Умение легко запоминать любую информацию значительно облегчает жизнь.
Существуют приемы и техники, позволяющие развить подобную способность.
О причинах и методах коррекции провалов в памяти читайте здесь.
Оглавление
Мнемоника: определение в психологии
Это совокупность специальных способов и методов, которые облегчают процесс запоминания и расширяют объем памяти.
Человек получает навыки фиксирования в мозгу важных данных при помощи выстраивания определенных ассоциаций: визуальных, чувственных, зрительных образов.
В итоге подлежащие усвоению новые объекты связываются с уже имеющейся информацией.
Техника мнемоники должна применяться рационально в ситуациях, когда требуется запомнить конкретные сведения при помощи ассоциаций.
Если же возникает необходимость восприятия расширенной информации, требующей тщательного запоминания, то механическое заучивание может принести лишь вред.
Мнемотехника
Это система приемов, направленных на формирование связей между зрительными образами и данными, подлежащими запоминанию.
Подобная система применяется в тех случаях, когда необходимо зафиксировать в мозгу сверхбольшой объем сведений. Например, 100 телефонных номеров, анкетные данные 50 человек из списка.
Освоение приемов мнемотехники позволяет с абсолютной точностью воспроизводить последовательность данных. Причем данные могут озвучиваться в прямом, в обратном порядке.
Мнемонист
Человек, который демонстрирует способность запоминания больших объемов сведений.
Делает он это при помощи построения ассоциаций, применения определенных алгоритмов.
Например, математические уравнения или физические формулы такие люди усваивают не посредством заучивания, а в результате проецирования конкретных образов отдельных элементов. Каждая цифра или знак обозначает какое-то животное, растение и т.д.
О теориях памяти в психологии и их основоположниках вы можете узнать из нашей статьи.
Мнемонические процессы
Выделяют 4 основных процесса нашей мыслительной деятельности, напрямую связанных с работой памяти.
Запоминание
Оно может иметь кратковременный или долговременный характер. В первом случае в памяти фиксируются текущие сведения, которые с течением времени будут автоматически отброшены за ненадобностью. Например, список дел на день, расписание уроков, поручения начальника и т.д.
Долговременная память позволяет усваивать информацию, имеющую значение на протяжении всей жизни.
Это имена своих близких родственников и даты их рождения, профессиональные знания, нормы поведения и т.д.
Запоминание может происходить на разных уровнях: зрительном, чувственном, слуховом, вкусовом и других.
Причем процесс может осуществляться бессознательно или же осознанно.
Например, при общении с человеком мы бессознательно воспринимаем исходящий от него запах парфюма.
Если на улице встречается прохожий с аналогичным парфюмом, в памяти всплывает ассоциативный образ.
А знакомясь с новым партнером, с которым предстоит в дальнейшем сотрудничать, мы осознанно прилагаем усилия для запоминания его имени и других важных данных.
Сохранение
Продуктивность процесса запоминания напрямую выражается в сохранении усваиваемой информации. Часто зафиксированные сведения мгновенно улетучиваются из мозга или хранятся в нем совсем непродолжительное время.
Это может быть связано с явлением интерференции — один спектр фактов вытесняется другим, поступившим позднее.
Особенно явно подобная проблема проявляется, когда человеку нужно запомнить большое количество схожих между собой сведений.
Восстановление
Этот процесс во многом зависит от характера запоминания сведений.
Так, бессознательно воспринятая информация узнается и восстанавливается гораздо медленнее, чем осознанная.
В психологии существует понятие реминисценции.
Это явление отсроченного воспроизведения материала. Замечено, что восстановление данных происходит гораздо лучше на второй день после запоминания, чем непосредственно в день изучения.
Частая проблема, с которой сталкиваются люди при восстановлении — дополнение реальных данных воображаемыми. Также нередко происходит смешение фактов, полученных из разных источников.
Забывание
Оно может иметь пассивный или активный характер. В первом случае происходит естественное устранение из памяти фактов, которые потеряли актуальность или долгое время не повторялись.
Во втором случае нежелательные эпизоды или события сознательно блокируются, чтобы оградить психику от травмы.
Какова структура и компоненты человеческого сознания? Ответ вы найдете на нашем сайте.
Это интересно: Разница в понятиях: чем отличается гордость от гордыни?
Система
Система запоминания строится на применении различных техник, приемов и методов с целью усвоения больших объемов сведений.
В качестве объектов приложения усилий выступают цифры, предметы, лица, данные.
Каждый человек должен выявить для себя наиболее подходящие приемы и применять их на практике. Выбор методов напрямую зависит от того, какой тип запоминания доминирует.
Так, при ярко выраженном зрительном восприятии объектов, следует сконцентрироваться на методах проецирования художественных образов. Любая цифра, буква кодируется под видом какого-либо изображения и фиксируется таким образом в памяти.
Если у человека хорошо развито слуховое восприятие, он может работать с информацией при помощи различных напевов или стихотворных форм.
Людям с логическим мышлением больше подходит применение вспомогательных предметов, которые облегчают процесс запоминания.
Методы
Выбор методов напрямую зависит от характера информации, которую нужно запомнить.
Цифры
Техники запоминания цифр помогают фиксировать номера телефонов или машин, адреса, даты исторических событий и т.д. Наиболее популярны следующие способы:
- Вешалки. Этот метод позволяет запоминать любую последовательность цифр при помощи проецирования зрительных образов, их усвоения. Каждой цифре присваивается по 10 зрительных образов, которые ее отражают. Эти картинки надежно фиксируются в памяти. Когда возникает необходимость запоминания набора цифр, в мозгу выстраивается ряд изображений, составляющих легко запоминающуюся историю. Чтобы каждая цифра гармонично вошла в созданный визуальный образ, применяется одно из 10 ее значений, подходящее лучше всего в данный момент. Например, число 1 означает лес, собаку, солнце, платье и т.д. Число 7 означает свет, облако, разговор, снег и т.д. Чтобы запомнить число17, можно применить значение числа 1 — солнце, и значение числа 7 — свет. Получится солнечный свет.
- Визуальное восприятие формы. У каждой цифры есть определенная форма, которая вызывает соответствующие ассоциации. Например, 1 — шариковая ручка, 0 — бублик, 2 — лебедь и т.д.
При необходимости запоминания набора цифр выстраивается ассоциативный ряд из соответствующих картинок и фиксируется в памяти.
- Ассоциация с людьми. Каждая цифра обозначает известную личность или хорошо знакомого близкого человека. Причем зрительный образ формируется на основе характерной черты, свойственной человеку. Например, близкий друг соответствует цифре 1 и ассоциируется с гитарой из-за его хобби, а сестра, занимающаяся плаванием, соответствует цифре 2. Соответственно, число 21 — это плавающая гитара. Чем ярче и необычнее будут получаться образы, тем лучше они будут фиксироваться и воспроизводиться в дальнейшем.
- Ассоциация с хорошо знакомыми цифрами. Это наиболее простой прием, который многие люди используют в повседневной жизни. Например, пин-код банковской карты 0445 человек, рожденный в апреле, может запомнить следующим образом: 04 — месяц его рождения, 45 — год окончания Отечественной войны. В данном случае первая цифра относится к конкретной личности, а вторая означает всем известную историческую дату.
Имена и лица
Психологи утверждают, что каждый человек испытывает положительную эмоцию во время произнесения его имени.
Умение быстро запоминать лица и имена новых людей облегчает процесс общения. Эффективные приемы:
- Проявление интереса. Во время разговора с незнакомым собеседником следует задавать наводящие вопросы и постоянно обращаться по имени. Это позволяет одновременно получить информацию о человеке, расположить его к себе, запомнить имя. Полученные сведения в дальнейшем послужат материалом для построения ассоциаций.
- Сопоставление со знакомым индивидом. Если имя нового знакомого совпадает с собственным именем или ассоциируется с близким родственником, то запомнить его можно подобным образом. Если среди окружения нет людей с таким же именем, можно постараться вспомнить подходящих известных людей: политиков, певцов, актеров и т.д.
- Проговаривание модификаций. Услышав имя в первый раз, нужно про себя проговорить все его возможные вариации. Например, Григорий — Гоша, Жора, Гриша. Это позволит лучше закрепить информацию.
- Написание. Если под рукой есть лист бумаги, следует при первой возможности написать имя на нем. Важно сконцентрировать внимание на написанном слове, прочитать несколько раз. При отсутствии такой возможности можно мысленно «написать» имя в голове.
Языки
Выучить иностранный язык можно при помощи фонетических ассоциаций. Каждое слово следует заменять в воображении на схожее по звучанию русское слово.
Например, английское слово walk (гулять) можно запомнить при помощи образа волка, который бегает по лесу.
Также помогает представление зрительного образа. Нужно научиться абстрагироваться от русского значения слова. Например, чтобы запомнить английское слово smile (улыбка), нужно представлять улыбающийся рот, а не вспоминать русское значение.
Приемы
Основные мнемонические приемы:
- Смысловые фразы. Начальные буквы слов, подлежащих запоминанию, используются для построения смысловой фразы.
- Рифмизация. Нужный материал фиксируется в сознании при помощи отдельных рифмованных фраз или целых стихотворений.
- Ассоциация. Применение оригинальных, ярких ассоциаций, которые напрямую связываются с воспринимаемой информацией.
- Созвучие. Применение схожих по произношению слов, словосочетаний.
Примеры фраз
Большой популярностью пользуется составление фраз для запоминания нужной информации.
Самая популярная в нашей стране мнемоническая фраза, которой обучают даже маленьких детей, помогает запомнить в правильном порядке цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова является начальной буквой соответствующего цвета.
Чтобы самостоятельно составить мнемоническую фразу, нужно представить подходящие образы и сформировать их в запоминающийся текст. Это может быть короткая песенка, стих или просто забавное и необычное предложение.
Например, человеку нужно запомнить очередность идущих параллельно друг другу улиц города: Дерябина, Московская, Бульварная, Текучева, Туполева, Горького, Козлова. Можно составить такую запоминающуюся фразу: «Два мудреца в большом тазу топили глупую козу».
Именно абсурдность этого предложения является залогом его хорошего запоминания, так как наша память не любит скуки и однообразия.
Главное — постоянно повторять придуманную фразу в начале, чтобы она закрепилась на долговременной основе.
При этом очередность закодированной таким образом информации может и не иметь значения. В этом случае важно просто запомнить состав слов в предложении, а перемена их мест значения не имеет.
Книга «Ум мнемониста»
Это небольшое по размеру литературное произведение описывает способности человека, обладающего уникальной памятью.
Герой книги — журналист, легко запоминающий большие последовательности чисел и слов, несвязанных между собой.
Автор в течение длительного времени наблюдает за жизнью своего героя и делает выводы о том, как развитие мыслительных способностей влияет на формирование определенных личностных качеств.
Таким образом, применение мнемонических приемов позволяет значительно улучшить процесс усвоения информации.
Овладение подобными методами позволит легко запоминать числа, имена, лица и другие важные сведения.
Мнемотехника и мнемоника — что такое? Узнайте об этом из видео: