Для характеристики врожденных свойств личности используется такое понятие как архетип.
Оно отражает свзяь человека с его корнями и предками, а также влияние этого прошлого на настоящее и текущий выбор личности в отношении профессии и даже семьи.
Понимание архетипа играет большую роль в самопознании.
Виды и примеры основных инстинктов человека вы найдете в нашей статье.
Оглавление
Определение
Архетип это врожденная структура личности, определяющая основное направление ее развития и потребности.
Учение об архетипах разработал Карл Юнг, используя метод психоанализа своего учителя Фрейда.
Архетип является греческим словом, которое обозначает «прообраз».
Этот тремин отражает тесную связь генетической памяти и исторического прошлого в рамках народа, народности и семьи. Архетип обладает рядом свойств:
- постоянство во времени;
- имеется не у одной личности, а у исторически-связанного коллектива;
- характеризуется негативными и позитивными чертами;
- влияет на мотивацию индивида и его эмоциональную составляющую;
- действует на увроне подсознания.
Согласно Юнгу архетипы являются неотъемлемой частью структуры личности. Архетип является коллективной характеристикой неосознанных образов. Это так называемые паттерны — поведения, мотивации, даже эмоций.
К примеру человек может не осознавать опасность как таковую, однако насторожиться в некоторых ситуациях, что продиктовано его подсознательным архетипом уже заложенной реакции на тот или иной объект. Архетипические образы оказывают сильное влияние на деятельность человека.
Архетипичность — что это?
Архетипичностью называется свойство процесса закрепляться на уровне подсознательного и реализовываться с течением времени.
Фактически этот термин отражает влияние определенной стабильно структуры на течение процесса с течением большого количества времени.
Архетипичность в психологии отражает свойство личности вбирать в себя информацию от предыдущих поколений семьи, своего народа на бессознательном уровне.
Она реализуется при помощи предпосылок генетики и социально принятых норм в обществе. Это так называемый психологический багаж прошлого, которые формирует подсознательную платформу поведения.
На это свойство влияют этнические особенности народов, а также степень закрепления некоторых моделей поведения.
Одни общества подвержены быстрым переменам, которые не находят своего отражения в дальнейшие передаче поколениям, другие наоборот очень стационарны и закрепляют эти особенности несмотря на глобализацию и развитие международных связей и влияния.
Нередко архетип — это персона из прошлого, отразившаяся на генетической памяти целых поколений народов.
Это интересно: Виды и примеры основных инстинктов человека
Архетипическая психология
Это направление основано психологом Джеймсом Хиллманом.
Он является одним из последователей Юнга, который ввел понятие архетип в психологию.
Этот ученый считал, что в основе архетипичных структур личности лежит большое количество древних образов из мифологии и истории, которые оставили свой отпечаток на протяжении поколений.
Это так называемый «политеизм» — о есть наличие множества образов. Эти образы также бессознательны, но формируют более широкий спектр архетипов в личности.
Хиллман большое внимание отводил общественной стороне деятельности личности в аспекте ее архетипичности: он рассматривал социальные проблемы, экологические сложности, особенности гражданских процессов в рамках влияния архетипа.
Однако в отличие от других последователей Юнга, он не придавал этим архетипам какой-либо практический смысл, считая их порождением личности «для себя» — то есть архетипы не несут какой-либо определенной цели не определяют развитие человека, однако формируют в нем некоторые задатки и особенности.
Какие бывают архетипы?
На основании работ создателя теории архетипов и дальнейшем ее усовершенствовании другими учеными-психологами было выделено несколько архетипов. Список образов:
- Герой. Этот архетип характеризует человека с внутренним стержнем и силой воли. По натуре он является лидером и готов принимать на себя ответственность за предстоящие действия. Он склонен к активному и даже агрессивному поведению и не принимает в рассчет чье-либо мнение кроме своего. Также этому типу присуща тяга к рискованным поступкам в отсутствие реальных поводов для проявления своего героизма. Такие люди со временем начинают преувеличивать свою бдительность и готовность отразить любую атаку и становятся очень подозрительными и мнительными.
Это отталкивает от них близких и создает ореол высокомерия вокруг таких личностей.
- Бунтарь и революционер. Этот тип характеризуется активностью без определенной направленности. Такие личности обладают ярким темпераментом, решимостью и смелостью, но их поступки нередко не имеют иного смысла кроме противоречия. Поиск этих противоречий становится для бунтарей некой необходимостью личной гармонии, и в спокойствии они не видят для себя счастья. Также для этого типа характерна театральность и желание удивлять окружающих своими поступками. Эти люди имеют мощное влияние на окружающих, но долго помнят нанесенные им обиды и склонны к мести.
- Шут. Для человека с этим архетипом настоящее представляется веселой историей. Он любит быть в центре внимания и умеет поддерживать легкую и непринужденную атмосферу вокруг себя. шуты не любят грустных и пессимистичных людей и могут язвительно к ним относиться. Также они не задумываются о будущем и не желают брать на себя какую-либо ответственность.
Шуты живут только здесь и сейчас, получая от этого максимум удовольствия.
- Творец. Он является генератором всего нового и творчески одаренной личностью. Для таких людей большое значение имеет сам процесс самовыражения, зачастую они не беспокоятся о его практической значимости. Однако именно творцы двигают науку и искусство. В быту такие личности обычно теряются и нуждаются в посторонней помощи в той или иной степени.
- Путешественник или искатель. Этот тип находится в постоянном движении и своей целью видит открытие новых горизонтов. Искателя не привлекает стабильная и размеренная жизнь, он жаждет новых впечатлений и приключений. Однако к своему основному роду деятельности он подходит с умом и ответственностью. Эти люди хорошо организуют свое дело и способны вдохновить этим других.
- Маг. Люди такого архетипа наиболее склонны к самоанализу и попыткам усовершенствовать окружающих мир при помощи интеллекта и мышления. Они не способны так же творчески генерировать идеи как творцы, но обладают большим терпением и скрупулезностью подхода.
Нередко маги находят себя в религии, перенося поиск истины в прямой смысл жизни.
- Любовник. Он умеет быть привлекательным для людей и очень комфортен в общении. Любовники являются хорошими общественными деятелями. Успешно занимаются торговлей и продвижением товаров и услуг. Эта категория людей склонна к некоторому нарциссизму, но также умеет доставить окружающим удовольствие и подчеркнуть их исключительность.
- Мудрец. Также как и маг имеет склонность к рефлексии, однако менее романтичный и деятельный. Находит интерес в познании мира, но чаще это происходит исключительно для собственного удовлетворения.
- Правитель. Тип людей, характеризующийся властностью и сильным характером. В отличие от воинов сдержанны и проявляют развитые организаторские способности.
Правитель знает как управлять людьми и любит это делать не только в рамках получения собственной выгоды и удовольствия, но и в погоне за идеалистичными идеями и амбициями.
Архетипы женщин также делятся на варианты и имеют мифологическую основу: ведьма, принцесса, амазонка. Символы характеризует бытность определенных социальных групп и заложенную ими программу действий.
- ведьмы характеризуются успешными качествами личного влияния на окружающих, своеобразной магии, уверены в своих силах и женских чарах;
- принцессы живут в ожидании своего принца и готовятся к этому как самому важному событию, являются хрупкими и нежными натурами, не приспособленными к реальным жизненным условиям;
- амазонки представляют собой властных и волевых женщин, из которых получаются успешные руководители и лидеры.
Это интересно: Хочу учиться на психолога: какие предметы нужно сдавать?
Теория Юнга
На основе психоанализа Фрейда, где было выделено «бессознательное» в структуре личности Карл Юнг разработал концепцию архетипичности.
В этом бессознательном по его мнению существует особая часть — коллективное бессознательное, которое возвращает человека к древним, иногда мифическим способам поведения.
Архетипы состоят из архетипических мотивов, которые близки по своему значению к инстинктам. Эти мотивы и формируют в личности такие аспекты поведения, которые были свойственны ее далеким предкам или мифологическим сказаниям.
Архетипичность личности имеют иерархичную структуру. Центром ее является Самость, которая организует и направляет все коллективное бессознательное.
Самость также является самым древним архетипичным элементом. Она приводит человека к гармонии, а постижение этой гармонии является целью существования человека.
Поверхностным элементом структуры является Персона. Она представляет собой внешнюю оболочку поведения человека и те его особенности, которые он желает обществу продемонстрировать.
Персона является одним из архетипов, который является второстепенным, но участвует в формировании образа личности и ее внешних атрибутов. Противоположностью Персоны является Тень.
Она отражает скрытые человеческие мотивы и подавленную сторону личности.
Сюда относится и агрессия, и несдержанность, и сексуальные порывы.
Черты Тени как правило осуждаются обществом, поэтому держатся скрыто, что объясняет название — в тени.
Отражением половой принадлежности является Анима для женщин и Анимус для мужчин. Эти структуры выражают половые особенности поведения. Анимус проявляется мужским началом и маскулинизацией внешнего вида и поведения.
В этом аспекте также заложен архетип отца — вариант поведения мужчины, склонного к опеке и желанию проявить свой авторитет. Анима характеризует женское поведение и придет ему характерные черты.
Эти архетипы также имеют мифологические и исторические аспекты формирования.
Традиции Востока заложили в женщинах покорность и преклонение перед мужчинами, западное общество пришло к революции и феминизму, что продолжает развиваться на основе сильного влияния измененного архетипа.
Структура личности является постоянным предметом исследования в психологии. Архетипы помогают в раскрытии глубинных сторон этого объекта изучения и олицетворяют психологическую связь поколений и человеческого общества.
Архетипичная психология получила бурное развитие в двадцатом веке, однако продолжает совершенствовать знания, выделяя новые классификации и теории.
Архетипы Карла Густава Юнга: