Особенности периода адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация к детскому саду

Многие современные родители сталкиваются с необходимостью отдать чадо в детский сад.

Однако, далеко не для всех детей этот новый период протекает безболезненно.


Задача родителей (а также воспитателей или даже специалистов — психологов) сделать так, чтобы адаптация малыша к новым для него условиям прошла максимально быстро и безболезненно для неокрепшей психики.

Это очень важно, ведь на протяжении нескольких лет он будет большую часть своего активного времени проводить в дошкольном учреждении.

И при правильной подготовке, детский сад станет для крохи вторым домом, научит его самостоятельности, умению общаться. А это, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни.

Если вам нужен совет или психологическая помощь, обратитесь к психологу. Первая 20-минутная ознакомительная консультация бесплатно! Будем рады вам помочь! Анонимность гарантируем. Реклама. ООО «ПСИЧАТ». ИНН 2222897459. Erid 2VtzqwtTovj

Особенности привыкания

Особенности привыкания к новому месту

Адаптация — процесс приспосабливания человека к новым для него условиям жизни.

Эти изменения оказывают определенное влияние на психологическое и эмоционально состояние.

При этом психика ребенка раннего возраста является более уязвимой, поэтому, изменение внешних условий, в частности, при посещении детского сада, для него является сильным стрессом.

В результате такого стресса организм перенапрягается, тратит большое количество энергии. Однако, далеко не все дети сложно переживают этот период. Имеют значение такие факторы как:

  1. Чрезмерная привязанность к родителям. При этом кроха тяжелее переживает даже кратковременную разлуку с ними.

    Ему придется привыкать к чужим взрослым (воспитателю, няне), учиться выполнять их требования.

  2. Отсутствие четкого режима дня. Дошкольное учреждение устанавливает определенные правила, приходится соблюдать установленный распорядок, и если дите не привыкло к этому, ему будет тяжелее освоиться.
  3. Необходимость взаимодействия с другими детьми. Необщительные дети (также, как и гиперактивные) могут испытывать определенные сложности при общении со сверстниками.
  4. Необходимо привыкать к самостоятельности, ведь в группе детского сада внимание воспитателя поделено между всеми детьми.

Особенности привыкания детей

Привычная жизнь крохи, начавшего посещать детский сад, полностью меняется.

Это совершенно естественно, и чаще всего он постепенно осваивается, привыкает к новым для него условиям.

Однако, если возникают проблемы, необходимо помочь ему пережить период адаптации.

Степени адаптации ребенка в ДОУ


Выделяют следующие степени адаптации к условиям дошкольного учреждения:

  1. Дезадаптация (острая фаза). Данная стадия характеризуется значительным изменением поведения, повышенной капризностью, раздражительностью.

    Возможно временное снижение иммунитета, что приводит к частым болезням. Также нарушается аппетит и сон крохи. Он отказывается посещать сад.

  2. Период адаптации характеризуется постепенным привыканием к новым обстоятельствам, нормализацией поведения. Одни дети привыкают быстро, другим требуется более длительный период.
  3. Компенсаторная степень. Воспитанник чувствует себя уверенно в новом коллективе, хорошо общается со сверстниками, заводит дружеские отношения. Поведение спокойное, капризность, раздражительность исчезают.

Для каждого период адаптации протекает по-разному. О легкой адаптации идет речь если:

    Основные степени адаптации ребенка в ДОУ

  • придя в группу, он легко отпускает родителей, не плачет и не капризничает;
  • может без стеснения обратиться с просьбой к воспитателю или няне, понятно озвучить свою просьбу;
  • легко взаимодействует с другими детьми, часто первым стремится к общению;
  • может на протяжении долгого времени играть самостоятельно;
  • придерживается установленных ДОУ распорядков и требований;
  • адекватно реагирует на замечания воспитателя;
  • с радостью рассказывает родителям о своем времяпровождении в садике.

В некоторых случаях при поступлении в детский сад могут возникать определенные проблемы. Тогда идет речь о средней степени адаптации.

К числу таких отклонений относят:

  • нежелание оставаться в группе без родителей. При этом кроха легко отвлекается и забывает о проблеме;
  • он ормально общается со сверстниками, но иногда может создавать конфликтные ситуации;
  • кроха подчиняется режиму дня и требованиям взрослых, адекватно реагирует на замечания, но может иногда выражать свое недовольство.

Характеристики тяжелой степени

Характеристики тяжелой степени привыкания

У некоторых процесс адаптации проходит более проблематично, чтобы привыкнуть к новым условиям, требуется больше времени.

Тяжелая адаптация характеризуется такими особенностями как:

  1. Нарушение режима сна. Малыш часто просыпается по ночам, плачет, отказывается засыпать без родителей.
  2. Отсутствие аппетита. Он не только не желает пробовать незнакомые для него блюда, но и отказывается от тех, которые раньше ему нравились.
  3. Временная утрата навыков. Если кроха умеет пользоваться горшком, владеет столовыми приборами, может самостоятельно одеваться, убирать за собой игрушки, в первое время после знакомства с детским садом, эти навыки могут пропадать. После адаптации умения возвращаются вновь.
  4. Апатия. Чадо не интересуется игрушками, не стремится к познавательной деятельности, не обращает внимания на занятия, любимые им ранее.
  5. Изменение поведения. В период адаптации спокойные дети могут проявлять агрессию, раздражительность, активные, напротив, становятся более вялыми, безучастными.
  6. Снижение защитных сил организма. В период привыкания организм наиболее подвержен различным инфекционным заболеваниям.

    Малыш испытывает стресс, который является частой причиной снижения иммунитета.

Как помочь малышу адаптироваться?


Как помочь малышу адаптироваться к детскому саду?

Родителям крохи необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Избегать разговоров о проблемах, которые могут возникнуть в дошкольном учреждении. Не отзываться в негативном ключе о детском садике, воспитателях, других детях.
  2. Отправлять чадо в сад только тогда, когда он полностью здоров и хорошо себя чувствует.
  3. Не рекомендуется отдавать дите в ДОУ в 3 года. В этот период у многих детей развивается кризис поведения, и резкое изменение условий станет лишь дополнительным стрессом.
  4. Заблаговременно приучать кроху соблюдать установленный распорядок дня.
  5. Предварительно познакомить будущего воспитанника с воспитателем, другими детьми в группе, если это возможно.

    Рассказать о положительных моментах посещения садика (возможность поиграть с новыми игрушками, завести друзей, стать более взрослым и самостоятельным).

  6. Научить основным необходимым навыкам самообслуживания.
  7. Не показывать своего беспокойства.
  8. В первое время кроху нужно забирать из садика пораньше.
  9. Самое главное — важно рассказать крохе о своей любви, о том, что вынужденная разлука вовсе не повлияет на ваши взаимные чувства.

Советы психолога


Советы психолога мамам

Часто процесс адаптации проходит безболезненно, кроха постепенно сам привыкает к детскому саду.

Однако, в некоторых случаях без помощи специалиста не обойтись.

Родителям важно соблюдать все рекомендации психолога. В этом случае малыш быстрее освоится в новых для него условиях.

Если малыш отказывается ходить детский сад

Иногда малыш не хочет идти в садик, плачет, проявляет агрессию по отношению к родителям, не желает отпускать их от себя. Как уговорить или убедить ребенка ходить в детский сад?

Родителям, прежде всего, необходимо выявить причину такого поведения, особенно, если раньше малыш ходил в сад с удовольствием (его привлекали новые игрушки, картинки, игры с другими детьми).

Возможно, кроха просто плохо себя чувствует, ему приснился страшный сон, и он напуган? С такими обстоятельствами сталкивается каждый ребенок, это вполне естественно, и через некоторое время проблема решается сама собой.

Нередко малыша пугает расставание с мамой или папой. Тогда необходимо обсудить проблему с воспитателем, попросить по возможности уделять малышу больше времени. Кроме того, хорошо если родители будут приходить за ребенком в одно и то же время. Это придаст крохе уверенность.

Если к нежеланию посещать садик приводят конфликты со сверстниками, необходимо уладить данную проблему с воспитателем или родителями других детей (например, если кроху обижают его сверстники).

Стресс после посещения группы

Стресс после посещения группы: что делать?

Изменение привычных условий, связанное с посещением детского сада — стресс для любого, даже самого спокойного человека.

Что делать родителям в такой ситуации?

Психологи советуют, прежде всего, разговаривать со своими детьми, рассказывать о положительных моментах посещения садика (можно, например, сказать малышу что он стал более взрослым, ведь теперь он «ходит на работу» как мама или папа).

Вечером нужно интересоваться как прошел день малыша в садике, чем он занимался, подружился ли с другими детьми.

Чтобы максимально защитить кроху от стресса, следует заблаговременно подготовить его к садику. Для этого родители должны установить распорядок дня для крохи и следить, чтобы малыш четко его соблюдал.

Кроме того, важно давать ему несложные задания, в соответствии с его возрастом. Это позволит малышу почувствовать себя более самостоятельным. И конечно, необходимо привить необходимые для его возраста навыки самообслуживания.

Что делать с агрессией?

Что делать с детской агрессией?

При адаптации поведение может меняться в худшую сторону.

У малыша появляется агрессия, даже если раньше он был спокойным и послушным.

Это своеобразная защитная реакция организма на изменившиеся условия.

Однако, оставлять данную проблему без внимания нельзя, ведь ситуация может только усугубиться. К сверстнику, который часто дерется, проявляет негатив, хуже относятся. Другие дети не хотят с ним дружить, не приглашают в совместные игры. Это провоцирует еще больший стресс.

Родителям необходимо принимать меры. Прежде всего, кроху необходимо приучать к дисциплине. Соблюдать режим дня кроха должен не только в детском саду, но и дома.

Нужно объяснить малышу, что за каждым проступком обязательно последует наказание. Причем наказание должно быть соразмерно совершенной провинности.

Нужно рассказать о том, как хорошо иметь друзей, объяснить, что необходимо делиться игрушками с другими детьми, и, конечно, предупредить о недопустимости драк и конфликтов.

Если у крохи имеются задатки лидера, это также может послужить причиной агрессивного поведения. И тогда необходимо рассказать, что любую проблему лучше всего решать на словах, а не с помощью силы. Более того, родители должны постоянно доказывать это на собственном примере.

Важно пересмотреть и свое поведение. У семей, для которых характерны скандалы между родителями, чаще всего вырастают агрессивные дети, которые считают данную модель отношений единственно возможной.

Нельзя разрешать крохе смотреть жестокие передачи и фильмы, где пропагандируется насилие.

Если методы, указанные выше, остаются бездейственными, малыша необходимо показать психологу.

Нужны ли медикаменты в этот период?

Нужны ли детям медикаменты в этот период?

Нужно ли давать ребенку лекарственные препараты во время периода адаптации?

Медикаментозные средства, например, Глицин, способны привести к положительному результату, однако, назначают их только в особенно тяжелых случаях и только по назначению врача.

Во всех остальных ситуациях лучшими помощниками будут любовь, ласка и внимание родителей к своему маленькому сокровищу.

Адаптация — естественный процесс привыкания человека к изменившимся внешним условиям. Любое нарушение привычного ритма жизни, например, поступление в детский садик, является сильным стрессом для организма.

Поэтому, вполне естественно, что он выдает соответствующую реакцию. Конечно, выраженность этой реакции зависит от характера малыша, его воспитания, условий проживания.

Большинство детей безболезненно переносят адаптацию, у других же могут возникать проблемы. Часто при адаптации развивается нарушение аппетита и сна, капризность, раздражительность, появляется агрессия. Важная задача родителей — помочь крохе пережить этот непростой для него период.

Консультация психолога о периоде адаптации к детскому саду:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *