Для того, чтобы стать полноценным, признанным членом общества, человек должен усвоить его правила и нормы и соответствовать им.
Но иногда социальное окружение резко меняется — при смене работы, учебы или места жительства — и требуется за короткое время адаптироваться к нему.
А что делать, если возникают проблемы адаптации? Дезадаптация — что это такое и как с ней можно бороться?
О социальных нормах и их нарушении: десоциализации и ресоциализации, читайте здесь.
Оглавление
Основные определения
Дезадаптация в психологии — это несоответствие психофизиологического состояния человека новым, изменившимся условиям жизни.
Дезадаптированность — неспособность человека проявить типичное для какой-либо среды общения поведение, несоответствие ее психофизиологическим нормам, отклонения в поведении, эмоциональном и физиологическом состоянии.
Понятие расстройства адаптации
При изменении привычных условий жизни, устоявшихся норм, социального окружения человек подвергается стрессу. В максимально короткое время он должен приспособиться к изменениям, сохраняя при этом возможность своей продуктивной деятельности.
В такие моменты включаются адаптационные механизмы, которые позволяют принять человеку новые ценности, наладить социальные контакты, обрести психологический и физиологический комфорт.
Однако далеко не всегда человек способен безболезненно это сделать, и при значительном стрессе может наступить срыв адаптационных возможностей — резкое снижение психофизиологического потенциала человека и в дальнейшем неспособность выполнять требуемые задачи.
Что значит: не адаптирован, неприспособленный к жизни?
Практически на всех этапах жизни человек должен быть интегрирован в социальную среду, в которой пребывает, иметь единомышленников, строить и закреплять личные или профессиональные связи, добиваться признания и авторитета.
Бывает, что человек неспособен влиться в новый коллектив — причиной этому может быть и сниженная адаптация, как индивидуальная особенность человека, и сложность возникшей ситуации.
При всем этом он должен выполнять поставленные перед ним задачи — свои профессиональные обязанности, успевать в обучении, однако в связи с проблемами в адаптации оказывается неспособен качественно это сделать.
Например, руководитель может не добиться авторитета в возглавляемом им коллективе, школьник — не найти общий язык с одноклассниками, военнослужащий — не выдержать жесткой дисциплины и физических нагрузок на организм. В таком случае говорят, что человек не адаптирован, не приспособлен к жизни.
Дезадаптивное поведение — что это значит?
При возникновении ситуаций, в которых адаптация человека по той или иной причине невозможна, у него проявляется дезадаптивное поведение.
В этом случае он отказывается от реакций, которые помогли бы ему приспособиться к новым условиям — это может быть неприятие ценностей в новом коллективе, нежелание подчиниться внешним обстоятельствам, имеющим значение для остальных.
При этом проявление дезадаптивного поведения еще не означает, что человек выбрал для себя автономную позицию.
Он может испытывать внутренний конфликт, сомнения, колебания, однако не способен решить дилемму — подчиниться общим правилам или же вступить в конфликтную ситуацию, которая неизвестно чем может быть закончена.
Психологические защитные механизмы, которые включаются при этом, позволяют отложить это решение на потом, однако гораздо тяжелее исключить негативное влияние на личность данного деструктивного внутреннего противоречия, не нашедшего своевременного разрешения.
Виды дезадаптации
Виды:
- Психическая. Данный вид дезадаптации возникает во время полового созревания человека, когда возможны значительные колебания в эмоциональной сфере, крайние проявления различных, в том числе и негативных, сторон характера.
В это время подросток остро воспринимают любую критику, враждебно относятся к требованиям, которые предъявляет им школьные учителя, члены семьи и сверстники.
Ответная реакция может носить как откровенно конфликтный характер, так и скрытый, который, хотя и не проявляется внешне, однако ведет к тяжелым переживаниям и может толкать подростка на совершение им необдуманных поступков.
- Социальная. В этом случае человек игнорирует общепринятые нормы поведения, при этом демонстративно их нарушая, уклоняется от полезной деятельности, злоупотребляет алкоголем или имеет пристрастие к наркотикам. Причина данного поведения может крыться в недостаточном внимании в детстве со стороны родителей, неправильном воспитании, отсутствии акцента на моральных принципах со стороны значимых для человека людей. В итоге социальная дезадаптация может выразиться в преступлении человеком норм закона со всеми вытекающими последствиями.
- Патогенная. Данный вид дезадаптации возникает при нарушениях в психофизиологическом развитии личности — врожденным, вызванным в результате травм головного мозга и т. п. К ним относятся нервно-психические заболевания, фобии, энурез и другие.
- Психологическая. Психологическая дезадаптация проявляется при нарушении самооценки личностью — она слишком завышена или занижена, а также при несовпадении ценностей с социальным окружением.
Психические состояния
Психические состояния представляют собой проявления эмоций и настроения, воли, внимания и воображения — эйфория, угнетенность, сомнения, решительность, мечты, растерянность, сосредоточенность.
При дезадаптивных психических состояниях у человека отсутствует или значительно снижен контроль над данными проявлениями.
Симптомы и признаки
При нарушении адаптации характерны следующие признаки, которые могут включать в себя и психические и соматические отклонения:
- раздражительность. Человека раздражают нейтральные внешние факторы;
- агрессия. Вспышки гнева вызывают даже малейшие разногласия;
- замкнутость. Это психологический защитный механизм, позволяющий сохранить требуемый эмоциональный фон, настроение. Однако при этом снижается интенсивность общения, что создает проблемы с социализацией;
- отвержение общественных норм. Категорическое неприятие норм и правил, устоявшихся в определенных общественных кругах;
- невозможность сосредоточиться над определенными задачами;
- состояние беспокойства и тревожности без видимого повода;
- нарушения сна;
- быстрая утомляемость;
- расстройство аппетита в ту или иную сторону;
- боль в груди и затрудненное дыхание.
Причины
Характерные причины дезадаптационного синдрома сходны в определенных ситуациях. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Хотя расстройства адаптации могут наблюдаться у школьников на протяжении всего периода обучения, наиболее ярко они выражены у первоклассников.
Причины дезадаптации первоклассников следующие:
- Недостаточная подготовка к обучению в школе. Это может выражаться в отсутствии необходимой базы знаний, неудовлетворительном развитии психомоторных навыков. В результате первоклассник не успевает или не может справиться с поставленными заданиями.
- Недостаточный контроль за собственным поведением. В этом случае ребенок не может высидеть весь урок, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.
- Невозможность создания социальных связей с одноклассниками и учителем — то есть социальная дезадаптация.
Дезадаптация при службе в армии. Нежелание служить, а также недостаточная мотивация достигать успехов, сложности при прохождении срочной службы у военнослужащих могут возникать при дезадаптации, причины которой могут быть следующими:
- Недостаточная информированность и отсутствие представления о ценности службы в армии.
- Полная смена рода деятельности при малом количестве свободного времени.
- Недостаточная физическая подготовка.
- Вредные привычки — пристрастие к алкоголю, табачным изделиям или наркотикам.
- Социальная дезадаптация в новом окружении.
Профессиональная дезадаптация. При профессиональной дезадаптации человек не способен качественно выполнить свои непосредственные обязанности. Возникает она по следующим причинам:
- Социальная дезадаптация в новом коллективе.
- Недостаточный объем знаний или навыков, требуемых для выполнения профессиональных задач.
- Отсутствие мотивации и интереса к профессиональной деятельности.
Причины дезадаптации могут быть разными в зависимости от ситуации и конкретной профессиональной деятельности — дезадаптация в педагогике, например, может быть вызвана интенсивным общением с большим количеством людей на фоне значительных психологических перегрузок — в каждом определенном случае данные причины могут меняться.
Однако существуют и общие причины — например, социальная дезадаптация, сложности с построением социальных связей, личные проблемы — развод, потеря близкого человека — все это может влиять на способность к адаптации.
Диагноз
В каких случаях ставится диагноз расстройство адаптации?
Диагностировать дезадаптацию у человека можно в том случае, когда он перестает воспринимать и адекватно реагировать на значимые события, происходящие в окружающем его мире.
При этом человек остается в его собственной, придуманной реальности со своими ценностями. В дальнейшем это приводит к утрате возможности полноценного общения с людьми и личностного роста.
Лечение
Расстройства адаптации могут лечиться как психотерапевтическими методами, так и медикаментозно.
При психотерапии определяется ряд факторов, вызвавших дезадаптацию у личности.
Врач интерпретирует психотравмирующую ситуацию, чтобы в дальнейшем помочь человеку справиться со стрессом, провоцируемым данными явлениями.
При необходимости назначаются медикаменты, позволяющие устранить воздействия стресса — антидепрессанты, ноотропные препараты, транквилизаторы или нормотимики.
Профилактика
Наиболее необходимой является профилактика дезадаптации для первоклассников, так как дети еще не могут отдавать отчет собственным действиям.
Для этого педагогами проводятся следующие профилактические меры:
- Психологическое сопровождение учащихся. При этом педагог должен знать особенности ребенка, его личностные качества, оценку его индивидуальным способностям.
- Создание благоприятных условий для личностного роста учащихся.
- Своевременное выявление и диагностирование рисков и нарушений при адаптации первоклассников, оказание психологической помощи при обнаруженных проблемах с адаптацией.
- Создание условий обучения, принимающих во внимание дезадаптированных учащихся.
Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, осознает необходимость адаптации в профессиональном коллективе, руководитель также должен проявлять особое внимание к психологической атмосфере в отношениях между работниками:
- Исключать конфликтные моменты среди работников правильной организацией труда.
- Поощрять дружественную атмосферу в коллективе.
- Контролировать проявление уважения к молодым работникам.
- Организовывать мероприятия вне рабочего времени, направленные на достижение коллективом единства.
Адаптационные способности каждой отдельной личности индивидуальны, к тому же на способность приспосабливаться к новым условиям влияет множество различных факторов.
Важно своевременно обнаружить проблемы при адаптации, чтобы самостоятельно или при помощи квалифицированного специалиста сохранить необходимый уровень трудоспособности, успехи в обучении и не допустить тяжелых последствий стресса.
Первичные признаки психофизиологической дезадаптации: