«Мечты сбываются»: коучинг и методы его применения

Методы коучинга

Для достижения успеха в любой сфере необходимо раскрытие собственного потенциала и умение распоряжаться этими возможностями.

Грамотное распределение ресурсов называется просто — коучинг. Что это значит?


Суть понятия

Суть основного понятия

Что это такое в психологии?

С приходом в современную жизнь понятия «коучинг» началась новая эра в сфере саморазвития.

Сегодня масса людей именуют себя коучерами, но немногие могут объяснить суть своей работы. На деле же все не так и сложно.

В дословном переводе слово «коуч» означает «телега». Столь обыденное обозначение понятия пришло с английского сленга.

Именно «дилижансами» английские студенты называли людей, подготавливавших учащихся к занятиям. Сегодня этот термин преобразовался в слово «репетитор», а понятие «коуч» обрело более глубокий смысл.

Коучинг — деятельность, направленная на содействие в обучении. Простыми словами это наука о том, как эффективно учиться, развиваться, достигать желаемого.

Сам процесс коучинга проходит в виде систематических тренингов, на которых учащиеся развивают свои навыки, разбираются со своими целями и разрабатывают поэтапный план достижения их.

Проводящий этот семинар — коуч — не планирует деятельность вместо обучаемого. Он лишь дает инструмент, знания и мотивацию.

Цель коучинга — добиться проявления внутреннего потенциала человека до такой степени, что для достижения цели ему не нужна будет мотивация извне.

Кто такой коуч?

Кто такой коуч: понятие

Какого значение этого слова?

Как гласит старинная поговорка, голодному нужно давать удочку, а не рыбу.

Так и коуч преподносит обучающимся лишь информацию, которую они в свою очередь применяют в зависимости от поставленной цели.

Консультант не предлагает готовые ключи к успеху. Он помогает найти подходящие методы для каждого человека. Постепенно клиент приходит к пониманию собственного потенциала и ищет его применение.

Отвечая на свои внутренние вопросы, клиент выбирает сферу, в которой он применит обнаруженный потенциал. Это может быть как профессиональная деятельность, так и личные отношения.

Консультант не является менеджером в прямом смысле слова. В обыденной жизни учитель предлагает ученику собственный багаж знаний, опыт и навыки, дабы привить подопечному определенные умения.

Коуч же, напротив, не навязывает собственный путь, а приводит к развитию личности, которая сможет решить свои задачи самостоятельно.

Отличие коуча от тренера заключается в методе психологического воздействия. К примеру, тренер обучает работе с бухгалтерией, а коуч лишь пробуждает желание учиться чему-то новому, будь-то счетоводство или другая наука.

Несмотря на четко оговоренные рамки воздействия, грамотный коуч способствует раскрытию потенциала и стимулирует клиентов к развитию.

Поскольку коучинг не регулируется на уровне академической науки, отследить качество предлагаемых услуг довольно сложно. Качественным коучем можно назвать лишь человека, обладающего определенными навыками.

Кто такой коуч-консультант?

Что входит в обязанности коуча:

  1. Стимулирование деятельности клиента путем мотивирования его.
  2. Доверие к клиенту, умение видеть в нем ответственного персонажа.
  3. Поиск сути целей, к которым стремится учащийся.
  4. Помощь клиенту в поиске наиболее выгодной стратегии роста.

Существует официальная организация, взявшая на себя обязанности по подготовке профессиональных коучей. За всю историю существования ICF подготовила более 24 000 квалифицированных преподавателей.

Международная Федерация Коучинга готовит специалистов для полсотни стран мира и является самой масштабной системой в этом направлении.

История возникновения


В основе коучинга лежит так называемая «внутренняя борьба». Основатель этого понятия — Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис» Голви выносит предположение о некоем скрытом противнике человека, находящемся в нем самом.

Противник в собственной голове препятствует развитию личности, создавая искусственные препятствия на пути успеху.

История возникновения и основатели

Книга, вышедшая в 1974 году, произвела настоящий фурор.

Голви создал целую систему, помогающую ликвидировать того самого внутреннего соперника.

Смягчая препятствия, созданные собственноручно, но не умышленно, человек становится на путь развития.

Позже концепцию внутренней игры подхватил Джон Уитмор. В 1992 году он преобразовал предложенную Голви игру, сравнив ее с процессом достижения успеха в бизнесе.

Основателем первой системы коучинга считается Томас Дж. Леонард, зарегистрировавший Университет коучей, а также международную федерацию по подготовке специалистов.

Сферы применения

Поскольку существует масса сфер для применения коучинга, сама процедура делится на несколько типов.

Индивидуальная работа

Тренинг в таком случае происходит без вмешательства посторонних лиц. Учащийся и коуч работают один на один. При этом особое внимание уделяется окружающей обстановке. В процесс не включаются не только другие люди, но и звуки, запахи и прочие факторы, отвлекающие внимание.

Метод: индивидуальная работа

Благодаря тесному взаимодействию коуча и клиента, индивидуальная работа подходит для налаживания дел в любой сфере.

Персональные занятия проводятся с целью построить бизнес, построить личные отношения, стимулировать творческую деятельность.

Коучинг может быть представлен как в виде одноразовой встречи, так и в форме ряда сетов.

В зависимости от глубины поставленной цели, консультант встречается с учащимся несколько раз.

Для решения несложного вопроса может понадобиться всего один час работы. Для формирования определенной модели поведения коуч проводит до 8 семинаров.

При системной работе коучинг проводится два раза в неделю. Зачастую количество сессий не превышает 10, но случается, что глобальные цели требуют более длительного разбора.

Разновидностью индивидуального тренинга называют «коактивный» коучинг. В этом случае работа строится не на поиске цели, а на формировании доверительных отношений между клиентом и коучем.

В таком тесном альянсе вопросы исходят не от учащегося, а от коуча. А ответы на них, напротив, даются самим клиентом.

Эффективность метода обусловлена «переворотом» классического поиска истины. Как правило, ищущий задает вопросы, а ответы ожидает услышать от какого-либо наставника.

Групповые занятия

Как проходят групповые занятия?

Когда группа людей объединена общей целью, есть смысл проводить коллективный коучинг.

В таком случае консультант работает одновременно с несколькими клиентами.

Групповая работа применяется в самых разных сферах.

Командой может оказаться рабочий коллектив одной фирмы, спортивная команда и даже семья. Единственное условие — совместный проект, над которым работает вся группа.

Количество участников такого коуча неограниченно. Задействовано может быть как двое людей, так и десятки.

Организационный вид

Такой коучинг применяет, когда достигнуть цели необходимо команде, в которой есть лидер. Работа в этом случае проводится как с командующим, так и с подчиненными.

Каждое звено получает собственные задания. Отличаются и мини-цели для каждого участника, которые в результате приводят к совместному успеху.

Особое внимание в организационном коучинге уделяется руководителю, ведь эффективность предприятия во многом зависит от грамотной работы первого лица.

Классификация работы


Каждая из сфер жизни уникальна, поэтому работа коуча в разных направлениях кардинально отличается.

Классификация в зависимости от области применения:

    Классификация и виды работы

  1. Лайф. В основе работы лежит индивидуальный тренинг, в результате которого учащийся достигает баланса одновременно в различных сферах жизни. Налаживается как профессиональная деятельность, так и личные взаимоотношения. Уделяется внимание и творческому самовыражению, здоровью и улучшению качества жизни.
  2. VIP. Работа с человеком на руководящей должности. Развитие управленческих навыков, постройка коллективных целей, личная продуктивность.
  3. Бизнес. Работа с отдельными подразделениями компании. Поиск эффективных решений для конкретного отдела и продуктивность «цеха» в масштабах компании.
  4. Карьера. Этот вид предусматривает индивидуальный тренинг, в ходе которого человек определяет свои профессиональные цели на ближайшее будущее. Чаще всего тренер работает с одним из двух временных отрезков. Планы строятся на 1 год или 5-10 лет.

Коучинг применяется не только в безнес-среде и личных отношениях.

Все популярнее становится родительский коучинг — работа родителя и ребенка как одной команды, призванной раскрыть потенциал ребенка, таланты и мотивировать его к победам.

Техники взаимодействия

Существует несколько эффективных инструментов, применяемых в коучинге. Каждый из них представлен в виде техник, поэтапно применяемых на систематических тренингах.

Вопросительная методика

Вопросительная методика - что это такое?

Базовая и обязательная техника взаимодействия — постановка вопросов, отвечая на которые, учащийся получает ключи к достижению целей.

Разновидности вопросов:

  1. Закрытый. На такой вопрос можно ответить односложно. «Сколько вам лет?» — «25». «Вы любите свою работу?» — «Да».
  2. Открытый. На этот вопрос клиент должен ответить расширенно. «Расскажите о своем детстве», «Охарактеризуйте своего начальника».
  3. Уточняющий. Направленный на уточнение ситуации. Коуч задает вопрос «Как я понимаю, вы… ?».
  4. Альтернативный. Вопрошающий предлагает несколько возможных ответов, среди которых клиент выбирает подходящий. Техника иногда называется «китайское меню».

Применение шкалы

Техника, с помощью которой фиксируются положительные перемены в состоянии клиента. В начале встречи коуч предлагает оценить имеющиеся навыки по 10-бальной шкале. После проведенного тренинга отмечают, на сколько «пунктов» сдвинулась позиция слушателя.

Например, клиент находится в поисках мотивации. В начале работы ему задан вопрос «Как вы оцениваете свою нынешнюю мотивацию?» Учащийся отмечает пять пунктов на шкале. Коуч также может спросить, какова желаемая мотивация после предстоящего урока.

После занятия клиенту вновь предлагают отметить свое положение, оглядываясь на полученные навыки. Результат укажет, способен ли тренирующийся начать достижение цели сейчас или ему потребуется еще ряд занятий.

Другие методики

Существует множество техник, применяемых в коучинге. В зависимости от цели клиента, коуч подбирает наиболее подходящие методики.

Примеры эффективных приемов:

    Другие методики: примеры

  1. Временная шкала. Клиенту предлагают распланировать свое движение к цели, отмечая наиболее важные шаги на графической временной шкале.
  2. Опровержение. Коуч задает вопрос так, чтобы клиент озвучил свои действия в случае провала. «Что если, денег не хватит?». «А вдруг проект не одобрят?».
  3. Колесо. Графический круг делят на секторы, число которых соответствует аспектам, фигурирующим в намеченной цели. В каждом секторе «уровень заполнении» будет разным, но в результате тренинга будет найдена гармония.
  4. Проект. Расписание конкретных действий на пути к желаемому. Поэтапная инструкция, созданная самим клиентом в ходе тренинга.

Нюансы новшества


Сколько бы ни было преимуществ у новшества под названием «коучинг», есть в этом методе тренинга и некоторые недостатки.

Минусы коучинга:

  • Необходимость преодоления привычного для человека сопротивления новшествам и инновационным методикам.
  • Прямая зависимость успеха проекта от компетентности коуча. На отечественном рынке квалифицированных специалистов очень мало.
  • Неумение клиента сконцентрировать на длительных проектах и частых занятиях. Желание получить «все и сразу».

Кочинг — новое слово в сфере саморазвития. Методика позволяет достичь цели в любой сфере, будь то профессиональная идея или желание правильно воспитывать детей.

Что такое коучинг? Узнайте об этом из видео:



Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *