Возрастные кризисы «преследуют» человека всю жизнь, начиная с рождения.
Однако, кризис — это не есть что-то плохое и страшное. Например, в китайском языке существует два значения этого слова: возможности и опасности.
Греческий язык трактует термин как «поворотный пункт». В любом случае, кризис — это начало нового жизненного этапа, возможность перейти на более высокий уровень развития.
Если знать все особенности возрастных кризисов, то можно пережить их безболезненно и выйти с минимальными потерями.
Как проявляется старческий маразм? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Суть понятия
В психологии кризисом называют непродолжительный период в жизни индивида, который предшествует переходу на новый этап развития личности.
Данный период отличается различными изменениями как в физическом, так и в психологическом состоянии.
Каждый человек переживает кризисы по-разному. Одни проходят их безболезненно, у других они сопряжены с некоторыми трудностями. Ведь рушится старая, но такая привычная ситуация, человеку приходится выходить из зоны комфорта и искать новые дороги.
Кризис — это возможность проанализировать свою жизнь, подумать, выбрать новую цель, которая больше соответствует настоящему уровню индивида.
Хотя в психологии принято выделять «кризисный возраст», но наступление переломного периода у всех происходит в разное время. Например, у женщин так называемый кризис среднего возраста случается раньше, чем у мужчин.
Также индивидуально и течение переходных периодов. Интенсивность проявлений, длительность зависят от разных факторов: уровня образования, социальной среды, семейного положения, отношений с близкими и т. д.
Возрастные кризисы часто сопряжены с изменением эмоционального состояния. У людей начинаются депрессивные настроения, нервозность, приступы апатии. Дети проявляют капризность, непослушание, конфликтность.
Если детские кризисы изучены хорошо, то взрослые остаются до конца неизведанными.
Равно как и нет единого мнения на этот счет. Некоторые психологи считают, что развитие и жизнь человека должны проходить гармонично и без резки перемен.
По их мнению, кризис — это результат плохого воспитания и избалованности. Однако, большинство ученых не отрицает наличия переходных периодов.
Кризис не начинается внезапно. В своем развитии он проходит несколько ступеней:
- Предкритический этап. Между индивидом и внешней средой возникают некоторые противоречия. Он вдруг понимает, что живет не так и хочет изменить ситуацию.
- Критический этап. Противоречия нарастают, человек пытается реализовать свои представления об идеальной жизни. На этом этапе он сталкивается с невозможностью претворить желания в жизнь и случается внутренний конфликт.
Конфликт завершается тем, что человек корректирует желания в соответствии с окружающей действительностью.
- Посткритический этап. Личность переосмысливает свои стремления, принимает новые формы жизни и новую действительность, реальную, а не существующую в мечтах. С этого момента продолжается его гармоничное существование.
Кто изучал?
Основоположником теории о возрастных кризисах является Л.С. Выготский.
Именно он и ввел данный термин. Также изучением этих вопросов занималась Л.И. Божович.
С ее точки зрения, кризисом называется переход от одного возрастного этапа к другому. Поэтому кризисы всегда случаются на стыке возрастов.
Психолог К.Н. Поливанова исследовала взрослые кризисы и дала им свое определение. По ее мнению, данные этапы жизни характеризуются разрушением старой жизненной ситуации и образованием новой.
Возрастные кризисы обусловлены как физиологическими факторами (гормональной перестройкой, физическим взрослением, старением организма), так и социальными (сменой места работы, жизненного статуса, общества, в котором оказывается индивид).
Это интересно: Можно ли пережить смерть ребенка и как это сделать?
Переходные периоды и их характеристика
В психологии выделяют кризисы детского развития и взрослые. В детском возрасте переломные моменты приходятся на следующий возраст:
- новорожденность;
- 1 год;
- 3 года;
- 7 лет;
- пубертатный период.
Новорожденность
Маленький человек, только родившись, уже попадает в кризисную ситуацию.
Из привычной среды он перемещается в абсолютно новую и чуждую ему.
Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, приобретать умения и навыки.
1 год
У ребенка уже имеется масса новых возможностей и умений: ходить, самостоятельно употреблять пищу, говорить слова. Поэтому у него появляются и новые потребности, ребенок стремится быть самостоятельным.
Кризис связан с непониманием со стороны взрослых, на которые малыш реагирует аффективно.
3 года
Это первый по-настоящему трудный период жизни маленького человека. У ребенка появляется свое «Я», его поведение строится на принципе «Я сам».
Малыш отделяет себя от других, старается построить абсолютно новую модель отношений со взрослыми. Основные проявления кризиса трех лет: упрямство, капризы, строптивость, конфликтность, самостоятельность, протест.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся постоянными, ребенок превращается в деспота и манипулятора. Возникает ревность по отношению к младшим членам семьи.
Стремление быть самостоятельным — это положительное явление. Но у некоторых детей оно приобретает гипертрофированную форму. Это приводит к своеволию, полному отсутствию послушания.
Родителям следует проявить высшую степень терпения, чтобы справиться с малышом.
Нельзя проявлять насилие, но и не стоит допускать вседозволенность.
Стремление к самостоятельности должно быть реализовано. Например, путь малыш сам убирает игрушки, гуляет с собакой, поливает цветы, помогает маме по дому. Родители просто должны быть рядом, чтобы предотвратить опасность.
7 лет
В 7 лет ребенок идет в школу, то есть попадает в новую социальную среду. Ему необходимо наладить отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями.
В 7-8 лет происходит становление социального «Я» человека. Также постепенно расширяется сфера деятельности малыша. Он приобретает множество умений, навыков, знаний.
Задача родителей — помочь справиться с большим объемом информации.
Характерные черты семилетнего кризиса:
- Обобщение неудач. Если ребенок плохо справляется с учебой, то он переносит эти неудачи на другие сферы. У него формируется чувство неполноценности, униженного самолюбия.
- Возможность прослеживать связь между поступками и результатами. Ребенок уже может осмыслить, что последует за его действиями.
- Манерность. Малыш начинает скрывать что-то от родителей, кривляется, строит из себя взрослого.
- Скрывание чувств. Если до этого возраста все эмоции и переживания имели внешние выражения, то сейчас ребенок умеет скрывать, что ему плохо.
Другими словами, у ребенка появляется своя внутренняя жизнь, отдельная от родителей.
Внутренние переживания накладывают отпечаток на поведение.
Взрослые всегда должны быть рядом, нельзя игнорировать переживания ребенка, ведь для него каждая мелочь имеет огромное значение. Малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.
Пубертатный период
В подростковом возрасте происходят глобальные физические изменения в организме человека: интенсивный рост, гормональная перестройка.
Из-за этого внутренние органы начинают работать по-другому. Например, сердце может не успевать за ростом скелета и «давать сбой». Все это становится причиной нестабильности эмоционального фона.
Подростки начинают интересоваться своей внешностью, сравнивать себя с другими. Появляются кумиры и идеалы. На первый план выходит межличностное общение, друзья, компании.
Подросток хочет выглядеть взрослым, поэтому часто грубит, позволяет себе некоторые вольности поведения. Он не терпит отношения к себе как к ребенку, психологического насилия со стороны родителей.
В этом возрасте дети часто уходят из дома, бунтуют, нарушают запреты, поступают против воли родителей. Особенно это проявляется в семьях, где родители не воспринимают личное мнение ребенка, считая его маленьким и несмышленым.
Диалог родителей и подростка должен строиться на принципах общения взрослых людей.
Важно выслушать, понять и поддержать положительные стремления.
Негативные и противоречащие закону должны быть остановлены. Доказано, если подросток занимается спортом или другой внеурочной деятельностью, которая ему интересна, он гораздо легче переживает кризис пубертата.
17 лет
Кризис 17 лет совпадает с переходом от школьной жизни ко взрослой. Привычной обстановки и расписания жизни уже нет, приходится приспосабливаться к новым более суровым и сложным условиям. Если юноша или девушка продолжают учебу в ВУЗе, то переход проходит легче.
В этот период у человека появляется множество страхов: не сдать экзамены, не поступить в ВУЗ, страх перед армией. На этом фоне могут возникнуть невротические проявления: обмороки, головная боль, тахикардия.
Главная черта этого периода — профессиональное самоопределение. Новые условия, новые люди и новая деятельность требуют больших сил для адаптации.
Человек очень нуждается в поддержке близких, понимании. Родители должны стать надежным тылом и плечом, на которое можно опереться в трудной ситуации.
Взрослые кризисы отличаются от детских тем, что протекают на внутреннем плане. Внешне они почти никак не проявляются.
30 лет
У некоторых людей (в основном девушек) переломным является возраст 25 лет.
Психологи называют это «ранней зрелостью». Человек уже поработал, многие завели семью, родили детей.
Однако, не все довольны своей жизнью и начинают искать новые пути. Если девушка до сих пор не замужем, она начинает страдать от этого, страстно хотеть завести семью, ребенка.
Молодой человек обычно задумывается о карьерном росте и смене профессии, если она не приносит ему желаемого дохода. В 30 лет рушится большинство семей, так как партнеры не смогли оправдать ожидания друг друга.
40 лет
Данный период принято называть «кризисом среднего возраста». У большинства уже есть сложившаяся стабильная жизнь, семья, подросшие дети.
Вдруг неожиданно для других и для себя человек начинает скучать, задумываться о бессмысленности существования. Ему кажется, что годы уходят, а он ничего не успел. В 40 лет мужья уходят к любовницам, жены находят себе молодых ухажеров.
На человека давят общественные стереотипы: молодость — это здорово, старость — это конец всего. Психологи советуют не оглядываться назад, чтобы не впасть в депрессию.
Важно создать новое стремление. Можно заняться тем, чем давно хотели: путешествовать, научиться играть на гитаре и т. д. Рекомендации психологов заключаются в следующем: не бояться перемен.
60-70 лет
Данный кризис связан со старением организма и боязнью старости.
На человека давит стереотип, что жизнь закончена, а впереди только безрадостное существование.
Ситуация ухудшается, если люди имеют проблемы со здоровьем или случилась потеря близких.
Многие сами усугубляют свою жизнь тем, что перестают двигаться, развиваться, интересоваться новым. На самом деле, человек уже отдал свой долг всем: вырастил детей, отработал положенное время.
Теперь можно заняться только своими желаниями: путешествовать, отдыхать. К тому же, старость — это не маразм, это мудрость и жизненный опыт, который может быть полезен молодым.
Основные проявления кризиса и пути выхода приведены в таблице:
Возраст |
Проявления |
Пути решения |
1 год |
Капризность, истерики, протест |
Развитие навыков, перевод общения в игру |
3 года |
Упрямство, негативизм, бунтарство, стремление к самостоятельности |
Поддерживание становления «Я», пресекание негативных проявлений, не реагирование на манипуляции |
7 лет |
Обобщение неудач, манерность, скрытность, потеря непосредственности |
Обеспечение возможностей для новых видов деятельности, эмоциональная поддержка, формирование уверенности в себе |
13-14-15 лет |
Отдаление от родителей, грубость, стремление выглядеть как взрослый, подражание кумирам |
Налаживание доверительных отношений, отсутствие давления, принуждения, помощь в любых ситуациях |
17 лет |
Страхи, нервозность, неуверенность в будущем, максимализм |
Помощь в выборе жизненного пути, обретении уверенности в своих силах, обеспечение надежного тыла |
25-30 лет |
Переосмысление целей, стремление к карьерным переменам |
Нахождение новых целей, стремление к новым достижениям |
40 лет |
Депрессия, апатия, потеря смысла жизни, сожаление об упущенных возможностях, боязнь стать невостребованным |
Принятие себя и ситуации, отказ от возврата в прошлое |
55-70 лет |
Страх старости, ощущение бессмысленности существования, чувство ненужности |
Получение удовольствия от жизни, помощь близким, занятие любимым делом |
С кризисами возрастного развития человек сталкивается на протяжение всей жизни. Некоторые люди переживают их почти безболезненно, другие — с большими потерями и ошибками.
Однако, кризис необходим для того, чтобы личность смогла перейти на более высокий уровень развития и достичь большего.
Возрастные кризисы развития: