Определение и классификация мотивации в психологии

Мотивация в психологии

Мотивация играет важную роль в жизни человека.

Она напрямую влияет на уровень активности, целеустремленность и успешность индивида.

Приручив эту мощную «силу» можно существенно повысить качество жизни. Что означает слово «мотивация»?


Что это такое: определение термина


Что это такое в психологии: определение термина

Что значит мотивация?

С точки зрения психологии мотивацией называется сумма всех внутренних и внешних стимулов, побуждающих человека к целенаправленной активности.

В психологии понятие рассматривают как побудительную основу психической жизни индивида, динамический психофизиологический процесс.

Говоря простыми словами, термин можно определить как способность человека к удовлетворению личных потребностей с помощью осознанной деятельности.

Совершая поступок или пребывая в бездействии, индивид вкладывает в это определенный смысл, т.е. действует данным образом из-за чего-то/для чего-то. И этим «чем-то» является мотивация.

к содержанию ↑

Структура

Основа мотивации — ее прочная связь с человеческими потребностями. Человек стремится к тому, чтобы уменьшить напряжение, развивающееся на фоне нужды. Он также стремится к тому, чтобы закрывать различные потребности (социального и биологического характера).

Структура понятия представлена в виде цепочки связанных элементов: потребность — мотивация — действия — цель.

Все начинается с чувства дискомфорта, испытываемого человеком в результате нехватки чего-либо. Из этого чувства рождается мотивация действовать, а затем и действие, которое в конечном итоге приводит к цели. Как только одна потребность закрывается, начинается следующий цикл.

Структура и стадии

Мотивация не может существовать как самостоятельная единица.

Для того, чтобы человек был замотивирован на определенные действия, у него должна быть неудовлетворенная потребность и конечная цель.

Стадии мотивации:

  1. Возникновение дискомфорта. Человек понимает, что ему для организации нормальной жизнедеятельности чего-то не хватает.
  2. Поиск вариантов избавления от дискомфорта (закрытия потребности). Человек рассматривает варианты удовлетворения, подавляющего контроля, замены и переключения на другие потребности. Он стремится избавиться от нарастающего дискомфорта самым простым и оправданным способом.
  3. Постановка цели. Человек должен понимать, какие средства он использует и какой получит результат.
  4. Активные действия. Волевой импульс и направленная на удовлетворение потребности деятельность.
  5. Ожидаемое вознаграждение. Добившись определенных результатов, человек получает награждение (в виде удовлетворения потребности).

    В качестве дополнительного вознаграждения он может получить положительные эмоции и радость от исполнения мечты.

  6. Закрытие потребности. Если человек правильно выбрал стратегию поведения и совершил все необходимые действия, потребность исчезнет (навсегда или же на определенный период времени).

Структура мотивации

Отрицательным образом на процессе могут отразиться:

  • множественность мотивов (человек испытывает сразу несколько потребностей и не может выделить доминирующую, в результате чего выстроить стратегию поведения становится очень сложно);
  • разнообразие мотивационных структур (их видов) у людей.
к содержанию ↑

Факторы



Выделяют три класса мотивирующих факторов:

  1. потребности и инстинкты;
  2. мотивы, определяющие направленность поведенческих стратегий;
  3. эмоции и субъективные переживания, а также регулирующие поведение установки.

Классификация, виды и типы

Какая бывает мотивация? Мотивация имеет сложную иерархическую и типовую структуру. Различные ученые в свое время предлагали разные классификации. Но сегодня в психологии принято выделять следующие виды мотивации:

По источнику воздействия:

    Классификация, виды и типы по источнику

  • внутренняя (зависит от самого человека и привязана к положительным эмоциям, возникающим в процессе действия);
  • внешняя (не привязана к содержанию деятельности, и возникает на почве стимулов, поступающих извне).

Внутренняя и внешняя мотивация лучше работают в совокупности, позволяя человеку эффективно и быстро закрывать потребности даже при условии наличия барьеров.

По эмоциональной окраске стимула:

  • положительная или позитивная мотивация (привязана к положительным эмоциям, которые станут результатом достижения цели);
  • отрицательная или негативная мотивация (привязана к избеганию отрицательных эмоций, являющихся потенциальным результатом какой-либо деятельности или бездействия);

По степени устойчивости:

  • устойчивая (присутствует в жизни человека на постоянной основе, так как базируется на естественных потребностях, голоде, жажде и т.д.);
  • неустойчивая (требует постоянной поддержки и легко угасает без внешнего стимула).

Тип мотивации по направленности стимула:

  • индивидуальная (направлена на обеспечение саморегуляции организма);
  • групповая (стремление защитить потомство, заслужить место в социуме, сохранить общественную структуру и т.д.);
  • познавательная (игровой тип деятельности).
к содержанию ↑

Уровни

Уровни мотивации

Помимо этого выделяют уровни, которые отражают стремление человека к закрытию своих потребностей или их подавлению.

Еще десятилетие назад шкала начиналась с третьего уровня, который являлся самым «безмятежным» и «безынициативным».

Человек третьего уровня просто адаптировался к среде, не стараясь изменить ситуацию и добиться цели.

Самый высокий девятый уровень сопряжен с жертвенностью и острой потребностью удержаться в «зоне победы». Люди девятого и приближенного к нему уровней предпочитают удовлетворять, а не подавлять свои желания.

Менее 10-ти лет назад к шкале был добавлен первый и второй уровень. Эти уровни отражают неспособность к удовлетворению собственных потребностей.

Т.е. человек, находящийся на 1 или 2 уровне, живет в зоне нищеты и долговых обязательств, так как его волевой импульс слишком слаб для выхода из зоны комфорта.

к содержанию ↑

Основные теории кратко


Теории построены на анализе факторов, влияющих на процесс мотивации. Основной задачей теории является анализ и отражение потребностей человека, их структуры и содержания.

Психологические

Психологические теории

Мотивационные психологические теории возникли в 17-18 веках.

Они были построены на идеях рационализма. Человека считали существом, отличным от животных и наделенным высшими дарами (самосознание, разум и т.д.)

Так теория решений и автомата объясняет поведение человека и поведение животного на рационалистической и иррационалистической основе соответственно.

Во второй половине 19-го века теория мотивации была пересмотрена благодаря Ч. Дарвину, предложившему миру теорию эволюции. Теперь понятие связывали с инстинктами, а потребности поделили на две группы (социальные и биологические).

Далее биологизатор У. Макдуггал и Фрейд прировняли все поведенческие стратегии к врожденным инстинктам. Фрейд выделял лишь один инстинкт (либидо), а затем добавил еще и инстинкт смерти.

А Макдугалл предложил список из 10-ти инстинктов (строительство, бегство, репродуктивность, любопытство и т.д.).

Курт Левин рассматривал мотивацию как набор валентных единиц, по аналогии с химией. Г. Мюррей поделил потребности на первичные и вторичные. А. Маслоу вывел самую популярную концепцию, согласно которой потребности имеют иерархическое деление.

На низшем (базовом) уровне находятся органические (естественные) потребности. Далее идут потребности в безопасности, аффилиации, познании, эстетике и самоактуализации. Их удовлетворение происходит посредством смещения фокуса от низшего уровня к высшему уровню.

к содержанию ↑

Когнитивные

Когнитивные теории

Когнитивные теории оценивают мотивацию как механизм выбора той или иной формы поведения.

И этот процесс регулирует мыслительная деятельность.

С. Боллес рассматривал механизм выбора как ответ на внешний раздражитель в случае острой необходимости и выбор возможности по случайному алгоритму в любое другое время.

Эдвард Л. Деси считал, что внутренняя мотивация является неким «прописанным кодом» в организме, так как зависит от врожденных особенностей индивида.

Лион Фестингер предложил «Теорию когнитивного диссонанса», согласно которой любое знание или убеждение можно считать когницией.

А при столкновении взаимоисключающих когниций человек испытывает чувство дискомфорта и стремится от него избавиться, мотивируясь на действия.

к содержанию ↑

Тейлора

Тейлор первым применил содержательный подход к вопросу.

Сущность теории заключается в том, что человек будет наиболее мотивирован, если его вознаграждение связанно напрямую с уровнем производительности труда.

Он внес два новых элемента, которые должны были простимулировать работников: премиальную систему оплаты и хронометр.

Отечественные

Отечественные суждения

Авторами наиболее успешных отечественных теорий были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.

Они акцентировали внимание на педагогической деятельности, при этом опуская мотивацию в рамках производства и трудовой сферы.

Согласно теории Выгодского человек имеет два полярных уровня развития (высший и низший). Эти уровни развиваются независимо друг от друга, но одновременно.

Они определяют высшие и низшие потребности индивида. Закрыть потребности одного уровня с помощью средств из другого уровня невозможно.

к содержанию ↑

Леонтьева

Леонтьев в своих трудах писал о том, что предпосылкой к любому действию является субъект, имеющий потребности.

При этом наличие потребности — фундаментальное условие жизни для человека, как и способность дышать.

Потребность в более широком смысле — это необходимость в чем-то, что лежит вне организма. Т.е. стремление дополнить систему.

Диагностика

Путем множественных экспериментов было установлено, что существует оптимальный уровень мотивации. И диагностика этой сферы позволяет выявить, насколько реальный уровень соответствует оптимальному.

Для проведения диагностики применяют специальные методики:

    Диагностика и тестирование

  • тематический Апперцептивный Тест (ТАТ);
  • мотивационный тест Хекхаузена;
  • методика цветовых метафор;
  • техника репертуарных решеток;
  • опросник потребности в достижениях (Ю. Орлов).

Помимо этого активно применяют метод интервью, когда сбор данных происходит путем личного контакта специалиста и испытуемого.

к содержанию ↑

Проблема мотивации в психологии

Человек может осознавать или не осознавать свои мотивы. И если он не отдает себе отчета в том, откуда берется мотивациях к тем или иным действиям, контролировать поступки и эмоции будет очень сложно.

Вопрос о мотивации поднимается каждый раз, когда необходимо определить причину тех или иных поступков индивида.

Поэтому задача психологии — объяснить, как формируется мотивационная сфера, какими методами можно на нее повлиять, как контролировать текущие процессы, связанные с данной сферой.

Мотивация помогает человеку выживать и развиваться, преодолевая трудности и поддерживая бесперебойную работу организма.

И если базовые стимулы мотивируют человека добывать хлеб и воду, то социальные помогают налаживать контакты, достигать успеха и получать признание. Таким образом, мотивация затрагивает все сферы жизни.

Мотивация: понятие, теории, виды и процесс:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий