Когнитивные нарушения относятся к числу самых распространенных неврологических симптомов. Возникновение таких расстройств указывает на наличие нарушений работы головного мозга.
В результате прогрессирования патологического состояния происходит изменение рационального познания мира.
Понимание вопроса, когнитивные нарушения — что это такое, будет легче, если предварительно изучить информацию о причинах таких расстройств и их симптоматике.
Что такое когнитивный диссонанс? Узнайте об этом из нашей статьи.
Оглавление
Понятие и определение
В широком смысле когнитивные нарушения представляют собой отклонения в функциях головного мозга человека, отвечающих за познавание, понимание, восприятие и осознание определенной информации, полученной из окружающей среды.
В некоторых случаях такие расстройства наблюдаются при наличии серьезных заболеваний неврологической этиологии.
Когнитивные нарушения могут быть связаны со следующими функциями головного мозга:
- регуляция произвольной деятельности;
- все виды памяти;
- гнозис (отнесение предметов к определенной категории);
- восприятие информации;
- концентрация внимания;
- интеллект;
- речевая активность;
- праксис (способность применять знания на практике);
- психомоторная функция.
Дефицит или недостаточность
Когнитивная недостаточность или дефицит является формой утраты когнитивных функций.
Степень симптоматики зависит от скорости прогрессирования отклонения. В первую очередь когнитивная недостаточность отражается на оперативной памяти, скорости обработки полученной информации, концентрации внимания и способности быстро менять вид деятельности.
При наличии критичного уровня нарушений возникает риск развития расстройства личности и дезадаптации человека в социальной и профессиональной среде.
Этапы когнитивного дефицита:
- Умеренные когнитивные нарушения (склонность к тревожно-депрессивным состояниям).
- Деменция легкой степени (в домашних условиях человек чувствует себя лучше, чем в коллективе).
- Деменция умеренной степени (нарушение повседневной активности, появление первых симптомов когнитивных нарушений).
- Тяжелая деменция (проявление основных симптомов когнитивных нарушений).
Список искажений
Когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в мышлении, возникающие при определенных ситуациях. Шаблонные отклонения или паттерны являются примером сложившегося на эволюционном уровне, ментального поведения.
Искажения такого типа могут возникать по причине необходимости адаптации к определенной ситуации или отсутствия конкретных навыков мышления.
Устранение данной проблемы является отдельным направлением в психотерапии и основным объектом в когнитивной психотерапии. Всего зафиксировано свыше 120 когнитивных искажений, разделенных на несколько групп.
Искажения, имеющие связь с принятием решений и поведением в определенных ситуациях:
- иррациональное усиление (привязанность к направлению, выбранному ранее);
- амплификация (при составлении плана достижения цели вкладывается чрезмерное количество усилий);
- подчинение авторитету (человек не способен руководствоваться собственным мнением и подчиняется конкретному лицу, которое считает авторитетом);
- непринятие потери (расстройство от потери превышает радость от находки одного и того же предмета);
- и пр.
Искажения, основой которых являются стереотипы:
- эффект чрезмерной уверенности (человек в значительной степени переоценивает свои возможности и умения);
- иллюзия кластеризации (наличие тенденции видеть схемы-образы там, где они отсутствуют);
- каскад доступной информации (искажение представляет собой коллективную веру в факты, которые были озвучены многократно);
- эффект телескопа (неправильная ориентация во времени, недавние события воспринимаются как далекие и наоборот);
- иллюзорная корреляция (наличие ошибочной веры во взаимосвязь каких-либо событий или действий, которых нет на самом деле);
- и пр.
Искажения, обусловленные социальной средой:
- эффект ореола (при восприятии человека ключевую роль играет один факт, например, привлекательная внешность связывается с идеальным характером);
- искажение в пользу своей группы (человек прислушивается к мнению только тех, кого считает членом определенной группы);
- искажение гомогенной оценки людей из другой группы (члены своей группы обладают более внушительным набором способностей и навыков, чем представители других групп);
- иллюзия прозрачности (искажение в переоценке понимания другими людьми и завышение собственной способности понимать их);
- и пр.
Искажения, причиной которых является нарушение памяти:
- криптомнезия (в широком смысле искажение представляет собой ложное приписывание собственного авторства);
- ретроспективное искажение (прошлые события фильтруются через реальность, ложное навязывание предсказуемости определенным ситуациям);
- благодетель (человек возлагает на себя ответственность за благоприятные исходы событий и отрицает свое причастие, если итог стал отрицательным);
- кажущееся постоянство (у человека откладывается в памяти определенные позиции окружающих людей, но при том он не допускает вероятности их изменения);
- эгоцентрическое искажение (преувеличение прошлых результатов, события выглядят ярче, чем были на самом деле);
- и пр.
Коротко о когнитивных искажениях, причинах их появления и классификации в этом видео:
Особенности развития у детей
К развитию когнитивных нарушений у детей в большинстве случаев приводит критичная нехватка витаминов в организме (при отсутствии врожденных заболеваний головного мозга).
Спровоцировать отклонения могут также последствия инфекционных заболеваний или отсутствия контроля рациона питания.
Риск нарушения когнитивных функций может возникнуть в период внутриутробного развития (самым распространенным фактором является гипоксия плода, приводящая к кислородному голоданию организма).
Особенности когнитивных нарушений у детей:
- Нарушение когнитивных функций головного мозга у детей может стать причиной дезадаптации ребенка в обществе (в детском саду, школе и пр.).
- Подобные нарушения является причиной отклонений в формировании речи, и спровоцировать снижение концентрации внимания.
- Эмоциональные нарушения могут стать причиной развития отклонений в навыках учебы и восприятия необходимой информации.
Причины возникновения
Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.
Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.
Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.
Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.
Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:
- прогрессирование опухолей головного мозга;
- серьезные отклонения в системе метаболизма;
- нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.);
- недостаточность кровоснабжения головного мозга;
- последствия черепно-мозговых травм;
- ликвородинамические нарушения;
- алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития);
- нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа;
- результат серьезных гормональных сбоев;
- заболевания центральной нервной системы;
- последствия инфекционных заболеваний;
- результат патологий, связанных с сосудами;
- возрастные изменения организма.
Это интересно: Причина внезапного бегства — диссоциативная фуга
Классификация и виды
В медицинской практике когнитивные нарушения подразделяют на три основные группы — легкая, умеренная и тяжелая степень.
В первом случае нарушения будут незначительными (может наблюдаться ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решение каких-либо задач).
Умеренная форма сопровождается ухудшением сразу нескольких когнитивных функций.
В тяжелой стадии возникают серьезные проблемы с восприятием окружающего мира (у пациента наблюдается большинство характерных симптомов когнитивных расстройств).
Классификация синдрома в зависимости от этиологии:
- органические нарушения (патологические процессы приобретают необратимую форму);
- функциональные отклонения (нарушения носят временный характер);
- нейрокогнитивные нарушения (свойственны для органических психических расстройств).
Симптомы
Симптоматика когнитивных нарушений отличается разнообразием и включает в себя многочисленные признаки отклонений в работе определенных функций головного мозга.
Интенсивность проявлений зависит от степени их поражения и наличия сопутствующих заболеваний. Первые симптомы могут напоминать специфические черты характера человека, но с течением времени они будут становиться ярко выраженными неврологическими отклонениями.
Симптомами когнитивных нарушений являются следующие факторы:
- бред (ложные умозаключения, имеющие устойчивый характер);
- нарушения пищевого поведения;
- зрительные или слуховые галлюцинации;
- уменьшение активности мыслительного процесса;
- дневная сонливость в сочетании с ночной активностью;
- признаки апатии;
- ухудшение памяти;
- двигательная активность, не имеющая цели;
- нарушение ориентации в месте, где человек находится впервые;
- снижение концентрации внимания;
- утрата чувства тактичности;
- чрезмерная раздражительность и агрессивность.
О причинах и симптомах когнитивных нарушений вы можете узнать из видео:
Методы лечения
Лечением когнитивных нарушений занимается врач невропатолог. На основании данных, полученных при обследовании пациента, терапия назначается в индивидуальном порядке.
Ключевую роль играет причина возникновения патологических состояний.
Терапия может включать в себя прием специальных медикаментов, занятия с психологами или логопедами, посещение процедур оздоровления организма.
В комплекс терапии могут входить следующие варианты лечения:
- ноотропные препараты (Энцефабол, Пирацетам);
- витаминно-минеральные комплексы (Глицин);
- средства с нейропротекторными свойствами (Милдронат, Церебролизин);
- препараты против деменций (Донепезил, Мемантин);
- медикаменты против гиперхолестеринемии (Симвастатин, Торвакард);
- психотерапевтические процедуры (назначаются в индивидуальном порядке);
- соблюдение безхолестериновой диеты.
Когнитивные нарушения имеют тенденцию к постепенному прогрессированию. Если вовремя не начать их лечение, то последствия кардинально изменят качество жизни пациента.
При осложнениях такие люди полностью дезадаптированы и не могут выполнять элементарные бытовые действия самостоятельно. Если возник риск возникновения таких нарушений, необходимо в кратчайшие сроки обратиться к невропатологу.
Каковы основные признаки потери когнитивных функций, какие методы лечения существуют? Узнайте об этом из видео:
У меня к вам такой вопрос, мой знакомый столкнулся с таким заболеванием.Доктор прописал ему Энцефабол, но препарат не помогает, что делать в данной ситуации?