Теории, направления и содержание процесса воспитания


Направление воспитания

Психология воспитания рассказывает, каким образом правильно подойти к воспитанию личности в целом и отдельных его качеств.

О том, в чем состоит сущность и содержание процесса воспитания, поговорим далее.

Определение


Определение термина

Воспитание — это целенаправленный процесс.

Он приводит к развитию личности в целом и отдельных ее качеств.

От применяемых методов очень многое зависит, в том числе, насколько успешным в итоге вырастет индвивид.

Воспитание имеет под собой социальную основу, ибо без общества, его ценностей процесс невозможен.

к содержанию ↑

Основные понятия психологии воспитания

В психологии используются специальные понятия и термины.

Формирование — это процесс, когда происходит становление личности под воздействием всех влияющих на нее факторов. Это социальное понятие, так как воспитание неразрывно связано с воздействием на индивида общества.

Развитие — в личности происходят изменения, количественные и качественные, в процессе воздействия на нее.

Образование — результат, полученный в процессе обучения, объем полученных знаний и умений.

Обучение — процесс, который специально организуется и управляется. Он направлен на получение знаний, навыков, умений.

Социализация — усвоение культуры общества, самореализация, развитие на протяжении всех жизненных этапов.

к содержанию ↑

Воспитуемость — что это такое?



Воспитуемость — что это такое: понятие

Воспитуемость — способность, готовность личности откликаться на воздействия, усваивать нравственные и культурные нормы.

Сюда входит готовность к формированию новых поведенческих, познавательных навыков, способность обучаться контролировать свои эмоции и действия.

Некоторые дети хорошо отзываются на воспитательные воздействия, к ним не нужно применять особые меры принуждения — у них хорошая воспитуемость. Другие требуют сложного подхода, разработки индивидуальных методов.

к содержанию ↑

Сущность и содержание процесса

Ребенок должен сам принимать участие в процессе воспитания, но при этом воздействие на него оказывают воспитатели на основе исторически сложившихся образцов поведения. Педагог должен помочь ученику пройти путь морально-нравственного развития.

Таким образом, надо настроить процесс, чтобы воспитатель руководил и при этом ребенок и сам стремился к самовоспитанию. Это не подгонка под стандарт, а создание независимой и развивающейся личности, формирование ценностей, самостоятельности в принятии решений.

Формирование социального поведения происходит только в социальной среде в процессе взаимодействия с другими людьми и культурой.

Воспитание — это активный процесс, в него вовлечены две стороны — воспитуемый и воспитатель. Кроме того, участие принимает общество, как среда, в которой ребенок развивается.

Это не только процессы, происходящие в детстве. Самовоспитание возможно до глубокой старости.

к содержанию ↑

Цели и задачи


Воспитание направлено на:

    Главные цели и задачи

  1. Формирование отношения личности к окружающему миру.
  2. Формирование отношения индивида к себе.
  3. Всестороннее развитие личности.
  4. Развитие самосознания.
  5. Самоопределение личности, помощь в этом процессе.
  6. Нравственное развитие.
  7. Получение навыков взаимодействия с социумом.

Задачи:

  • духовного единство поколений;
  • воспитание духовной культуры отдельного индивида;
  • воспитание гармоничного отношения с природой;
  • физическое развитие.

Дошкольник не может сам освоить духовно-нравственные ценности, он пока не отличает хорошее от плохого. Ему требуется помощь со стороны взрослых в описании понятий и явлений окружающего мира.

У малыша пока отсутствуют волевые навыки, развить их также помогает взрослый.

к содержанию ↑

Зависимость развития личности от ее воспитания

Человек подвергается воздействию определенной среды и людей, которые находятся рядом. В итоге происходит духовное развитие, формирование моральных ценностей, эталонов поведения.

Дети, выросшие в неблагополучной среде, как правило, имеют негармоничную личность — им не хватало любви, внимания, обучения, что сказывается на развитии личности и ее дальнейшем взаимоотношении с миром.

Пример родителей или ближайших опекунов особенно важен в раннем возрасте. Имеет значение и стиль воздействия — тоталитарный, демократичный, попустительский.

к содержанию ↑

Психологические теории

Психологические теории и их авторы

Каждое направление в психологии выдвигало свои теории. Это позволяет с разных сторон оценить развитие личности.

Известные теории:

  1. Бихевиоризм. Основные методы воздействия — поощрение и наказание.
  2. Гуманистическая психология. Целостная личность стремится к самореализации — максимальной реализации своих возможностей. Она открыта для нового опыта, способна сама делать выбор.

    Задача воспитания — способствовать совершенствованию личности.

  3. Руссо считал, что необходимо следовать природе и дать личности развиваться естественным путем.
  4. Концепция воспитания Петровского — в качестве альтернативы авторитарному стилю предложен личностно-ориентированный подход.

Есть три основных направления:

  1. Личностные качества передаются по наследству, процесс формирования личности — это приспособление и адаптация к условиям жизни.
  2. Социогенетические теории, где личность формируется исключительно под действием социальных факторов.
  3. Промежуточный подход, где признается влияние природных и социальных факторов на развитие личности.
к содержанию ↑

Стили родительского воспитания

Выделяют несколько основных стилей воздействия родителями на детей:

  1. Авторитарный. Родители выдвигают жесткие требования, которые ребенок обязан беспрекословно выполнять. Между старшими и детьми нет доверительного общения и взаимодействия. У детей в таких семьях развивается замкнутость, боязливость, нервозность, раздражительность. Рано или поздно они могут восстать против родительского контроля. Теория авторитарного воспитания — это подавление инициативы и самостоятельности, слепое подчинение старшему.
  2. Основные стили родительского воспитания

  3. Либеральный. Детям предоставляется неограниченная свобода, родители лишь незначительно их контролируют. В итоге, предоставленная сама себе личность, развивается негармонично. Возможны проявления агрессии, девиантного поведения, уход из дома, полное непослушание, контролировать ребенка становится все сложнее — он предоставлен сам себе. Однако если обстоятельства складываются благоприятно, а среда комфортная, то в таких семьях вырастают интересные, творческие личности.
  4. Отвергающий. Родители испытывают неприязнь к ребенку, игнорируют его потребности. Отвергание может происходить, например, когда родился ребенок не того пола. В итоге он чувствует себя ненужным, ему кажется, что он мешает родителям. Следствием этого становится развитие неустойчивой психики, появление неврозов, депрессий, снижение самооценки, нерешительность, нарушение социальной адаптации.
  5. Эгоцентричный. Ребенку навязывается понимание, что он особенный, красивый, неповторимый. Он является смыслом жизни родителей, его опекают, берегут, исполняют все его желания.
  6. Гиперсоциальный. Цель родителей — создать идеального ребенка. В таких семьях важна беспрекословная дисциплина, выполнение всех требований взрослых. В итоге детям приходится сдерживать свои эмоции, подчиняться.

    В подобных семьях нет творчества, инициативы, возможности действовать независимо и самостоятельно.

  7. Авторитетный. Родители — помощники и советчики. Они дают основные направления развития, но при этом оставляют возможность для самостоятельного принятия детьми решения. Это наиболее благоприятный стиль.
  8. Индифферентный стиль воспитания родители безразличны к ребенку, мало обращают на него внимания, проблемы, переживания потомства их не интересуют. В итоге дети не получают нужного количества тепла и любви.
к содержанию ↑

Типы неправильного воспитания

Типы неправильного воспитания в семьях

Неправильное воспитание приводит к нарушениям формирования психики.

В итоге ребенку становится все сложнее взаимодействовать с окружающим миром и социумом.

Применение авторитарных методов приводит к тому, что развивается боязливая, зависимая личность, неспособная сама принимать решения.

Попустительский стиль не задает направления в развитии, ребенок не понимает, на что ориентироваться, какие правила выполнять. В итоге действует так, как хочется ему, что нередко приводит к развитию маниакальной личности, появлению преступных наклонностей.

к содержанию ↑

Объективные факторы

Объективные факторы воспитания — это то, что не зависит от воспитанника. К ним относят: место рождения, среду обитания, традиции, раса, культурные особенности.

Это невозможно изменить, и представленные факторы также влияют на развитие личности.

Субъективные — это то, что зависит от самой личности — склонности, стремления, особенности воспитательного воздействия и др.

к содержанию ↑

Направления

Воспитание предназначено для того, чтобы личность развивалась всесторонне. Выявлены основные направления процесса воздействия:

  1. Умственное — развитие познавательных процессов, обучение навыкам, повышение интеллекта, обучение в соответствие с основной программой.
  2. Нравственное — формирование высокодуховной личности. Большую роль в этом направлении играет пример ближайшего окружения, родителей и учителей.
  3. Эстетическое. В этом направлении большое значение имеет восприятие искусства, умение видеть красоту окружающего мира.
  4. Физическое. Сохранение здоровья, гармоничное развитие тела, повышение выносливости.
  5. Экологическое — понимание значения сохранения природы.
к содержанию ↑

Методики

Подходы и методики

Есть различные подходы и методики воспитания, в зависимости от целей и индивидуальных особенностей воспитанников.

  1. Методика Монтессори. Организуется специальная среда, поделенная на зоны. Ребенок сам выбирает, где ему играть в определенный момент. Взрослый наблюдает за процессом и помогает по мере необходимости. В этой методике нет навязывания.
  2. Методика Береславского. Ребенок развивается каждую минуту, а взрослые должны предоставить ему такую возможность. Начинать заниматься с малышом рекомендуется с полутора лет, не упуская ни одной возможности для развития. Сначала внимание уделяется мелкой моторике, к 3 годам переходят к задачам на логику.
  3. Методика Ленлоффа. Основная мысль — естественное развитие, ребенку не надо мешать, контролировать, а дать ему возможность действовать самостоятельно.
  4. Методика Зайцева. В основе — специальные кубики, на них нарисованы слоги. По этой методике дети быстро обучаются речи.
  5. Методика Никитиных. Необходимо создать детям специальную среду для обучения — повесить таблицы, установить тренажеры, уделять время закаливанию.

Интересна японская система воспитания. Здесь разный подход к девочкам и мальчикам. С детства закладывается уважение к возрасту, статусу.

До 5 лет у ребенка нет никаких запретов, его могут только предостерегать от ненужных действий. С 6 лет на первое место становится дисциплина, ребенок идет в школу. После 15 лет к ребенку уже относятся, как ко взрослому.

к содержанию ↑

Методы обучения

Современные методы обучения

Что понимается под методами воспитания и обучения?

Метод — это способ воздействия, получения результата. Метод может делиться на различные приемы, которые помогают достигнуть определенной цели.

Основные методы — те, которые помогают формировать сознание. Их несколько:

  • внушение;
  • убеждение;
  • создание проблемных ситуаций.

Остальные относятся к вспомогательным, стимулирующим и корректирующим.

Современное воспитание строится с учетом потребностей детей, их личностных особенностей, приветствуется индивидуальный подход к развитию личности.

Используются методы:

  • направленные на формирование сознания;
  • направленные на формирование эмоциональной сферы;
  • формирующие поведение;
  • закрепляющие знания — упражнения;
  • направленные на формирование самоконтроля.

Наиболее часто используемые в современной педагогике — методики Монтессори, Домана, Береславского.

Методы и приемы воспитательного воздействия:

  1. Метод убеждения — это логическое обоснование, предполагает наличие информации. Ученики должны убедиться в истинности, правильности явления или действия.
  2. Заражение — процесс, при котором информация или действие передается от одного индивида к другому.
  3. Внушение — воздействие на психику при малой степени осознанности личности.
  4. Педагогическое требование — предъявление норм и правил, принятых в обществе.
  5. Приучение — регулярное выполнение определенных действий.
  6. Упражнение — многократное повторение, закрепление значимых действий.
  7. Стимулирующие методы — это поощрение и наказание. Важно применять их в разумных пределах и соответственно конкретной ситуации.
к содержанию ↑

Для дошкольников

Особенности для дошкольников

Первые годы жизни — наиболее важные в плане формирования личности.

В это время происходит воздействие на сознание ребенка.

Развитие сознания происходит путем применения басен, историй, доступных для понимания маленьким ребенком.

Применяется метод убеждения. Хорошо воздействуют на ребенка упражнения.

Стимуляция позволяет подогревать интерес к обучению.

Развитие творческих навыков происходит путем добавления чего-то нового.

Взрослые организуют специальную среду для развития. В дошкольном возрасте основная деятельность — игра — через нее дети наиболее эффективно усваивают навыки и получают знания.

К побудительно оценочным методам воспитания относятся: поощрения, педагогические требования, наказания и порицания. Реализация происходит в процессе деятельности, ребенок на практике усваивает желательные способы поведения.

к содержанию ↑

Для студентов

Каковы психологические особенности воспитания студентов?

Студенты, как правило, представляют собой уже сформировавшиеся личности, поэтому изменить их сознание бывает достаточно сложно. Используют методы убеждения и контроля. Важно уделять внимание нравственному и эстетическому воспитанию.

В вузах основной упор делается на формирование личности специалиста. Необходимо обеспечить не только усвоение теории, но и практические занятия.

Воспитание — процесс целенаправленный, ведущий к изменениям, и важно, чтобы родители и педагоги понимали его значение в формировании личности.

Теория воспитания, структура воспитания:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий