Как выстроить границы от манипуляций в общении?

Манипуляции в общении

Различные виды манипуляций широко распространены в обществе.

Главная цель манипулятора — получить выгоду от жертвы, заставить ее сделать все так, как ему хочется.


С манипуляциями в общении может столкнуться любой человек, и даже близкие люди бывают манипуляторами: родители, партнеры, друзья.

Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Что такое манипулятивное общение?

Что такое манипулятивное общение между людьми?

Манипулятивное общение — разновидность общения, которая предполагает наличие стремления психологически надавить на собеседника, чтобы получить выгоду от его слов, действий, решений.

Манипуляции могут быть как скрытными, так и достаточно явными, хотя жертва манипулятора не всегда может понять верно его намерения.

В маркетинге и в деловых отношениях манипуляции значительно распространены и в целом не являются какой-либо проблемой: напротив, они часто даже поощряются, поскольку благодаря ним люди могут получать какую-либо выгоду для своих дел, поддерживать предприятия, получать более комфортные условия.

Безусловно, далеко не все считают манипуляции в этих сферах приемлемыми, но они прочно вошли в обиход, стали одной из ключевых частей теории маркетинга.

Манипулятивный стиль является одним из нескольких стилей делового общения, который предполагает, что манипулятор воспринимает объект своего внимания как инструмент, позволяющий ему добиться желаемого.

Также в деловом общении выделяют гуманистический и ритуальный стили.

При этом манипуляции в повседневном общении действительно становятся проблемой. Манипулятор регулярно доставляет психологический дискомфорт окружающим его людям, заставляет принимать решения, которые негативно влияют на их жизнь.

Что такое манипулятивное общение: понятие

Зачастую и сам он страдает от того, как ведет себя, поскольку люди, столкнувшиеся с манипуляциями, могут осознать, что хотят разорвать общение.

Не все манипуляторы прибегают к манипуляциям осознанно, и в некоторых случаях манипулятивное поведение может быть следствием наличия у человека различных психических расстройств.

Некоторая часть депрессивных людей могут пытаться манипулировать близкими, чтобы получить больше тепла и поддержки. Также манипуляторами могут двигать страхи, осознанные или нет.

Например, незамужняя женщина, боящаяся одиночества, может попытаться прибегать к манипуляциям, чтобы подросшая дочь продолжала жить с ней.

Считается, что манипуляторы видят в своих жертвах исключительно средство, которое позволит получить выгоду. Действительно, часть манипуляторов именно так и воспринимают тех, с кем взаимодействуют.

Однако манипуляции часто исходят от близкого окружения. Если друг манипулирует, это не значит, что он и не друг вовсе или не ценит объект своих манипуляций; напротив, он может быть уверен, что поступает правильно и что это не приведет ни к чему плохому.

Виды и приемы


Виды, приемы и примеры

Манипуляции делятся на:

  1. Осознанные. Манипулятор полностью понимает, зачем он прибегает к манипуляциям, у него разработан примерный план действий. Эта разновидность манипуляций распространена в деловых взаимоотношениях, хотя может встречаться и в повседневном взаимодействии, особенно если манипулятор расчетлив и практичен. К примеру, торговец, рассказывающий посетителю о том, как невероятно преобразит его использование этого крема и что это, несомненно, привлечет внимание противоположного пола, прибегает к осознанной манипуляции: он стремится продать товар.
  2. Неосознанные. Манипулятор не до конца понимает, какую цель он преследует, когда пытается воздействовать на свою жертву.

    В отдельных случаях он в принципе не понимает, что то, что он делает, — манипуляция.

    Неосознанные манипуляции часто встречаются в повседневном общении. Например, мать, которая не желает расставаться с повзрослевшей дочерью, едва ли полностью осознает, к чему в итоге приведут ее действия.

Основные приемы манипуляторов:

  1. Запугивание. Чтобы эффективно применять этот прием (и ряд других), манипулятору следует должным образом изучить жертву, чтобы понять, чего именно она боится. Страх особенно эффективен при манипулировании тревожными, неуверенными в себе, депрессивными людьми. Пример: сын хочет впервые встретиться с другом из социальных сетей, но, чтобы добраться до его города, нужно достаточно долго ехать. Отец и мать против поездки, поэтому пытаются запугать его уверениями в том, что с ним может случиться что-то плохое: украдут деньги, произойдет ссора с другом.
  2. Основные виды и приемы

  3. Игнорирование, молчание. К этому средству чаще прибегают манипуляторы, имеющие тесную связь с жертвой: родители, дети, друзья, партнеры, братья, сестры. Естественно, игнорирование не поможет, если жертва не испытывает никаких чувств к манипулятору. Обычно манипуляторы игнорируют, если им не удается по-другому воздействовать на жертву. Пример: мать против идеи сына поработать дворником на летних каникулах. Она уже использовала ряд манипулятивных тактик: давила на жалость, на чувство вины, запугивала. Но сын оставался непреклонен. В итоге мать перестала с ним разговаривать.
  4. Использование чувства вины и давление на жалость. Манипулятор стремится вызывать у жертвы вину за ее намерения или поступки, чтобы она сделала так, как он хочет. Часто этот прием сочетается с давлением на жалость, однако может использоваться и без него. Пример: муж собрался подавать на развод, а жена пытается надавить на него, чтобы он устыдился: рассказывает о том, как ей и детям будет сложно и что она ни с чем не справится, плачет.
  5. Лесть, похвала. Прием, который эффективен и в тех случаях, когда между манипулятором и жертвой нет тесной эмоциональной связи.

    При этом манипулятор может как льстить, так и хвалить, суть одна, просто в первом случае он неискренен, а во втором — искренен.

    Да, манипуляторы могут быть искренними. Пример: коллега хочет заставить другого коллегу помочь ему, предполагая, что он сделает большую часть работы. Для этого он начинает нахваливать его способности, чтобы он, проникнувшись, решил помочь.

  6. Забота. Манипулятор пытается заставить жертву сделать то, что он хочет, используя этот щадящий метод воздействия. Он пытается замаскировать психологическое давление заботой. Пример: девушка хочет поступить в университет, расположенный далеко от дома, а мать хочет этому помешать. Поэтому она использует фразы наподобие «Может, лучше передумаешь? Вдруг что случится. Я переживаю о тебе».

Какие виды и приемы существуют?

Также манипуляторы могут давить и на другие чувства, такие как чувство долга, жадность, апелляция к авторитету («А вот ученый N относился к этому совсем иначе», использование цитат).

Каждый манипулятор воздействует на жертву по-своему.

Одни манипуляторы агрессивны и прямолинейны, активно используют оскорбления, другие, напротив, вежливы, обходительны, обычно применяют методы, связанные с псевдозаботой и лестью.

В педагогике

Манипулятивность в педагогическом общении между преподавателями и студентами широко распространена: студенты (и школьники), стремящиеся получить выгоду от учителей, используют различные манипулятивные техники: давят на жалость, льстят и так далее, предварительно выяснив как можно больше информации о преподавателе от других учащихся.

Это приводит к тому, что многие преподаватели ощущают себя обманутыми, раздражаются, сердятся.

Наиболее высокий процент манипуляций наблюдается в предсессионные периоды и во время сессий. При этом лишь 6% преподавателей считают, что манипуляции недопустимы и являются исключительно негативным явлением.

Манипуляции в педагогике

86% учителей придерживаются мнения, что манипулирующие ученики поступают так потому, что хотят получить достаточную оценку, ничего при этом не делая.

Также 66% преподавателей заметили, что тоже используют манипулятивные техники в общении со студентами.

Распространенные фразы манипуляторов


Подобные фразы очень часто произносят манипуляторы, и люди, общающиеся с ними, наверняка вспомнят случаи, когда они слышали их.

  1. Ты чересчур чувствительный/чувствительная. Классический пример газлайтинга: манипулятор пытается выставить реакции жертвы на собственные слова как что-то неправильное, дефектное, стремится заставить ее поверить в то, что с ней что-то не так.
  2. Фразы, начинающиеся с «Ты же». «Ты же девочка», «Ты же мужик», «Ты же программист», «Ты же мать», «Ты же врач». Эти и подобные им фразы по сути стали мемом в Рунете.

    Человек, использующий их, стремится надавить при помощи устоявшихся в обществе стереотипов о гендерах и профессиях и получить от жертвы необходимую реакцию.

  3. Если ты сделаешь это, я сделаю вот это. «Если ты похудеешь, я точно на тебе женюсь», «Если ты расстанешься с этим твоим Толиком, я буду давать тебе деньги на оплату вуза». Все эти манипулятивные фразы человек говорит для того, чтобы удовлетворить собственные потребности и при этом «перевоспитать» свою жертву.
  4. Распространенные слова и фразы манипуляторов

  5. Обесценивающие заявления. «Ха, нашла проблему! Люди без рук и ног как-то справляются, а ты не можешь работу найти», «Мне бы твои проблемы». Манипулятор обесценивает трудности жертвы, получая при этом нужную реакцию.
  6. Я же шучу! Обычно произносится после череды оскорблений разной степени завуалированности. В данном случае манипулятор стремится задеть жертву, а после выставить ее реакции как неадекватные и при этом выглядеть невинно.
  7. Ты невероятно эгоистичен. Разумеется, манипулятору выгодно, чтобы человек, на которого он воздействует, проявлял жертвенность, уступчивость, угождал ему, а не стоял на своем. Именно для этого он произносит подобные фразы.
  8. Ты не умеешь принимать критику/Научись принимать критику. Также произносится после череды оскорблений, выдаваемых за якобы критические замечания.

Манипулятивные уровни


В психологии выделяют ряд уровней в процессе общения с людьми, таких как:

  • примитивный;
  • манипулятивный;
  • деловой;
  • игровой;
  • духовный;
  • уровень масок.

Манипулятивные уровни общения

Манипулятивный уровень общения предполагает, что человек воспринимает своего собеседника как инструмент для удовлетворения собственных потребностей и достижения целей.

Если манипулятивные поведенческие паттерны у человека преобладают, его можно считать манипулятором.

Как выстроить границы?

Советы для тех, кто стремится защититься от манипулирования:

  1. Осознайте наличие проблемы и принимайте решение в зависимости от собственных желаний. Если Вы заметили, что Вами пытаются манипулировать, помните, что Вы не обязаны пресмыкаться перед манипулятором. Ваши желания важнее, чем его.

    Прежде чем принять решение относительно предложения (не только манипулятивного), прислушайтесь к себе и поймите, чем хотите заняться Вы и насколько для Вас будет полезно прислушаться к собеседнику.

  2. Повышайте самооценку. Человеком с заниженной самооценкой очень легко манипулировать, поскольку он ни во что себя не ставит и привыкает пресмыкаться. Выровнять самооценку очень сложно, но все же реально. В этом Вам поможет квалифицированный психолог, самоучители.
  3. Как выстроить свои границы?

  4. Научитесь отказывать и осознайте, что отказ не делает Вас плохим человеком. Существует обширная категория людей, которые стремятся быть для всех самыми лучшими, поэтому стремятся угождать каждому. Этим пользуются манипуляторы. Важно уметь говорить «нет» и не поддаваться на попытки переубедить.
  5. Держите дистанцию, не открывайтесь кому попало. Доверчивые и наивные люди часто становятся жертвами манипуляторов, поскольку позволяют им узнать сведения, дающие возможность эффективно манипулировать. Присматривайтесь к своему близкому окружению, будьте бдительны и доверяйте только тем, в надежности кого уверены.

Манипуляции не всегда являются сугубо негативным явлением, однако людей, которые сделали манипулятивное поведение основой жизни, следует опасаться. Важно уметь защищаться от них и при этом сохранять собственное достоинство.

О негативной манипуляции в общении в этом видео:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *