Кратко и понятно об основных идеях психоанализа Зигмунда Фрейда

Психоанализ Фрейда: кратко и понятно

Сегодня это трудно представить, но ещё в середине XIX века о подсознании человеческого мышления никто не говорил, такого термина просто не было.

Сегодня мы часто употребляем слово «подсознательно» в значении «рефлекторно», « практически необдуманно», и делаем это почти правильно, поскольку такие инстинктивные действия — часть человеческой психики.


Но первым учёным, употребившим этот термин, был австрийский психолог Зигмунд Фрейд.

Со многими его выводами некоторые исследователи спорят до сих пор, но нельзя не признать главного, — по сути, Фрейд был первым психотерапевтом в истории человечества, он стал основателем психотерапии и фактически автором целого направления в лечении и диагностике психических расстройств человека, которое было названо психоанализом. Кратко и понятно об этом далее.

Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Предыстоия и автор теории психоанализа

Краткая предыстоия и автор теории психоанализа

Оосновоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд.

Учёный, чьи исследования во многом перенаправили развитие психиатрии, родился на территории нынешней Чехии в 1856 году, но политические волнения, происходившие в Европе в то время, заставили семью перебраться в Лейпциг, а затем в Вену.

О своём детстве Фрейд вспоминать не любил: жить пришлось в бедном квартале со скандальными соседями, где стремление к образованию, скорее, высмеивалось, чем поощрялось.

Любопытно, что позже именно детскими впечатлениями З. Фрейд объяснит в своей теории подсознательные поступки человека уже во взрослой жизни, но как его собственное детство сказалось на последующих поступках, психоаналитик так и не упомянул.

Согласно общественным устоям того времени, мальчик из еврейской семьи мог поступить не во все высшие учебные заведения, но медицина относилась к разрешённым образовательным направлениям.

Зигмунд её и выбрал, но чисто к прикладной терапевтической деятельности относился прохладно. Его больше интересовали исследования психологии, тайны сознания человека.

В то время в психиатрии было популярно лечение психических расстройств и отклонений с помощью гипноза, молодой студент им и увлёкся.

Затем некоторое время работал в лаборатории Жана Шарко — известнейшего тогда учёного, открывшего известный метод терапии психических отклонений с помощью сильно направленного контрастного душа.

Предыстоия возникновения и автор теории психоанализа

Позже Фрейд работал в лабораториях многих крупных европейских психологов (и вспоминал потом об их наставлениях с искренней благодарностью), но вскоре незавидное материальное положение и стремление к самостоятельности побудили его открыть собственный неврологический кабинет, где он и начал проверять на практике основы своей будущей теории психоанализа.

Суть её состояла в следующем. Если раньше психиатрическое исследование состояния больного основывалось на наблюдении за его поведением, поступками и реакцией на какие-то явления, то Фрейд стал базироваться на беседах с пациентами, исследовании мотивации их поступков и выявления различных ассоциаций, которые могли бы эти поступки вызывать.

При этом молодой учёный создавал максимально комфортные условия для опрашиваемого, так появилась знаменитая кушетка Фрейда, на которую он укладывал больных для достижения состояния расслабленности во время разговора.

Снам и ассоциациям учёный придавал очень большое значение, интересуясь их природой. Одно время это даже привело психолога к употреблению кокаина, но пагубную зависимость ему всё-таки удалось преодолеть.

Одной из первых известных его работ стала книга «Толкование снов», которая и стала основой его знаменитой теории.

Стадии психосексуального развития


Каковы основные идеи теории? Основываясь на своих исследованиях, Зигмунд Фред предположил, что в детстве каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития.

Оральная

Оральная стадия

Она начинается с самого рождения и продолжается до 2 лет.

В это время ребёнок главное удовлетворение получает через сосание груди или соски для приёма пищи.

По мнению учёного, уже в этот период закладываются определённые поведенческие основы взрослой личности.

Если в это время младенец получает большое удовольствие и удовлетворение, то и во взрослой жизни он будет уверенным, даже чрезмерно. А недокормленность будет выражаться в низкой самооценке. Такие люди, по Фрейду, подсознательно любят леденцы и жевательную резинку.

Анальная

Продолжается от 2 до 3 лет. На этой стадии ребёнок приобретает навыки хождения в туалет через задний проход.

Дети, прошедшие эту стадию без проблем, отличаются великодушием и гибкостью мышления.

Если же ребёнок, наоборот, приручался к порядку долго и трудно, он и во взрослой жизни будет склонен к анархизму.

Фаллическая

Фаллическая стадия

Её границы — от 4 до 5 лет.

По мнению Фрейда, именно в этот период может развиться комплекс, связанный с симпатией к родителю противоположного пола и неприязнью по отношению к другому.

У мальчиков такой комплекс назван был Эдиповым, у девочек — комплексом Электры.

Латентная

Продолжается от 6 до 12 лет. Сексуальное влечение находится ещё в дремлющем состоянии. Но зато контакт с представителями своего пола достигается успешно.

В этот период ребёнок начинает соизмерять своё поведение с нормами, принятыми в обществе.

Генитальная

От 12 до 18 лет основной потребностью становится удовлетворение сексуального желания с представителем противоположного пола.

Теория Эриксона


Следуя теории психоанализа, немецкий психолог Эрик Эриксон тоже выделил несколько стадий развития личности:

    Теория Эрика Эриксона

  • грудной возраст доверия-недоверия;
  • в 1-2 года развиваются стыд и сомнение;
  • в 3-5 лет — чувство вины;
  • в младшем школьном возрасте — неполноценность и трудолюбие;
  • в юности формируется индивидуальность;
  • в начале взрослого периода — интимность и одиночество;
  • в зрелом возрасте — творческая активность либо её отсутствие;
  • к старости приходит либо умиротворение, либо отчаяние.

Обе теории концепцию психоанализа успешно дополняют.

Психоаналитическая концепция Фрейда


На протяжении всей жизни человека, считал учёный, нами движут инстинкты и стимулы. Среди них есть 2 основополагающих:

  • либидо — жизненная энергия;
  • инстинкт смерти и агрессии.

Основой либидо по теории психоанализа является сексуальная природа.

Классический психоанализ Фрейда основывается на трёх инстанциях личности:

  • оно — совокупность бессознательных потребностей, основанных на сексуальном влечении (Фрейд рассматривал сексуальность, как стремление к любому удовольствию);
  • я (эго) — выражается в регулировании желаний и поступков;
  • сверх я (супероэго) — поведение, которое находится в рамках норм общества и его культурного развития.

Психоаналитическая концепция Фрейда: примеры

По Фрейду получается, что инстанция «я» является как бы барьером между постоянной борьбой «оно» и «сверх я».

Нарушение этого слоя и ведёт к психическим расстройствам и заболеваниям.

В качестве примера подобной борьбы часто приводится следующий эпизод.

Учительница ведёт урок, но ей постоянно мешает болтающий ученик. Подсознательно она может дойти до такого состояния (вот оно — «оно»), что ей захочется его ударить.

Но она только стучит указкой по столу и требует от воспитанника соблюдать правила поведения на уроке. Так нормы, принятые в обществе, определяют сдерживание подсознательных влечений.

Однако Фрейд небезосновательно считал, что противодействие между подсознательными влечениями и собственно сознанием одними волевыми усилиями сдерживать невозможно.

По мнению учёного, для решения этого конфликта человеческая психика использует следующие способы:

  • сновидения;
  • компенсацию;
  • сублимацию;
  • возможные защитные механизмы.

Психоаналитическая концепция Фрейда: суть

В своей книге «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд предположил, что часто повторяющиеся сны — это проявление нереализованных подсознательных желаний, выход их хотя бы на таком уровне.

Так же проявляется и сублимация — замещение нереализованного в какой-либо деятельности, — например, в творчестве.

Женщина, которая по определённым причинам не может завести детей или вообще семью, иногда начинает трогательно заботиться о домашних животных, комнатных растениях, активно участвовать в общественных движениях.

Мужчины могут уходить в занятие спортом, увлечение рыбалкой, в спиртном, наконец, хотя это может закончиться уже зависимостью на медицинском уровне.

Чем выше уровень интеллекта, считал учёный, тем замещение подсознательных потребностей ближе к требованиям «супер я».

Иногда это замещение бывает вынужденным. Например, это происходит, когда человек по каким-то причинам теряет зрение. Тогда, в большинстве случаев, у него обостряется слух и повышается чувствительность пальцев.

Любопытно, что учёный, много писавший о сексуальном влечении, сам очень долго сторонился женщин и поздно женился. Но это не умаляет значение его теории, появление которой стало настоящей революцией в психологии.

С некоторыми положениями основ психоанализа можно не соглашаться. Но часть из них, бесспорно, стала фундаментом психотерапии.

Основные положения психоанализа Фрейда:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *