Понятие, виды и функции мотивов личности в психологии


Виды мотивов в психологии

Исследование мотива — крайне важный аспект в прикладной психологии, поскольку позволяет узнать, что мотивирует человека достигать целей и удовлетворять собственные потребности.

В статье дана информация об основных категориях, видах мотива, его структура и иерархия.

Содержание:

Определение понятия в психологии


Определение и понятие мотива личности в психологии

Что значит мотив?

Мотив в психологии понимается как движущая сила, в намерении человека достичь поставленной цели.

Он возникает как достаточная реакция на потребность. Достаточная, поскольку не всегда при возникновении потребности, человек стремиться ее удовлетворить.

Мотив — конкретная, понятная для человека причина действовать для закрытия потребности.

к содержанию ↑

Структура

Мотив зачастую путают с потребностью. Но это не одно и то же. Потребность — одна из составляющих мотива, но не единственная.

Целостная структура мотива выглядит следующим образом:

  • блок потребности. В начале у человека возникает потребность физиологического или социального характера;
  • блок внутренней оценки. Затем происходит анализ способа удовлетворения возникшей потребности. А также подбор имеющихся методов достижения, средств и возможностей;
  • блок цели. В итоге человек находит и объект, способный потребность удовлетворить.

Рассмотрим на примере биологического мотива:

    Структура и составляющие

  1. Возникает потребность в размножении.
  2. Индивид оценивает свои возможности (как понравиться партнеру) и предпочтения (какой партнер был бы наиболее подходящим — рисуется образ).
  3. Индивид ищет подходящего человека в реальной плоскости в соответствии с желаниями и возможностями.
к содержанию ↑

Иерархия



Какие бывают? Мотивы подразделяются на две категории: базовые (их также называют действующими) и потенциальные. В чем их разница?

Базовые мотивы — центральные в деятельности человека (органические мотивы). Они направлены на удовлетворение первичных, фундаментальных потребностей: еда, сон, безопасность, размножение.

Они сугубо биологичны и эгоистичны, поскольку от их исполнения зависит выживание человека.

К слову, основные мотивы покупательского поведения пересекаются с базовыми потребностями (маркетологи апеллируют в рекламе к сексуальному инстинкту, получению высокого статуса).

Потенциальные мотивы — возникают при определенных обстоятельствах. У некоторых людей в принципе нет цели им следовать, особенно, если удовлетворены простейшие потребности.

В известном роде этим видом мотивов можно пренебречь. Потенциальные мотивы имеют меньшее воздействие на человека, чем базовые.

Иерархия в соответствии с пирамидой Маслоу

Иерархия мотивов строится в соответствии с пирамидой Маслоу. Начинается список с безусловных мотивов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.

Чем выше в пирамиде (или дальше по списку), тем социальнее и «человечнее», созидательнее мотивы.

Первые три мотива относятся к базовым, остальные — к потенциальным.

  1. Физиологический. Направлен на поиск пищи, утоление жажды. Поддержка организма едой. Сюда же включается сон и половое влечение (инстинкт размножения, продолжения рода).
  2. Защищенность. Нужда в безопасности. Здесь речь и про крышу над головой, и безопасность от хищников (физическая), а также и про комфортное эмоциональное состояние, отсутствие конфликтов (психологическая защищенность).
  3. Социальный мотив. На данном уровне подразумевается приобщенность к социальной группе. Человеку, существу коллективному по природе, важно чувствовать себя частью определенной общности. Здесь же активизируется мотив отвергания — страх быть изгнанным из группы, что заставляет человека соблюдать ее внутренние правила и порядок.
  4. Иерархия: список

  5. Коммуникативные мотивы (мотив аффилиации). Основаны на желании общаться, причем в идеальном случае — с единомышленниками. Делиться идеями, мыслями, переживаниями, находить общие интересы.
  6. Мотив самоутверждения (уважения, признания). Этот уровень — не просто про нахождение в группе, а про занимаемое человеком место в ней. Когда человек стремится к более высокому положению, признанию его достоинств, заслуг и достижений. Чем выше поднимается социальный статус индивида, тем сильнее растет его самооценка и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
  7. Жажда власти. В отличии от потребности занять высокое положение, мотив власти завязан на желании руководить другими людьми. Социальный статус программиста-профессионала может быть высок (отличная зарплата, уважаемое в обществе ремесло, признание заслуг коллегами), но при том он не занимает управленческую должность, остается исполнителем. Люди с выраженной жаждой власти идут в политику или бизнес.
  8. Мотив саморазвития. Желание улучшать себя в разных сферах (физической — спортзал, интеллектуальной — чтение книг, познавательной — путешествия).

    Человек испытывает потребность в росте над самим собой, зачастую — по нескольким фронтам.

  9. Самореализация. Быть профессионалом в выбранной сфере, важной лично индивиду. Отличие от мотива уважения в том, что для человека первично само ремесло. Оно важно как самоцель. Профессия не обязательно приносит высокий доход или входит в список популярных. Здесь человеком движет желание быть мастером, досконально разбираться в своей деятельности.
  10. Иерархия в различном возрасте

  11. Познавательные мотивы (учения). Возникает на высоком уровне, когда физиологические потребности хорошо удовлетворены. Выражается в желании познать, исследовать окружающий мир. Человек жаждет знаний, почему устроено так, а не иначе. Реализация мотива самая разнообразная: чтение научных книг или энциклопедий, путешествия (с целью познать жизнь и быт других народов), практика (человек ищет информацию в реальной плоскости, не обращаясь к теоретическому обоснованию учебников).

Иерархия мотивов в дошкольном возрасте и раннем школьном возрасте отличается от взрослой. Будучи взрослым, человек уже приобщен к социуму, в котором он воспитывался.

А потому, помимо биологических мотивов, подключаются сложносоциальные и личностные (самореализация, познание, эстетические потребности).

В детстве наиболее яркими мотивами являются простые социальные (общение и признание в коллективе сверстников) и познавательные (которые реализуются на примитивном уровне — ребенок познает окружающий мир на практике, пытается изучить самостоятельно).

к содержанию ↑

Классификация: виды и группы, категории

Классификация: виды и группы, категории мотивов

Классификаций мотивов существует огромное множество, и каждая отдельная теория предлагает собственную.

Рассмотрим наиболее распространенные в общей психологии виды мотивов.

Внешние мотивы — гораздо сильнее по воздействию на человека, поскольку условия диктует окружающая среда. Большинство внешних мотивов примитивны и биологичны по своей сути: утоление голода, жажды, размножение, доминирование.

Внутренние мотивы возникают в голове самого человека и отличаются более сложной формой. Например, желание написать детективный роман.

Сама потребность более высокого уровня и обладает спецификой, персонифицируемой от личности (один человек хочет написать детективный роман, второй — любовный, а третий — неприличное слово на заборе).

Внутренние мотивы образуются из внутренних же убеждений, установок, принципов, ценностей и общего мировоззрения индивида. Это ключевое отличие от внешних мотивов.

Поскольку желание купить квартиру может быть как внешним (статус), так и внутренним мотивом (комфорт, желание уединиться, определенная степень свободы). Внутренний мотив осознается самим человеком, независимо от мнения окружающих людей.

Классификация: основные виды и группы, категории

Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Неосознанный (скрытый мотив) обращается к лимбической системе и не фиксируется сознанием. Это инстинктивные потребности.

Руководствуясь инстинктом «укради», человек добывает ресурс, а когда в суде его спрашивают, зачем он это сделал, человек теряется. Либо додумывает мозгом сознательную мотивацию.

Устойчивые мотивы. Продолжительность замотивированности может быть основана как на внешних, так и на внутренних факторах. Длительное негативное влияние окружающей среды (война, голод, отсутствие жилья) способно долго поддерживать активную деятельность человека.

Если у человека устойчивы ценности и убеждения, он также может в течение долгого времени идти к целям, соответствующим этим убеждениям.

Функциональные мотивы. Ориентация на процесс. В данном типе мотивации, конечный результат либо маловажен, либо отсутствует вовсе. Человеку нравится сама деятельность (общение, просмотр фильмов, видео игры).

к содержанию ↑

Функции


Основная функция мотива заключается в удовлетворении потребностей, львиная доля которых — первичные, связанные с выживанием.

Нужда не просто должна возникнуть, но должно также появиться обоснование для ее реализации. Это обоснование — и есть мотив, намерение в достижении целей.

Теории: кратко

Мотивации Маслоу

Теория мотивации Маслоу

Основана на описанной им же пирамиде потребностей.

Маслоу считал, что первичны в иерархии — простейшие потребности, им человек уделяет большое внимание.

Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке).

к содержанию ↑

Ожиданий

Согласно данной концепции, самого факта наличия потребности недостаточно для формирования мотива. Человек ожидает, что тот способ, который он выбрал для реализации потребности — эффективен.

Он надеется, что конкретный метод поможет ему достичь цели. Теория мотивации рассматривает проблему выбор человека из множества альтернативных способов достижения цели. Согласно теории, чем отчетливее личность видит будущий результат, тем больше замотивирована на его получение.

к содержанию ↑

Справедливости

Согласно ей, человек сравнивает потраченные усилия с конечным результатом. И если он затратил больше ресурсов, чем получил на выходе, то возникает дискомфорт.

Дискомфорт трансформируется в чувство справедливости. Простыми словами, возникает вопрос: «Почему я столько работал, а получил так мало?».

Тогда человек начинает искать способ восстановить справедливость: либо заведомо прилагать меньше усилий (поскольку труд все равно не оценят по достоинству), либо требует «доплатить» за усилия (повышение зарплаты, повышение в должности, выдача премии или других статусных атрибутов).

Данная теория мотивов применяется в менеджменте и рассматривает, в первую очередь, мотивацию сотрудников.

к содержанию ↑

Примеры

Примеры мотиваций

Рассмотрим основные мотивы на практике — как они прослеживаются в современной жизни, приведем конкретные примеры.

  1. Внешний мотив: покупка статусного автомобиля, полет в другую страну (поскольку в нее модно летать, а не потому, что человек сам этого хочет), приобретение брендовой одежды.
  2. Внутренний мотив: желание написать книгу, освоение новой профессии, получение образования (потому что человек сам этого хочет).
  3. Мотив избегания неудач: работать (избегание увольнения), заниматься в тренажерном зале (избегание ожирения), бросить пить или курить (избегание потери здоровья).
  4. Познавательный мотив: чтение научных книг или статей, просмотр документальных фильмов, интервьюирование или общение с эрудированными людьми, специалистами, самостоятельная добыча информации на практике.
  5. Эстетический мотив: чтение художественной литературы, просмотр фильмов, поход в музей или галерею, в театр.

Знание закономерностей формирования мотива позволяет стимулировать деятельность, делать ее продуктивной и продолжительной.

Благодаря правильной мотивации человек может достигать максимальных успехов в работе и развить собственный потенциал.

Виды мотивов и механизм мотивации:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий