Популярные методы психокоррекции и оценка их эффективности


Методы психокоррекции

Иногда психические особенности личности мешают полноценной жизни.

С подобными проблемами сталкиваются как взрослые, так и дети.

Методы психокоррекции используются специалистами с целью нормализации состояния человека.

Что такое коррекционная психология?


Что такое коррекционная психология: определение

Коррекционная (или специальная) психология — это отрасль науки, которая изучает природу особых состояний психики, преимущественно возникающих в детском и подростковом возрасте.

Обычно наличие проблем выражается в замедленном или достаточно своеобразном развитии психики.

Это мешает индивиду выполнять социальные роли, адаптироваться в окружающей среде. Коррекционная психология рассматривает возможности для оказания помощи подобным людям, в результате чего они смогут в полной мере реализовать себя в обществе.

Дети и подростки включаются в образовательный процесс, определяются со своим профессиональным будущим. Взрослые люди избавляются от мешающих полноценной жизни переживаний.

к содержанию ↑

Понятие психокоррекции

Психокоррекция — это деятельность специалиста, направленная на формирование у личности качеств, необходимых для успешной социализации в обществе и адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.

Одновременно это работа по избавлению человека от имеющихся у него проблем, мешающих полноценной жизни.

Психокоррекция помогает избавиться от повышенной возбудимости, замкнутости, излишней активности, пассивности, негативизма, конфликтности, раздражительности и множества других проблем.

Понятие и характеристика психокоррекции

Подобная работа может проводиться как с конкретным индивидом, так и с группой.

Индивидуальная психокоррекция подразумевает взаимодействие специалиста с клиентом один на один, при котором обсуждаются имеющиеся проблемы и выявляются пути их решения.

Групповая работа строится на принципах взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. В одну группу объединяются индивиды со схожими проблемами, которые в процессе общения вместе преодолевают трудности.

к содержанию ↑

Основы



Основой деятельности является расширение диапазона реагирования индивида на различные раздражители.

В результате вырабатываются новые навыки, которые помогают ему более адекватно реагировать на непривычные ситуации и демонстрировать более гибкое поведение.

Два основных признака психокоррекции:

  • дискретность (специалист оказывает влияние на конкретные проблемные составляющие личности);
  • учет возрастных норм (при выборе оптимальной методики психолог опирается на возраст клиента).
к содержанию ↑

Направления

Ключевые направления деятельности:

    Ключевые направления

  1. Психодинамическое. За основу берется мнение, что неадекватное поведение человека является результатом неправильного толкования им своих эмоций, чувств, мыслей. Соответственно, психодинамическое направление в психокоррекции основную цель работы специалиста видит в том, чтобы помочь клиенту понять и осознать реальные причины его поведения.
  2. Клиент-центрированный подход. С точки зрения основателя подхода, К.Роджерса, проблемы с психикой возникают из-за несоответствия реального «Я» существующему в сознании индивида идеальному «Я».

    Задача специалиста — помочь личности выработать адекватную самооценку и таким путем прийти к нормальному состоянию.

  3. Логотерапия. Направление основано на анализе смыслов существования. Для преодоления своих проблем человеку достаточно найти смысл жизни, который он будет считать достойным. Стремление к достижению поставленной цели станет мощным стимулом для работы над собой.
  4. Экзистенциальная психотерапия. Человек осознает свою связь с миром, с другими людьми. Он приходит к пониманию, что все мелкие житейские проблемы не являются серьезным поводом для отказа от своих идей и желаний. Индивид выходит за привычные границы понимания своего существования.
  5. Направления деятельности

  6. Поведенческое направление. Данный подход предполагает проведение работы по коррекции существующих негативных проявлений и выработке позитивных моделей поведения. Положительный эффект достигается при помощи различных практических занятий: тренингов, тренировок. Специалист помогает клиентам освоить новые полезные стереотипы поведения. В подростковом возрасте большое значение имеет коррекция отклоняющегося поведения, которая помогает своевременно устранить негативные установки у детей.
  7. Когнитивное. Основной упор делается на познавательные способности психики. При содействии специалистов осознается существующая проблема и формируется понимание путей избавления от нее.
  8. Гештальттерапия. Форма психотерапии, основывающаяся на убеждении, что человек в межличностных отношениях выступает в роли актера и осознанно определяет модель своего поведения.

    Соответственно, достаточно проиграть различные травмирующие ситуации в реальности, чтобы освободиться от имеющихся переживаний.

к содержанию ↑

Классификация видов


Коррекционная деятельность классифицируется по следующим критериям:

    Классификация основных видов

  • по характеру направленности (симптоматическая, причинная);
  • по содержанию (познавательной сферы, личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов межличностных взаимодействий);
  • по типу работы (групповая, индивидуальная, в закрытой группе, в открытой группе, смешанная);
  • по наличию плана (программированная, импровизация);
  • по характеру управления (директивная, недирективная).
к содержанию ↑

Психокоррекционные циклы

Работа специалиста с клиентом укладывается в цикл определенной продолжительности:

  1. Сверхкороткий. Длится на протяжении нескольких минут или часов. В это время происходит обсуждение конкретных проблем и способов их разрешения.

    Как правило, положительный эффект от таких процедур длится недолго.

  2. Короткий. Продолжается от нескольких часов до нескольких дней. Прорабатывается наиболее актуальная проблема. У человека после работы со специалистом запускается процесс изменения устоявшихся установок, который продолжается и после окончания встречи.
  3. Длительный. Длится по несколько месяцев. Происходит тщательное изучение личностных проблем с обсуждением важных нюансов. Положительный эффект достигается постепенно, но носит достаточно устойчивый характер.
  4. Сверхдлительный. Специалист работает с клиентом годами. Значительное внимание уделяется пониманию сути проблем. Достигнутый эффект сохраняется надолго.
к содержанию ↑

Методы

Методы: какие бывают?

Арсенал психологических приемов и методов, которые применяют специалисты при работе со своими клиентами, очень обширен.

Наиболее популярные методы:

  1. Социально-психологический тренинг. В одну группу психолог объединяет людей со схожими проблемами. Специалист озвучивает общую проблему всех участников тренинга и дает возможность каждому человеку высказать свои мысли. Совместными усилиями участники тренинга приходят к познанию себя и выявлению вариантов решения вопроса.
  2. Логические цепочки. Клиент учится логически рассуждать о своей проблеме, самостоятельно приходить к правильным выводам. Также формируется умение прогнозировать собственное поведение, управлять им в соответствии со сложившейся ситуацией.
  3. Вопросы (открытые, закрытые). Закрытые вопросы заставляют человека предельно конкретно оценивать ту или иную ситуацию.

    Открытые вопросы стимулируют дать развернутый ответ, в котором может содержаться источник переживаний.

  4. Фантазирование. Клиенту предлагают в своем воображении воссоздать травмирующий опыт, представить иные варианты развития событий. Это позволит иначе посмотреть на негативную ситуацию, изменить отношение к ней.
  5. Куклотерапия. Используется при работе с детьми. Кукла выступает в качестве посредника между психологом и его маленьким клиентом. Ребенок получает возможность идентифицировать свою личность с кукольным образом. С игрушкой происходит травмирующая ситуация, которая отражает переживания самого ребенка.
  6. Методы для детей

  7. Библиотерапия. Коррекция состояния происходит при помощи книг. Специалист подбирает литературу, которая поможет человеку найти ответы на мучающие его вопросы.
  8. Игротерапия. Ребенок в игровой форме при помощи кукол и других игрушек воспроизводит ситуации из своей реальной жизни. Подобным образом детям намного проще выразить свои отрицательные эмоции и переживания.
  9. Изотерапия. Метод применяется в пассивной и активной форме. В первом случае рассматривается готовое произведение искусства, которое вызывает определенные ассоциации в сознании. Во втором случае человек сам создает художественный образ, отражающий его эмоциональное состояние.
  10. Жетонный метод. Данный прием помогает закрепить положительные навыки при помощи системы поощрения. Совершая социально одобряемое поведение, индивид получает жетон, который он может обменять на различные материальные блага или иные бонусы.

    Подобный метод может применяться только при наличии строгой системы контроля (в школах, детских садах и т.д.).

к содержанию ↑

Упражнения

Выбор упражнений напрямую зависит от характера проблемы, которая стоит перед клиентом. Можно использовать один из данных вариантов:

  1. Рассмотри предмет. Это упражнение полезно при повышенной возбудимости, отсутствии концентрации внимания. Человеку предлагается взять в руки предмет и сфокусироваться на нем. В течение нескольких минут следует рассматривать этот предмет, не отвлекаясь ни на что другое. Важно замечать каждую мелочь, каждую деталь. Это упражнение учит отвлекаться от внешних раздражителей, от суеты и замечать то, что находится рядом.
  2. Упражнения на выбор

  3. Воздушный шарик. Рекомендуется при повышенной раздражительности, тревожности, гневливости, конфликтности. Человеку предлагают закрыть глаза и представить, что у него в животе воздушный шарик. Каждый медленный и глубокий вдох надувает шар. Когда покажется, что дальше надувать его невозможно, следует сделать глубокий выдох и представить, что в этот момент шар сдувается. Упражнение помогает выработать специальную дыхательную технику, способствующую снятию напряжения.
  4. Абажур. Применяется при склонности к повышенной возбудимости, излишней эмоциональности. Клиент закрывает глаза и представляет, что внутри его тела на уровне груди находится абажур. Когда появляется чувство напряжения, лампа начинает светить прямо в глаза. От этого света становится некомфортно. Как только ощущение стресса ослабевает, лампа опускается вниз.

    Упражнение учит вовремя распознавать приближающееся эмоциональное напряжение, управлять своим настроением.

к содержанию ↑

Принципы составления программ

При составлении программ соблюдаются следующие принципы:

  • системность;
  • единство;
  • комплексность методов воздействия;
  • учет возрастных, индивидуальных особенностей;
  • привлечение ближайшего окружения;
  • увеличение сложности;
  • учет объема материала;
  • учет эмоциональной сложности проблемы.

Пример

Пример составления программ

В качестве примера может быть рассмотрена психокоррекция пищевого поведения.

Цель программы: провести комплекс мероприятий, направленных на выработку адекватного отношения к еде.

Программа предусматривает 2 встречи по 50 минут.

Цель первой встречи: сформировать психологическую готовность к достижению желаемого результата.

Цель второй встречи: приобретение ресурсного состояния, которое позволит преодолеть проблему и выработать навыки правильного поведения.

Взаимодействие с клиентом включает следующие элементы:

  • налаживание контакта на вербальном и невербальном уровне;
  • задавание вопросов (открытых, закрытых);
  • слушание (активное, пассивное);
  • постановка цели;
  • формирование готовности к ее достижению;
  • создание плана действий;
  • создание стимула (якоря), который будет в нужный момент мотивировать на достижение результата.
к содержанию ↑

Оценка эффективности мероприятий

Эффективность проделанной коррекционной работы оценивается по двум ключевым параметрам:

  • разрешение имеющихся у клиента сложностей;
  • достижение специалистом поставленных изначально задач.

Следует учитывать, что эффект психокррекции проявляется на протяжении достаточно длительного времени. Он может выявляться еще во время работы с клиентом и далее развиваться после окончания взаимодействия.

Оценку эффективности производит не только специалист, но и сам клиент. Для психолога успех выражается в достижении поставленных задач. Клиент остается доволен результатом, если получает эмоциональное удовлетворение.

Итак, применение на практике методов психокоррекции помогает специалистам нормализовать эмоциональное состояние клиентов, повысить их адаптивные способности. Коррекционная деятельность организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей людей.

Психокоррекция — основной подход:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий