Депрессии подвержены люди всех возрастов, включая детей и подростков.
Основные признаки депрессии у подростков — крайняя степень подавленности, чувство безысходности, стремление отдалиться от окружающих, потеря интереса к занятиям, которые ранее приносили удовольствие, мысли о смерти.
Оглавление
Общие сведения о подростковой депрессии
Депрессия — психическое расстройство, при котором нарушается возможность чувствовать радость и удовольствие, падает работоспособность, наблюдаются различные соматические отклонения, исчезает желание жить и возникают мысли о суициде.
Является наиболее распространенной психической болезнью из всех: каждый человек в разные периоды своей жизни может заболеть ей с вероятностью 20-30%.
Депрессия и другие психические расстройства могут возникнуть у ребенка любого возраста, даже в периоде от рождения до 3 лет, но в раннем возрасте ребенок не способен в полной мере осознавать свое эмоциональное состояние, поэтому симптоматика проявляется в виде соматических (физических) проблем со здоровьем.
Ребенок отказывается от еды, плачет, плохо спит, у него часто наблюдаются срыгивания, рвота, он медленнее, чем сверстники, набирает вес, а его психоэмоциональное и когнитивное развитие задерживаются.
Пик заболеваемости депрессией приходится на возраст 15-25 лет, то есть в период, когда человек ищет свое место в мире и преодолевает огромное количество трудностей на пути к стабильной и комфортной жизни. Порядка 15-40% людей, которые находятся в этом возрастном периоде, живут с депрессией.
В подростковом возрасте депрессия широко распространена, что отчасти связано с особенностями этого периода, которые включают гормональные перестройки, изменения во взглядах на себя, окружающих и общество в целом, массу внутренних конфликтов.
Однако не следует считать, что депрессия нормальна для подростков. Это психическое заболевание, которое способно привести к фатальным последствиям, вплоть до суицидальных попыток, инвалидизации, смерти. Легкомысленное отношение к ней как к особенности возрастного периода недопустимо.
Взрослые, особенно те, у кого превалируют консервативные взгляды на жизнь, склонны винить в психических проблемах детей что угодно, от музыки, компьютерных игр, социальных сетей до недостатка выматывающего труда («Вот пахала бы ты как я, никаких депрессий у тебя бы не было!»).
При этом реальные проблемы подростков (унижения, побои в учебном заведении, трудности в романтических отношениях и создании социальных связей, фобии, тревоги по поводу отсутствия перспектив в будущем, хронические стрессы) они нередко предпочитают не замечать либо считают их недостаточно весомыми.
Это лишь ухудшает состояние подростков и убивает их желание доверять родным, искать у них поддержку.
Важно понимать, что депрессия — это заболевание, которое способно сломать жизнь человеку, и его не следует недооценивать. Подросток, столкнувшийся с симптоматикой депрессии, нуждается в помощи, а не в обесценивающих его проблемы высказываниях.
Об особенностях депрессии у подростков в этом видео:
Причины возникновения
Факторы, увеличивающие вероятность развития депрессии:
- Нарушения в центральной нервной системе. Наиболее часто их возникновение связано с периодом вынашивания и родов. Инфекционные болезни, перенесенные матерью при беременности (корь, краснуха, цитомегаловирусная инфекция, герпес, грипп и другие), гипоксия (как при вынашивании, так и во время родов), резус-конфликт, травматические повреждения головы — все это увеличивает вероятность, что позднее у ребенка появятся психические заболевания.
- Генетическая предрасположенность. Если в числе близких родственников ребенка есть люди, имеющие депрессию и другие психические расстройства, это также влияет на вероятность развития депрессии у него.
- Проблемы в семье, взросление вне семьи. Разлука с матерью крайне болезненно воспринимается маленькими детьми, что может стать фундаментом для развития депрессии. Воспитанники детских домов также чаще страдают депрессией, чем их сверстники.
Алкогольная, наркотическая зависимость у родителей, постоянные скандалы, насилие в семье, развод родителей влияют на формирование чувства ненужности, безысходности, бессмысленности жизни у ребенка.
- Особенности отношения родителей. На психику ребенка негативно влияет чрезмерная опека, эмоциональная отстраненность родителей, повышенный контроль действий, применение насилия, включая психологическое.
- Проблемы в социальном окружении. Сюда относятся трудности при заведении дружеских отношений в детском саду, в школе и других учебных заведениях, травля, насилие со стороны окружающих детей, чрезмерное давление и жесткость педагогов, проблемы в романтических взаимоотношениях.
- Хронический стресс. Повышенная умственная нагрузка в школе, особенно в подростковом периоде, сильное давление преподавателей в связи с экзаменами, нездоровые взаимоотношения с одноклассниками — все это чрезмерно угнетает психику подростка. Также к факторам, создающим хронический стресс, относятся болезни близких родственников, уход за лежачим больным, напряженная обстановка в семье.
- Острая стрессовая ситуация: смерть друзей, близких родственников, домашних животных, попадание в ДТП, разрыв отношений с партнером и многое другое.
- Изменения в гормональном фоне, которые естественны для подросткового периода. Они влияют на поведение подростка, делают его слишком чувствительным.
- Личностные особенности. Чувствительные, творческие дети и подростки, ведущие себя не так, как все, чаще других детей страдают депрессией.
Также значение имеет отношение ребенка, подростка к самому себе, сформированное под влиянием окружения. К примеру, некоторые дети впадают в депрессию, потому что им не удается достичь того, чего от них ждут родители, они чувствуют себя глупыми.
Причины подростковой депрессии. Как понять происходящее? Комментирует врач-психотерапевт:
Это интересно: Что делать при появлении симптомов депрессии у мужчин?
Особенности недуга у девушек и парней
У девушек депрессия возникает в полтора раза чаще, чем у юношей. Также они в четыре раза чаще, чем юноши, предпринимают попытки покончить с собой, но они нередко оказываются неудачными, так как девушки склонны выбирать менее эффективные способы, например глотание таблеток или разрезание вен.
Психогенные депрессии, развитие которых связано с психической травмой, у них возникают чаще. Во время депрессии у девочек могут наблюдаться нарушения менструального цикла, вплоть до аменореи — исчезновения месячных.
Юноши при депрессии склонны становиться асоциальными: они могут начать пить, принимать наркотические препараты, участвовать в сомнительной, преступной деятельности.
Им сложнее, чем девушкам, проанализировать свои внутренние переживания, понять, что что-то не так, и обратиться за помощью. Некоторые юноши считают, что посещение психотерапевта — признак слабости, что ошибочно. Также юноши с депрессией чаще проявляют агрессию.
Классификация
Различают следующие виды депрессии:
- Клиническая депрессия. Чувство подавленности, утрата интереса к привычной деятельности, ухудшение либо потеря трудоспособности, негативный взгляд на прошлое, настоящее и будущее, расстройства сна, суицидальные тенденции сохраняются более двух недель.
- Малая депрессия. Проявляется мягче, чем клиническая депрессия, но как минимум два симптома, характерных для клинической депрессии, должны сохраняться более двух недель.
- Атипичная депрессия. Для нее характерно наличие классических симптомов депрессии, которые сопровождаются дневной сонливостью, увеличением аппетита, набором массы тела.
- Дистимия. На протяжении минимум двух лет у человека стабильно наблюдается пониженное настроение, но набор и особенности симптомов не соответствуют классической депрессии.
- Рекуррентное депрессивное расстройство. Проявляется эпизодически: в течение нескольких дней наблюдаются симптомы депрессии, после чего следует период, во время которого они отсутствуют.
Тяжесть депрессии также может варьироваться от легкой до крайне тяжелой, когда человек практически не способен функционировать из-за своего заболевания.
Существует тест, разработанный Аароном Беком, основателем когнитивно-поведенческой психотерапии, который позволяет выявить депрессию самостоятельно и способен примерно обозначить ее тяжесть.
В МКБ-10 существует четыре степени тяжести депрессии, в зависимости от набора симптомов и их выраженности:
- легкая;
- умеренная;
- тяжелая;
- тяжелая, сопровождающаяся психотической симптоматикой (депрессивные галлюцинации, бред).
Также, в зависимости от причин появления, различают эндогенную и экзогенную, или, иначе, психогенную депрессию.
Эндогенная депрессия развивается под влиянием внутренних факторов (особенности характера и нервной системы), а экзогенная — под влиянием внешних (стрессы, психотравмирующие события).
О симптомах и признаках депрессивного синдрома у детей и подростков в этом ролике:
Симптомы и признаки
В самом начале развития заболевания на первый план выходят главные симптомы болезни: подавленное настроение, вялость, апатия, уменьшение интереса к увлечениям и привычной деятельности.
Позднее, по мере развития заболевания, симптоматика усугубится.
Основная симптоматика депрессии (набор симптомов может варьироваться):
- выраженная подавленность настроения;
- чувство, что жизнь бессмысленна;
- будущее представляется в темных тонах;
- различные нарушения работоспособности, от умеренных до крайне тяжелых;
- потеря либо выраженное снижение интереса к учебе, увлечениям, общению с друзьями;
- суицидальные тенденции (мысли о суициде; намерения совершить его, выражающиеся в том, что подросток обдумывает способ, изучает информацию, думает, что написать в предсмертной записке, при этом не факт, что он действительно решится это сделать; попытки суицида);
- аутоагрессия (подросток царапает, режет себя, оставляет ожоги, грызет пальцы и губы до крови);
- чувство собственной никчемности и ненужности;
- нарушения когнитивных функций (трудности с концентрацией, проблемы с памятью, вниманием, мышление частично заторможено);
- обеднение мимики;
- расстройства сна (сложности во время засыпания, поверхностный сон, дневная сонливость, разбитость днем, многократные пробуждения ночью);
- соматические нарушения (головные боли, головокружение, выпадение волос, слабость, тахикардия, перепады артериального давления, нарушения в работе желудка и кишечника — боли, тошнота, запор, понос);
- замедленная речь;
- апатичность;
- ухудшение аппетита и потеря веса из-за этого;
- повышенная тревожность;
- раздражительность, агрессивность;
- слезливость, особенно у девушек;
- чувство, что ни на что не хватает сил;
- высокая утомляемость.
В некоторых случаях депрессия проявляет себя настолько сильно, что у подростка не хватает сил на то, чтобы встать с кровати. Несмотря на это, родители могут длительное время не замечать изменений в состоянии ребенка или списывать их на особенности возраста, считать признаком лени.
Последствия
Главная опасность депрессии — суицидальные настроения. Большое количество людей, покончивших с собой, ставших инвалидами из-за неудачной попытки убить себя, страдали депрессией.
Также заболевание способно подорвать физическое здоровье подростка. В особенности это касается сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
Депрессия отнимает у подростка силы, поэтому он не может вести обычную жизнь, осознанно принимать решения о своем будущем, продуктивно учиться.
Это все может сильно усложнить его дальнейшую адаптацию в обществе. Некоторые подростки, учащиеся в средне-специальных и высших учебных заведениях, вынуждены бросить их, потому что у них не хватает сил и желания для обучения.
Диагностика
Под симптоматикой депрессии могут скрываться серьезные соматические заболевания, например злокачественные опухоли головного мозга, как первичные, так и метастатические, заболевания щитовидной железы, осложнения после инфекционных заболеваний и травм.
Поэтому подростку с депрессивной симптоматикой следует пройти ряд обследований, включая магнитно-резонансную томографию и компьютерную томографию головного мозга, электроэнцефалографию.
Если обследования не выявили соматических отклонений, подростка направляют на консультацию к психотерапевту и психиатру.
Специалисты опрашивают подростка о том, как он себя чувствует, об интересах, взаимоотношениях с окружающими, оценивают его поведение, проводят ряд тестов, беседуют с родителями и ставят диагноз.
Как лечить обсессивно-компульсивное расстройство у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Депрессия у детей дошкольного и школьного возраста — причины, симптомы и лечение:
Как лечить?
Что делать? Когда диагноз поставлен, начинается подбор оптимальной медикаментозной терапии. Параллельно ведется психотерапевтическое лечение.
Группы медикаментов, которые применяются при лечении:
- Антидепрессанты. Правильно подобранный антидепрессант способен быстро устранить симптоматику депрессии и не привести к возникновению выраженных побочных эффектов. Примеры: Прозак, Имипрамин.
- Ноотропы. Улучшают мозговое кровообращение, повышают познавательную активность. Примеры: Пирацетам.
- Атипичные антипсихотики. Нормализуют настроение, повышают интерес к жизни, уменьшают выраженность апатии. Примеры: Арипипразол.
Медикаменты подбираются с учетом индивидуального состояния подростка и могут заменяться на другие в процессе лечения.
Без грамотной психотерапии препараты дадут лишь временный эффект, который исчезнет после отмены.
При лечении депрессии у подростков широко применяются методы когнитивно-поведенческой психотерапии, в основе которой лежит работа с автоматическими мыслями депрессивного характера.
Также возможно применение других видов психотерапии в качестве вспомогательных, например гипнотерапевтическое лечение и направления, в основе которых лежит психоанализ.
Как помочь ребенку?
Справиться самостоятельно с депрессией возможно, но лишь в тех случаях, когда она выражена слабо, а большая часть психотравмирующих факторов исключена.
В остальных же случаях обойтись без психотерапевта затруднительно. Однако всегда возможно смягчить симптоматику, если поработать с первопричинами возникновения депрессии.
Для самостоятельной работы над собой у подростка может не оказаться сил, поэтому важно, чтобы рядом с ним были доброжелательно настроенные люди, поддерживающие его.
Советы для близких депрессивного подростка:
- Ни в коем случае не осуждайте его, не обвиняйте в лени, безответственности, эгоизме и не обесценивайте его ощущения. Это только ухудшит его самочувствие и увеличит пропасть между вами.
- Не придумывайте причины, которые могли бы объяснить ухудшение в психическом самочувствии, особенно если они связаны с его увлечениями. Напротив, интересы подростка, даже такие, которые могут показаться взрослым неправильными (компьютерные игры, тяжелая музыка), дарят ему возможность чувствовать себя лучше. Если Вам важно его доверие и Вы хотите ему помочь, позвольте ему быть таким, каким он хочет быть. Доброжелательно расспросите его, почему ему нравится слушать такую музыку и что он находит в играх, и Вы можете неожиданно узнать для себя новые стороны, например что компьютерные игры имеют сложный, интересный, проработанный сюжет, в который хочется погружаться.
- Узнайте его собственное мнение по поводу его состояния. Возможно, у него проблемы в школе, или он все еще не свыкся с мыслью о смерти друга, или ему трудно пережить расставание с любимым человеком. Если Вы можете как-то повлиять на ситуацию, например перевести в другую школу, сделайте это, обсудив с подростком предварительно свое решение.
- Спокойно расскажите о своих методах борьбы с депрессивной симптоматикой, поделитесь историей из жизни. Можно, например, рассказать, что Вам помогли чувствовать себя лучше спорт, выравнивание режима дня, общение с друзьями, прогулки на свежем воздухе. Также можно предложить подростку сделать то же самое и посмотреть, что будет.
Обстановка в семье должна быть доброжелательной и спокойной, чтобы подросток, приходя домой, чувствовал себя нужным и любимым. Агрессия, оскорбления, побои никак не помогут изменить его состояние и лишь усугубят заболевание.
При этом важно понимать, что, если отношения с подростком уже не задались, попытки доброжелательно побеседовать с ним могут ни к чему не привести.
Также подростку можно предложить почитать книгу по самоработе над депрессивным состоянием, например «Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений» Бернса Д., в которой рассказан механизм возникновения депрессии и приведен ряд способов решения проблем.
Профилактика
Чтобы уменьшить вероятность возникновения депрессии у подростка, важно:
- создать в семье доброжелательную обстановку;
- обсуждать с подростком его проблемы и искать пути решения;
- не обесценивать его проблемы, относиться с пониманием ко всем его трудностям;
- не игнорировать изменения в его психическом самочувствии.
При первых признаках депрессии важно пройти все необходимые обследования и начать лечение. Это позволит ребенку быстро почувствовать себя лучше и ощутить, что в жизни есть смысл.