Структура и компоненты человеческого сознания в психологии


Структура сознания в психологии

Сознание является высшей функцией психики, которая присуща только человеку.

С его помощью индивид планирует свою жизнь, оценивает окружающую действительность, получает знания. Сознание имеет определенную структуру и функции.

Содержание:

Определение понятия


Определение понятия в психологии

Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание. Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

Сознание и самосознание — это функции, которые человечество приобрело и развило в себе в процессе эволюционного развития.

Первые признаки проявляются еще в младенческом возрасте, когда ребенок различает ощущения от разных предметов и процессов, которые с ним происходят.

Четко осознавать себя малыш начинает в 2-3 года, в семь лет у детей появляется самооценка.

Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте, когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

Определение понятия: рассудок

Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

  • самосознание;
  • разумность — соотношение себя и своих понятий с миром;
  • рассудок — мыслящее сознание;
  • духовность — высшая степень сознания.

Существует множество теорий о сознании. Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «прорваться» в сознание, у человека возникает чувство тревоги.

С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект.

к содержанию ↑

Структура

Структура и компоненты

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие;
  • рефлексия;
  • самосознание.

Оно выполняет следующие функции:

  1. Отражение. Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия. Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «Я».
  3. Преобразование. Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив. При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка. Сюда относятся эмоции.
  6. Коммуникация. Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование. Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

    Именно это свойство является главным отличием человека от животных.

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

    Структура и функции

  1. Интеллектуальный. Объединяют способность, знание, умение, при помощи которых индивид решает умственные задачи. Знания выступают основой интеллекта. Но также значение имеют культурные ценности, традиции, которые созданы человеком. К способностям относятся: память, мышление, восприятие, внимательность, наблюдательность, способность воспроизвести информацию, переключать и концентрировать внимание и т. д.
  2. Мотивационный. Источник мотивации — это потребности личности.

    Мотивация — побуждение, которое определяет целенаправленность поведения индивида.

  3. Эмоциональный. Это отношение человека к происходящему с ним. Этот компонент состоит из чувств, настроений, переживаний, стрессов и т. д.
  4. Волевой. Человек способен действовать и контролировать свое поведение вопреки трудностям и своим желаниям.
  5. Самосознательный. В нем отражается собственное «Я» индивида. Благодаря этому компоненту человек способен к самопознанию и самовоспитанию.

С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

  1. Общественное — это совокупность сознания общества и других индивидов, воспринимаемое через призму своего интеллекта. Формирование общественного происходит в несколько этапов:
  2. Структура и масштабность

  3. Человек приобретает индивидуальный опыт, на который воздействует социальная среда и группа, в которой он находится.
  4. Затем присоединяются нормы государства, культуры, этноса, их традиции и законы.
  5. Также на личность воздействуют: религия, мифы, опыт предков, предрассудки и другой опыт, накопленный столетиями жизни человечества.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного:

  • религиозная;
  • морально-этическая;
  • правовая;
  • политическая;
  • экономическая.

Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

к содержанию ↑

Стадии и функции самосознания



Самосознание — это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

Самосознание выполняет следующие функции:

    Стадии и функции самосознания личности

  1. Отличие себя от других, принятие свое индивидуальности.
  2. Сохранение постоянства поступков и поведения, ответственность за свои действия.
  3. Мотивация к определенной деятельности.
  4. Формирование модели взаимоотношений с окружающими.
  5. Способность развивать личностные черты, контролировать эмоции, чувства.

В своем развитии самосознание проходит следующие ступени:

  1. Природная. Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
  2. Социальная. Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.

    На этой ступени появляется самоуважение и воля.

  3. Личностная. Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.

Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов:

  • самопознания;
  • самоконтроля и саморегулирования;
  • самооценки;
  • самопринятия;
  • самоуважения.

Стадии развития:

    Стадии развития и функции самосознания

  1. Осознание тождественности, выделение себя. Развивается к 12 месяцам жизни малыша.
  2. Понимание себя как субъекта общества и деятельности. Проявляется в 2-3 года.
  3. Принятие индивидуальных психических особенностей. Формируется у подростков.
  4. Формирование моральных и нравственных принципов. Начинает развиваться в подростковом возрасте.
к содержанию ↑

Теория Фрейда кратко

Зигмунд Фрейд стал основоположником теории о бессознательном. Согласно его утверждению, сознательна лишь очень маленькая часть психики человека, остальная остается за пределами сознания.

К бессознательному относится сексуальная сфера, агрессивная сторона личности, чувство голода. На них человек никак не может повлиять.

Хотя грань между осознанным и бессознательным весьма условна. Некоторые моменты могут уходить в бессознательное и возвращаться при определенных обстоятельствах.

Бессознательное формируется в подкорковом слое, а осознанное — это результат деятельности коры головного мозга. Бессознательное также способно воспринимать и перерабатывать информацию, но человек не осознает этих процессов.

Таким образом снимается нагрузка с интеллекта, индивид имеет возможности для занятия творческой и умственной деятельностью.

Теория Фрейда о бессознательном

В сферу бессознательного попадают переживания, психотравмирующие события, запретные желания, постыдные поступки, то есть все то, от чего человек пытается избавиться.

Но «спрятанные» моменты все же влияют на поступки, эмоции, переживания индивида.

Они могут под воздействием внешних факторов прорываться обратно в сознание, образуя чувство тревоги.

По утверждению Фрейда, человеком движет его сексуальный инстинкт. Социальные нормы и общественная мораль формируют «сверх Я» человека.

С их помощью запретные желания преобразуются в те поступки, которые допустимы в данном обществе. Однако, в человеке всегда будет происходить борьба сознательного и бессознательного.

В неофрейдизме понятие бессознательного углубляется, появляется термин «коллективное бессознательное».

В отличие от личностного, коллективное присуще для всех людей, относящихся к определенному обществу. Оно формируется опытом, накопленным поколениями.

Личностное выходит из коллективного, обеспечивая полноценное существование психики человека.

к содержанию ↑

Концепция Леонтьева


А. Н. Леонтьев психолог и его концепция

Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

Он создал теорию деятельности, работал над вопросами эволюционного развития памяти, внимания, мышления.

По Леонтьеву, сначала сознание представляет собой психический образ, который открывает перед человеком мир вокруг него. Затем в предмет сознания включается и деятельность индивида.

Он осознает действия окружающих, а через них и свои собственные. Люди взаимодействуют с помощью слов, жестов. После этого человек способен формировать образы в уме.

Таким образом сознание начинает существовать отдельно от чувств и управлять ими.

По теории Леонтьева сознание состоит из:

  1. Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.
  2. Значения. Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.
  3. Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

О структуре сознания в этом видео:






Наша интересная группа Вконтакте:


Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:


Автор статьи - Тришкина Светлана Николаевна. Есть вопрос? Спросите в комментариях к статье.

Добавить комментарий