как и любому другому, важно получать необходимое количество полезных веществ с пищей ежедневно.

к содержанию ↑

Как лечить у взрослых?

Коррекция, помогающая детям адаптироваться и приобрести необходимые навыки, в случае со взрослыми практически не работает. Поэтому необходимо начинать ее как можно раньше.

Существуют программы и учреждения, помогающие взрослым аутичным людям адаптироваться, предлагающие им поддержку, но в России подобная сфера не развита.

Некоторая часть аутичных людей, даже несмотря на работу с ними в детском возрасте, не в состоянии существовать в обществе, поэтому им подойдет жизнь в специализированных интернатах (в случае с Россией — в коммерческих интернатах).

Аутичным людям важна поддержка окружающих, важно принятие. Несмотря на то, что они, казалось бы, не заинтересованы в социальных контактах, общение им нужно, особенно с близкими: с родственниками, друзьями, с людьми, которые помогут.

Некоторым аутичным людям назначают антидепрессанты, нормотимики, антипсихотики, транквилизаторы, которые помогают им лучше себя контролировать, справляться с тревогой, страхами.

к содержанию ↑

Прогноз

Какой прогноз?

Итак, излечим ли аутизм у детей?

Расстройства аутического спектра неизлечимы, но их выраженность можно смягчить.

У части детей (3-25%, в зависимости от выборки), с которыми активно занимались, наступает ремиссия, и диагноз снимается.

Прогноз во многом зависит от того, насколько старательно занимались с человеком в детском возрасте, когда был поставлен диагноз, какой тип и какая группа аутизма у него, есть ли олигофрения и сопутствующие заболевания.

Часть людей с аутизмом адаптируются в обществе, работают, даже имеют семью и детей.

Чтобы аутичный ребенок сумел адаптироваться в обществе, нашел свое место в нем, важно регулярно заниматься с ним, поддерживать, учитывать его индивидуальные особенности.

Лечение аутизма дома:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий