В повседневной жизни мы руководствуемся как рациональным мышлением, так и чувственным восприятием.
Но последнее может искажаться, выдавая неадекватные реакции на реальность.
В статье рассматривается нарушение восприятие с точки зрения психологической науки: каковы причины явления, классификация расстройств и т.д.
Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Искаженное восприятие — что это?
Восприятие — это процесс, в ходе которого в головной мозг человека поступают данные от рецепторов связи с внешним миром.
Чаще всего это чувственное восприятие, отталкивающееся от основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются агнозиями.
Искаженное восприятие возникает в двух случаях: вследствие неверной работы органа чувств (получение ошибочного сигнала), либо в нарушении психики, особенностях характера или эмоционального состояния (ошибочная интерпретация полученных данных).
Причины нарушения
Самые распространенные причины агнозий:
- повреждение структуры мозга, коры вследствие кровоизлияний, тяжелых травмах черепа, опухолях;
- недостаток кровообращения, в результате которого образуется хроническая ишемия;
- болезнь Альцгеймера;
- болезнь Паркинсона.
В зависимости от причины и поврежденной зоны коры головного мозга, образуется специфическое нарушение восприятия:
- времени (временных промежутков — замедление или ускорение);
- зрительного (галлюцинации, иллюзии, плохое пространственное ориентирование);
- действительности (сложные галлюцинации, в которых задействовано несколько органов чувств; в результате формируется крайне правдоподобный образ);
- реальности (ощущение, что пребываешь во сне).
Это интересно: Описание экзальтированного типа личности
Классификация данных ошибок в психологии
Сущность восприятия заключается в анализе поступающей извне информации и сравнении ее с прошлым опытом. Если между пунктами «внешний раздражитель — память» возникают ошибки, это приводит к нарушениям.
Первая классификация расстройств наблюдается при локальных (местных) нарушениях работы головного мозга:
- Элементарные и тактильные (сенсорные) нарушения. Неспособность различать цвета, оттенки, а также потеря чувства высоты, запахов и т.д. Данные расстройства возникают вследствие поражений анализаторских рецепторов коры головного мозга.
- Сложные нарушения, характеризующиеся потери способности воспринимать предметы, размеры окружающего пространства.
Гностические расстройства
Гностические расстройства классифицируются в зависимости от нарушения определенного органа. Существует три основных типа:
- Зрительные агнозии. В свою очередь, среди зрительных агнозий выделяют: предметную (трудности с узнаванием предметов или их фотоизображений), цветовую и шрифтовую, оптико-пространственную (проблемы с пониманием перспективы, удаленности объектов друг от друга)
- Слуховые агнозии. Характерные проблемы в данном случае — трудности с пониманием и запоминанием живой речи, аудио мелодий. В собственной речи, человек с явной слуховой агнозией теряет интонации, в разговоре его голос становится монотонным, лишенным эмоциональной окраски.
Ощутить расстановки интонации других собеседников также не способен.
- Тактильные агнозии. Ошибки в восприятии предметов на ощупь. Например, человек с закрытыми глазами не может узнать собственный телефон или другой объект, принадлежащий ему лично. Также наблюдается плохая пространственная ориентировка.
Агнозией является нарушение в узнавании ранее увиденных предметов, людей, лиц, даже частей собственного тела.
При этом человек психически вменяем, у него отсутствуют провалы в памяти — характер, привычки, поведение не изменяются.
Также в порядке могут быть основные органы чувств.
В основном, агнозии возникают вследствие поражений части корковых зон мозга из-за опухолей, расширения сосудов и т.п.
Иллюзии
Отдельным пунктом идут иллюзии, возникающие в результате сбоя органов чувств.
Под иллюзией понимается ошибочное, неверное восприятие реальности, объекта или явления. Выделяют пять основных видов:
- Физиологические. Вполне естественны для всех людей и не являются критическими. Органы восприятия работают правильно, анализируя реальность. Данный тип иллюзий возникает натуральным образом, из-за особенных явлений природы.
Например, когда человек едет в электричке и по соседней линии прямо пропорционально движется товарный поезд на одинаковой скорости. В итоге возникает ошибочное предположение, что поезд статичен.
- Физические. Базируются на обычных природных законах физики. К примеру, искажение предмета в стакане, заполненном водой.
- Аффективные. Возникают при перепадах настроения, эмоционального фона. А также в стрессовых ситуациях, в связи с повышенным выбросом того или иного гормона. Например, дошкольник боится темноты. Перед сном он остается один в мрачной комнате, при полной тишине. В такой обстановке могут проявляться слуховые (шорох) и зрительно-тактильные (чувство ходящего рядом, крадущегося) иллюзии.
- Интерпретативные. Связаны с особенностями интерпретации полученных сведений. Базируются на специфичных чертах личности, психических расстройствах. Например, может услышать свое имя среди болтающих неподалеку людей.
- Параэйдолические. Относятся к зрительным нарушениям восприятия. Связаны с повышенным воображением и наличием творческих способностей у человека. Например, некоторые могут увидеть силуэт дракона или иного диковинного фантастического животного на рисунке ковра или в мозаике.
Галлюцинации
Следующей формой искажения восприятия являются галлюцинации.
Под ними понимают нарушение восприятия реальности, в процессе которого человек не осознают что предмет или явление, видимое им — не существует.
Он реагирует на объект как на предмет реальной плоскости и не подозревает о галлюцинации.
Классификация галлюцинаций по сложности:
- Элементарные.
- Простые. Характеризуются как фотопсии (выявление пятен, контуров, иными словами — несуществующих небольших фрагментов, не представляющих из себя отдельного образа). К слуховым относят акоазмы — например, когда человеку кажется, что его кто-то позвал, окликнул.
- Сложные. Образуются в связи с ошибочной работой нескольких органов чувств. Центральное отличие простых галлюцинаций от сложных — в первом варианте неправильно интерпретирует сигнал только один рецептор, а во втором — несколько. Например, человек может не только представить в виде галлюцинации незнакомца, но и слышать его голос, отчетливо понимать речь или улавливать специфический запах.
Галлюцинации можно разделить по нарушениям в работе соответствующих органов чувств:
- зрительные;
- слуховые;
- обонятельные (чувствуются как приятные, так и неприятные запахи, которых нет в реальности);
- вкусовые;
- висцеральные (ощущение в собственном теле насекомых, или вызывающих брезгливость, отвращение животных: лягушек, червей).
Наиболее распространенные виды галлюцинаций — зрительные и слуховые.
Первые обычно формируются как образы животных, людей или мифических, фантастических существ. При этом образ может являться нейтральным по отношению к человеку, благоприятным или опасным (например, несущийся навстречу дикий зверь).
Слуховые образы — шумы моря, ветер, вьюга, голоса людей или крики животных.
Большую опасность могут нанести императивные галлюцинации, выражающиеся в форме приказов.
Например, человеку привиделся незнакомец, который скомандовал разбить зеркало или подняться на крышу дома.
Негативные последствия происходят из-за того, что человеку затруднительно сопротивляться давлению, и он выполняет указанные действия. В ряде случаев подобное поведение может оказаться крайне отрицательным, опасным для жизни человека и его окружения.
Барьеры восприятия и их преодоление
Вследствие возможных нарушений в принятии внешних сигналов, в межличностном общении и получении информации могут возникнуть проблемы:
- Фонетический барьер. Связан со звучанием чужой речи. В результате нарушения слуховых рецепторов, возможно искажение или невозможность получения информации.
Альтернатива — использование письменной речи, языка жестов. При просмотре фильмов, телепередач — подключение субтитров.
Также полно освоить навык чтения по губам, что позволит ускорить перекодировку информации и улучшить коммуникативную базу.
- Зрительный барьер. Может выражаться в затруднении при чтении, рассматривании фотографий, изображений, видео. Как и в случае с фонетическим барьером, лучший способ — альтернативная кодировка. Если со слухом все в порядке, можно читать аудиокниги вместо бумажных или электронных.
- Речевой барьер. Темп, скорость и четкость произносимых слов зависит как от общей подготовленности человека, так и от текущего эмоционального состояния. Например, посреди оживленной беседы можно запутаться в словах и тараторить, что, в конечном счете, приведет к недопониманию. И напротив, зажатость и стеснительность в диалоге способна привести к скомканным тихим фразам, лишенных акцентов, расставленных интонаций и т.д.
Успех коммуникации во многом зависит от способности сосредоточиться, управлять своими эмоциями.
Поэтому рекомендуется спокойно глубоко дышать, использовать широкие позы уверенности, постараться расслабиться.
- Барьер установки. К агнозиям не относится, а затрагивает личностные особенности участников разговора. У каждого человека есть убеждения, подкрепленные реальным жизненным опытом или установками извне (семья, родители, друзья, коллеги и т.п.). И в диалоге, человек стоит на своей точке зрения, не пытаясь услышать собеседника. Его целевая задача — навязать человеку свое мнение, а чужое он рассматривает исключительно как ошибочное. Данный барьер легко преодолеть. Первый шаг — осознать, присутствует ли в вашем поведении «твердолобость», желание навязать свое мнение, игнорируя чужое. Если признаки есть — постарайтесь выслушать аргументы человека напротив, не боясь признать его правоту. Таким способом тренируется гибкость мышления, способность менять сложившиеся стереотипы, паттерны собственного поведения исходя из вновь поступившей информации.
Правильное восприятие — очень важный элемент в понимании окружающего мира. Знание возможных нарушений в работе органов чувств может помочь в поиске решений по восстановлению нормального восприятия реальной действительности.
Нарушения восприятия — лекция: