Для многих людей диагноз «аутизм» звучит как приговор.
Это обусловлено отсутствием достоверной информации об этом расстройстве, хотя за последние годы количество особенных детей увеличилось в несколько раз.
В России отсутствуют точные данные о таких пациентах, так как многим детям подобный диагноз попросту не ставится. Родителям особенных детей следует знать, что такое аутизм у взрослых и детей и каковы его признаки.
Как распознать шизофрению у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Что это такое?
Что это за болезнь? Аутизм — психическое расстройство, являющееся следствием неправильного развития головного мозга и выражающееся в отсутствии взаимодействия человека с внешним миром.
У такого ребенка ограничен круг интересов и занятий.
Обычно симптомы проявляются у детей до 3 лет, признаки можно заметить в раннем возрасте, если внимательно наблюдать за ребенком.
Точных причин заболевания до сих пор не установлено. Доказано, что при данном заболевании в головном мозге обнаруживаются несколько измененных участков, но неизвестен механизм из появления.
Врачи в качестве основной называют генетическую теорию: по неясным причинам происходят мутации генов. Еще одна гипотеза — это воздействие внешних факторов, вызывающих нарушение внутриутробного развития.
Не подтвердилась теория о взаимосвязи аутизма и вакцинации. Просто у некоторых детей время прививок совпадает с манифестацией болезни.
Аутизм считается неизлечимой патологией. При ранней диагностике возможно помочь ребенку немного адаптироваться в социальной среде, хотя только единицам удается научиться жить самостоятельно.
До сих пор ведутся поиски лекарства от этой проблемы, некоторые люди склонны считать ее просто особенным состоянием, а не заболеванием.
Виды заболевания
В Международная классификации болезней выделены следующие виды аутизма:
- Синдром Каннера (детский аутизм). Его описал психолог Лео Каннер. Данная форма болезни диагностируется в возрасте 1,5 лет. У ребенка присутствует множество страхов, отсутствует чувство самосохранения, желание визуально контактировать с окружающими. Кроме этого, такие дети не чувствуют голод и жажду, имеют нарушения в познавательной и интеллектуальной сферах.
- Атипичный аутизм. Его возможно диагностировать только после 7 лет, поэтому патологию называют аутизмом взрослых. Больные отличаются проблемами с речью, мышлением и двигательными способностями.
- Синдром Аспергера. Также относится к ранней форме, преимущественно диагностируется у мальчиков до 2 лет. У пациентов отсутствует абстрактное мышление, отстает интеллектуальное развитие, имеются проблемы с социальным общением.
При раннем лечении возможно скорректировать патологию и такой ребенок имеет возможность учиться в обычной школе.
- Синдром Ретта. Это самый сложный и тяжелый вид заболевания. Он встречается у девочек и не поддается никакому лечению. Помимо психических отклонений, у больных отстает физическое развитие. Это выражается в непропорциональном росте частей тела, искривлении позвоночника и т. д.
- Синдром нарушения невербального обучения. Пациенты не способны обучиться писать, читать, у ни отсутствует образное мышление, имеется стереотипность поведения, плохая память. Они не способны общаться со сверстниками.
- Семанто-прагматический тип болезни. Проявляется задержкой речевого развития и понимания речи. Пациент не может запомнить текст, не понимает метафор, шуток, срытого подтекста.
Как проверить психологическую готовность ребенка к школе? Читайте об этом здесь.
Это интересно: Психосоматика: таблица заболеваний, симптомы и лечение
Стадии болезни
Классификация патологии (по Никольской) разделяет болезнь на степени тяжести и применяется для разграничения стадий детского аутизма с целью разработки коррекционных мероприятий:
- Болезнь 1 группы. Пациенты полностью отрешены от мира, у них отсутствует визуальный контакт и речь. Они отвергают любое общение, не реагируют даже на родителей.
- Болезнь 2 группы. Такие дети более активны, чем дети из 1 группы. Обычно они общаются с ограниченным количеством людей, например, с родителями. Они тяжело воспринимают смену обстановки, они проявляют это излишними эмоциями. Основные реакции — это агрессия и аутоагрессия. Пациенты могут нанести себе физические повреждения.
Однако, у таких детей адаптированность к внешнему миру гораздо выше, чем у первой группы.
- Болезнь 3 группы. Для пациентов характерен уход во внутренний мир. Они заняты своими делами, фантазиями. Любое вмешательство они воспринимают агрессивно и эмоционально. Правда, увлечения их однообразны и стереотипны. Например, ребенок может постоянно рисовать один предмет, играть в одну и ту же игру.
- Болезнь 4 группы. У таких детей выражена незначительная отсталость эмоционального развития. Они проявляют заторможенность, стереотипность поведения, ранимость и утомляемость, очень чувствительны к любой критике или замечаниям.
Расстройства аутического спектра
Расстройства аутического спектра (атипичный аутизм) отличаются от аутизма более легкими проявлениями. В данную группу входят расстройства, имеющие один аутический признак, например, боязнь визуального контакта.
У разных пациентов могут быть разные комбинации признаков, из-за чего порой возникают сложности с постановкой диагноза.
Медики выделяют следующие симптомы атипичного аутизма:
- речевые нарушения;
- эмоциональная недостаточность;
- проблемы с социальным взаимодействием и адаптацией в обществе;
- недостаточность мышления;
- патологическая эмоциональность.
Речевые нарушения выражаются в трудностях обучения языку, маленьком словарном запасе, стереотипности речевых выражений. Такие люди не способны сопереживать и выражать эмоции.
Проблемы с социальной адаптацией проявляются:
- стремлением к одиночеству;
- проблемами с налаживанием контактов с окружающими;
- невозможность завести друзей;
- избегание зрительного контакта с собеседником.
У таких больных наблюдается ограниченность мышления. Смена привычной обстановки вызывает у них страх, панику. Они излишне привязаны к предметам, одежде, игрушкам.
Аномальная раздражительность постоянно сопровождает аутистов. На внешние незначительные раздражители они реагируют повышенной агрессией и паникой.
Это интересно: Какой прогноз: лечится ли аутизм или нет?
Когда проявляется?
Первые признаки заболевания проявляются у детей в 6-18 месяцев. До этого они ничем не отличаются от других детей. К 12 месяцам большинство родителей замечают некоторые странности в поведении малыша, в 1,5 года отклонения в развитии становятся уже очевидными.
Как определить? Симптомы, которые должны насторожить родителей:
- В 1 год ребенок не пытается говорить.
- У него отсутствует жестикуляция (не указывает на предмет, не хлопает в ладоши и т. д.).
- В 1,5 года не произносит ни одного слова.
- В 2 года не говорит простыми предложениями.
- У малыша присутствуют повторяющиеся движения.
- Ребенок избегает контактов с людьми.
Рекомендации людям с гипертимным типом акцентуации характера вы найдете на нашем сайте.
В чем выражается?
У аутистов наблюдаются определенные симптомы патологии. Они могут различаться, поэтому поставить диагноз можно только после полного обследования. Для заболевание характерно наличие трех признаков (аутическая триада):
- дефицит социального общения;
- проблемы во взаимной коммуникации;
- ограниченный круг интересов и стереотипное поведение.
Типичные признаки аутиста:
- При разговоре он старается не смотреть в глаза.
- Не стремится к общению с окружающими, предпочитает быть один.
- Нервничает из-за любых прикосновений.
- Излишне чувствителен к громким звукам и яркому свету.
- Не может четко сформулировать свои мысли.
- Проявляет излишнюю активность или пассивность.
- Не имеет чувства самосохранения. Например, переходит дорогу перед автомобилем, хватает горячие предметы, пытается спрыгнуть с большой высоты.
- Постоянно испытывает чувство страха.
Характерной чертой патологии является стереотипность поведения. Стереотипы бывают двигательные, сенсорные, речевые и поведенческие.
Двигательные |
Сенсорные |
Речевые |
Поведенческие |
Однообразные движения. Прыгание на одном месте. Длительное качание на качелях. |
Шуршание фантиками. Обнюхивание одних и тех же предметов. Постоянное сжимание в руках одной игрушки. |
Повторяющиеся фразы. Пересчитывание предметов. Повтор звуков. |
Выбор одних и тех же предметов одежды. Прогулки по одному маршруту. Приверженность к одной еде. |
Особенности интеллектуального развития проявляются в двух вариациях:
- Отставание в развитии. Пациент не может сосредоточиться на чем-то, быстро устает, не воспринимает информацию.
- Опережении в развитии узких областей. Такие больные проявляют интерес в узких областях, иногда опережают в определенных сферах своих сверстников. Также отличаются уникальной зрительной или слуховой памятью.
Как видят мир аутисты?
Больной ребенок обычно не различает одушевленные и неодушевленные предметы.
Человек для него — это не единое целое, а набор разрозненных частей.
Также ребенок не может проследить связь между событиями. Внешние раздражители (звук, свет, прикосновения) являются для него враждебными, поэтому он излишне эмоционально на них реагирует и старается спрятаться.
Симптомы
Клиническая картина заболевания для каждого возраста проявляется определенными признаками.
У новорожденных и детей до года:
- Замедленный рост отдельных частей тела.
- Слабость мышц.
- Отсутствие интереса к ярким предметам, игрушкам.
- Отсутствие реакции на родителей.
- Скудность мимики.
- Появление стереотипных движений (раскачивание, сгибание рук и .т.д.).
У детей от 3 лет:
- Задержка речевого развития или полное отсутствие речи.
- Зацикленность на определенном занятии. Например, ребенок может часами катать одну машинку, строить дом из кубиков.
- Частое появление страхов. Дети боятся смены обстановки, общения с окружающими, внешних раздражителей.
- Отсутствие восприятия игрушек как целого предмета. Например, ребенка интересует только определенная деталь машинки.
- Нежелание контактировать с другими детьми. Любые попытки наладить контакт заканчиваются плачем или агрессией.
- Аномальная агрессия. В стрессовой ситуации больной проявляет агрессию не только к окружающим, но и к себе.
- Могут появиться конвульсивные припадки или судороги.
- Нарушения сна. Дети часто просыпаются с криками, не могут повторно уснуть.
У подростков:
- Несвязная речь, невозможность выразить свои мысли.
- Желание оставаться в одиночестве.
- Ритуальное поведение. Подросток каждый день выполняет одни и те же действия, например, перекладывает свои вещи.
- Приверженность к определенной пище.
- Ограниченность поведения. Больной смотрит только одну программу, играет в одну игру.
- Необоснованные вспышки агрессии. Они происходят, когда кто-то пытается нарушить сложившийся уклад больного.
- Проблемы с концентрацией внимания. Школьник не может сосредоточиться на уроке, но может сконцентрироваться на деталях, которые ему интересны.
- Необычные способности, или «остров гениальности». Некоторые дети проявляют необычайные таланты в одной области или демонстрируют глубокие знания узкой направленности.
- Патология пищевого поведения. Они очень избирательны в выборе блюд, часто устраивают показательный отказ от еды.
О симптомах и признаках шизоидного типа личности читайте тут.
Взрослый недуг
Симптомы болезни во взрослом возрасте несколько ослабевают, особенно при ранней коррекции.
Аутистическое поведение больного зависит от уровня социальной адаптации и приобретенных навыков.
Самые большие трудности человек испытывает в личной жизни. Им редко удается создать семью, обрести друзей. Благодаря развитию интернета у аутистов появилось больше возможностей познакомиться и начать общение с себе подобными.
Мужчины формируют стереотип сексуального поведения по фильмам. Излишняя напористость отпугивает женщин. Такие мужчины не умеют ухаживать, не видят смысла оказывать общепринятые знаки внимания женщинам.
Женщины-аутисты обычно очень наивны. Они копируют поведение героев фильмов. Из-за своей наивности часто подвергаются сексуальному насилию.
Большинство больных могут самостоятельно жить и сами себя обслуживать, особенно если они проходили лечение в детском возрасте. Но некоторые все же нуждаются в посторонней помощи.
Если у больного нормально развит интеллект, то ему доступны некоторые виды удаленной работы. Такие больные преуспевают в тех сферах, где требуется сосредоточенность на деталях. Обычная работа в коллективе для аутистов не подходит.
Как распознать больного?
Окружающие, столкнувшись со странным поведением человека, не всегда могут понять причину этих отклонений. Нередко странности воспринимаются как невежливость, эгоистичность, равнодушие.
Фото женщины с аутизмом:
Распознать больного можно по следующим признакам:
- Человек при разговоре старается не смотреть в глаза собеседнику.
- Он не проявляет дружескую привязанность или эмоциональную реакцию.
- Человек зациклен на одной теме или занятии. Его круг интересов очень ограничен.
- Он живет один, не общается с соседями, не имеет друзей.
- Его день проходит по одному и тому же графику.
- Он неадекватно реагирует на громкие звуки или яркий свет.
- Любое посягательство на его пространство вызывает у него приступ агрессии.
Аутизм — это неизлечимая и до конца не изученная болезнь. Ее прогноз зависит от формы и стадии патологии. Если в раннем детстве провести соответствующую корректирующую терапию, у больного повысятся шансы на обычную жизнь и даже на профессиональную деятельность.
Как распознать шизофрению у подростка? Ответ узнайте прямо сейчас.
Основные признаки аутизма в этом видео: